Офтальмология | Ковалевский Е.И.

+ -
0
" alt="

В учебнике представлены современные сведения по анатомии и физиологии зрительного анализатора.

С учетом последних достижений медицины изложены данные об основных заболеваниях глаза и его вспомогательного аппарата.

Описаны новые прогрессивные формы организации офтальмологической помощи населению с позиций семейного врача.

* * *

Рекомендованный Управлением учебных заведений Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации учебник для студентов медицинских ВУЗов.

Прекрасная книга с множеством картинок и иллюстраций.

Особую ценность книг для студентов представляет подробность описания анатомии, физиологии органа зрения, а практикующему врачу в принципе желательно хотя бы изредка (а лучше почаще) освежать для себя эту информацию, особенно в смежных специальностях.

Автор буквально разжевывает методы диагностики, патогенез заболеваний органов зрения!

Что касается методов лечения, то за ними естественно не угонишься.

Некоторые данные, изложенные в книге, могут быть дополнены.

Не зря говорят, что объем знаний в медицине за 15 лет увеличивается приблизительно в 2 раза. 


Предисловие

Мировой опыт свидетельствует о многообразии принципов, методов и результатов офтальмологической подготовки будущих врачей.

В большинстве стран мира сложилась устойчивая практика обучения молодых специалистов — врачей в высших медицинских учебных заведениях университетского типа. Исторически и в России существовала такая же система.

После революции 1917 г. в стране стала развиваться сеть медицинских вузов с лечебными, педиатрическими, санитарно-гигиеническими, стоматологическими, фармацевтическими факультетами (отдельными специализированными институтами).

Были также медицинские факультеты с лечебными и педиатрическими отделениями в составе университетов. Во всех этих учебных заведениях обучение будущих врачей осуществлялось по единым учебным планам и программам соответственно профилям медицинских вузов, факультетов, отделений.

Уровень офтальмологической подготовки отечественных врачей почти такой же, как иностранных, в теоретическом плане, но в отношении практического применения полученных знаний он существенно ниже. Кроме того, значительны различия в возможностях молодых врачей оказывать первую медицинскую помощь пациентам с различной глазной патологией, начиная от их рождения и до старости в зависимости от профиля института (факультеты, отделения).

Окончившие лечебный, а также санитарно-гигиенический и стоматологический факультеты встречаются с трудностями при диагностике и оказании необходимой помощи детям, а педиатры — наоборот, взрослым, хотя последние более подготовлены к врачебному обслуживанию лиц любого возраста с многообразной патологией.

Между тем у иностранных врачей, имеющих университетское общемедицинское (безфакультетное) образование, таких трудностей возникает гораздо меньше, так как они изучают основные вопросы охраны зрения применительно к различному возрасту и разной органной патологии (внутренние органы, нейро-сосудистая система, анализаторы и др.).

Как результат такой университетской (базисной) подготовки каждый иностранный врач с первых дней своей практической деятельности по существу становится «семейным врачом» и обеспечивает охрану здоровья каждого члена семьи «от мала до велика». Следовательно, ранняя профилизация в подготовке молодых специалистов — врачей недостаточно способствует успешной охране здоровья каждого человека независимо от его возраста.

Это убедительно подтверждается состоянием структуры и уровня глазной заболеваемости, инвалидности по зрению, которые оказываются нередко менее благополучными, чем в других государствах. Кроме того, медицинское обслуживание каждого человека с раннего детства разными врачами ведет по существу к отсутствию ответственности кого-либо за охрану зрения.

В связи с таким положением, несмотря на высокий уровень обеспеченности нашего населения глазными врачами, медицинскими глазными учреждениями для детей и взрослого населения, у нашего народа с каждым годом растет тяга к тому, чтобы каждый человек мог обратиться для обеспечения своего здоровья к желаемому, а не к закрепленному за ним врачу, т. е. чтобы был «семейный врач». Ведь настоящая профилактическая медицина возможна лишь тогда, когда врач семьи наблюдает каждого ее члена постоянно и «не даст ему заболеть».

Особые трудности у молодых специалистов возникают, когда речь идет об оценке состояния различных отделов нейрососудистой системы, ЛOP-органов, а также органа зрения. Порой полную беспомощность проявляют молодые врачи при наличии острой патологии этих органов. Естественно, что при этом экстренная первая врачебная глазная помощь не оказывается, а специализированная помощь задерживается и исходы патологии становятся менее благоприятными.

Чтобы по возможности ликвидировать существующие недостатки в охране зрения населения, перед высшей медицинской школой стоит первостепенная задача — подготовить из каждого молодого специалиста такого врача, который мог бы оказать первую глазную врачебную помощь при любой патологии глаз человеку любого возраста.

Поэтому даже в том случае, если останутся в наших медицинских вузах (медицинских университетах, учебных академиях и т. п.) различные факультеты, характер и объем знаний по возрастным особенностям различных органов и систем в норме и при различных видах патологии должны представлять собой единый базис вне зависимости от факультета.

Особенно важно это при изучении состояния глаз в норме и при патологии. Ведь глаз является частью мозга, вынесенной на периферию; это важнейшая составная часть так называемой оптико-вегетативной или фотоэнергетической системы, которая с первых минут жизни и до глубокой старости обеспечивает активное ее участие в гармоничной адаптации внутренних органов к внешним условиям.

По состоянию глаз и зрительных функций больше, чем по состоянию какого-либо другого органа, можно судить об общем здоровье человека, его болезни и ее течении под влиянием лечения, о клиническом выздоровлении, а также прогнозировать болезни различных органов и систем.

Недаром сегодня врачи всех специальностей стремятся овладеть методами так называемой иридодиагностики болезней различных органов и систем. Глаз может «рассказать» примерно в половине случаев, где и какова болезнь, а это в свою очередь позволяет охранить и глаз от его вовлечения в общий патологический процесс.

75—85% заболеваний глаз — это не местный процесс, а проявления патологии различных органов и систем (головного мозга, почек, гипертонической болезни и др.). Следовательно, нужно комплексное — местное и общее лечение при любой болезни с учетом состояния глаз и зрения.

В данном учебнике вопросы офтальмологии изложены в соответствии с «Программой по офтальмологии для студентов медицинских институтов и медицинских факультетов» вне зависимости от их профессионального профиля, т. е. приведены краткие фундаментальные (базисные) данные, которыми должен овладеть и уметь применять на практике будущий врач по отношению к человеку любого возраста.

Любой врач обязан визуально оценить состояние каждого — правого и левого глаза и его зрение, отличить норму от патологии, оказать первую врачебную помощь и только после этого направить пациента к офтальмологу или другому специалисту. Вполне естественно и оправданно, что сравнительно большое место в учебнике отведено прежде всего оценке состояния глаз и зрения у детей, так как охрана зрения — это охрана их здоровья и их будущего.

В учебниках различных авторов (Н. А. Плетнева, В. Н. Архангельский, А. И. Бочкарева и соавт., Е. И. Ковалевский) вопросы охраны зрения излагались преимущественно для студентов лечебных и педиатрических факультетов и довольно подробно, излагались сложные методики диагностики, а также консервативного и хирургического лечения, посильные только офтальмологам, а не врачам общей практики — «семейным врачам».

В данном учебнике не рассматриваются многие глазные болезни, при которых оказание первой врачебной помощи врачом общей практики нецелесообразно, а необходимо исключительно специализированное офтальмологическое лечение.

Исходя из данной предпосылки, в учебнике не приводятся подробные данные о методах приборно-аппаратной диагностики, медикаментозного и хирургического лечения больных в условиях глазных поликлинических или стационарных учреждений.

Эти данные изложены в соответствующих руководствах, монографиях, трудах съездов и конференций, в специализированных журналах для врачей-офтальмологов.

Автор будет благодарен за пожелания, советы, предложения, направленные на совершенствование учебника в последующих его изданиях и в процессе преподавания.

Снимки (скриншоты) книги

 

 

 

Купить или скачать книгу



Все файлы на сайте, прежде чем выкладываются, проверяются на вирусы. Поэтому мы даем 100% гарантию чистоты файлов.

Нажмите на ссылку ниже, чтобы скачать книгу:


Yandex.Narod " target="_blank" rel="nofollow">► Скачать книгу ◄

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0