Микродинамика зрительного поля

+ -
0
Микродинамика зрительного поля
Подведем итоги. Задача выполненного исследования заключалась в том, чтобы определить закономерности динамики зрительного поля человека при восприятии нового предмета. Эффективность опознания цифры и время реакции (ВР) испытуемого выполняли роль зонда, тестирующего состояние зрительного поля в той или иной его области в определенный момент времени.

Согласно полученным данным, фиксация предшествующего и последующего предметов восприятия характеризуются устойчивой структурой зрительного поля, которая отличается неоднородностью (от центра к экстремальной периферии эффективность опознания монотонно снижается), асимметрией (уровень ошибок опознания в правой и левой частях поля зрения неодинаков) и динамизмом (коэффициент вариативности возрастает от центра к периферии). Изменение предмета восприятия сопровождается преобразованием структуры зрительного поля, отвечающей предшествующему предмету восприятия. Способ преобразования зависит от того, где локализуется новый предмет восприятия. Если он расположен в центральной части, изменения структуры зрительного поля локальны и незначительны, с увеличением эксцентриситета преобразования становятся все более экстенсивными и продолжительными.

Преобразование структуры зрительного поля, или перцептивный переходный процесс, совершается как диахроническое целое, в котором можно дифференцировать несколько стадий. На I стадии сохраняется высокая адекватность оценок объектов центральной области и ближней периферии, но снижается эффективность восприятия элементов средней периферии. Особенность II стадии состоит в снижении эффективности отражения элементов центральной зоны и ближней периферии. III стадия характеризуется двумя тенденциями: ростом адекватных оценок в той половине поля зрения, в которой локализуется новый предмет, и снижением эффективности восприятия в комплементарной половине. Наконец, IV стадия отличается поляризацией тенденций III стадии и адекватным отражением нового предмета восприятия. Порядок следования, продолжительность стадий, а также латентный период развертывания процесса в целом (О-стадия) индивидуально варьируют. ППП может протекать в лабильной и ригидной формах, обладает свойствами локального ускорения и торможения, возможностью выпадания отдельных стадий и возвращения на предшествующие стадии. Конкретная динамика перцептивных преобразований зависит от задачи, стоящей перед испытуемым, выбираемого способа восприятия, позиции актуального предмета в поле зрения и индивидуальных особенностей наблюдателя.

Дифференцированный анализ локальных отношений, которые устанавливаются в зрительном поле во время ППП, обнаруживает еще одну разновидность маскировки: точечный периферический пара- и метаконтраст. Она состоит в возможности подавления восприятия тестового паттерна латерально расположенным точечным пятном, площадь которого в 8-17 раз меньше площади теста. Эффект возникает только на периферии и зависит от величины эксцентриситета и длительности отражения элементов среды. В перцептивном микропроцессе точечный метаконтраст (тестовый паттерн следует за маскером) непосредственно связан с позицией нового предмета восприятия и наиболее выражен на I и II стадиях ППП, параконтраст (тестовый паттерн предшествует маскеру) — с позицией предшествующего предмета восприятия и наиболее выражен на III и IV стадиях ППП. Поэтому соотношение эффектов и их динамика могут служить индикатором величины и направления микросмещений зрительного поля, а также стадий развития ППП.

Саккадический поворот глаз в сторону нового предмета восприятия совершается в середине ППП (II—III стадии), обеспечивая возможность дальнейшего преобразования структуры зрительного поля. Во время саккады, а также непосредственно до и после ее выполнения, происходит перераспределение перцептивной способности: некоторое снижение ошибок опознания в зоне локализации нового предмета (250 ? t ? 400 мс), общее снижение эффективности опознания (II стадия) и значительное ухудшение восприятия элементов комплементарной части поля зрения (III стадия). Первое может быть интерпретировано в терминах зрительного внимания, последние — в терминах парасаккадического подавления. Таким образом, тенденции, затрудняющие и облегчающие восприятие, сосуществуют в одном и том же микроакте, выражая разные проявления одного и того же целого.

Дополнительность тенденций ППП находит выражение в одновременности стабильного и нестабильного восприятия объектов. Перцептивная стабильность (константность зрительного направления) соотносится преимущественно с предметом восприятия, нестабильность (в сконструированной экспериментальной ситуации она принимала вид эффекта мультипликации) — с фоном. Эти данные позволяют, в частности, объединить альтернативные представления о способе оценки зрительной информации во время саккады, а также переформулировать основной вопрос проблемы стабильности видимого мира с учетом противоположных свойств динамики зрительного поля.

Другим проявлением дополнительности выступает дифференциация «быстрого» и «медленного» компонентов ППП. «Быстрый» компонент выражает локальные преобразования структуры зрительного поля и обеспечивает возможность гибкого переключения направленности процесса, «медленный» — связан с преобразованием зрительного поля в целом, реализуя найденное решение перцептивной задачи. Эта дифференциация становится основанием сосуществования в одном и том же микропроцессе двух зон эффективного восприятия и соответствующих нм способов перцепции. Одна локализуется в области актуального предмета восприятия (локус зрительного контроля), другая — в области предшествующего (центр зрительного поля). Несмотря на некоторое сходство пространственно-динамических параметров, каждая из зон имеет самостоятельное значение. В отличие от оппозиции «анатомическое — функциональное фовеа» локус зрительного контроля и центр зрительного поля выражают различные функциональные характеристики перцептивного микропроцесса.

Полученные экспериментальные данные позволяют более полно представить динамику изменения направленности процесса восприятия. Последняя выражается в трех (а не в двух, как обычно принимается) «векторных» характеристиках: а) ориентации локуса зрительного контроля, б) положении глаз и в) ориентации центра зрительного поля. На исходной и финальной стадиях ППП все три вектора ориентированы примерно одинаково, соответствуя локализации данного предмета восприятия. С изменением предмета согласованность нарушается. Сначала (I стадия ППП) меняется ориентация локуса зрительного контроля. Затем (II стадия) происходит саккадический поворот, снимающий рассогласование между новой направленностью субъекта и позицией глаз. Наконец (III стадия), в этом же направлении смещается центр зрительного поля, отличающийся наивысшей «разрешающейся способностью». Направленность перцептивного процесса меняется ступенчато, причем каждая ступень имеет свой латентный период, время последействия, способ реализации и функциональную нагрузку. Этот результат снимает противопоставление концепций зрительного внимания, опирающихся на факты либо дискретности, либо непрерывности его смещении, и ставит вопрос о методах исследования микроперцепции, учитывающих динамику не только локуса зрительного контроля (способы его регистрации разработаны достаточно полно), но и ППП. В качестве одного из таких методов может быть использована сопряженная оценка величины периферического пара- и метаконтраста в исходной и финальной точках фиксации.

Установив связь вероятности опознания тест-объекта с соответствующей стадией микрогенеза зрительного образа, мы получили возможность рассмотреть ППП в терминах движения информационного содержания восприятия по уровням его организации и уточнить особенности самого микрогенеза. Согласно нашим данным:

1. В один и тот же момент времени восприятие элементов среды, локализованных в различных зонах поля зрения, находится на разных стадиях актуального развития (= уровнях организации): чем эксцентричнее расположен тот или иной элемент среды, тем на более ранних стадиях прерывается микрогенез его восприятия.

2. В экологически валидной ситуации микрогенез восприятия свойств и отношений действительности каждый раз начинается с той стадии, которая была достигнута в ходе предшествующего акта отражения. Последовательное прохождение ранних стадий микрогенеза характерно для восприятия элементов, локализованных на экстремальной периферии или вновь появляющихся в поле зрения.

3. В одном и том же акте восприятия сосуществуют противоположные, направления микроразвития: прямое, когда элементы среды воспринимаются все более и более определенно и дифференцированно, и обратное, когда восприятие тех или иных элементов среды становится все более и более обобщенным, теряет определенность (регресс). Прямое направление специфично для отражения элементов той части поля зрения, в которой локализуется новый предмет восприятия, обратное — для элементов комплементарной части.

4. При небольших угловых расстояниях (меньше 1) между смежными во времени предметами восприятия стадии микроразвития, достигнутые в результате предшествующего акта отражения, сохраняются и в последующем. Чем более эксцентрично локализован новый предмет восприятия, тем с более ранних стадий начинается его генезис, и к все более ранним стадиям стремится генезис восприятия предшествующего предмета.

5. Микрогенез восприятия различных элементов среды происходит гетерохронно и может иметь немонотонный характер; порядок и время прохождения отдельных фаз зависят от решаемой задачи, позиции нового предмета восприятия в поле зрения и индивидуальных особенностей наблюдателя. Полученные данные позволяют заключить, что закон фазности восприятия, сформулированный ранее для узко ограниченных условий, может быть распространен и на ситуацию, допускающую визуальное отражение пространственно развернутого фрагмента действительности и возможность перевода взора с одного предмета восприятия на другой.

Со стороны содержания микродинамика восприятия выступает и как процесс выдвижения и верификации перцептивных гипотез. Его особенности проявляются в специфике вербальных описаний тест-объектов на разных стадиях ППП и в типологии ошибок опознания. В ходе микровосприятия характер и число выдвигаемых гипотез меняются. Во-первых, их содержание становится все более и более определенным: на ранней стадии микрогенеза тест-объект воспринимается как изменение яркости протяженного участка поля зрения, на средней — как плохо различимая цифра или буква, на финальной — как цифра с отчетливо дифференцируемыми деталями. Во-вторых, на разных стадиях микрогенеза возможно выдвижение разного числа перцептивных гипотез: на начальных и финальных фазах оно минимально, на средних — максимально. Процесс выдвижения перцептивных гипотез опирается на выделение как локальных особенностей тест-объектов (»ошибки конфигурации»), так и на их «глобальные» свойства (асимметрия ошибок), совершается последовательно от простого содержания к сложному и зависит от индивидуального опыта наблюдателя.
Роль наблюдателя в организации процесса зрительного микровосприятия особенно наглядна в тех случаях, когда в экспериментах либо принимают участие неопытные испытуемые, либо экспериментатор «забывает» дать инструкцию, либо эксперименты проводятся в абсолютной темноте. В первые декады предъявлений наблюдатели вообще затрудняются определить содержание вспыхивающих тест-объектов, постепенно настраиваясь на адекватное отражение стимульных паттернов. Установление нового рабочего диапазона восприятия связано с построением соответствующей перцептивной схемы. Ее отсутствие ведет к дезориентации индивида в ситуации, которая выражается, с одной стороны, в инверсии временных отношений стимульных паттернов (тест воспринимается как появляющийся раньше метки или одновременно с ней), а с другой — в функциональной слепоте или искажении цифры (она может либо не восприниматься вообще, либо восприниматься как буква, геометрическая фигура и т. п.). Трудности ориентировки неинструктируемых испытуемых вызываются и отсутствием адекватного перцептивного плана, задающего «опорные точки» ситуации и способ их вычленения. За скоротечными преобразованиями зрительного поля обнаруживается совокупность разномодальных субпроцессов, объединенных общим информационным (предметным) содержанием и направленностью. Подобное образование складывается в ходе тренировочных серий, существует в виртуальной (схематизированной) форме и в пробах основного эксперимента проявляет себя в индивидуальнооптимальном способе восприятия. Но даже у обученных испытуемых оно всегда остается недоопределенным. Не только структура зрительного поля, но и перцептивная мотивация, установка, схема, план исполнительные звенья специфицируются в процессе микровосприятия.

По существу, все три гипотезы о способах преобразования зрительного поля получили подтверждение. Они отражают различные проекции одного и того же целого — элементарного акта зрительного восприятия.

Элементарный акт зрительного восприятия



Рассматриваемое в терминах события, восприятие представляет собой функциональное целое — перцептивную систему, которая обладает возможностью самоорганизации и саморазвития, проявляясь в трех ипостасях: а) как форма жизнедеятельности индивида — взаимодействие субъекта и объекта восприятия, б) как совокупность внутренних условий восприятия — перцептивный комплекс, объединяющий мотивационно-оценочный, когнитивный, диспозиционный и исполнительный компоненты и в) как чувственный образ, или продукт собственно восприятия. Целостный акт (процесс) восприятия — суть движение перцептивной системы, перцептогенез. Он протекает одновременно в формах активности и отражения, носит полиморфный характер, совершается на разных уровнях, в разных планах и измерениях.

Результаты выполненных экспериментальных исследований с разных сторон характеризуют закономерности динамики зрительного образа, детерминации и функциональной организации фиксационного поворота глаз, позволяя реконструировать содержание узловых моментов микропроцесса зрительного восприятия в целом: его основание, психологический состав, структуру, стадии развития, механизм, уровни организации, детерминацию, свойства и способы взаимодействия.

Основание. Микропроцесс зрительного восприятия протекает в реальном масштабе времени, занимая несколько сот миллисекунд. Его источником становится противоречие между актуальной направленностью наблюдателя (субъекта микровосприятия) и структурой наличной ситуации (объектом), которое разрешается в ходе их взаимодействия. Ситуация «навязывает» наблюдателю содержание воспринимаемого, наблюдатель преобразует или сохраняет ситуацию таким образом, чтобы значимые элементы действительности отражались достаточно адекватно (ясно, отчетливо, без искажений). Перцептивная активность наблюдателя проявляется в формах: а) решения зрительной задачи (обнаружение и опознание значимого элемента, оценка его параметров и др.), б) ориентировочно-исследовательского действия, в) целенаправленного окуломоторного акта, меняющего, либо сохраняющего устойчивую позицию глаз, г) формирования (закрепления, восстановления) зрительного навыка. Направление зрительного микропроцесса задается предметом восприятия (значимый элемент или отношение действительности), адекватное отражение которого является одновременно и искомым перцептивной задачи, и целью зрительного действия, и афферентатором движений глаз.

Состав. Процесс микровосприятия включает в себя движение мотивационно-оценочного, когнитивного, диспозиционного и исполнительного компонентов.

1. Мотивационно-оценочный компонент. Зрительный процесс инициируется, контролируется и останавливается потребностью наблюдателя в конкретной чувственной информации. Мотивационное значение переносится на новый элемент ситуации в течении 50-100 мс, изменяясь в ходе выполняемого акта. Поскольку возможность удовлетворения перцептивной потребности зависит от разнообразных условий (содержания задачи, прошлого опыта, состояния рецепиента и его органов чувств, возмущающих воздействий и др.), продолжительность микропроцесса широко варьирует: она может быть меньше длительности одной фиксации, а может превышать ее в несколько раз. Оптимальная продолжительность зрительного микровосприятия эквивалентна суммарной длительности смежных фиксационных дрейфов и объединяющей их саккады.

2. Когнитивный компонент реализует движение информационного содержания и формы зрительного образа. В содержание входит разнородная информация (модально-качественная, пространственно-временная, предметно-смысловая) об элементах наличной ситуации, представленная преимущественно в Зрительной модальности. Источником его изменения служат изменения как событий внешней среды, так и состояния самого наблюдателя (его органов чувств и движения). Форма проявляется в трех «ипостасях»: как структура зрительного поля, как перцептивная схема и как план.

Структура зрительного поля выражает функциональную неоднородность воспринимаемых элементов ситуации. Содержание, отвечающее визуальной потребности (предмету восприятия), образует ядро, отражение других элементов и отношений ситуации — периферию зрительного образа. В устойчивой структуре зрительного поля ядро занимает центральную часть; чем дальше от центра локализуются элементы ситуации, тем они воспринимаются все более искаженно и обобщенно. Новая структура зрительного поля складывается внутри и на основе предшествующей. С развитием процесса микровосприятия ядро нового зрительного образа постепенно обособляется, конкретизируется и реализует свои регуляторные функции; при этом информационное содержание ядра, предшествующего образа, трансформируется в элемент фона.

Перцептивная схема фиксирует наиболее типичные черты объекта, включаясь в микроакт зрительного восприятия в качестве предварительного знания рецепиента об окружающем и себе самом. В процессе восприятия она верифицируется и непрерывно уточняется (или преобразуется), подстраиваясь к наличному состоянию ситуации. При искажении канала зрительной обратной связи схема ситуации становится одним из главных средств пространственной ориентировки индивида.

Перцептивный план задает и контролирует движение информационного содержания, принимая вид стратегии и тактики перцептивной активности наблюдателя. Стратегия (что воспринимать, в каком порядке, при каких условиях и т. д.) складывается в результате предшествующих взаимодействий индивида со средой; тактика (гипотезы относительно локализации и содержания значимых элементов среды, цель фиксационного поворота и способы ее реализации) формируется и осуществляется в ходе зрительного микроакта. Модификация плана — центральный момент перцептивного научения (адаптации) в условиях зрительной и/или окуломоторной дисфункции.

3. Диспозиционный компонент находит выражение в феномене готовности (установки) наблюдателя осуществить конкретные способы перцептивной активности и отражения. Фиксированная установка вырабатывается в ходе перцептивного научения, обеспечивая возможность адекватного восприятия сходных ситуаций. Первичная установка развивается непосредственно в акте микровосприятия, реализуя настроенность наблюдателя на отражение уникальной ситуации и соответствующий ей способ активности. Готовность наблюдателя предполагает согласованность зрительного процесса с параметрами предмета восприятия, наличным состоянием окуломоторного аппарата, позой рецепиента и предшествующим опытом.

4. Исполнительный компонент объединяет собственно перцептивные (зрительный анализ, синтез, обобщение, сравнение) и перцептивно-приспособительные (изменение или сохранение направленности глаз или головы) операции наблюдателя. Как правило, фиксационный поворот выполняется на промежуточных стадиях перцептогенеза, содействуя его дальнейшему развертыванию. Характер глазодвигательной активности определяется содержанием цели регулирования, состоянием канала зрительной обратной связи, положением глаз относительно головы, локализацией предмета восприятия в поле зрения и адаптивными возможностями ГДС. В широких пределах феномены зрительного восприятия независимы от параметров движений глаз, а окуломоторная активность — от характеристик зрительного образа.

Структура. Несмотря на различие функций рассмотренные субпроцессы имеют общую направленность и предметное содержание, опосредствуют друг друга, проходят общие этапы или стадии микроразвития. Их единство выражает генезис функционального органа восприятия — зрительного микрокомплекса, обеспечивающего адекватное отражение ситуации и ее направленное преобразование в целом. Структура (совокупность связей и отношений компонентов) зрительного микрокомплекса включает как жесткие, так и гибкие звенья, благодаря которым микропроцесс восприятия приобретает не только устойчивость, но и способность к оперативным преобразованиям и развитию.

Стадии. Зрительный микропроцесс проходит четыре основные стадии: возникновение, становление (формирование), функционирование и преобразование перцептивной микросистемы.

1. Зарождение перцептивной микросистемы связано с актуализацией потребности наблюдателя в новой зрительной информации и протекает в рамках его предшествующего взаимодействия с объектом, т. е. на неспецифическом основании. На этой стадии намечается новый предмет восприятия, ядро будущего зрительного образа и соответствующая направленность субъекта.

2. Становление перцептивной микросистемы осуществляется путем специализации ее компонентов и образования более организованного и устойчивого целого. Ограниченность возможностей реализации нового микроакта рамками прежней микросистемы вызывает смену оснований: активность, связанная с отражением актуального элемента среды, становится ведущей. Это предполагает изменение позиции наблюдателя, в частности, выполнение фиксационного поворота глаз, содействующего более тонкой дифференциации значимого элемента среды и его интеграции в новую систему отношений.

3. Функционирование перцептивной микросистемы выражает ее зрелое состояние, обеспечивающее текущую ориентировку и регуляцию поведения индивида в среде. Сложившееся целое приобретает устойчивость и содержит предпосылки новой зрительной микросистемы.

4. Преобразование (понижение устойчивости, ведущее к снятию) перцептивной микросистемы вызвано выполнением ее функций в поведении. Перцептогенез (его регрессивная ветвь) вновь протекает на неспецифическом основании, но уже в рамках последующего взаимодействия наблюдателя с объектом.

Обладая некоторой самостоятельностью, выделенные стадии не имеют жестких границ, «вырастают» одна из другой и онтологически неотделимы. В отличие от локальных проявлений (стадий ППП и фаз микрогенеза зрительного образа), диахроническая структура зрительного микропроцесса в целом остается неизменной.

Механизм. К психологическому механизму динамики микровосприятия мы относим совокупность средств, реализующих возможность развития перцептивной системы. Центральное звено этого механизма включает: 1. Прогнозирование (антиципацию) наблюдателем требуемого элемента окружения и предвосхищение будущего состояния микросистемы в целом; оно определяет направление процесса восприятия и выводит его на более высокие стадии или фазы развития. 2. Видоизменение, т. е. накопление новообразований, благодаря которым микросистема обретает качественно иное состояние; видоизменение перцептивной системы осуществляется по линиям ее интеграции — дифференциации и обобщения — конкретизации. 3. Контроль, или обратная связь — воздействие результатов зрительного процесса на его собственное протекание; благодаря этой особенности происходит оптимизация или коррекция развития микросистемы.

Уровни организации. В организацию зрительного микропроцесса включены перцептивные системы всех уровней. Макросистема как более масштабное целое определяет общий контекст и направленность, мегасистема — нормы и константы развертывания микропроцесса. Проекция вертикального строения зрительного восприятия на организацию окуломоторной активности становится основанием иерархии контуров регулирования движений глаз. Многоуровневость характеризует и внутреннюю организацию микросистемы: результат, достигнутый на той или иной стадии ее развития, включается в результат последующей стадии, превращаясь в структурный уровень развивающегося целого. Если текущая ориентировка в среде и контроль выполняемого действия опираются преимущественно на верхний, доминирующий уровень зрительного образа (комплекса, системы), контроль позиции и перемещения глаз — на микрогенетически более раннее образование субдоминантного уровня, то регуляция функционального состояния наблюдателя и его органов чувств обеспечивается продуктами начальных фаз перцептогенеза.

Детерминация. Развертывание зрительного микропроцесса определяется системой детерминант, в которую входят причинно-следственные связи (объект субъект), общие (морфо-физиологические особенности органов чувств и ЦНС реципиента) и специальные {предшествующая микросистема) предпосылки, внешние факторы (формы поведенческой активности; воздействия, содействующие, либо затрудняющие выполнение зрительного акта), внутренние факторы (в частности, перцептивные процессы других уровней), опосредствующие звенья (социокультурные нормы, усвоенные стратегии решения зрительных задач). Каждая из детерминант имеет свою «зону влияния», собственный «вес», действует во взаимосвязи с другими детерминантами; ведущим или системообразующим фактором, в данном случае, выступает предмет актуального восприятия. Система детерминант складывается и развивается в самом акте зрительного микровосприятия. Новообразования, возникающие на той или иной стадии перцептогенеза включаются в его детерминацию на правах предпосылок, внешних или внутренних факторов, а действие причины находится под постоянным контролем следствий. Смена детерминант служит основанием перехода перцептивного микропроцесса с одной стадии на другую и является условием его оптимизации (адаптации).

Свойства. Зрительный микропроцесс обладает рядом свойств, совокупность которых характеризует его качественную определенность. Процесс микровосприятия:

гетерогенен: включает движение качественно разнородных образований;

целостен: несмотря на функциональные различия, субпроцессы объединены в некоторое целое, имеющее собственные закономерности движения;

двунаправлен: выступает одновременно и как визуальное отражение, и как активность (в том числе окуломоторная);

амбивалентен: включает противоположные тенденции (стабильность и астабильность отражения, прогрессивную и регрессивную ветви генеза и т. п.);

непрерывен: реализует единство прошлого, настоящего и будущего, лишен резко очерченных границ и разрывов перцептивной способности во время саккадических поворотов глаз;

дискретен:и микропроцесс в целом, и его отдельные стадии обладают качественной определенностью и ограничены во времени;

необратим:с каждым циклом взаимодействия зрительная микросистема поднимается на более высокую ступень своего развития, которая, в свою очередь, обеспечивает новые возможности субъект-объектного взаимодействия;

гетерохронен: каждая из стадий требует собственного времени, допускаются локальные ускорения, замедления, выпадание отдельных фаз, различна динамика визуального отражения разнолокализованных элементов среды;

подвижен: может протекать в лабильной или ригидной формах;

вариативен: обладает относительной независимостью параметров (компонентов, планов, измерений), которая позволяет решать простейшие зрительные задачи разными способами;

адаптивен: способен к модификации (оптимизации) своей внутренней организации при воздействии деструктурирующих факторов.

Взаимодействия смежных зрительных микроактов. Особенность взаимодействия последовательных актов микровосприятия состоит в том, что результат предшествующего акта становится предпосылкой нового, в рамках которого он перестраивается и приобретает иные функции. Данная особенность обеспечивает преемственность и непрерывность зрительного восприятия, с одной стороны, и его новизну и самостоятельность — с другой. Взаимодействие параллельно текущих разнонаправленных актов микровосприятия захватывает все основные планы и структурные компоненты перцепции и становится основанием не только феноменов зрительного поля. Характер взаимодействий этого типа непосредственно связан с локализацией, длительностью порядком и асинхронией следования параллельных предметов зрительного восприятия. На различных этапах развертывания перцептивных актов эффект взаимодействия оказывается различным; в зависимости от соотношения стадий или фаз микропроцессов, каждый из них может как мешать, так и содействовать развитию другого.

В русле идеи перцептивного события традиционные проблемы зрительного восприятия открываются в новом ракурсе и предполагают новые способы решения.

Известные феномены микровосприятия (динамика зрительного внимания, маскировка, парасаккадическое подавление, эффекты дальнего взаимодействия, фиксационный поворот глаз, константность зрительного направления и др.) выступают как локальные проявления развития перцептивной микросистемы, эффект которых определяется степенью продвинутости зрительного процесса в целом и характером его взаимодействий. Они «замыкаются» преимущественно на динамику зрительного поля — функциональное (а не квазиморфологическое) образование, имеющее анизотропную, асимметричную и вариативную структуру, закономерно меняющуюся с каждым новым перцептивным актом. Дифференциация компонентов микропроцесса на «быстрый» и «медленный» ведет к представлениям о сосуществовании двух зон эффективного восприятия и ступенчатом изменении направленности перцептивного процесса. Сопредставленность альтернативных тенденций восприятия (стабильности и астабильности визуального отражения среды, прогрессивной и регрессивной ветвей микрогенеза, облегчения и затруднения перцепции, гибкости и ригидности преобразований зрительного поля и т. п.) раскрывает один из узловых принципов организации перцептивного микропроцесса — принципа дополнительности. Включаясь в динамику перцептивного целого, любой отдельный феномен зрительного восприятия подчиняется движению всей системы детерминант данного процесса.

Благодаря событийному контексту окуломоторная активность организуется в пространстве и времени, получает конкретный функциональный смысл и возможность внутреннего соотнесения с динамикой субъекта и порождаемого зрительного образа. Включенность в перцептивную систему — основание гибкости, вариативности и адаптивности окуломоторных структур. Опосредствованность динамики зрительного образа и движений глаз ходом развития перцептивной системы обеспечивает, с одной стороны, их относительную независимость (зонная природа перцептивно-окуломоторных отношений), с другой — тонкую координацию. Функциональная организация окуломоторных структур несет отпечаток разнообразия планов, уровней и измерений процесса зрительного восприятия и может быть использована в качестве его системного индикатора. Эффективность применения методов окулографии в исследовании психических процессов зависит от полноты анализа содержания и способов развертывания соответствующих перцептивных систем.

Разработка целостных представлений о психологической природе чувственного восприятия человека составляет главное назначение развиваемого подхода. Его ядро образует понятие перцептивной системы, репрезентирующее восприятие как конкретное событие. Понятие перцептивной системы задает единицы, метод и возможные аспекты анализа процесса восприятия; способно синтезировать локальные концепции и подходы; определяет основные требования эмпирического исследования (полноту изучаемого процесса, соотнесенность смежных перцептивных актов, сопоставление и объединение различных моментов, срезов и планов познаваемого целого и др) выражает интегративное психологическое знание и, следовательно, релевантно практическим целям.

----

Статья из книги: Окуломоторные структуры восприятия | Барабанщиков В.А.

Возможно, Вам будет интересно

Похожие новости

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0