Как мы видим то, что видим. Демидов В.

+ -
0

Как мы видим то, что видим. Демидов В. 

Автор: Демидов В.

Год: 1979

Издательство: Знание

Формат: PDF

Качество: Электронная книга

Количество страниц: 715


Описание


Проблема восприятия внешнего мира с помощью органов зрения — одна из интересных естественнонаучных проблем.

Среди тех, кто отдал ей дань, мы найдем имена многих выдающихся людей разных времен и народов.

Ныне над этой проблемой работают крупные научные коллективы, вооруженные самыми современными средствами исследования.

Среди них лаборатория физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Павлова АН СССР в Колтушах под Ленинградом, использовавшая принципы голографии для объяснения «механизма» переработки зрительной информации нашим мозгом.

Рассказывая о работе этой лаборатории, автор широко привлекает материалы, полученные другими советскими и зарубежными исследователями. Эта научно-художественная книга предназначена для широкого круга читателей.

Оглавление

Глава первая. Граница досознательного

Глава вторая. Предвидение Галена

Глава третья. Ловушки деталей образа

Глава четвертая. Дерево опознания добра и зла

Глава пятая. Когда нельзя сказать «а», говорим «б»

Глава шестая. Циклы, которым есть резон

Глава седьмая. Мир строится из деталей

Глава восьмая. Все дороги ведут в Рим

Глава девятая. Плоский трехмерный мир

Глава десятая. Прямые последствия перевернутого

Глава одиннадцатая. Палитра

Глава двенадцатая. Сито для изображений

Глава тринадцатая. Обманы, вызванные стремлением к истине

Глава четырнадцатая. Новый ключ к старым тайнам?

Литература

"Во всем мне хочется дойти
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
До самой сути". - Б. Пастернак

...Перед глазами у меня, а вернее, перед одним правым глазом, потому что левый закрыт черной бумажкой, в дырочку виднеется светлый прямоугольник, по которому причудливой сеткой переплелись тонкие извилистые линии. Щелкнуло, линии исчезли, квадратик на мгновение брызгает белым, и снова возникло переплетение линий.

— Ну, что увидели?

— Ничего, — честно признаюсь я.

— И правильно. Так и должно быть. А теперь?

Снова щелчок. На этот раз почудилось, что вижу контур ка-кого-то четвероногого.

— Собака, — говорю, — Или какое другое животное. Не разглядел толком.

Опять, щелкнув, исчезает переплетение линий. И тут уж я отчетливо понял: козел! Или, может, коза: насчет вымени осталось сомнение...

— Коза, — отзывается Александра Александровна Невская. — А поскольку человек вы нетренированный, то и время у вас сто пятьдесят миллисекунд. Вы ведь не знали, какие картинки я буду показывать.

— А если бы тренированный и знал. — что тогда?

— Тогда вы увидели бы ее раньше, еще при ста и даже при шестидесяти миллисекундах.

— Почему же это?

— Потому что тогда ваш зрительный аппарат гораздо быстрее прошелся бы по «дереву признаков*.

— «Дереву признаков»? Прямо какая-то генеалогия...

— В какой-то мере есть. Но сначала — немного истории всей этой проблемы. В зрении, когда начинаешь разбираться, странно и таинственно буквально все...

Так началось мое знакомство с Лабораторией физиологии зрения, которой руководит профессор Вадим Давидович Глезер.

Введение

Автор этой книги — не только журналист, но и инженер.

А сама книга — результат пятилетнего творческого сотрудничества с учеными из лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Павлова АН СССР.

Все эти пять лет автор внимательно следил за успехами ее сотрудников и постоянно выступал со статьями об их работах.

Проблемы, которые рассматриваются в книге, В. Демидов излагает, опираясь на голографическую гипотезу работы мозга, активно развиваемую в последнее время учеными всего мира (строгости ради отметим, что разделяют эту концепцию не все исследователи).

Среди этих исследований видное место занимают труды советских ученых, в особенности работающих в Институте физиологии им. И. П. Павлова. А поскольку голография — детище инженеров, становится понятным, почему один из них смог легко и непринужденно ориентироваться с помощью голографического компаса в море разнообразных сведений, которые внешне кажутся разрозненными, а на самом деле демонстрируют глубокое единство материальных сущностей мира, открывающегося перед нами.

Единый подход к самым различным проблемам принес автору заслуженный успех. Разбирая с единых позиций вопрос опознания зрительных образов и причины «капризов» моды, восприятия цвета и строения отдельных систем зрительного тракта, зрительные иллюзии и формирование внутренней модели мира, Демидов находит удачные объяснения «таинственным» явлениям, выдвигает правдоподобные гипотезы.

К таким находкам можно отнести, например, гипотезу о причинах изменения моды, объяснение «тайны» треугольника Пенроуза и «невозможных картин»; своеобразен и любопытен подход автора к проблеме сущностей абстракций и понятия красоты.

Убедительно раскрыт внешне парадоксальный тезис о том, что зрительные иллюзии — отражение автоматической точности работы зрительного аппарата, отражение правильности модели мира, сформировавшейся в результате прошлого опыта человека.

Ясность, доступность и одновременно научная строгость изложения материала — несомненное достоинство книги, которую вы держите в руках.

В списке литературы, которой пользовался автор, — труды крупнейших ученых, занимающихся проблемами зрения, как советских, так и иностранных.

Демидов лично знает многих своих героев, он бывал в научных лабораториях, присутствовал при опытах, и потому атмосфера научного поиска передана им увлекательно и убедительно.

Хорошим, образным языком излагая чрезвычайно сложные проблемы нейрофизиологии и психологии, ки­бернетики и медицины, автор нигде не впадает в вульгаризацию.

Он свободно оперирует понятиями многих наук, приводит удачные, яркие примеры, так что следить за логикой развития сюжета читателю будет, безусловно, интересно.

Проблема голографии — проблема во многом математическая, и тем приятнее, что ее удалось объяснить без формул, на вполне понятном самому широкому читателю уровне.

Очень важно, что Демидов ссылается на самые последние работы, результаты которых опубликованы буквально только что, в 1977 г.,— в книге ощущается биение пульса современности, она актуальна и свежа.

История познания механизмов работы зрительного аппарата — это история борьбы науки с идеализмом.

Результаты современных исследований еще и еще раз подтверждают материалистический тезис о познаваемости природы во всех ее проявлениях, в том числе и таких сложнейших, как зрение и мышление.

На место «души» наука ставит изумительные по своей отточенности электрохимические процессы в нейронных сетях мозга. Техника эксперимента с каждым голом становится все изощреннее, наше проникновение в сущность вещей — все глубже.

Человек все больше познает сам себя, проникает в такие тайны, перед которыми тайны океана и космоса бледнеют. И (вместе с тем язык науки становится все более сложным, наука распадается на все более узкие дисциплины, так что ученые, работающие в одной из лабораторий, уже с трудом ориентируются в проблемах своих соседей за стенкой.

Объем информации растет как снежный ком, и потому роль научной популяризации, особенно обобщающей достижения родственных и смежных дисциплин, в наши годы все более возрастает.

Ученый нередко черпает из таких работ полезную для себя информацию.

Книга Демидова как раз и является одной из таких книг — удачной попыткой обобщить результаты, полученные специалистами, работающими в самых различных областях знания.

И не только обобщить, но и связать эти результаты с жизненными проблемами, близкими буквально каждому человеку, сочетая серьезность подхода ученого с живостью стиля литератора.

Академик Газенко О. Г.

Заключение

Если эта книга была написана, так только потому, что сотрудники Лаборатории физиологии зрения Института физиологии в Колтушах помогли мне и своими рассказами, и тем, что позволили присутствовать на опытах, и тем, что иногда даже вовлекали в них. Общение с этими учеными, и особенно с профессором В. Д. Глезером, стало той основой, на которую слой за слоем наращивались другие сюжетные линии, и мне хочется от всей души поблагодарить этих увлеченных своим делом людей за редкую возможность год за годом наблюдать проверку новой гипотезы, становление новой теории.

Не менее важными были советы и критические замечания ученых, исследующих другие аспекты зрительного восприятия: профессора А. Л. Ярбуса и кандидата биологических наук Г. И. Рожковой, докторов медицинских наук Э. С. Аветисова и Ю. 3. Розенблюма, кандидата медицинских наук Л. И. Московичуте. Встречи с членом-корреспондентом АН СССР А. Г. Спиркиным были очень полезны для философского осмысления проблемы формирования перцептивной модели мира. Я очень признателен им всем за ту атмосферу сотрудничества и доброжелательности, в которой проходило обсуждение рукописи.

И, конечно же, я чрезвычайно благодарен академику О. Г. Газенко за его замечания и советы, позволившие уточнить многие формулировки.

В. Демидов

Снимки (скриншоты) книги



Купить или скачать книгу



Все файлы на сайте, прежде чем выкладываются, проверяются на вирусы. Поэтому мы даем 100% гарантию чистоты файлов.

Нажмите на ссылку ниже, чтобы скачать книгу:


Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0