Как различать пальцами цвет

+ -
0
Как различать пальцами цвет

Описание

В 1964 г. Н.И. Судаков в Магнитогорском педагогическом институте провел эксперименты со студентами и слепыми по изучению вопросов обучаемости и выработке практических навыков цветоразличения при помощи пальцев руки. При этом он поставил перед собой три задачи:
  1. выяснить: у всех ли людей можно выработать навыки цветоразличения при помощи кончиков пальцев;

  2. уточнить: на основании каких признаков испытуемый различают цвета при «кожном зрении» пальцами;

  3. изучить: возможность обучения слепых «зрению» пальцами (различать цветовые тона, контуры геометрических фигур, буквы).

Попутно исследователь хотел экспериментально проверить две основные гипотезы, выдвинутые учеными для объяснения физиологических основ цветоразличения кончиками пальцев: тепловую и фоторецепторную.

3.1. «КОЖНОЕ ЗРЕНИЕ» МОЖНО РАЗВИТЬ У КАЖДОГО



Для решения первой задачи были проведены эксперименты со 150 студентами первых и вторых курсов (возраст до 20 лет) педагогического факультета. В опытах использовался однородный материал только двух окрасок (красный и желтый цвета): шелковые ленты, карандаши, цветные стекла, пробирки с красками, пластмассовые палочки. Как правило, в групповом эксперименте одновременно принимало участие 30-40 студентов. Обратим внимание, что вначале экспериментатор объяснял им, что все они могут научиться различать цвет при помощи кончиков пальцев руки. Для этого надо «почувствовать» осязательную характеристику цвета; при потирании пальцами предметов красного цвета всегда чувствуется значительное сопротивление, вязкость, в то время как при движении пальца по предмету, окрашенному в желтый цвет, сопротивление минимально: палец по нему движется легко. Таким образом студентам даются позитивная установка на успех и подсказка для первой идентификации цвета (вязкое ощущение - красный цвет; палец скользит -желтый).

Вслед за объяснением испытуемым завязывались глаза, и они Делали первые попытки «уловить» разницу в окраске предметов. После получения успешных дифференцировок проводились дополнительные закрепляющие упражнения. Способности диффе-ренцировки считались выработанными после того, как испытуемые 7 и более раз из 10 безошибочно узнавали предложенные цвета путем их сравнения. Опыты проводились в течение четырех дней и занимали в общей сложности каждый день по 5 минут для каждой группы.

Результаты опытов показали, что у всех студентов после определенного количества упражнений вырабатывается способность различать красный и желтый цвета бумаги и карандаше кончиками пальцев. Скорость выработки дифференцировок значительной степени оказалась зависимой от особенностей материала. Наибольшие трудности у студентов вызывало определение цвета стекла и пластмассовых палочек, для различения которых потребовалось выполнить в 2 раза больше упражнений чем для узнавания цвета бумаги. Из 150 студентов 41% в течение отведенного для всех испытуемых времени не сумели научиться определять цвета пластмассовых и стеклянных предметов. У этих студентов способность дифференцирования была выработана при проведении дополнительных упражнений.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Способность обучаемости среди студентов разная. Если для одних при различении цвета бумаги потребовалось 42 упражнения, то другим - 63. Более способные студенты определяли цвет стекол после 86 повторений, а некоторым потребовалось 12. Причина столь значительной разницы в скорости обучаемости пока не изучена.

По результатам первой серии экспериментов Н. И. Судаков делает предположение о том, что в принципе способностью цветоразличения при помощи пальцев путем соответствующих упражнений может овладеть каждый нормальный человек.

3.2. ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТОРАЗЛИЧЕНИЯ ПО СИЛЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ



Для выяснения вопроса о том, на основании каких признак испытуемые различают цветовые тона, Н.И.Судаков усложнил методику экспериментов. Дело в том, что в осязательной характеристике цветовых тонов надо было исключить привходящие признаки, обусловленные фактурой материала и структурой краски. С этой целью, по предложению доцента А.С.Новомейского, была смонтирована специальная экспериментальная установка. Она представляла из себя стол с рядом вырезанных в его крышке прямоугольных отверстий (10 см х 6 см), в которые были вставлены матовые стекла. Внизу на специальной рейке монтировались 7 эпидиаскопов, на объективы которых помещались разные цветовые фильтры. На матовые стекла направлялись лучи от эпидиаскопов, эти лучи окрашивались при прохождении через цветофильтры. Между цветными фильтрами и матовыми стеклами ставились тепловые фильтры.

Испытуемый, находясь по одну сторону стола против экспериментатора, ставил сверху на матовые стекла пальцы рук и, двигая ими, определял цвета. Впоследствии испытуемые определяли цвета без перемещения пальцев по матовому стеклу. В этом случае пальцы помещались в поток цветного луча, а цвет определялся путем легкого потирания друг о друга большого и указательного пальцев.

Глаза испытуемых закрывались специальными, светонепроницаемыми, очками. На матовые стекла проецировались красный, желтый, синий, оранжевый, фиолетовый, зеленый, голубой, белый цвета, а при выключенном эпидиаскопе получался черный цвет. Сначала студенты научались отличать красный Цвет от желтого, затем постепенно для различения вводились и все другие цвета.

Как показали опыты, установка дала возможность получать разные цвета на совершенно однородном материале (матовое стекло), исключалось влияние посторонних признаков, обусловленных фактурой материала.

В этих опытах участвовало 4 студента первого курса. Общая задача перед испытуемыми была следующая: научиться более или менее точно определить 3 цвета (красный, синий и желтый). Каждый из студентов провел около 200 определений трех цветов. Затем в контрольном опыте из 20 предъявлений (причем 10 проб абсолютно и 10 путем сравнения) выяснялось количество правильных определений. В результате получили 60-90% правильных распознаваний при абсолютных пробах, 60-70% при сравнении цветов.

Испытуемые отмечали, что им легче определять цвета путем сравнения. Абсолютное узнавание цветов без сравнения - достаточно сложная задача.

Опыты показали, что в основе способности испытуемых pаспознавать цветовые тона при помощи кончиков пальцев лежит чувство силы сопротивления, возникающего в результате движения пальцев по предметам, и некоторых других осязательных характеристик (сухость, густота и др.). По силе сопротивления осознаваемого испытуемым при движении пальцев по матовом; стеклу, цветовые тона располагаются (по предварительным данным Н.И.Судакова) в следующей последовательности: черный синий, темнофиолетовый, красный, оранжевый, зеленый, голу бой, желтый, белый. Черный оказывает максимальное сопротивление, белое - минимальное.

Результаты экспериментов Н.И. Судакова подтвердили выводы А.С.Новомейского о том, что при распознавании цветовых тонов у испытуемых непосредственно не возникают зрительные представления о цвете. Ни один из испытуемых в своих отчетах не сообщил, что у него имели место зрительные представления цвете. Однако у отдельных испытуемых распознавание цветов при помощи кончиков пальцев сопровождается возникновением субъективных образов в форме крестиков, ровных линий, точек и т.д.

Экспериментатор обратил внимание на такой факт, что навыки распознавания цветов при помощи пальцев формируются у обучаемых по-разному. Это проявляется буквально во всем: в количестве упражнений, необходимых для выработки дифференцировок, манере движения пальцев по матовому стеклу, в количестве допустимых ошибок и проч.

33. ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ «ВИДЕТЬ» ПАЛЬЦАМИ

Наряду с опытами, направленными на выработку у студентов навыков различения цветовых тонов при помощи кончиков пальцев, Н.И.Судаков проводил и другие эксперименты. В частности, часть экспериментов была посвящена выяснению того, сумеют ли испытуемые при закрытых глазах определять границы белого и черного цветов, а также контуры геометрических фигур (треугольников, квадратов и др.).

Как только были получены положительные результаты, эти эксперименты стали проводиться со слепыми. В экспериментах вначале приняло участие шесть человек: двое из них родились слепыми, двое испытуемых утратили зрение еще до опытов, и остальные двое были слабовидящие. Когда выяснилось, что все испытуемые справляются с первыми заданиями, то более интенсивные и систематические эксперименты далее проводились главным образом с тремя испытуемыми.

В качестве учебно-тренировочного материала использовались: достаточно крупные картины, напечатанные в книгах; изображенные на листах бумаги геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, квадраты) с величиной сторон 3 -4 см, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) различной толщины, буквы алфавита большой величины (4-6 см).

Опыты проводились индивидуально в течение 2,5 месяцев и, как правило, не занимали более 45-50 минут в день. Испытуемые с большим интересом участвовали в опытах и обычно с нетерпением ожидали очередных занятий.

Результаты эксперимента показали, что все испытуемые без исключения научились находить границу соприкосновения белого и черного цветов. У них сравнительно быстро сформировавшись навыки определения вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Все они правильно научились обводить геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг), а также рамки портретов. Трое слепых научились обводить отдельные буквы (Н, И, П, Ш, Г, Л, А), и узнавать их через стекло.

Слепые очень хорошо улавливали переходы в оттенках, безошибочно определяли более светлые и более темные пятна картинках и портретах.

Отсюда следует обратить внимание уважаемых читателей наследующий важный вывод исследователя. Если принять во внимание указанные успехи слепых и то, что опыты с ними проводились лишь только в течение 2,5 месяцев, то нельзя не высказать достаточно оптимистическое предположение о возможности выработки у слепых навыков чтения пальцами крупного плоскопечатного текста. Разумеется, в разработку этих вопросов должен включиться достаточно большой круг исследователей с непременным участием специалистов по обучению слепых.

3.4. ПРОВЕРКА ТЕПЛОВОЙ И ФОТОРЕЦЕПТОРНОЙ ГИПОТЕЗ «КОЖНОГО ЗРЕНИЯ»



Когда обнаружилось, что способность Розы Кулешовой не является чем-то единственным в своем роде феноменом, а свойственно и другим людям, тогда выяснение физиологических основ цветоразличения при помощи кончиков пальцев стало привлекать внимание многих исследователей. К настоящему времени, как известно, выдвинуто несколько гипотез. Выше уже писали, как С.Н.Добронравов и Я.Р.Фишелев проверяли две из них - тепловую и фоторецепторную.

Для проверки тепловой гипотезы Н.И.Судаковым были проведены две серии опытов с 4-мя испытуемыми, у которых были хорошо отработаны навыки определения красного, желтого и синего цветовых тонов.

Первая серия опытов проводилась следующим образом. Прежде всего выяснялось, какой цветовой тон воспринимается испытуемым как наиболее «теплый». Таким цветом оказался красный. Затем устанавливалась тепловая разница между желтым и синим цветами. Затем матовые стекла, на которые проецировались желтый и красный лучи, охлаждались в разной степени, а стекло, на которое проецировался синий луч, подогревалось. Изменение температуры стекол не вызвало каких-либо изменений в определении испытуемыми цветовых тонов, процент ошибок оставался таким же, как в обычных условиях.

Вторая серия опытов с этими же испытуемыми проводилась на улице при температуре минус 13 градусов. Результаты всех этих опытов дали основание полагать, что температурный фактор не имеет решающего значения в распознавании цветовых тонов.

Вторая гипотеза, фоторецепторная, применительно к Розе Кулешовой была сформулирована так: Роза Кулешова делает и только то, что мог бы делать человек, будь у него сетчатка глаза в пальцах. В печати сообщалось, что сотрудники лаборатории зрения Института биофизики нашли в пальцах Розы Кулешовой три типа приемников, таких же по спектральной чувствительности, как и в глазу. Высказывалась мысль, что такие световоспринимающие вещества в клетках кожи имеются у каждого человека.

В целях проверки фоторецепторной гипотезы проводились опыты на распознавание испытуемыми цветовых тонов при pазличных осязательных поведениях: а) свободном движении пальцами по матовому стеклу; б) прикосновении пальцев к стеклу движении их только в одном направлении; в) прижимании пальцев к определенному месту на стекле с возможностью изменения нажима; г) прикосновении пальцами со строгой фиксаций их положения (всякие движения исключались). Наибольшая точность распознавания была при первом условии, а при последнем условии поставленную задачу испытуемые отказывались решать.

На основании своих опытов Н.И.Судаков делает вывод, что сторонники фоторецепторной гипотезы допускают серьезную ошибку, не принимая во внимание роли кинестезических и тактильных ощущений в распознавании людьми цветов при помощи кончиков пальцев. Опыты показали, что осязательные ощущения имеют важное значение в распознавании цветов.

Н.И.Судаков считает, что фоторецепторная гипотеза применима только для случаев распознавания: при непосредственном прикосновении к изучаемому предмету, через прозрачные среды. Однако, по его мнению, распознавание в темноте и через непрозрачные среды не может быть объяснена фоторецепторой гипотезой. Он проводил опыты по различению цветов в темноте и хотел выяснить три вопроса:

1. Возможно ли различение цветов при помощи пальцев в полной темноте?

2. Меняется ли осязательная характеристика цветов в темноте?

3. Меняется ли осязательная характеристика цветов при резких переходах от освещенности к полной темноте?

В опытах на различение цветов в темноте участвовали 4 студентки. Трое из них различали цвета бумаги и ткани. Давались два цвета: красный и желтый. На листы цветной бумаги клали обыкновенное или матовое стекло. Испытуемые определяли цвета двумя способами: путем потирания кончиками пальцев по стеклу, либо путем потирания указательного и большого пальцев в воздухе над стеклом. Четвертая испытуемая определяла в темноте через стенки сосудов (пробирки) цвета жидкостей. Опыты с испытуемыми обычно начинались после 5-7 минутного их пребывания в темноте.

Выяснилось, что в течение первых двух дней испытуемым не удалось более или менее определенно различить цвета. Но в течение последующих дней дифференцировка цветов закрепилась и стала более устойчивой. Интересно отметить, что процент правильных определений цветов в темноте стал приближаться к обычной их норме правильных определений в освещенном помещении. Точность различения двух цветов в темноте составила около 80%.

Итак, был сделан первый вывод о том, что испытуемые могут Различать в темноте цвета при помощи пальцев. Изучение осязательной характеристики цветов в темноте (переменное освещение и затемнение комнаты) показало, что хорошо натренированные испытуемые не замечают какого-либо изменения в характеристике цветов.

Были проведены опыты по сортировке красных и желтых стекол в темноте. Из 120 проб более чем в 70% распознавание было точным.

В опытах на определение цвета лучей через светонепроницаемые среды (пластины стальные, дюралевые, резиновые толщиной 1-1,2 мм) приняло участие 4 испытуемых. Для них определение цвета лучей заметного труда не представляло. Были проведены опыты по распознаванию красной и синей бумаги заключенной в металлические кассеты. Из 646 проб 476 случаев (более 70%) распознавание оказалось правильным.

Окончательный вывод Н.И.Судакова следующий: распознавание цветов осуществляется не за счет деятельности фоторецепторных нервных клеток, чувствительных к свету и цвету, а за счет деятельности какого-то другого механизма.

Данный вывод согласуется с результатами опытов А.С.Новомейского, считающего, что кожно-оптические ощущения вызываются не световыми волнами, а чем-то другим, зависящим от светового облучения, но не являющимся светом.

---

Статья из книги: Зрение вне глаз | Исхаков Р.Л.

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0