Трудности в развитии зрения вне глаз

+ -
0
Трудности в развитии зрения вне глаз
  1. Психологический барьер.
  2. Внутренние и общие болезни.
  3. Слабость организма (голодание, переедание, сонливость, усталость).
  4. Непонимание задания.
  5. Перевозбужденность (стрессовое состояние - гнев, страх, горе, страсть; физиологические потребности и др.).
  6. Безволие, отсутствие желания заниматься, неприязнь к учителю и др.
  7. Факторы окружающей среды (холод, жара, сильный шум, неприятные запахи, магнитные бури, перепады атмосферного давления).
  8. Неумение ученика сосредоточиться.
  9. Отсутствие методики или некачественная ее разработанность.
  10. Отсутствие философско-методологических разработок.


Феноменология зрения вне глаз


(Кандидат психологических наук P.P. Гарифуллин)

Об исследовательской работе Р.Л. Исхакова по проблеме зрения без глаз мне известно давно, на эту тему он писал в небольших статьях, а теперь наконец-то вышла его книга «Зрение вне глаз», с чем я его поздравляю. Эта книга знакомит нас с многочисленными феноменами и фактами нетрадиционного зрительного восприятия (зрения вне глаз). На наш взгляд автору удалось изучить достаточно глубоко историю этого вопроса. По сути своей, в его работе приведена уникальная феноменология нетрадиционного зрения, подробные описания которого собраны из разрозненных источников и объединены одной общей идеей.

Кроме того, включены исследования автора как психоэкспериментатора и представлены конкретные методики развития нетрадиционного зрительного восприятия. В этом также заключается заслуга автора. Нужно отметить и то, что сама книга представляет оригинальную форму привлечения внимания к данной сложной проблеме: до сих пор в фундаментальной психологии нет определенности в понимании механизмов даже традиционного зрения и формирования образа, а об объяснении феномена зрения вне глаз пока говорить не приходится, так как мало об этом знаем. Известно, что попытки изучения нетрадиционного зрения и феномена «третьего глаза» на фундаментальном и общепсихологическом уровне предпринимались. Так, на-пример, нами (Гарифуллин P.P. «Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция».-Казань, 1997), были изучены феномены видения и синестезии. Конечно, люди, обладающие синестезическим восприятием, способные видеть нечто большее, чем люди с дифференцированным восприятием, всегда привлекали исследователей. Встречаются, например, экстрасенсы, способные визуализировать болезненные очаги в теле диагностируемого человека как окрашенные в определенный цвет; другие целители испытывают неприятные ощущения в тех областях (органах) своего тела, в которых пациент испытывает боль, или же слышат особенный звук при прикосновении к больному месту у человека и т.д. Некоторые из них видят внутренности человека. По сути своей это и есть феномен зрения вне глаз, в основе которого, на наш взгляд, лежит феномен синестезии.

В наших предшествующих исследованиях мы стремились понять, насколько то, что видят люди с синестезическим восприятием, соответствует действительности. Насколько картинки, знаки и символы, которые предстают перед их взором, т.е. на экране внутреннего биокомпьютера, не являются заблуждениями, иллюзиями или галлюцинациями? В принципе, перед нами встала фундаментальная семиотическая проблема визуализации образов со следующими конкретными взаимосвязанными задачами:
  1. Исследовать характеристики видения.
  2. На основе выявленных характеристик изучить связь элементов видения между собой.
  3. Оценить отношение субъекта, обладающего видениями, к своим видениям.
  4. Установить связь характеристик скрытого объекта с характеристиками видений (корреляция первого порядка).
  5. Выявить связь структуры видения со структурой скрытого объекта (корреляция второго порядка).


Нами эти проблемы были частично разрешены. Мы разработали модель сверхчувственного восприятия. Оказалось, что все хорошо укладывается в рамки традиционной психологии. Мы пришли к выводу, что цвет, яркость, четкость, интенсивность, "время жизни", скорость появления видений и другие характеристики видений зависят от всех традиционных форм получения информации.

В парапсихологической литературе много говорится о каких-то особых формах восприятия, т.е. помимо имеющихся пяти традиционных форм восприятия якобы имеют место специфичные каналы восприятия, которые необходимо раскрывать. Однако уже только на основании научного анализа имеющихся традиционных форм восприятия можно сделать вывод, что нет необходимости искать эти особые каналы, а необходимо изучать традиционные.
Проведенный нами анализ традиционных форм восприятия показал, насколько сложна эта проблема. Способностью видеть без глаз обладают, безусловно, люди одаренные и талантливые. Их всех объединяет одно: у всех существует особая органическая взаимосвязь и взаимовлияние как на уровне сигналов, поступающих из традиционных каналов восприятия, так и на уровне образов и субъективных переживаний. Иными словами, эти люди начинают видеть не только глазами, но и мозгом. Так, например, у некоторых из них слуховое восприятие музыки вызывает видения цвета или запаха. Или, наоборот, видение цвета может вызвать субъективное восприятие музыки.

Мы показали, что механизм способности видеть без глаз работает по принципу "от простого к сложному", т.е. по мере каждого цикла в анализе психоинформационного излучения корректируется "картинка" видения. Гештальт-модель, также разработанная нами, работает противоположным образом, т.е. испытуемый вначале видит гештальт - целый образ без всякого рода анализа объекта восприятия. Далее, "отталкиваясь" от целого образа, начинается анализ структуры видения, который остается в дальнейшем неизменным.

В действительности для создания достоверного гештальта необходима "начальная база", которая, по нашему мнению, состоит из нескольких элементов психоинформации, хорошо согласующихся с истинными характеристиками объекта восприятия. Иными словами, гештальт формируется вначале за счет небольшого анализа объекта. Находятся несколько истинных характеристик, которые порождают гештальт, из которого уже в дальнейшем "вытаскивается" великое множество скрытых характеристик объекта, невидимых глазу. (Все это согласуется в той или иной мере с моделью внутреннего биокомпьтера, которая лежит в основе феномена зрения без глаз, описанного в книге Р.Л. Исхакова).

В процессе наших исследований возникло множество вопросов. Оказалось, что феномен видений и синестезии возможен и без участия зрительных анализаторов, но достаточная феноменология по этому вопросу прежде отсутствовала. Теперь читатель может ознакомиться с ней. Эта феноменология в его руках, безусловно тут налицо прорыв в области феномена зрения вне глаз. В данной работе она широко представлена, и это вселяет уверенность, что данная проблема вызовет интерес у многих психологов, и исследования механизмов зрения вне глаз будут продолжены.

Тема, поднимаемая в книге Р.Л. Исхакова, имеет важные социально прикладные аспекты в образовательных, воспитательных, оздоровительных системах, особенно привлекательны вопросы раскрытия творческих возможностей личности, однако при отсутствии фундаментальных разработок учеными в этой сложной области часто приходится сталкиваться с трюкачеством, фокусничеством или самообманом испытуемого. Все это необходимо учитывать. Существуют изощренные «технологии чуда», которые широко были изучены нами (Гарифуллин P.P. «Энциклопедия блефа». -Казань, 1995). В своих исследованиях Р.Л. Исхаков, на наш взгляд, объективен и беспристрастен к подобному роду манипуляциям. Именно приведенные в книге достоверные опыты вселяют в нас доверие к данной работе.
В целом работа имеет большой эвристический потенциал. Книга безусловно даст толчок для успешной деятельности не только психологам-практикам и дефектологам, работающим с инвалидами по зрению, но и психологам-теоретикам.

Вместо заключения


(Доктор медицинских наук Н. У. Ахмеров)

Интерес к психологическим феноменам, в том числе к парапсихологическим явлениям всегда присутствовал в человеческом обществе. Поэтому естественно, что загадочные явления психики во все времена были в поле зрения наук, связанных с изучением человека (медицины, психологии, биофизики и др.). В целом отношение официальной науки к феноменам зрения вне глаз остается на сегодняшний день довольно противоречивым. С одной стороны, жизнь диктует необходимость изучения этих человеческих возможностей, а с другой - в обществе существует много препятствий, мешающих таким исследованиям. К их числу можно отнести как догматизированную идеологию, отрицающую возможность существования альтернативного зрения, установки религиозного плана, так и отсутствие теоретических разработок, объясняющих так называемые парапсихологические феномены с новейшего уровня достижений современного естествознания. По-видимому, все эти трудности носят все-таки временный характер, и в будущем высокоинтеллектуальном, высокосознательном обществе должно сложиться особое научное направление по изучению зрительных свойств в человеческой природе.

Конечно, такая трансформация общественных взглядов потребует создания совершенно иных философско-методологических концепций, отражающих более адекватные представления о человеке и его месте в мире. К существенным достижениям последнего времени в деле познания психических и парапсихологических феноменов можно отнести появление уникальных практических методик, направленных на развитие таких особых качеств человеческой личности, как ясновидение, телепатия, способность по саморегенерации органов и др. И хотя уже созданы великолепные учебные психологические программы, и есть значительные достижения, например, в развитии зрительных ощущений даже у слепых людей, однако есть и противники, обвиняющие энтузиастов-исследователей в мистицизме. И все же практика - это лучший оппонент.

Предложенную читателю книгу Р.Л. Исхакова «Зрение вне глаз» можно считать важным научным событием в деле преодоления общественного предубеждения о необычных зрительных возможностях человека. В ней дано системное и задокументированное изложение фактов нетрадиционного зрительного восприятия, даны подробные описания опытов по зрению без глаз, а это дает возможность каждому экспериментатору воспроизвести опыты в своей творческой лаборатории.

---

Статья из книги: Зрение вне глаз | Исхаков Р.Л.

Возможно, Вам будет интересно

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0