Цветовые сходства и различия

+ -
0
Цветовые сходства и различия

Описание

Представим себе, что у нас имеются две установки Ньютона для смешивания цветов и мы их расположим так, чтобы цветовые лучи от них проецировались на соседние участки фовеальной области сетчатки. Наблюдатель будет видеть два цвета, расположенных рядом в поле зрения, а экспериментатор может изменять цвет каждого поля в отдельности.

Если мы предъявим испытуемому два монохроматических луча, например, с длиной волны 570 нм, то он увидит два одинаковых желтых цвета. Можно сказать, что такие два цвета имеют полное (максимальное) субъективное сходство и не имеют никакого субъективного различия, т. е. нулевого различия. Начнем добавлять к одному из желтых цветов монохроматический красный цвет.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Это можно сделать, если вместо светонепроницаемой перегородки, которая у Ньютона ставится для ограничения доступа отдельным лучам к линзе, на пути крайнего в спектре длинноволнового излучения поставить оптический клин. Оптический клин позволяет непрерывно менять количество пропускаемого света от 0% на одном конце до 100% на другом.

Сравнивая получаемую смесь со вторым желтым цветом, мы обнаружим, что новый цвет вначале почти не отличается по хроматичности от исходного, т. е. одного из компонентов смеси, но по мере добавления в смесь другого компонента — красного цвета — разница становится все более заметной, пока мы не получим оранжевый цвет, который значительно отличается от желтого.

Если теперь из смеси красного и желтого цветов убирать понемногу желтый (с помощью такого же оптического клина), то различие между исходным желтым и новым цветом будет снова увеличиваться, пока мы не получим красный цвет, т. е. цвет второго компонента в смеси.

Цвет смеси непрерывно изменяется, если непрерывно меняется компонентный состав смеси. Грассман первый отметил это топологическое свойство цветового смешения, которое существенно для хорошего пространственного представления феноменов смешения цветов.

Для нас же сейчас важно отметить, что непрерывное изменение хроматичности в направлении от одного цвета к другому приводит одновременно к непрерывному увеличению субъективного различия между первым цветом и смесью и в то же время к увеличению субъективного сходства между вторым цветом и смесью.

Таким образом, цветовое сходство и цветовое различие являются взаимно обратными характеристиками цвета, так что максимальное сходство соответствует минимальному различию, а максимальное различие — минимальному сходству (рис. 2.4.12).

Непрерывность и сходство-различие цветов являются свойствами не только хроматических составляющих цвета, но относятся также и к ахроматическим составляющим, т. е. они являются более общими феноменами, чем феномены смешения.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0