Компьютерные методы функциональной диагностики и лечения в детской офтальмологии

+ -
0
Компьютерные методы функциональной диагностики и лечения в детской офтальмологии
Все годы своего существования индустрия персональных компьютеров стремится приблизить возможности компьютерных устройств ввода-вывода к функциональным возможностям сенсорного и моторного аппарата человека, повысить реалистичность «виртуальной реальности». В частности, постоянно улучшается согласование характеристик видеоподсистемы компьютеров с параметрами человеческого зрения. Поэтому закономерно, что параллельно с разработкой автоматизированных систем учета в медицине стало стремительно развиваться и направление непосредственного использования компьютера в качестве орудия воздействия на зрительную систему человека.

Этому направлению, развившемуся на стыке различных наук, и посвящена настоящая глава, в ней описаны компьютерные методы функциональной диагностики лечения, когда предъявление зрительных стимулов производится с экрана монитора.

Методы, которые будут рассмотрены ниже, в особенности лечебные, в первую очередь относятся к детской офтальмологии: зрительная система ребенка в большей степени сохраняет пластичность, а компьютерные игры и упражнения вызывают у детей повышенный интерес. В то же время использование компьютеров для этих целей имеет как свои достоинства, так и недостатки. С одной стороны, компьютер может выступать как достаточно универсальный генератор разнообразных зрительных стимулов и одновременно устройство, регистрирующее ответные действия наблюдателя.

Обеспечивая активное сенсомоторное взаимодействие человека с виртуальными объектами, диагностическая или лечебная программа может анализировать его реакции, извлекать информацию об особенностях его зрительной системы и адаптировать к ним свойства этих объектов. При соответствующей организации такая схема позволяет не только значительно повысить информативность диагностики и эффективность терапии, но и автоматизировать эти процессы. С другой стороны, изображение на мониторе имеет специфический характер. Оно дискретно по всем параметрам: пространству, времени и яркости цветовых составляющих. Это препятствует построению равномерных измерительных шкал или плавному регулированию параметров стимулов.
Многие характеристики видеокарт и мониторов не- стандартизированы. Есть и принципиальные ограничения. Например, строго говоря, пока нельзя предъявить наблюдателю разные части изображения с различных расстояний: с точки зрения оптической дальности изображение всегда находится в плоскости экрана. Требуется большое искусство и умение разработчиков, чтобы использовать все преимущества компьютера и минимизировать влияние ограничений.

Разработки диагностических и лечебных программ для офтальмологии начались сразу после появления графических дисплеев. Визометрия, кампиметрия, визоконтрастометрия и стереовизометрия, лечение при амблиопии и нарушениях бинокулярного зрения, тренировка аккомодации, — вот далеко не полный перечень областей, для которых создавались и успешно применялись компьютерные методы. К настоящему времени написание программ продвинулось от простого копирования традиционных методик к выработке собственных принципов, основанных на накопленном опыте и достижениях современной науки. Длительный опыт работы в этой области коллектива ООО «Астроинформ СПЕ» (Москва) совместно с сотрудниками отдела охраны зрения детей и подростков и лаборатории клинической физиологии зрения им. СВ. Кравкова Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, кафедры офтальмологии Российской медицинской академии последипломного образования, Тушинской детской городской больницы (Москва) и глазного санаторного отделения Морозовской детской городской клинической больницы (Москва) способствовал созданию ряда диагностических и лечебных программ и методик их использования. Впоследствии программы «Визус», «Зебра», «Стереопсис», « Крестики », « Паучок», «eYe», «Контур», «Relax!» были объединены в комплекс «Окулист». Анализ этих и многих других отечественных программ и программных комплексов с точки зрения использованных в них методических подходов приведен в работах А.Е. Белозерова и Ю.З. Розен- блюма (2002). Рассмотрим упомянутые компьютерные методы применительно к детской офтальмологии.




Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.

Возможно, Вам будет интересно

Похожие новости

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0