Иллюзии «искусства теней»

+ -
0
Иллюзии «искусства теней»

Описание

Теневой театр. Прямолинейность распространения света — одно из его основных свойств. От каждой точки источника излучений свет распространяется по всем направлениям по прямым линиям. Эти-то линии в геометрической оптике и называют лучами света.

Если же на пути распространения света от источника малых размеров поместить непрозрачный предмет, то появится тень этого предмета, которая в точности или с некоторыми искажениями воспроизведет контуры предмета.

При точечном источнике света конус тени ограничивается линиями, проведенными касательно непрозрачному предмету. Если же источник не может быть принят за точку, например пламя свечи, газоразрядная лампа, шар молочного стекла и т. п., то тень получается более сложной. Каждая точка источника, обращенная к непрозрачному предмету, освещает его, а в некоторых местах лучи за этот предмет вовсе не проникают и там образуется полная тень предмета, в другие же места лучи проникают лишь отчасти и не от всех точек источника — и там образуется полутень.

Наиболее резко очерченная тень может быть получена в результате освещения предмета точечным источником, т. е. таким, угловые размеры которого весьма малы.

Размеры тени тем больше, чем ближе находится предмет от источника света. Полутень полностью или частично окаймляет тень предмета и будет тем сильнее превосходить тень по своим размерам, чем ближе предмет к источнику света и чем больше размеры последнего по сравнению с размерами предмета.

При освещении предметов рассеянным светом (свет, отраженный от стен и потолка помещения, от небосвода, покрытого облаками, свет от панельных или специально бестеневых светильников) тени могут вовсе отсутствовать или быть незаметными для глаза.

Желание воспроизводить тени тех или иных предметов появилось у человека в очень отдаленные исторические времена и тогда же зародилось «искусство теней».

В ряде стран Востока (Китай, Япония, Индонезия, Индия, Иран, Турция) много веков назад возникли теневые театры, которые процветают и в настоящее время. Трудно сказать, какой из этих театров теперь достиг большего совершенства в художественном и техническом оформлении своих спектаклей, в своей изобретательности и умении создавать многочисленные световые или оптические эффекты и фокусы.

Наибольшей известностью пользуется китайский теневой театр, благодаря чему иногда само искусство теневого театра несправедливо называют «китайскими тенями». Однако об индонезийском и турецком теневых театрах имеются первые упоминания в письменных источниках XI в. Первые упоминания о теневом театре в Европе относятся к XVII в. В Россию во второй половине XVIII в. приезжали на гастроли французские и английские частные, бродячие теневые театры. В XIX и в начале XX вв. у нас изредка в отдельных частных домах или школах устраивались любительские теневые спектакли, но только в 1937 г., при Музее детской книги, у нас был создан профессиональный теневой театр. С момента возникновения и по настоящее время он обслуживает в основном детскую аудиторию.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Современный теневой театр принципиально устраивается следующим образом. Перед зрителями помещается закрытый занавесом светящийся экран из белой материи, бумаги, полотняной или бумажной кальки. Снизу, с боков и сверху экран окаймлен непрозрачными ширмами. На расстоянии одного-двух метров сзади экрана установлен стол, на котором расположены теневые фигуры и детали декораций. Еще далее от экрана помещается проекционный фонарь или просто источник света в фокусе вогнутого зеркала. С помощью этого устройства весь экран должен быть сильно и равномерно освещен направленным пучком лучей. Между столиком и ширмой находятся артисты-теневоды, которые прислоняют к экрану фигуры действующих лиц или сменные элементы декораций и заставляют их двигаться и играть свою роль. Управление действием осуществляется с помощью ниток, палочек или проволок, соединенных с соответствующими деталями фигур.

Для изготовления теневых фигур и декораций в настоящее время имеются широкие возможности применять очень многие, самые разнообразные материалы. Так, например, могут быть использованы различные непрозрачные материалы: картон, тонкая фанера, жесть, кожа и ее заменители и т. д.; полупрозрачные цветные и бесцветные материалы: целлофаны, различные пластмассы, стекла, трикотажно-текстильные изделия и т. д.

Фигуры для теневого театра могут быть выполнены в виде силуэтов — темных на светлом фоне или наоборот, а также темных и частично полупрозрачных цветных плоскостных изображений, нарисованных и вырезанных по контуру.

Кроме того, можно использовать так называемую транспарантную, или теневую, проекцию без оптической системы. В этом случае между источником света и экраном помещается рама с натянутым или укрепленным на ней прозрачным материалом (пленка, холст, стекло), на котором изображены деревья, облака, панорама города, горящие вдали костры и т. д. Будучи освещено направленным светом, это изображение проектируется на экран и может образовать, например, задний план декорации или другие ее элементы. Если транспарантная рама будет перемещаться в сторону, то и изображение на экране будет перемещаться в ту же сторону. Таким образом, можно создать впечатление движения облаков или бегущего ландшафта, наблюдаемого из движущегося поезда, автомобиля и т. п.

При приближении транспаранта к источнику света размеры изображения будут увеличиваться, а при удалении от экрана — уменьшаться. Простейшие световые фигуры можно получить на экране с помощью трафаретов, т. е. пластинок из непрозрачного материала, имеющих вырез по форме фигуры.

«Искусство теней». При современном состоянии техники световой проекции, большом выборе всевозможных непрозрачных, полупрозрачных и прозрачных, цветных и ахроматических материалов в театре теней можно создавать разнообразные иллюзорные впечатления, оптические эффекты и фокусы. Возможности искусства теней очень широки и поэтому здесь будет указано лишь на некоторые видимые на экране эффекты, разгадка возникновения которых скрыта от зрителей.

Тени от действующих лиц и деталей декораций можно показывать в разных масштабах — для этого необходимо изменять расстояние или только между источником света и тенеобразующим предметом, или еще и между экраном и осветительным прибором. Вполне понятно, что если плоский тенеобразующий предмет прислоняется к экрану, то при изменении расстояния между источником света и экраном изменения размеров тени не произойдет.

Изменение масштабов тени широко используется для создания некоторых эффектов.

Так, например, по сюжету детской сказки людоед может превращаться в мышь, т. е. показанная вначале тень фигуры «страшного» людоеда постепенно уменьшается в своих размерах и затем, в некоторый момент времени, простым поворотом фигуры тень людоеда быстро и незаметно подменяется маленькой тенью мыши. Или, например, показав вначале муху, можно подменить ее в известный момент времени новым тенеобразующим предметом и получить... «из мухи слона».

Если тенеобразующий предмет освещать одновременно несколькими направленными пучками света, расположенными рядом друг с другом, то можно получить на экране несколько одинаковых соприкасающихся или рассредоточенных теней (рис. 173).



Рис. 173. Многократная тень одной танцовщицы.


Тенеобразующий предмет желательно в этом случае иметь объемный — в театре, например, получают несколько теней одной и той же танцовщицы. В естественной обстановке несколько теней, падающих в различных направлениях от одного и того же предмета, обычно нарушают правильное восприятие этого предмета; в театре же такие многократные тени могут не только создать причудливый декоративный рисунок или изменить сценический объем, но и используются для светового транспаранта, когда с помощью трех фонарей от четырех человек можно получить 12 силуэтов. Весьма нарядную картину могут представить цветные тени. Кроме того, иногда в театре во время монолога того или иного артиста на заднюю стену декорации проектируется тень этого артиста через трафарет, причем положение рук и головы на теневой проекции может не совпадать с действительным положением рук и головы актера; иногда тень может играть роль шаржа.

В теневом театре интересно показать некоторые миниатюры, в которых участвуют, с одной стороны, артисты или куклы, а с другой стороны, их тени.

Так, например, на рис. 174



Рис. 174. Забавный бой боксера со своей тенью.


представлено несколько эпизодов боя боксера со своей тенью. Первые два левые положения на рисунке таковы, что тень соответствует положению бойца, но... неожиданно для зрителя происходит смена тенеобразующей фигуры за экраном и тень... наносит сильный поражающий удар бойцу (правый рисунок). Несколько подобных иллюзионных положений вызовут смех у зрителей и вместе с тем могут оказаться загадочными для непосвященных.

Внезапное появление и исчезновение тени можно легко получить, если между осветительным прибором и экраном на расстоянии 3—4 м внезапно вносится тенеобразующий предмет или в это пространство прыгает сверху актер, изображающий «прыжок с неба». Обратное движение трафарета или актера через прибор (от зрителя) дает впечатление полета вверх или появления «из-под земли».

Тень на сцене может появляться и исчезать, если, например, получать ее на тюлевом или кисейном занавесе, подвешенном так, что имеется свободное пространство и перед ним и за ним. Тень на занавес может отбрасываться со стороны зрителей от трафарета, и если хорошо ссвещать пространство перед занавесом, тень не будет видна, если же будет освещаться пространство за занавесом, тень можно видеть.

Одной из замечательных особенностей теневого театра является возможность быстрой и легкой смены картин. Мгновенное превращение тени одного предмета в тень другого можно осуществить простым поворотом двойной фигуры на угол 90°.

Так, например, если перед экраном находится в данный момент силуэт женщины, то перпендикулярно этому силуэту и экрану должен находиться силуэт другого действующего лица, жестко связанный с женским силуэтом.

Простой поворот этих силуэтов на 90° даст возможность одну тень заменить другой. Таким же точно способом легко получить поворот тени из проекции анфас в проекцию того же действующего лица в профиль и наоборот, как это показано на рис. 175.



Рис. 175. Поворот фигуры в теневом театре из положения анфас в положение профиль.


При этом поворот в любую сторону выполняется совершенно одинаково.

Иногда бывает, что какая-нибудь деталь или предмет, который должен вдруг появиться в руках у действующего лица на экране, встраивается в саму действующую фигуру, и простое движение нити или рейки вводит в действие этот новый тенеобразующий элемент. У силуэта дракона, льва, волка или медведя могут внезапно появиться светящиеся огненные, как раскаленные уголья, глаза — для этого достаточно убрать с глаз силуэта затеняющие ширмочки, С помощью заряжающейся электростатически специальной трехслойной светочувствительной пленки теперь получают рельефные тени. Эта пленка имеет тонкий, прозрачный и нейтральный в электрическом и фотографическом отношении первый слой. Второй слой — прозрачная пленка из окиси олова, обладающая электро- и фотопроводимостью; местное сопротивление пленки зависит от освещенности. Третий слой — прозрачная подложка — служит механической основой и для теплоотвода от первых двух слоев. Вся пленка термопластическая: размягчается от тепла и затвердевает при понижении температуры. Перед записью изображения на пленку она равномерно электрически заряжается в темноте положительным зарядом при тихом электрическом разряде. Когда на пленке получается изображение, ионный заряд более светлых участков уменьшается сильнее; темные участки за короткое время экспозиции не успевают потерять заряд.

Затем пленка нагревается импульсами постоянного тока и заряженные участки пленки притягиваются к подложке, а незаряженные остаются на прежнем уровне. Возникает микробарельеф. Плоская, ровная и сравнительно жесткая подложка не дает пленке деформироваться с обеих сторон. Если теперь изображение, полученное на пленке, спроектировать на экран, можно получить рельефную тень удивительной чистоты и четкости.

Вслед за искусством теней исторически (и на более высоком техническом уровне) идет искусство световой проекции.

----

Статья из книги: Иллюзии зрения | 3-е издание | Артамонов И.Д.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0