Паразитарные поражения орбиты

+ -
0

 


Описание

В очень редких случаях орбитальные поражения могут быть обусловлены заносом в орбиту паразитов — эхинококка, цистицерка, трихинелл. Орбитальная локализация эхинококка и цистицерка составляет, по сводным данным Тальковского (1952), 0,8 и 1,8% к общему числу больных эхинококкозом и цистицеркозом. С этими данными перекликаются и данные Дкж-Эльдера (1950), который также определяет частоту орбитального эхинококка как 1 % к общему числу больных, пораженных этим паразитом.

Данные Тальковского о больных орбитальным цистицеркозом несколько противоречат нашему впечатлению от знакомства со специальной литературой. За последние годы об орбитальном эхинококке мы встретили несколько казуистических сообщений, а об орбитальном цистицерке — всего одну статью. Да и у Тальковского в его сводной таблице в большинстве использованных им статистических данных не приводится ни одного случая орбитального цистицеркоза, Много случаев этого заболевания приводит только Востиен (1897) — 19из 372, т. е. 5%.Эта цифра и повышает в сводной таблице Тальковского процент орбитальных поражений цистицерком до 1,8%. Если данные Востисна исключить из таблицы, то число орбитальных поражений цистицерком сразу упадет до 0,3%.

О небольшом количестве паразитарных заболеваний орбиты свидетельствует и упоминание Кап крова в 1933 г. о том, что его случай орбитального эхинококка является всего только 41-м случаем, опубликованным в отечественной литературе. Поэтому, нам кажется, есть все основания присоединиться к мнению Кубика (1930) о том, что для офтальмолога в наше время широких общих санитарно-гигиенических мероприятий паразитарные заболевания представляют всего лишь исторический интерес.

Тем не менее нельзя не уделить хотя бы немного внимания заболеваниям орбиты, и в первую очередь, эхинококку, именно эхинококкоз — заболевание грозное не только в отношении глаза, но и в отношении жизни больного.

И эхинококк, и цистицерк при орбитальной локализации вызывают характерную для них клиническую картину — боли различит интенсивности, нарушение подвижности глазного яблока и экзофтальм со смещением в ту или другую сторону, отек, инъекцию сосудов глазного яблока. Все эти явления могут развиваться и быстро и более медленно. В одних случаях они достигают значительной выраженности уже через несколько недель, в других и через месяцы симптомы заболевания еле заметны.

При наличии в орбите как одного, так и другого паразита имеют место воспалительные явления в форме воспалительного отека. При орбитальном эхинококкозе они менее выражены, чем при цистицеркозе. И в том и в другом случае диагноз одинаково очень труден. Облегчается он только тогда, когда паразит находится в передних отделах орбиты, внутреннем или наружном, и когда удаемся пропальпировать мало флюктуирующую или совсем не флюктуирующую кистообразную опухоль с эластичной капсулой при эхинококке и более плотную — прицистическе.

Большая плотность капсулы при цистицерке объясняется, между прочим, большей воспалительной реакцией тканей орбиты на присутствие цистицерка по сравнению с реакцией на эхинококк. В диагностике эхинококкоза значительную помощь могут оказать данные анафилактической кожной реакции Кассони и реакции преципитации Уленгута. Эхинококковая гидатидная киста содержит большое количество хлористого натра, янтарной и виноградной кислоты. Исследованием пунктата из кисты можно также воспользоваться с диагностическими целями. Следует учесть еще одну возможность при подозрении на паразитарное заболевание орбиты, а именно наличие при эхинококке так называемой эхинококковой интоксикации — плохого аппетита, слабости, исхудания, эозинофилии, уробинурии.

Кистозные образования, и эхинококковые, и цистицеркозные, располагаются обычно в мягких тканях орбиты и только изредка спаяны с орбитальными стенками. Обязательно следует помнить, что эхинококковые кисты нередко связаны с глазными мышцами. Размеры кист обычно с орех, небольшую сливу. Они могут быть одиночными или двойными, тройными (одна материнская, остальные дочерние).

У больных эхинококкозом, как правило, наблюдаются анафилактические явления в форме крапивницы, то местной, то разлитой, с зудом разной интенсивности. В более тяжелых случаях может наступить анафилактический шок с расстройством деятельности сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, с повышением температуры, учащением и падением пульса. Анафилактический шов возникает обычно при нарушении полости пузыря во время операции или при диагностической пункции. Больных большей частью удается вывести из состояния шока, но нередко они погибают.

Как при эхинококке, так и при цистицерке орбиты наблюдаются невриты зрительного нерва, кровоизлиянии в сетчатую оболочку, помутнение стекловидного тела, Цистицерк очень часто проникает в интракраниальную полость и в глазное яблоко, эхинов кокк же чрезвычайно редко. Заносятся паразиты в орбиту кровяным током.

Что касается поражений орбиты трихинеллами, то они наблюдаются исключительно редко. Клинически общин трихинеллез характеризуется, как известно острым началом заболевания, высокой температурой, отеком, ригидностью мышц, эозинофилией. Трихинелит располагаются в мышцах и вызывают в них ряд изменений, превращая мышиные волокна в мелкозернистую массу.

Орбитальный трихинеллез характеризуется болями в глазах, ограничением подвижности глаза, отеком ретробульбарной клетчатки. Диагноз орбитального трихинеллеза облегчается наличием трихинеллеза общего.

Лечение  при орбитальном эхинококке и цистицерке сводится к оперативному удалении кистозных паразитарных образований из орбиты; при трихинеллезе — слабительные соли, серотерапия, мышьяк, преднизолон, однако без особенно благоприятных результатов.

 
 

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0