Организационно-практические рекомендации по охране зрения детей и подростков

+ -
0

 

Мероприятия, проводимые акушерами-гинекологами и педиатрами. Акушеры-гинекологи обязаны каждому новорожденному проводить профилактическую антибактериальную обработку глаз, и в первую очередь против гонобленнореи. При этом необходимы исключительная внимательность и осторожность. Недопустимо закапывание в глаза раствора нитрата серебра выше 2% концентрации. Закапывать нужно не более 2 капель. При нарушении этих условий и закапывании более концентрированных растворов могут возникать тяжелые ожоги глаз. Профилактика гонобленнореи может осуществляться троекратными инсталляциями раствора пенициллина, тетрациклина, сульфацила-натрия.

В родильном доме ребенка осматривает акушер-гинеколог или микропедиатр с целью выявления глаукомы, катаракты, аномалий век, дакриоцистита новорожденных и других изменений глаз. Обязательной является проверка реакции зрачков на свет. При выявлении патологии ребенка сразу направляют к офтальмологу. В последующем состояние органа зрения должно проверяться педиатрами при каждом патронажном посещении ребенка. Соответственно возрасту применяют специальные методы исследования реакции зрачков на свет, реакции слежения, фиксации, узнавания и предметного зрения.

Участковые педиатры в первую очередь должны обеспечить явку детей 26 мес жизни, детей с отягощенной наследственностью, а также детей, у матерей которых были патологические роды, для углубленного осмотра органа зрения детским офтальмологом («условная» и «достоверная» ГПГП).

Педиатры должны направлять к офтальмологу всех детей в возрасте 1—1 1/2 лет жизни для детального осмотра глаз. Офтальмолог в обязательном порядке проверяет зрение и клиническую рефракцию, а при необходимости сразу назначает очковую коррекцию аметропий. Кроме того, ежегодно у детей в возрасте до 3 лет глаза осматривают патронажные медицинские сестры или педиатры, о чем делают отметку в истории развития ребенка. В случае выявления косоглазия или другой глазной патологии, а также жалоб родителей на плохое зрение или заболевание глаз у ребенка его направляют к офтальмологу.

Педиатры обязательно направляют к детскому офтальмологу всех детей в возрасте 3 лет при оформлении их в детский сад. Офтальмолог проверяет у всех клиническую рефракцию и выделяет «группу риска по близорукости» (составляет списки и передает их педиатру, обслуживающему соответствующие детские сады).

Педиатры совместно с работниками детских садов на основе списков офтальмолога выделяют в каждой возрастной группе детского сада группу профилактики — «риска» по близорукости и проводят с ними учебно-воспитательную и лечебно-оздоровительную работу в соответствии с рекомендациями офтальмолога (рассаживание вблизи окон, использование крупных и ярких игрушек, выработка «рефлекса зрения» на расстоянии 30—35 см от глаз, проведение физкультурной паузы через каждые 10—15 мин, создание большей «нагрузки» на слух и меньшей на зрение и др.).

Педиатры своими силами и с привлечением активистов Красного Креста ежегодно исследуют состояние глаз и остроты зрения у всех детей в возрасте 3—5 лет, находящихся в домашних условиях («неорганизованные») и при выявлении отклонений от нормы направляют их к офтальмологу, контролируя явку к нему.?

Педиатры обязаны совместно с районным отделом народного образования (РОНО) обеспечить организацию профилированных (специализированных) детских садов, яслей-садов для детей с функционально обратимым слабовидением (амблиопия, косоглазие, ложная и истинная близорукость и др.) по спискам, представленным детскими офтальмологами. Отдавать предпочтение в предоставлении мест в детские дошкольные учреждения следует слабовидящим детям и «потенциально близоруким». Необходимо принимать меры к укомплектованию этих учреждений соответствующими кадрами и медицинским оборудованием.

Педиатры обеспечивают направление всех детей к офтальмологу в возрасте 6 лет перед поступлением в школу для проведения второго углубленного осмотра органа зрения у каждого ребенка. Офтальмолог проверяет остроту зрения, наличие бинокулярного зрения и клиническую рефракцию. Эта работа должна проводиться при участии подготовленных средних медицинских работников детских садов и активистов Красного Креста. Все дети, у которых выявлены изменения зрения, наблюдаются и лечатся в глазных учреждениях до диспансерному принципу. К этому возрасту у всех детей должны быть произведены плановые операции по поводу птоза, косоглазия, дермоидов и т. п.

Районные педиатры ежегодно на основе данных офтальмолога представляют в РОНО списки детей с пониженным зрением, чтобы за 2 года до поступления их в школу было обеспечено достаточное количество мест в соответствующих специализированных школах-интернатах.

Педиатры должны помнить о том, что основным подразделением, в котором оказывается офтальмологическая помощь детям, является глазной кабинет детской поликлиники. На медицинский персонал этих кабинетов возлагается не только лечение, но и весь комплекс профилактических мероприятий, направленных на охрану зрения детей.

Дети, нуждающиеся в стационарном лечении, госпитализируются в глазные отделения, которые имеются в детских больницах, а также в больницах для взрослых. Педиатрическая служба должна стремиться к расширению глазных отделений именно в детских больницах с тем, чтобы дети с глазной патологией получали не только специализированную офтальмологическую, но и высококвалифицированную педиатрическую помощь, чтобы они правильно питались и находились под наблюдением воспитателя, а при необходимости и продолжали обучение.

Работники всей педиатрической службы должны активно участвовать в ежегодной диспансеризации здоровых детей, а также детей с глазной патологией; плановая диспансеризация осуществляется персоналом глазных кабинетов и диспансеров. В систематическом и длительном наблюдении, противорецидивном лечении и реабилитации нуждаются дети с глаукомой, опухолями, воспалительными и дистрофическими процессами в роговице, сосудистой оболочке, сетчатке и зрительном нерве, катарактами, сложными и осложненными травмами глаз, косоглазием и др.

Мероприятия, проводимые медицинскими работниками школ:
  • ежегодное (в сентябре — октябре) исследование остроты зрения у каждого школьника силами обученного офтальмологом коллектива педагогов и медицинских сестер. Результаты исследования фиксируют в журнале профилактического осмотра (список № 1 — ученики с нормальным зрением, список № 2 — ученики с пониженным зрением). По окончании профилактического осмотра журналы со списками № 1 и 2 передают в городах офтальмологам детских поликлиник, в сельской местности — районному офтальмологу, а при большом удалении населенных пунктов от районного центра хранят на врачебном участке или фельдшерском пункте;
  • обеспечение явки к офтальмологу детей с выявленным понижением зрения (список № 2) в установленные сроки;
  • проведение беседы с педагогами, школьниками и родителями о профилактике близорукости, глазного травматизма и о необходимости ношения очков, выписанных офтальмологом. Осуществление систематического контроля за выполнением всех рекомендаций офтальмологов;
  • направление в глазной кабинет (в соответствии с графиком работы офтальмолога) всех школьников, поставленных на диспансерный учет по поводу хронических заболеваний глаз (список № 3);
  • осуществление контроля за созданием необходимых гигиенических условий школьникам (освещение, школьные доски, мебель и другое школьное оборудование) и корректировки условий занятий и отдыха в домашней обстановке;
  • выделение совместно с педагогами младших классов (подобно детским садам) на основе списков офтальмолога группы «риска» по близорукости; обеспечение этим детям большей нагрузки на слуховой и меньшей — на зрительный анализаторы, более частых физкультурных пауз и тщательного контроля за правильной посадкой детей, правильным пользованием очками (отдельно для дали, близи или бифокальные); рассаживание этих детей ближе к окнам;
  • обеспечение всех условий для углубленных осмотров офтальмологами всех школьников 3—4-х и 7—8-х классов.
Мероприятия, проводимые педагогами:
  • ежегодное участие в проверке остроты зрения у каждого школьника. Формирование группы профилактики («риска») по близорукости. Обеспечение в этих группах преимущественной нагрузки на слуховой и речевой аппараты. Осуществление регулярных физкультурных пауз во время урока через каждые 10—15 мин. Рассаживание этих детей у окон;
  • осуществление контроля за правильной посадкой, а также правильным ношением очков школьниками;
  • оказание помощи школьному врачу при определении и обеспечении естественной и искусственной освещенности классов в соответствии с нормативами (не менее 400лк на рабочей поверхности);
  • организация на переменах интересных игр, исключающих глазной травматизм, и ознакомление детей и родителей с увлекательными играми-занятиями дома и на улице. Проверка этих занятий. Информирование детей (беседы офтальмологов, сочинения и диктанты) о способах предупреждения глазных заболеваний и травм.

Ограничения по состоянию органа зрения для занятий физкультурой. Имеются 3 группы школьников с разной степенью ограничения для занятий физической культурой. При косоглазии, а также при остроте зрения в очках меньше 0,3 хотя бы на одном глазу противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного снаряда (конь, барьеры и т. п.), так как при указанных состояниях обычно имеются расстройства бинокулярного глубинного зрения.

При близорукости выше 6,0 дптр чрезмерная физическая нагрузка или резкие толчки могут послужить причиной отслойки сетчатки. Поэтому при таких величинах близорукости следует проводить занятия по III группе, а при близорукости выше 8,0 дптр могут быть рекомендованы только вольные дыхательные упражнения.

Рекомендуемые основные положения о работе специализированного детского сада по лечению амблиопии и косоглазия. Специализированный детский сад предназначен для воспитания и лечения детей с дисбинокулярной, обскурационной амблиопией и косоглазием. Целью его деятельности является обеспечение повышения остроты зрения и развития или восстановления бинокулярного либо одновременного характера зрения.

Воспитатели специализированного детского сада проводят работу, предусмотренную программой воспитания, и продолжают лечебные мероприятия, назначенные офтальмологом.

Специализированные детские сады в соответствии с потребностями и численностью населения организуются районными и городскими службами образования по представлению и совместно со службами здравоохранения и являются базами региональных кабинетов по лечению косоглазия и амблиопии.

Общее педагогическое руководство, ответственность и контроль за работой специализированных детских садов осуществляют органы и учреждения образования.

Ответственность за специальное лечение и оказание общей медицинской помощи детям в специализированных детских садах возлагается на органы и учреждения здравоохранения.

Органы и учреждения образования, в ведении которых находятся специализированные детские сады, обеспечивают их кадрами, помещениями, необходимым оборудованием, финансами, продуктами питания и материалами для работы с детьми.

Органы и учреждения здравоохранения обеспечивают специализированные детские сады квалифицрованными медицинскими работниками, необходимым медицинским оборудованием и медикаментами.

Специализированные детские сады открываются по решениям регионального руководства (мэрии, округа, префектуры и т. д.).

В группах специализированного детского сада не должно быть более 20 детей.

Специализированные детские сады организуются как самостоятельные учреждения интернатного типа и работают круглосуточно, за исключением выходных и праздничных дней. Допускается организация групп детей с 12-часовым пребыванием.

Рекомендуемый комплект приборов, аппаратов и инструментов для специализированных детских садов:
  1. приборы для исследования остроты зрения у детей (для каждой группы);
  2. набор оптических линз;
  3. скиаскопические линейки;
  4. ручной зеркальный офтальмоскоп;
  5. лампа для офтальмоскопии (для каждой группы);
  6. офтальмометр;
  7. периметр;
  8. синоптофор (для каждой группы);
  9. локализатор-корректор (для каждой группы);
  10. цветовой прибор (для каждой группы);
  11. стереоскоп с зеркалом (4 для каждой группы);
  12. разделитель полей зрения (4 для каждой группы);
  13. решетка для чтения (2 для каждой группы);
  14. прибор типа софитной лампы;
  15. окклюдоры (для каждого ребенка);
  16. большой безрефлексный офтальмоскоп с калиброметром (для каждой группы);
  17. устройство для определения местоположения фиксирующего участка сетчатки (для каждой группы);
  18. устройство для локального раздражения светом центральной ямки сетчатки (для каждой группы);
  19. трехпалочковый прибор;
  20. прибор для забрасывания шариков;
  21. «доска с гвоздями»;
  22. мнемоскоп;
  23. амблиотренер (для каждой группы);
  24. конвергенцтренер (для каждой группы);
  25. тонометр Маклакова (для каждой группы);
  26. устройство для коордиметрии (для каждой группы);
  27. эргограф;
  28. диоптриметр;
  29. макулотестер поляроидный (для каждой группы);
  30. мускулотренер глазной (для каждой группы).

Отбор детей в специализированный детский сад проводит отборочная комиссия. В состав комиссии входят регионарный педиатр (председатель), главный врач поликлиники (заместитель председателя), офтальмолог поликлиники, офтальмолог детского сада, заведующая детским садом.

Для направления детей в специализированный детский сад существуют следующие показания:
  • наличие дисбинокулярной и других видов амблиопии;
  • необходимость в ортоптическом лечении.

В специализированный детский сад принимаются дети, не имеющие нарушений психики и интеллекта. В первую очередь зачисляются дети дошкольного возраста (5—7 лет).

Воспитательная работа с детьми в специализированных детских садах проводится по программе и методическим указаниям, составленным органами и учреждениями системы образования с учетом особенностей органа зрения.

Оздоровительные мероприятия в специализированном детском саду проводятся в соответствии с указаниями органов и учреждений системы здравоохранения.

Срок пребывания детей в специализированных детских садах устанавливает офтальмолог детского сада в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и результатов лечения.

При выписке ребенка из специализированного детского сада медицинская карта ребенка с данными результатов лечения передается в межрайонный кабинет охраны зрения или другое учреждение здравоохранения, в котором ребенок долечивается и наблюдается до периода выздоровления.

На должность воспитателя специализированного детского сада принимаются лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование и стаж воспитательной работы в детских садах не менее 3лет. Старший офтальмолог обязан ознакомить воспитателя с особенностями работы офтальмолога в специализированном детском саду.

На должность офтальмолога назначают врача, окончившего ординатуру по детской офтальмологии или педиатра, прошедшего специализацию по детской офтальмологии.

На должности сестер-ортоптисток назначают педиатрических медицинских сестер, прошедших специальную подготовку по детской офтальмологии.

Врачей, средний медицинский персонал назначают и увольняют органы и учреждения здравоохранения.

Офтальмолог регулярно исследует состояние глаз у детей. Кроме того, он проводит лекции, беседы с населением прикрепленных районов; лекции, беседы с воспитателями, медицинскими сестрами, нянями детских садов и яслей; занятия, беседы, лекции с медицинскими сестрами, воспитателями, нянями специализированного детского сада; проводит лекции по охране зрения в школах.

Результаты углубленных осмотров и диспансеризации офтальмолог доводит до сведения педагогов, родителей. Он организует и проводит оздоровительные и лечебные мероприятия, участвует в составлении комплекса физкультурных занятий и закаливающих процедур.

Педиатрическая медицинская сестра специализированного детского сада следит за режимом дня детей детского сада, проводит ежедневный осмотр (фильтр) детей, следит за соблюдением санитарно-гигиенических условий в учреждении и личной гигиены детьми, совместно с педиатром составляет меню, производит закладку наиболее ценных продуктов питания, их витаминизацию, осуществляет бракераж готовой сырой продукции и наблюдает за правильной реализацией продуктов; ежедневно проводит лечение, назначенное специалистами разного профиля и педиатром, участвует в проведении углубленного осмотра детей.

Региональные кабинеты охраны зрения детей осуществляют в специализированных детских садах работу по лечению органа зрения, а территориальные районные детские поликлиники обеспечивают консультативную педиатрическую и специализированную помощь (невропатолог, отоларинголог, стоматолог, ортопед).

Дети, нуждающиеся в оперативном исправлении косоглазия, направляются в глазные отделения больницы с последующим возвращением в детский сад для ортоптического лечения.

Для работы в специализированном (глазном) детском саду предусмотрены должности из расчета 1 офтальмолог на 200 детей и 1 медицинская сестра-ортоптистка на 25 детей.

Рекомендации по приему детей в школы слепых и слабовидящих. Приему в школы слепых и слабовидящих подлежат дети с остротой центрального зрения на лучшем глазу в пределах 0—0,4.

Показания для направления в эти школы детей с нарушениями зрения устанавливаются строго индивидуально в зависимости от состояния основных зрительных функций: остроты центрального зрения с переносимой коррекцией обычными оптическими линзами, поля зрения, а также характера поражения органа зрения и течения патологического процесса на обоих или лучшем глазу. Принимается во внимание не только основной, но и сопутствующий диагноз нарушения органа зрения, а также все данные, полученные в результате различных офтальмологических исследований.

В школу слепых принимаются дети со следующей патологией:
  • с остротой центрального зрения на лучшем глазу ниже 0,04 (включительно) с переносимой коррекцией;
  • с остротой центрального зрения на лучшем глазу 0,05—0,08 с переносимой коррекцией при атрофии зрительного нерва, пигментной дистрофии сетчатки, при других ретинитах, хориоретинитах, дистрофии пятна сетчатки; при злокачественной прогрессирующей близорукости, при гидрофтальме и других видах глаукомы, а также при заболеваниях, характеризующихся прогрессирующим понижением зрения;
  • с концентрическим сужением поля зрения до 35°или с центральной скотомой.
В школу слабовидящих принимаются дети со следующей патологией:
  • с остротой центрального зрения в пределах 0,05—0,4 с переносимой коррекцией на лучший глаз в зависимости от состояния других зрительных функций (поле зрения, острота центрального зрения для близи), формы и течения патологического процесса;
  • с остротой центрального зрения на лучший глаз выше 0,05 с переносимой коррекцией при катаракте, афакии, дальнозоркости, дальнозорком астигматизме, близорукости высоких степеней и близоруком астигматизме, характеризующимися стационарным состоянием;
  • с более высокой остротой центрального зрения в случае часто рецидивирующих кератитов, увеитов, при близорукости свыше10,0 дптр и дальнозоркости свыше 8,0 дптр, астигматизме свыше 5,0 дптр с наличием астенопических явлений, развивающихся при работе на близком расстоянии;
  • во всех случаях дети должны читать шрифт № 9 таблицы для определения зрения вблизи с переносимой коррекцией обычными оптическими линзами с расстояния не ближе 15 см.

В связи с состоянием здоровья и другими причинами дети с нарушениями зрения могут приниматься в школу с превышением приемного возраста на 1—2 года, а иногда и более, в дошкольные группы — 6 лет.

Слепых и слабовидящих умственно отсталых детей выделяют в особые классы для умственно отсталых слепых, слабовидящих, организуемые при одной из соответствующих школ по решению областного отдела народного образования.

Зачисление детей в класс умственно отсталых производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на протяжении не менее одного года установлено, что неуспеваемость обусловлена умственной отсталостью.

Не подлежат направлению в школы следующие дети с нарушениями зрения:
  • глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в формах имбецильности, идиотии);
  • дети-психопаты с глубокими отклонениями в поведении и нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, не позволяющими им самостоятельно передвигаться и обслуживать себя;
  • слепоглухонемые дети (последние обучаются в специальном интернате Министерства социального обеспечения).

Направление детей в школы слепых и слабовидящих производится только на основании решения республиканской или областной медико-педагогической комиссии. Директор школы несет личную ответственность за прием детей без соответствующего решения комиссии.

Рекомендации по проведению анализа профилактических диспансерных осмотров органа зрения у детей. Учет и анализ профилактических диспансерных осмотров детей осуществляют врачи глазных кабинетов поликлиник на основании суммирования сведений, полученных по результатам проверки остроты зрения работниками детских учреждений.

Детей, поставленных на диспансерный учет, по тяжести патологического состояния глаз объединяют в четыре группы.

  • В  1-ю группу включают детей со зрением0—0,04 с переносимой коррекцией на оба глаза. Им необходимо обеспечить первоочередное лечение и оформление через РОНО в школу слепых (по достижении школьного возраста) .
  • Во  2-ю группу объединяют слабовидящих детей, имеющих зрение 0,05—0,2 с переносимой коррекцией на лучшем глазу. Слабовидящие дети должны лечиться и направляться через РОНО в школу для слабовидящих.
  • В  3-ю группу объединяют детей с остротой зрения 0,3— 0,5 в связи с близорукостью, дальнозоркостью, стойким спазмом аккомодации, со всеми видами косоглазия и другой патологией, которая требует систематического наблюдения офтальмолога не реже 2 раз в год и индивидуального лечения по показаниям.
  • В  4-ю группу включают детей со стабильным или обратимым незначительным снижением зрения не ниже 0,5 с коррекцией.
Дети, как правило, подлежат осмотру офтальмологом 1 раз в год. На каждого больного ребенка, находящегося на диспансерном наблюдении, заводят 2 документа:
  • амбулаторную карту, или историю развития ребенка (форма № 112);
  • контрольную карту диспансерного наблюдения (форма № 30).
 

Возможно, Вам будет интересно

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0