Некоторые вопросы организации контроля за развитием здоровья детей работниками детских дошкольных учреждений и школ

+ -
0
Некоторые вопросы организации контроля за развитием здоровья детей работниками детских дошкольных учреждений и школ

Регионально-экологическая характеристика остроты зрения



В нашей стране контроль за состоянием остроты зрения осуществляется, как правило, с помощью таблиц Головина-Сивцева, Орловой или только по 10-му ряду из этих таблиц (модификации А.И. Дашевского, П.Г. Макарова). В то же время эти таблицы не позволяют определенно оценить остроту зрения в зоне, превышающей 1,0, которая среди здорового контингента детей значительно распространена. А это значит, что существующие таблицы не позволяют выявить максимальные значения остроты зрения и начальные стадии зрительных расстройств, что значительно снижает эффективность диспансеризации детей.

Для уточнения вопроса о целесообразности использования максимальной остроты зрения в качестве одного из показателей оценки функционального состояния зрительного анализатора необходимо получить ответы на следующие вопросы. В какой степени максимальные значения остроты зрения стабильны во времени? В какой степени они отражают функциональное состояние зрительного анализатора и организма в целом? В какой степени развитие остроты зрения находится под влиянием комплекса факторов природно-географической и социально-бытовой среды и можно ли на этой основе использовать ее в качестве региональной характеристики с учетом этнической и экологической неоднородности нашей страны?

Для ответа на эти вопросы были обследованы однотипные по возрастно-половому составу группы детей и подростков, проживающие в различных регионах Центральной Сибири: на Крайнем Севере и средних широтах (удаленность по широте составляет более 2 000 км). В пределах каждой зоны обследовались дети, проживающие как в крупных индустриальных городах (Норильск - на Крайнем Севере, Красноярск - в средних широтах), так и в поселках городского типа (Талнах и Дудинка - на Крайнем Севере, Сосновоборек и Дивногорс, - в средних широтах). В пределах каждого города (поселка) обследовались группы детей, организованные в детских комбинатах и школах, отобранных методом типологического районирования. Острота зрения исследовалась в соответствии с имеющимися методическими указаниями. В качестве тест объектов использовались кольца Ландольта. Дети со зрением 1,0 дополнительно обследовались по специально разработанным таблицам, позволяющим дифференцированно оценить остроту зрения в зоне, превышающей условно принятую норму, т.е. 1,0.

Дети осматривались одними и теми же лицами в пределах одного сезона. Таким методом было обследовано 9 723 человека. Острота зрения оценивалась на каждый глаз. Анализ состояния средней остроты зрения у детей и подростков, Проживающих в различных экологических условиях, показывает единую для них закономерность: рост в дошкольном периоде и общую тенденцию к снижению - в школьном. При прочих равных условиях средняя острота зрения во всех возрастах ниже у детей, проживающих на Крайнем Севере, а в пределах каждой зоны - среди детей, проживающих в крупных индустриальных городах.

Сравнив данные остроты зрения детей, проживающих в крупном индустриальном городе средней широты (Красноярск), и детей из поселка городского типа на Крайнем Севере (Талнах), можно констатировать, что условия индустриализации и урбанизации оказывают более неблагоприятное влияние на развитие зрения по сравнению с экстремальными факторами естественной экологи ческой среды.

Состояние остроты зрения у детей Рис. 46. Вариационное распределение и подростков, проживающих различных градаций остроты зрения у в индустриальных городах Заполярья (1) и учащихся начальных классов из Заполярья (1) средних широт (2)

Состояние остроты зрения у детей и подростков, проживающих в индустриальных городах Заполярья (1) и средних широт (2).
Вариационное распределение и подростков, проживающих различных градаций остроты зрения у в индустриальных городах Заполярья (1) и учащихся начальных классов из Заполярья (1) средних широт (2). и средних широт (2)

Вариационное распределение различных градаций остроты зрения у учащихся начальных классов из Заполярья (1) и средних широт (2).


Анализ возрастной структуры остроты зрения показывает, что за приведенными усредненными показателями скрыты более сложные процессы перераспределения ее индивидуальных градаций. В плане поставленной задачи представляет интерес состояние остроты зрения в зоне, превышающей 1,0, поскольку именно это отражает, с одной стороны, реализацию потенциальных возможностей, с другой - уровень ее фенотипического развития. При этом установлено следующее. Если оценивать состояние зрения в пределах общепринятой нормы (т.е. 1,0), то оказалось, что среди первоклассников, проживающих на Крайнем Севере и в средней полосе, ее удельный вес достигает примерно одинаково высоких цифр (75,5-88,8%). Если же сравнить детей по остроте зрения выше 1,0 (т.е. 1.1 и выше), то окажется. что на Крайнем Севере их почти в 2 раза ,меньше (41,8% против 78,5%).

Частота встречаемости различных градаций остроты зрения среди детей и подростков в индустриальных городах


Эти данные указывают на необходимость анализа остроты зрения как в плане ее индивидуальной оценки в зоне, превышающей общепринятую условную норму, так и в плане разработки региональных стандартов (норм). С этой целью проведен анализ вариационного распределения различных градаций остроты зрения. Полученные эмпирические кривые значительно отличались от теоретических. Для них было характерно снижение максимальной вероятности, соответствующей пределам модального класса, расширение диапазона уровня вероятности, а также выраженные асимметрии и эксцессы. Наличие двувершинности указывает на неоднородность рассматриваемой группы и присутствие в ней детей и подростков с различными формами отклонений в развитии зрения.

На рисунке представлены данные остроты зрения у школьников, не имеющих каких-либо отклонений в функциональном статусе зрительной системы. Обращает на себя внимание близость кривых, отображающих распределение показателей по различным экологическим регионам. Снижение же середины модального класса, расширение диапазона уровня вероятности, а также наличие эксцесса указывают, что сложившийся режим жизни и особенно режим дошкольно-школьного воспитания и обучения существенно сдерживает реализацию потенциальных возможностей зрительной системы. Это означает, что среди детей и подростков, проживающих в условиях Центральной Сибири и Крайнего Севера, даже такой региональный стандарт нормы, как 1,5-2,0, еще не отражает пределы реализации ее потенциальных возможностей.

Вариационное распределение различных градаций остроты зрения у учащихся, не имеющих отклонений в развитии зрения, из Заполярья (1) и средних широт (2)

Вариационное распределение различных градаций остроты зрения у учащихся, не имеющих отклонений в развитии зрения, из Заполярья (1) и средних широт (2).


Полученные данные указывают, что в условиях всеобщей диспансеризации здорового контингента детей и подростков неотложно требуется пересмотреть общепринятые нормы остроты зрения в плане разработки ее региональных стандартов с учетом экологической, демографической, этнической, социально-бытовой и природно-географической неоднородности нашей страны.

Частота встречаемости различных градаций остроты зрения детей и подростков в поселках городского типа


Динамика остроты зрения в характеристике функционального состояния зрительного анализатора и организма в целом



Для изучения динамики остроты зрения в процессе развития детей, а также при воздействии на них разнообразных факторов внешней и внутренней среды динамическим наблюдением было охвачено 2576 детей. В зависимости от направленности изменений в остроте зрения все дети были подразделены на три группы: с дальнейшим развитием зрения; со стабилизацией максимальных значений остроты зрения и с обратным ее развитие (снижение максимальных значений остроты зрения как с коррекцией, так и без нее).

Частота встречаемости различных сдвигов в остроте зрения в процессе начального этапа школьного обучения, %


Необходимо отметить, что важным диагностическим приемом оценки характера происходящих сдвигов в остроте зрения в зоне, превышающей 1,0, стала пробная коррекция с положительным или отрицательным оптическим стеклом слабой силы, например в 0,5 Дптр. В этих условиях нередко первым симптомом функциональной миопизации глаз было повышение остроты зрения от отрицательного стекла в 0,5 Дптр, что дает основание использовать этот прием как простой диагностический тест в условиях массовой диспансеризации детей и подростков.
Принципиально важный момент настоящего исследования установление факта, что сдвиги в остроте зрения в зоне выше 1,0 отражали системность происходящих сдвигов в функциональном состоянии не только зрительной системы, но и организма в целом. В частности, у школьников с дальнейшим развитием зрения отмечалась достаточная устойчивость различных показателей функционального состояния зрительной системы (области аккомодации, функциональной мобильности сетчатки, критической частоты слияния световых мельканий, устойчивости аккомодации). При отклонениях в развитии остроты зрения отмеченные показатели, как правило, понижались.

Аналогичная закономерность выявлялась и на уровне общих функциональных систем организма. В частности, острота зрения имела тенденцию к дальнейшему развитию преимущественно у тех детей, у которых в течение учебного года показатели как центральной нервной системы (оцениваемые через вариационный анализ ЛПЗМР), так и вегетативной (оцениваемые через ЭКП, Р, АДс и АДо) находились на достаточно стабильном и высоком уровне. При отклонениях в процессе развития зрения все указа иные показатели функционального состояния организма также имели достоверные отклонения.

Показатели зрительной системы у школьников Красноярска (а) и Норильска (6), у которых в процессе учебы наблюдалось развитие остроты зрения. 1, 2 - соответственно начало и конец учебного года.


Показатели центральной и Рис. 51. Показатели центральной и вегетативной нервных систем у школьников вегетативной нервных систем среди школьников Красноярска (а) и Норильска (6),


Следовательно, сдвиги, происходящие в остроте зрения в зоне выше 1,0, являются весьма чувствительной характеристикой функционального состояния не только зрительного анализатора, но и организма в целом. Это дает возможность рекомендовать ее широко использовать не только в научных исследованиях, но и при массовой диспансеризации здорового контингента населения.

Анализ имеющихся подходов к массовой диспансеризации детей и подростков по зрению



Одна из особо важных задач, поставленных перед медицинской наукой и здравоохранением,- разработка программ всеобщей диспансеризации населения. Распространенность среди детей и подростков так называемых школьных форм патологии, среди которых ведущее место занимает близорукость, выдвигает на передний план задачу массовой диспансеризации по зрению детей и подростков в этом отношении как за рубежом, так и в нашей стране накоплен определенный опыт контроля за состоянием зрения у больших контингентов детского населения. Определенного внимания, например, заслуживает опыт контроля за состоянием и развитием функций зрения у школьников, начатый еще в 40-х годах в США. Он заключается в следующем. Специально подготовленная медицинская сестра исследует у учащихся школы такие ведущие функции, как острота зрения вдаль и вблизи, а также состояние бинокулярного зрения. При этом, если выявлялся какой-либо дефект зрения, школьник спустя некоторое время обследуется повторно. И только в том случае, если дефект устойчиво сохраняется, школьник направляется к врачу-офтальмологу.

В нашей стране значительный опыт массовой диспансеризации по зрению детей и подростков накоплен офтальмологами Днепропетровска, Москвы, Красноярского края и др. В Днепропетровске, в частности, уже в 1952 г. была предложена и утверждена совместным приказом по здравоохранению и народному образованию система организационных мероприятий, которая включала организацию и проведение силами педагогов проверки остроты зрения у всех учащихся по упрощенным таблицам (10-й строке таблиц Головина - Сивцева). После этого составлялись списки детей с нормальной и пониженной остротой зрения. Последние направлялись в глазные кабинеты, где им проводилось необходимое лечение по восстановлению зрения.

Позже аналогичный подход на качественно новом организационном уровне был разработан в Красноярском крае под руководством П.Г. Макарова. Практика массового углубленного осмотра детей и контроля за развитием клинической рефракции глаз (начиная с периода новорожденности) с последующим формированием групп риска для развития близорукости и дифференцированным подходом к их режиму в школьном периоде отработана Московской детской офтальмологической службой под руководством Е.И. Ковалевского. И все же разработка методических подходов к массовой диспансеризации по зрению детей и подростков и особенно простейших экспресс-методов оценки функционального состояния школьной зрелости зрительного анализатора требует дальнейшего развития.

Организация контроля за развитием здоровья детей работниками детских дошкольных учреждений и школ



В настоящее время педагоги и медики прилагают значительные усилия по разработке критериев оценки физического развития и здоровья детей, воспитывающихся в Детских дошкольных учреждениях и школах. С этой целью анализируются антропометрические параметры (рост, масса, окружность грудной клетки и др.), некоторые двигательные (бег, прыжки), силовые (сила становая, кисти), координаторные возможности (равновесие, метание) и т.д. Каждая из отмеченных характеристик, безусловно, заслуживает определенного внимания. Однако на Международной конференции “Физическая культура и спорт как элементы образа жизни и культуры детей в условиях социализма” (Шушенское, 1987 г.) было убедительно показано, что между параметрами физического развития, физической подготовленностью и состоянием здоровья отсутствует прямая зависимость. Следовательно, те показатели, которые наиболее часто используются в деятельности детских дошкольных учреждений и школ, не отражают главную интегральную характеристику - уровень развития здоровья детей и подростков. Более того, некоторые виды раннего и интенсивного спорта могут оказывать даже неблагоприятное влияние на развитие здоровья у детей и подростков. В конечном же счете и физическая культура, и спорт родились ради и только ради здоровья.

Следовательно, необходимо, чтобы детские дошкольные учреждения и школы имели довольно простые и достаточно эффективные показатели оценки уровня развития здоровья детей и подростков, по которым можно было бы судить об эффективности деятельности не только органов здравоохранения, но и детских дошкольных учреждений и школ в плане направленного развития и сохранения здоровья детей и подростков. Ими могут быть два простых показателя: наличие хронических болезней и аномалий развития у детей, а также число пропущенных ими дней в году из-за болезней.

Проведенные же нами исследования показывают, что физическое развитие и состояние здоровья детей и особенно школьников находятся в прямой зависимости от напряженности и утомляемости их в процессе учебно-познавательной деятельности. В свою очередь, напряженность и утомляемость детей определяются степенью зрелости их зрительного и особенно зрительно-ручного трудового потенциала. Следовательно, анализ данных параметров в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения имеет первостепенное значение для составления прогноза физического развития детей и подростков.

Простым экспресс-методом оценки функционального состояния зрительного анализатора может быть острота зрения в зоне, превышающей 1,0. Ее исследование можно проводить двумя методами. В одном случае можно использовать 10-й ряд общепринятых таблиц. При этом обследуемый отходит не на 5 м, как это принято при стандартном методе исследования, а на максимально удаленную дистанцию, в пределах которой он еще различает зрительные тесты, таблицы. Она может быть 6, 7, 8 м и т.д. Если умножить число метров на 2 и разделить на 10, то мы и получим соответствующий показатель максимальной остроты зрения. Безусловно, для этой цели можно использовать и специальные таблицы для проверки остроты зрения в зоне выше 1,0 при стандартной дистанции 5 м (например, таблица О.М. Новикова). Остроту зрения проверяет медицинская сестра или воспитатель (после подготовки его в глазном кабинете детской поликлиники).

Данные зрения оцениваются 2 раза в год (осенью и весной), фиксируются в карте индивидуального развития и служат предметом периодического анализа врачом-офтальмологом детской поликлиники. С целью оценки готовности детей к зрительному труду предложены следующие пробы. Для малышей рекомендуем пробу рисованием или письмом простейших букв, слов. “Грамотным” детям можно рекомендовать написать свое имя, фамилию или вычеркивать определенные буквы из печатных текстов. При научных исследованиях для этой цели целесообразно использовать специальные корректурные таблицы с кольцами Ландольта.

Дети, резко сокращающие зрительную рабочую дистанцию в процессе таких проб, требуют особого внимания, так как в первую очередь именно у них в процессе учебы возникают отклонения в физическом развитии. Этим детям мы настойчиво рекомендуем значительно уменьшить нагрузки на ближнее зрение, использовать в процессе учебы больше наглядных пособий, расширить в режиме дня общую двигательную и зрительную активность в пространстве, в том числе специальные методы активизации и направленного формирования общей и зрительно-ручной координации.

Итак, наиболее простые и информативные показатели оценки развития здоровья, которые целесообразно рекомендовать использовать в детских дошкольных учреждениях и школах, следующие: 1) наличие хронических болезней и аномалий развития; 2) число пропущенных дней в году по болезни; 3) напряженность школьников при чтении - письме (оценивается по измерению зрительной рабочей дистанции); 4) состояние максимальной остроты зрения, являющейся интегральной характеристикой зрительной системы (как ведущего инструмента учебно-познавательной деятельности), а также организма в целом.

Отмеченные показатели мы настоятельно рекомендуем использовать в качестве ведущих критериев оценки эффективности деятельности детских дошкольных учреждений и школ по физическому развитию и воспитанию здоровья подрастающего поколения. В свою очередь, эта постановка делает необходимым использовать данные показатели в качестве ведущих оценок новой организационно-методической формы такой оценки - аттестата здоровья.

Безусловно, при возможности и необходимости аттестат здоровья может быть расширен и другими показателями. Особого внимания заслуживает состояние зубов и лор-органов как очагов хронической инфекции. Кроме того, аттестат здоровья рекомендуем дополнить и параметрами физического развития, физической подготовленности, показателями выносливости, гибкости, координации т.д. Но все они носят по отношению к здоровью подчиненное значение.

Развитие зрительной системы



Развитие зрительной системы и ее функций неотделимо от этнических и экологических условий, а также от режима и образа жизни детей и подростков. При этом определяющая роль в реализации потенциальных возможностей зрительной системы принадлежит особенностям зрительно-двигательного стереотипа. В частности, наиболее неблагоприятное влияние на развитие зрительной системы в постнатальном периоде оказали сложившиеся на этапе НТР режимы и технологии воспитания и обучения детей, наиболее характерная черта которых - продолжительное воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств. Данная микросреда обитания, резко ограничивая поступление адекватных сенсорных стимулов, разнообразием которых богата только природная среда, способствует сдерживанию развития не только зрительной системы, но и тесно связанной с ней зрительно-координаторной сферы, а также высших функций на уровне психических процессов.

Особенно неблагоприятно на развитии зрительной системы сказалась ее переориентация с естественной сигнально-поисковой функции в режиме дальнего зрения на инструмент детского напряженного труда в режиме ближнего зрения. Как показали исследования, последнее обусловлено многими факторами, среди которых ведущую роль играет отсутствие в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения специальных про грамм направленного формирования зрительно-трудового потенциала, базирующегося, прежде всего на таких физиологических параметрах, как автоматизм зрительного восприятия и зрительно-ручной координации. Такая ситуация способствует тому, что основные процессы учебно-познавательной деятельности - чтение и письмо - дети выполняют в условиях чрезмерных зрительных напряжений. Это, в свою очередь, приводит к нарушению определяющей развитие человека доминанты - вертикальной установки тела, придавая ей неестественно согнутую позу. Последняя способствует растормаживанию аномальных шей но-тонических рефлексов и Формированию ваготонической установки организма. Указанные выше предпосылки привели к тому, что в процессе занятий и особенно при чтении - письме до 2/3 учащихся начальных классов находятся в состоянии специфического сенсорно-психогенного, мышечно-координаторного напряжения и хронического утомления.

Безусловно, данная ситуация могла сложиться лишь при условии недостаточности фундаментальных исследований по возрастной физиологии сенсорных систем, и в частности зрения. Этим обстоятельством и можно объяснить появление все большего “груза” противоречий между складывающимися на этапе НТР режимами и технологиями обучения и естественными потребностями формирующейся зрительной системы. К ним относятся противоречия между филогенетической “настроенностью” зрительной системы к функционированию в условиях естественной экологической среды и к восприятию при родных сигналов и резким переключением ее на абстрактную символику; между естественной потребностью к высокой зрительно-двигательной поисковой активности в режиме дальнего зрения и традиционным построением занятий в режиме ближнего зрения; между эффективностью функционирования зрительной системы в условиях общей функциональной активации организма (в том числе общего мышечно-координаторного чувства), наблюдаемой, в частности, при ходьбе, пребывании в положении стоя, и продолжительным нахождением детей в процессе занятий в сидячем положении, резко понижающем общую функциональную активность организма и координаторные функции; между эффективностью зрительного восприятия на наклонной рабочей поверхности парт и нарушениями восприятия на горизонтальной поверхности столов; между положительным влиянием на формирование зрительно-ручного автоматизма и чувства зрительно-ручной координации ритмически нажимного письма с помощью перьевой ручки и происшедшей вдруг заменой ее на письмо шариковой ручкой с постоянным нажимом и т.д.

Многолетним наблюдением за детьми убедительно пока за но, что все отмеченные факторы оказали самое неблагоприятное влияние на их физическое и психическое развитие, в том числе способствовали формированию целого класса школьных форм патологии, или, как мы их определили, болезней напряжения школьного периода: близорукости и нарушений осанки, различных нервно-психических и вегетативных расстройств. На основании проведенных исследований был сделан долгосрочный вывод: разработка программ повышения эффективности зрительно-трудового потенциала на этапе развития детей является, с одной стороны, основой улучшения их физического и психического развития, в том числе массовой профилактики болезней напряжения школьного периода, с другой - базой для повышения производительности ведущего в условиях НТР зрительного труда. .

В целом проведенные исследования неотложно требуют, чтобы в основу школьной реформы была положена концепция формирования физического и психического здоровья подрастающего поколения. Безусловно, наиболее синтетической концепцией воспитания детей и подростков является целевая установка формирования у них трудового потенциала. Учитывая же, что в условиях НТР зрительный труд доминирует, программа направленного формирования зрительно-трудового потенциала у детей предстает в не скольких измерениях: и как программа развития здоровья, и как программа формирования ведущей производительной силы общества.

Разработанная отделом физиолого-клинических особенностей развития сенсорных систем Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР программа направленного формирования зрительно-трудового потенциала предполагает строгую преемственность дошкольно-школьного воспитания и обучения. Она направлена на формирование у детей энергетически экономных навыков восприятия, в том числе чтения и письма.

Установлено, в частности, что в процессе овладения техникой чтения (быстрочтения) определяющая роль принадлежит психофизиологическим способностям к целостному восприятию слов, а при овладении техникой письма - чувству зрительно-ручной координации. На этом основании программа предполагает проведение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов, т.е. в режиме постоянного удовлетворения естественной потребности развивающейся зрительной и центральной нервной системы в адекватных сенсорных стимулах. Методика учитывает естественные фазы комплексного развития органов чувств. В целом использование подвижного и удаленного в пространстве дидактического материала способствовало наиболее эффективному (безнапряженному) его восприятию и запоминанию.

Учитывая, что наиболее отягощающее влияние на развитие здоровья детей и подростков оказала их традиционно сидячая и тем более неестественно согнутая напряженная поза, была предложена методика проведения занятий в режиме динамических рабочих поз. Методика предполагает периодическое чередование пребывания детей в положениях стоя и сидя. Для реализации методики предложены как простейшие настольные приспособления типа конторок, так и рекомендации по совершенствованию школьной мебели, они позволяют, наконец, снять противоречие между стандартными размерами столов и различным ростом школьников, а также возвратиться к наиболее оптимальной для зрительного восприятия наклонной рабочей поверхности парт.

Установлено, что состояние напряженности детей в процессе письма поддерживали те графические навыки, которые формировались под влиянием постоянного нажима (усилия) шариковой ручкой. И наоборот, вскрыто, что особое место в формировании чувства зрительно-ручной координации - основы энергетически экономного письма принадлежит ритмически нажимному письму с помощью перьевой ручки. На этом основании на этапе Формирования графических навыков, т.е. на этапе формирования зрительно-двигательного динамического стереотипа, рекомендуем использовать перьевую ручку.

Значительно устают дети и от серого книжного текста, а также от неподвижности головы и взора. С целью профилактики данных истоков утомляемости предложена комплексная методика массовых сенсорных тренажей, осуществляемая с помощью светомузыкальной системы, навязывающей своеобразную психо-эмоциональную и физическую разгрузку. Апробация на практике предложенных методов показала высокую ИХ эффективность по поддержанию активности, естественного процесса физического и психического развития детей и подростков.

Безусловно, разработанные технологии далеко не исчерпывают все мероприятия медико-гигиенического плана, которые необходимо сегодня внедрять в школьную реформу. Здесь необходимы физическая культура и физический труд, новые пpoстранственно-архитектурные решения дошкольных и школьных учреждений, качественное улучшение дошкольно-школьных наглядных пособий и учебников, экологически чистое и качественно сбалансированное питание и многое другое. В условиях гуманизации нашего общества, когда определяющей ценностью становится жизнь и здоровье подрастающего поколения, настоятельно назрела необходимость, чтобы детские дошкольные учреждения, школы и учебные заведения несли прямую ответственность за физическое воспитание и развитие здоровья подрастающего поколения. Именно состояние как физического, таки духовного здоровья воспитанников школ и учебных заведений могут и должны стать одними из главных критериев оценки их деятельности. Все это требует неотложной интеграции межведомственных интересов народного образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. Идеологической базой такой интеграции является политическая установка нашего общества – формирование гармоничного человека, гармоничного в физическом, функциональном и психическом отношениях. Научной же основой должно стать новое направление, синтезирующее теорию обучения с теорией развития здоровья.

---

Статья из книги: Зрение у детей. Проблемы развития | Базарный В.Ф.

Возможно, Вам будет интересно

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0