Пятый уровень: Скорость. Насколько быстрое у вас зрение?

+ -
+4

Описание

Пятый уровень: Скорость. Насколько быстрое у вас зрение?


Представьте, что ваш день стал бы в два раза длиннее. Тогда вы смогли бы посвящать в два раза больше времени чтению и своим увлечениям. У вас также было бы в два раза больше времени, чтобы прореагировать на подачу вашего партнера по игре в теннис. Причем вам не пришлось бы для этого жертвовать сном.

Просто дух захватывает от такой перспективы, не правда ли? А сейчас я хочу предложить вашему вниманию историю, написанную Паулем Фонтэном для журнала «Flying», вышедшего в августе 1945 года.

Во время Второй мировой войны выяснилось, что зачастую зрение солдат не соответствовало требованиям новых технологий военного дела. Например, в августе 1942 года десантники союзников потерпели неудачу во время рейда по французскому побережью близ Дьепа. Было потеряно девяносто два самолета, причем шестьдесят из них были сбиты силами британской противовоздушной обороны, которые не смогли достаточно быстро идентифицировать их собственные самолеты.

И это был вовсе не какой-то отдельный случай в условиях войны в воздухе, когда глаза солдат оказывались не в состоянии за долю секунды распознать, свой это или вражеский самолет. Подобные случаи исчислялись сотнями. Итальянцы, например, сбили своего собственного летчика-аса, генерала Бальбо.

Над разрешением этой проблемы работали ученые. В 1930-х годах доктор Сэмюэль Реншоу, профессор экспериментальной психологии из университета штата Огайо, изучал скорость восприятия зрительных образов у человека. Используя в своих экспериментах тахистоскоп, инструмент, который на доли секунды показывает изображения, он доказал, что можно было обучить испытуемых идентифицировать число из девяти цифр, появляющееся перед глазами на сотую долю секунды. Одному из испытуемых под руководством Реншоу удалось увеличить скорость чтения с 350 до более чем 1000 слов в минуту.

С началом войны Реншоу модифицировал свой инструмент таким образом, чтобы на доли секунды показывать силуэты самолетов. К 1942 году в военно-воздушном флоте США начали изучать методы тренировки глаз, разработанные Реншоу, и к концу войны тысячи офицеров, уже не только американских, но и британских, канадских и австралийских вооруженных сил прошли подготовку по этим методам. Многие из них научились распознавать силуэты самолетов за сотую долю секунды, тогда как до обучения им требовалось на это четверть секунды. Стажеры научились видеть не только быстрее, но и шире, поскольку методы обучения Реншоу развивали также и периферийное зрение.

Часто многие из тех, кто прошел обучение, отмечали, что оно положительным образом сказалось не только на их зрении, но также и на уровне интеллекта.

После войны Реншоу начал работать со многими из ведущих окулистов, которые обучали тому, что в этой книге мы называем «фитнесом для глаз». В результате разработанные им методики взяли на вооружение почти все тренеры, практикующие в этой области.

А как обстоит дело с быстротой зрительных реакций у вас? Представьте, что вы овладели способностью видеть быстрее и применяете ее, когда читаете, ведете машину или занимаетесь спортом. Насколько повысилось бы качество вашей жизни?

В главе, посвященной широте поля зрения, мы говорили о том, как умение замечать детали позволяет нам видеть больше. Например, возможность видеть выражение на лицах актеров позволяет получить большее впечатление от спектакля. Способность видеть быстро точно так же расширяет восприятие окружающего нас мира.

Если мы можем улавливать информацию за полсекунды, то случившееся за четверть секунды ускользает от нашего сознания. Но если мы сможем воспринимать информацию за десятую долю секунды, то у нас будет больше чем достаточно времени, чтобы увидеть то, что промелькнуло за четверть секунды. Чем быстрее мы видим, тем больше мы видим. Способность видеть быстрее может также увеличить точность нашего зрения. Чем быстрее мы видим, тем больше у нас дополнительного времени, чтобы смотреть. Если мы можем уловить информацию за сотую долю секунды, то, когда мы ведем машину и имеем полсекунды, чтобы увидеть дорожный знак, мы можем несколько раз убедиться, правильно ли мы его распознали, прежде чем он исчезнет из виду.

Существует масса примеров преимуществ быстрой зрительной реакции. Профессиональный игрок в бейсбол, который должен отбить мяч, летящий на него со скоростью сто миль в час, должен видеть быстро. Если мы читаем или работаем на компьютере, то чем быстрее мы можем видеть, тем быстрее мы можем закончить работу или сделать больше. Когда мы ведем машину, то чем быстрее мы видим, тем безопаснее поездка. Например, на дороге с двухсторонним движением машина, идущая по встречной полосе и заехавшая за разделительную линию, может оказаться в опасной близости к нам гораздо быстрее, чем самый быстрый мяч, который должен отбить профессиональный игрок в бейсбол. В такой ситуации реакция должна быть максимально быстрой.

Навыком видеть быстро можно овладеть. Возможно, у вас и нет необходимости распознавать вражеские самолеты, но если вы хотите видеть быстрее, чтобы это помогало вам при чтении, при вождении машины или занятиях спортом, то вам нужно будет добавить в свой повседневный комплекс тренировки глаз упражнения из серии «Быстрое зрение». Если вам хочется поскорее овладеть этим навыком, вы можете заниматься этими упражнениями столько времени, сколько хотите, потому что в отличие от упражнений из серии «Четкое зрение» и «Сильное зрение» они не утомляют глаза.

Если вы читаете эту книгу впервые и хотите получить общее представление об упражнениях из серии «Быстрое зрение», то переверните несколько страниц и взгляните на таблицы со стрелками, относящиеся к упражнению «Быстрое зрение II».

Комплекс упражнений «Быстрое зрение»



Тахистоскоп — инструмент для определения скорости зрения, который может использоваться и для тренировки зрения. Слово тахистоскоп было придумано в конце девятнадцатого века. Оно происходит от греческих слов, означающих «самый быстрый» и «цель». Вначале в этих инструментах использовались шторки, как в объективе фотоаппарата, чтобы на доли секунды показывать изображение. Позже для этой цели были разработаны специальные компьютерные программы. Вы же с помощью этой книги сможете сами изготовить свой собственный простой тахистоскоп из листа бумаги.

Сверните пополам лист обычной бумаги формата А4 так, чтобы у вас получился двухслойный лист размером примерно 21 см на 14,7 см. В середине листа ножницами вырежьте в обоих слоях прямоугольное окошко размером примерно 1 см в высоту и 6,5 см в ширину, как показано на рисунке. Если окошко будет нужного размера, то, когда вы наложите лист на ряд из семи цифр, изображенный ниже, он должен поместиться в нем целиком.



Быстрое зрение I


[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

На следующих страницах вы найдете две колонки трехзначных чисел. В первой колонке первое число — 527. Сначала расположите лист с окошком выше этого числа, чтобы в правой его части было видно слово «трехзначные». Медленно двигайте бумагу вниз, пока перед вами не проплывет число 527 и не покажется промежуток между числами 527 и 394. Медленно перемещая лист, вы легко увидите, как в окошке проплывает число 527.

Положите книгу на стол. Если вы правша, держите ваш самодельный тахистоскоп правой рукой, а левой удерживайте книгу неподвижно. Если вы левша, то тахистоскоп держите левой рукой, а правой — книгу.

Снова передвиньте окошко назад, так, чтобы видеть через него число 527. Потренируйтесь двигать окошко через число, постепенно увеличивая скорость, — до тех пор пока вы не будете едва различать число, промелькнувшее перед вашими глазами. Хитрость, которую вам нужно освоить, состоит в том, что вы должны будете научиться перемещать тахистоскоп быстро, но останавливать его в промежутке между числами, чтобы их не путать.

Научившись обращаться с вашим тахистоскопом, начинайте продвигаться вниз по первой колонке трехзначных чисел. Каждое ваше действие будет состоять из четырех шагов:

1. Настройка: Расслабьтесь. Включите периферийное зрение, чтобы видеть комнату по обе стороны от книги. Направьте глаза туда, где в середине окошка будут пробегать числа. Ваши глаза должны быть направлены в середину числа, а не на первую его цифру, иначе вы не сможете охватить взглядом крайние цифры справа — особенно когда числа в последующих упражнениях станут длиннее.

2. Вспышка: Высветите число, перемещая по нему окошко вниз.

3. Обработка информации: Пока число закрыто от вас бумагой и окошко располагается прямо под ним, попытайтесь увидеть все цифры в уме и назвать это число вслух. Если вы не уверены, повторите шаг 2, пока не будете уверены точно. (Примечание: способность видеть картины в уме подробно рассматривается в главе 8 «Умное зрение». Если у вас все же не получается видеть цифры в уме, просто проговаривайте их про себя и продолжайте упражнение. Выполняя упражнение, вы должны осознавать в уме любые цифры, пробегающие перед глазами. Вероятно, по мере продолжения тренировок вы сможете видеть больше цифр — особенно если вы расслабитесь. Вы узнаете об этом больше из главы «Умное зрение», которая также поможет вам улучшить и быстрое зрение.)

4. Проверка: Проверьте, точно ли вы запомнили число, передвинув окошко вверх, чтобы число снова в нем показалось. Сравните то, что вы видите, и картинку, нарисовавшуюся у вас в уме — или цифры, которые вы проговаривали про себя, если воспроизводить в уме их изображение у вас не получается. Возможно, вам будет удобно записывать цифры на листе бумаги после того, как они промелькнули у вас перед глазами.

Тогда вы сможете сравнить написанное с тем, что появилось в окошке, когда вы снова надвинете его на цифры.

Выполните все эти четыре шага по каждому числу в обеих колонках. Таким же образом проработайте числа в следующих двух колонках, начинающихся с числа 482. Повторяйте упражнение с трехзначными числами, стараясь увеличивать скорость прохождения окошка над числом, пока не можете правильно вспоминать каждое число после того, как оно показывалось у вас перед глазами всего на долю секунды. Если обнаружите, что уже запомнили эти числа чисто механически, тогда начните проходить их, начиная с низа страницы.

Когда вы справитесь с трехзначными числами, научившись распознавать каждое из них после того, как оно очень быстро мелькнет перед вашими глазами, переходите к упражнению с четырехзначными цифрами на страницах 122 и 123. Работайте с ними, используя те же самые четыре шага. Пройдите через четырехзначные числа столько раз, сколько потребуется, пока вы не сможете распознавать их на самой большой скорости прохождения через них окошка, делая не больше одной ошибки на страницу.

Точно так же выполните упражнение с пяти-, шести- и семизначными числами. Если трудно будет вспоминать последние цифры, вспомните, что нужно удерживать внимание на средней цифре числа, а не на первой. Не забудьте также о том, что нужно настраиваться, то есть расслабиться и включить периферийное зрение.

Каждый раз, когда начинаете работать со страницей с более длинными числами, замедляйте скорость прохождения окошка через число, чтобы дать себе больше времени. Если после того, как вы раз или два прошли через более длинные числа, причем пробовали замедлять скорость, вы все равно не можете их правильно определить, тогда вернитесь к предыдущему набору чисел. Продолжайте работать с ним, наращивая скорость, до тех пор, пока не будете готовы вновь вернуться к более длинным числам.

Можно легче запоминать длинные числа, если в уме разбить ряд на два коротких отрезка. Например, вместо того чтобы пытаться вспомнить число 315327, попробуйте вспоминать 315, а потом 327.

Чем дальше от себя вы держите книгу, тем меньше вам нужно будет задействовать периферийное зрение, чтобы увидеть все цифры сразу. Поэтому сначала можно держать книгу достаточно далеко от себя. А по мере совершенствования навыка можете больше открывать периферийное зрение и придвигать книгу ближе.

Быстрое зрение II



Выполняя упражнение «Быстрое зрение I», мы учились видеть быстрее и задавали себе вопрос «Что это?». Точнее говоря, мы спрашивали «Какое это число?». В упражнении «Быстрое зрение И» мы будем продолжать работать над скоростью, но будем уже задавать вопрос «Где это?», а точнее, «Куда указывает эта стрелка?».

Сначала изготовьте новый тахистоскоп. Возьмите лист бумаги формата А4 и согните его пополам, как вы делали в прошлый раз. Но окошко в нем вырезать не надо.

Обратитесь к таблицам, на которых изображены ряды стрелок, по три в каждом (№ 1— 3). Совместите край согнутого листа бумаги с верхним краем верхнего ряда стрелок. Быстро передвиньте бумагу вниз, чтобы открылся верхний ряд из трех стрелок, а затем быстро сдвиньте ее вверх, чтобы он снова закрылся. Два быстрых движения: сначала вниз, затем быстро вверх.

Потренируйтесь двигать лист бумаги несколько раз на верхнем ряде стрелок, пока у вас не получится выполнять это движение легко и быстро, так чтобы стрелки оказывались в поле вашего зрения лишь на мгновение. Когда вы освоите новую технику высвечивания стрелок, вы будете готовы приступить к той же самой процедуре, состоящей из четырех шагов, которой вы уже пользовались в упражнении «Быстрое зрение I»:

1. Настройка: Положите лист бумаги так, чтобы его верхний край располагался выше верхней границы набора стрелок, с которым вы собираетесь работать. (Поскольку вы занимались только с первым рядом и знаете, как в нем расположены стрелки, расположите край листа бумаги ниже этого ряда.) Расслабьтесь. В то время как вы направляете взгляд туда, где, как вы полагаете, будет центр следующего ряда, включите ваше периферийное зрение и удерживайте с его помощью вид всей комнаты, а не только страницу книги.



2. Вспышка: Откройте следующий ряд — быстрое движение вниз и такое же быстрое вверх. И снова попробуйте направить взгляд туда, где будет находиться центр ряда, а не следить за тем, как движется лист.

3. Обработка информации: В уме попытайтесь нарисовать картинку из разнонаправленных стрелок. Можете сказать себе вслух, куда направлены стрелки, но при этом также пытайтесь увидеть их картинку в уме. Увидев их в уме, можете их нарисовать.

4. Проверка: Если вы не уверены, что увидели их правильно, повторяйте шаги 1 и 2, пока не запомните, куда указывают стрелки. Тогда сдвиньте лист бумаги и задержите его там, чтобы проверить ответ.

Проработайте все ряды стрелок, затем поверните книгу вверх тормашками и повторите процесс. Таким образом вы получите в два раза больше вариантов для практики. Если обнаружите, что вам с первой попытки удалось правильно распознать направление стрелок, попробуйте на секунду увеличить скорость движения листа по ряду стрелок.

Когда сможете легко определять направление трех стрелок, высвечивая их так быстро, как можете, переходите к рядам из четырех стрелок. Если они покажутся вам слишком трудными, вернитесь к картинкам с тремя стрелками и работайте над ними, пока не сумеете определить, куда направлены стрелки, чуть ли не с закрытыми глазами. Затем снова вернитесь к рядам с четырьмя стрелками, а потом таким же образом проработайте ряды с пятью и шестью стрелками на страницах.

Работая как с цифрами, так и со стрелками, вы будете делать следующие основные ошибки: 1) не будете смотреть в центр ряда и 2) будете больше пользоваться центральным зрением, нежели периферийным, забывая о том, что нужно удерживать в поле зрения пространство комнаты вокруг книги. Включать периферийное зрение станет совершенно необходимо, когда вы дойдете до упражнения «Быстрое зрение III».

Дополнительные шаги для тех, кто путает право и лево



Если вы всегда путаете, где правая, а где левая сторона, и вам приходится задумываться, когда вас просят повернуть направо или налево, то вам поможет процедура, разработанная доктором Робертом Пеппером из штата Орегон, которую мы вам здесь предлагаем.

1. Прежде чем начинать работать с предложенными вам ранее таблицами со стрелками (№ 1—12), попрактикуйтесь проходить таблицу № 4 следующим образом: положите книгу на стол и касайтесь каждой стрелки кончиком указательного пальца левой руки, а правой рукой в воздухе ведите в направлении, куда указывает стрелка, как будто этой рукой вы дирижируете оркестром. Одновременно называйте вслух направление этой стрелки (вниз, вправо или влево). Проработайте каждый ряд стрелок таким образом, левой рукой указывая место и широкими движениями правой руки имитируя движение стрелки. Повторите этот процесс несколько раз, каждый раз увеличивая скорость, пока не сможете водить правой рукой и без запинки отбарабанить «вниз», «вправо» и «влево». Попробуйте установить определенный ритм и сохраняйте его, работая над всей таблицей.

2. Справившись с шагом 1, проработайте всю таблицу снова, но на этот раз, когда вы касаетесь стрелки кончиком пальца и ведете правой рукой, повторяя движение стрелки, называйте противоположное направление. Например, если стрелка указывает вверх, ведите правую руку вверх, но говорите «вниз». Если стрелки указывают налево, ведите руку влево, а говорите «вправо». Если понятия «право» и «лево» еще не укоренились в вашем сознании, вы собьетесь и вынуждены будете вернуться к шагу 1. Упорно продолжайте заниматься. Когда вы научитесь делать эти ошибки намеренно, то понятия «право» и «лево» отложатся у вас в сознании навсегда.

3. Наконец, вернитесь к тому, чтобы называть направления правильно, но правую руку ведите в противоположном направлении. Например, если стрелка указывает вверх, говорите «вверх», но руку ведите вниз. Если стрелки указывают влево, говорите «влево», а руку ведите вправо.

Возможно, чтобы овладеть этими шагами, вам понадобится определенное время, и в конце концов от этих «вправо» и «влево» у вас уже из ушей пар пойдет и мозги начнут плавиться, но все же это легче, чем всю оставшуюся жизнь путать, где право, а где лево. К тому времени, как вы научитесь непринужденно выполнять шаги 1—3, вы уже сможете не задумываясь сказать, какая у вас рука правая, а какая левая. Вы также уже нанесете серьезный удар по вашей непосбосности (простите, неспособности) к чтению. Но для наших целей самое главное, чтобы вы были готовы успешно справиться с упражнениями «Быстрое зрение» II и III.

Быстрое зрение III



В этом разделе акцент делается одновременно на широком зрении и скорости распознавания знаков. Выполните это упражнение в точности так, как вы выполняли упражнение «Быстрое зрение II», но только пользуйтесь таблицами № 13—32.

Проработайте пять рисунков с тремя стрелками № 13—17, затем поверните книгу на 90 градусов и проработайте эти пять рисунков снова. Затем поверните книгу еще на 90 градусов, так, чтобы теперь она лежала вверх тормашками. Опять пройдите пять рисунков и еще раз поверните книгу на 90 градусов. Вращая книгу таким образом, вы получаете не пять, а двадцать вариантов расположения трех стрелок.

Каждый раз, когда перед вашими глазами открывается изображение стрелок, попытайтесь запомнить его в уме, даже если вам при этом приходится проговаривать вслух, куда они направлены, чтобы лучше запомнить картинку. Когда вы станете уверенно распознавать направление на картинках с тремя стрелками, повторите весь процесс вращения книги с изображениями четырех стрелок, затем пяти и шести — рисунки № 4—12.

Как и в упражнении «Быстрое зрение II», сначала вам, вероятно, придется высвечивать картинку несколько раз. Не забудьте только держать включенным периферийное зрение, чтобы краем глаза видеть максимум пространства комнаты. Не забывайте также устремлять взгляд на центр каждого рисунка, чтобы вы могли видеть сразу все четыре угла рисунка.

Если вам не жалко бумаги, то для упражнения «Быстрое зрение III» лучше пользоваться несколькими половинками листа, которые вы будете двигать. Каждый раз пользуйтесь новым листом бумаги. Откройте на мгновение рисунок, затем положите листок снова на рисунок и карандашом нарисуйте на нем четыре, пять или шесть стрелок в правильных позициях и направлениях так, чтобы, если бы вы могли видеть сквозь бумагу, ваши нарисованные стрелки оказались точно на тех же местах, где находятся стрелки, напечатанные на странице. Сделав это, сдвиньте ваш рисунок и посмотрите, совпадает ли он с рисунком в книге. Возможно, вам придется высвечивать картинку несколько раз, чтобы положение стрелок запечатлелось в вашем сознании, но как только вы начнете рисовать, не сдвигайте бумагу и не подглядывайте, пока не закончите рисунок.

Во время тренировок выполняйте сразу три упражнения — «Быстрое зрение» I, II и III. Не пытайтесь овладеть упражнением «Быстрое зрение I», прежде чем перейти к «Быстрому зрению» II и III. Вместо этого чередуйте их. На первой тренировке делайте «Быстрое зрение I», на второй — «Быстрое зрение II», на третьей — «Быстрое зрение III». Продолжайте заниматься всеми тремя, пока не достигнете успеха. Сталкиваясь с препятствием, давайте задний ход.

Чтобы научиться легко выполнять упражнения «Быстрое зрение» I, II и III, вам может потребоваться время, особенно если вы тратите на тренировки быстрого зрения только семь минут в день.

Как я уже говорил, вы можете заниматься упражнениями серии «Быстрое зрение» столько времени в день, сколько хотите, потому что они не вызывают усталости глаз. Однако не отказывайтесь от других упражнений ради того, чтобы тратить все время на «Быстрое зрение». Это как если бы вы отказались от всех упражнений по бодибилдингу, кроме приседаний. Упражнения оказывают совокупный эффект, помогая вам воспринимать больше информации быстрее и с меньшими усилиями. Например, упражнения серии «Широкое зрение» и «Глубокое зрение» способствуют расслаблению, а умение расслабляться играет важнейшую роль в развитии способности создавать в уме образы. В следующей главе я представлю вам разработанные мной упражнения серии «Умное зрение», которые помогут, если вы испытывали трудности с упражнениями «Быстрое зрение» I, II и III.



---

Статья из книги: 100% зрение без очков и линз за 7 минут в день | Дэвид КУК

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0