Охрана зрения детей

+ -
0
Охрана зрения детей

Описание

Забота об охране зрения детей входит в обязанности всех звеньев педиатрической службы, начиная с родильного дома. Только внимательное отношение к профилактике глазного травматизма и охрана зрения каждого ребенка позволяют своевременно выявить отклонения от возрастной нормы и срочно направить ребенка к офтальмологу, а при необходимости и возможности самому оказать первую и неотложную помощь при воспалении и повреждении.

По данным наших исследований, у 80% детей, перенесших перинатальную патологию, в 5 раз чаще развивается близорукость, отмечаются изменения поля зрения.

Мероприятия по охране зрения детей должны осуществляться еще до рождения ребенка в женских консультациях, затем в родильных домах, на педиатрическом участке, в детских садах, школах, оздоровительных лагерях, санаториях и других воспитательных и медицинских учреждениях.

Рекомендации женским консультациям. Чтобы по возможности избежать анте-, пери- и постнатальной патологии органа зрения, акушеры и гинекологи женских консультаций должны вести предупредительную работу с беременными и принимать все меры к исключению тератогенных факторов, которые могут отразиться на закладке, развитии и формировании морфологии и функции глаза.

Здесь большое поле для совместной деятельности медицинских работников, учителей старших классов, преподавателей профтехучилищ, техникумов, институтов. Работники женских консультаций обязаны тщательно собирать анамнез и на его основе выявлять отягощенную наследственность по состоянию глаз и зрительных функций и делать соответствующую запись в обменной карте беременной.

Прежде всего учитывают болезни, передающиеся по наследству: глаукому, катаракту, ретинобластому (злокачественная опухоль сетчатки), атрофию зрительного нерва, дистрофию сетчатки, аномалии развития придаточного аппарата глаза и глазного яблока (птоза, колобомы и др.), косоглазие, аметропии (близорукость, гиперметропия, астигматизм), нистагм и др. При подозрении на наследственные заболевания у ребенка необходимо направить в генетическую консультацию его родителей.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Врожденная патология связана с действием тератогенных факторов как в первой, так и во второй половине беременности (краснуха, цитомегаловирус, травмы, гипертермия, инфекции, гипер- и гиповитаминозы, химио- и рентгенотерапия и др.). Во второй половине беременности патогенные факторы вызывают врожденную катаракту, врожденную глаукому, птозы, колобомы, косоглазие, увеиты, атрофии зрительного нерва.

Рекомендации врачам родильных домов. Акушеры-гинекологи и педиатры должны получать информацию из женских консультаций и от самих рожениц об отягощенной наследственности рецессивного или доминантного типа по патологии придаточного аппарата и глазного яблока. Следует учитывать течение беременности, действие тератогенных факторов, течение родов.

Щадящее родоразрешение позволяет предотвратить возможные кровоизлияния (в 25% случаев), вывихи глазных яблок (необходимо аккуратно заправить глазное яблоко в глазницу). В первые минуты после рождения, до проведения профилактики гонобленнореи, следует проверить состояние век, роговицы, зрачка и зрачковые реакции на свет. Это может сделать акушерка.
Профилактика гонобленнореи каждому новорожденному проводится немедленно после рождения по Матвееву-Криде. Обработав руки спиртом и стерильными ватными шариками, акушерка снимает первородную смазку с век ребенка, слегка оттягивает нижнее веко и закапывает в глаз не более 2 капель 2% раствора нитрата серебра без последующего промывания.

Использование по ошибке более концентрированного раствора нитрата серебра вызывает ожог роговицы и слепоту. Подобные случаи привели к тому, что в некоторых клиниках отказываются от использования нитрата серебра. Менее опасны, но и менее эффективны инсталляции растворов антибиотиков (пенициллина, тетрациклина и др.), сульфаниламидов (сульфацил-натрий).

В последующие дни жизни обработку глаз новорожденных проводит медсестра перед каждым кормлением, используя 2% раствор борной кислоты и отдельный стерильный ватный шарик для каждого глаза. В связи с возможностью кровоизлияний в центральную зону сетчатки необходимо ежедневно проверять зрение каждого глаза поочередно по зрачковой реакции на свет или реакции кратковременного слежения за передвигающимися перед глазом предметами (карандаш, зеркало, игрушки).
При выявлении аномалий или при подозрении на них педиатр родильного дома должен пригласить детского офтальмолога для проверки органа зрения до выписки ребенка. В последующем эти дети должны наблюдаться у детского офтальмолога.

У 80% недоношенных новорожденных возникает угроза слепоты в связи с незавершенным генезом сосудистого тракта и токсическим действием кислорода (ретинопатия недоношенных). Ранняя крио- или лазеротерапия дают надежду на сохранение зрения. В связи с этим целесообразно проводить ранний офтальмологический осмотр этих детей. Должность офтальмолога должна быть в штатном расписании родильного дома.

Акушеры и микропедиатры должны подробно рассказывать матери о том, как нужно ухаживать за глазами ребенка, чтобы они были здоровыми, и о том, как в домашних условиях проверять зрение у ребенка (по реакции слежения, по реакции на грудь, на лицо матери, по реакции фиксации, по узнаванию знакомых лиц и предметов и др.).

Профилактическую работу по охране зрения детей акушеры и микропедиатры должны вести не только среди родителей, но и среди воспитателей детских яслей. Воспитатели должны быть готовыми к оценке состояния глаз у детей и при необходимости дать советы родителям и позаботиться о консультации офтальмолога.
Данные о патологии органа зрения или факторах риска ее возникновения должны быть отражены в обменной карте ребенка и переданы в амбулаторно-поликлиническое учреждение, в котором он будет наблюдаться.

Рекомендации педиатрам. При первом патронажном посещении новорожденного продолжают обучать мать уходу за слизистой оболочкой глаз ребенка, проверяют состояние придаточного аппарата и глазного яблока и сопоставляют результаты с данными родильного дома.

Обязательно контролируют состояние зрения: реакцию зрачка на свет, реакцию слежения, фиксацию, узнавание и предметное зрение. При первом и последующих посещениях обращают внимание на подвижность век, полноту закрытия глазной щели, плотное прилегание краев век к глазу, отсутствие слезостояния, слезотечения, подвижность глаз в разные стороны, симметричность их расположения и идентичность движений, динамику изменений видимых структур глаза - роговицы, передней камеры, зрачка.

Возможно выявление птоза, колобомы, выворота и заворота век, гемангиом, воспалительных заболеваний переднего отрезка глаза, патологии радужки и зрачка, особенно у детей с отягощенной по глазной патологии наследственностью (ретинобластома, врожденная глаукома, катаракта, дистрофия сетчатки, атрофия зрительного нерва и др.).

На 2—4-й неделе после выписки педиатр обязан обеспечить явку к офтальмологу родителей с ребенком, родившимся от отягощенной беременности и в результате осложненных родов, а также недоношенных, пребывающих в кювезах, для полного офтальмологического обследования.
Следует направить к офтальмологу ребенка в возрасте 2-4 мес, 1-1,5 и 3 лет. В возрасте 1 и 3 лет у ребенка устанавливают вид и величину рефракции, выделяют детей, склонных к миопии, косоглазию, при необходимости назначают очки. Педиатр должен осуществлять контроль за ношением очков детьми, разъясняя родителям необходимость этого для улучшения зрения и профилактики амблиопии и косоглазия.

Рекомендации педиатрам детских дошкольных учреждений. Педиатры должны строго следить за освещенностью игровых мест детей, которая должна быть не менее 300 лк на единицу поверхности пола или стола.

Игрушки не должны быть мелкими, необходима их хорошая, яркая расцветка. За физическим воспитанием и оздоровлением детей наблюдают с учетом рекомендаций офтальмолога, проводя санитарно-просветительскую работу с родителями по охране зрения детей, особенно входящих в группу риска.

Детей с косоглазием и амблиопией направляют в специализированные детские дошкольные учреждения или специализированные группы в общих детских садах в соответствии с рекомендациями офтальмолога. Оздоровление этих детей должно осуществляться до поступления в школу; при необходимости в возрасте 4—5 лет проводят хирургическое лечение с последующей дополнительной терапией в течение 1— 2 лет.

В возрасте 6 лет все дети перед поступлением в школу проводят у офтальмолога углубленный осмотр органа зрения.
Педиатры совместно с районными отделами народного образования обеспечивают организацию профилированных (специализированных) детских садов, яслей-садов для детей с функционально обратимым слабовидением (амблиопия, косоглазие, близорукость, гиперметропия, анизометропия и т.д.), участвуют в формировании групп детей с близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом в общих детских садах. Списки таких детей составляет офтальмолог.
Районные педиатры ежегодно совместно с детским офтальмологом представляют в районные отделы народного образования списки слабовидящих и слепых детей, чтобы за 2 года до поступления в школу им были обеспечены места в специализированных школах-интернатах.

Работа педиатров со школьниками. Медицинские работники школ ежегодно в первые месяцы учебного года исследуют зрение у всех школьников.

Результаты фиксируют в двух журналах профилактических осмотров отдельно для здоровых детей и детей со сниженным зрением. Списки передают офтальмологу. Педиатры совместно со школьными сестрами обязаны организовывать и контролировать проведение зрительных упражнений по соответствующим методикам и рекомендациям офтальмолога в школах, обратив особое внимание на группу родленного дня; проводить с педагогами и родителями планомерную работу по контролю за зрительным режимом и физическими упражнениями детей в домашних условиях и в школах. В первую очередь это касается детей группы риска по близорукости.

Каждый ученик 8-го класса перед переходом в подростковую медицинскую сеть и перед припиской к военной службе должен быть всесторонне обследован офтальмологом, о чем должна быть сделана соответствующая запись в амбулаторной карте. Необходимо постоянно вести работу по профилактике глазного травматизма, обсуждать в коллективах учителей, родителей, учеников травмы, полученные школьниками.

Ограничение занятий физкультурой по состоянию органа зрения касается случаев косоглазия, а также снижения зрения в очках до 0,3 даже на один глаз. Противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного снаряда (конь, барьерный бег и т.д.).

При близорукости выше 6,0 дптр прыжки, толчки, физические нагрузки могут привести к отслойке сетчатки и слепоте. Эти школьники относятся к 3-й группе здоровья. При близорукости выше 8,0 дптр дети могут выполнять только вольные дыхательные упражнения.

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0