Работа глазной медицинской сестры по обслуживанию детей

+ -
+3
Работа глазной медицинской сестры по обслуживанию детей

Описание

Медицинская сестра оказывает помощь врачу при обслуживании детей в амбулатории, диспансерном наблюдении за детьми с пониженным зрением, проводит патронаж на дому, санитарно-просветительную работу, помогает при лечении амблиопии и выработке бинокулярного зрения, при проведении упражнений на приборах.

Велика роль медицинской сестры в подготовке детей к операции, проведении послеоперационного и посленаркозного периода. Вся эта работа требует не только большого внимания, но и широких знаний.

Помощь врачу при обслуживании детей в амбулатории



Медицинская сестра должна следить за тем, чтобы дети не сидели долго в ожидании врача. Это утомляет их и отрицательно сказывается на результатах исследования.

Обследование маленького ребенка связано с известными трудностями, так как ребенок боится новых людей и пугается непривычной обстановки. Нередко осмотр глаза даже у более старших детей сопровождается криком, натуживанием, сопротивлением, что очень мешает врачу при обследовании.

При проведении осмотра и выполнении манипуляций требуется индивидуальный подход к детям. Так, детям младшего возраста, которые обычно очень пугливы, нужно дать возможность освоиться с обстановкой, за-нявшись в их присутствии более старшими детьми (закапывать им капли и др.). Следует учитывать, что если медицинской сестре удастся добиться того, чтобы ребенок преодолел чувство страха, то в дальнейшем он будет охотно приходить на прием и подвергаться обследованию и лечению. Медицинская сестра оказывает большую помощь врачу при проверке остроты зрения, определении рефракции и осмотре глазного дна, особенно у маленьких детей. Для проведения последних двух исследований рекомендуется усадить ребенка на колени матери, а перед ним отца, из-за спины которого и производить определение рефракции.

В присутствии обоих родителей ребенок будет вести себя спокойнее, что поможет врачу определить рефракцию, выписать очки по объективным данным или осмотреть глазное дно. При осмотре глазного дна у новорожденного лучше поступить следующим образом. Перед исследованием ребенку через соску дают женское молоко или 2% раствор глюкозы. Когда ребенок сосет, можно легко осмотреть глазное дно. Сосредоточение ребенка на процессе кормления создает спокойную обстановку для офтальмоскопии.

Для очень маленьких детей в амбулатории следует иметь набор звонких игрушек. При звучании колокольчика, при свистке или других звуках ребенок обычно направляет взгляд в сторону звучащей игрушки, что дает возможность в это время осмотреть определенную часть глазного дна, например диск зрительного нерва.

В случае необходимости рассмотреть детально глаз или произвести ту или иную манипуляцию, когда ребенок резко сопротивляется, поступают следующим образом (рис. 49). Врач укладывает голову ребенка к себе на колени и зажимает ее между коленями. Тело и конечности ребенка удерживает медицинская сестра или санитарка. При этом ноги ребенка следует держать в стороне, так как в противном случае ребенок, отталкиваясь, будет изворачиваться во время осмотра. К такому приему лучше прибегать редко, так как он запугивает ребенка.

Медицинская сестра должна помнить, что, подавая врачу ножницы для снятия швов или шприц для инъекции, нужно прикрыть здоровый глаз ребенка ватно-марлевой подушечкой, чтобы он не видел ножниц или других инструментов.

Рис. 49. Осмотр глаза ребенка.


Для определения остроты зрения у детей в возрасте 1—2 лет рекомендуется следующий способ (Э. С. Аветисов). Ребенку завязывают один глаз и вводят его в светлую комнату, где на расстоянии 5 м от него лежит белый шарик. Такой же шарик ему показывают вблизи и просят принести такой же шарик, находящийся на расстоянии 5 м. Если ребенок этот шарик не видит, его передвигают ближе — на 4; 3 м и т. д., пока ребенок не справится с поставленной задачей. Можно использовать шарик меньшего диаметра. Острота зрения определяется по таблице Э. С. Аветисова (табл. 2).

Таблица 2. Острота зрения при определении с помощью шариков


Проверка остроты зрения у детей и в более старшем возрасте (3—4 года) представляет известные трудности из-за неустойчивости детского внимания. Остроту зрения проверяют по детской таблице. Эта таблица предназначена для исследования остроты зрения у детей от 3—4 до 7 лет. В нее включены знаки, знакомые детям по книгам и игрушкам.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с картинками, нарисованными на таблице. В некоторых случаях для этого используют изолированные картинки.

Вначале зрение обоих глаз проверяют одновременно. Когда ребенок начинает ориентироваться, проверяют зрение на лучшем глазу, а затем на худшем. При проверке остроты зрения нужно на второй глаз наложить повязку, так как при пользовании ширмой ребенок может поглядывать вторым глазом.

Н. А. Пучковская и И. В. Клюка предложили определять остроту зрения у детей не с картинками, а с буквенными знаками обычной таблицы для взрослых. Ребенок, рассматривая эти знаки на расстоянии 5 м, не должен называть их, а показать пальцем на такие же знаки в таблице, которая находится перед ним вблизи. Эта методика особенно пригодна для детей в возрасте 2—3 лет.

Исследование остроты зрения у дошкольников и младших школьников надо проводить без поспешности. Нельзя требовать от детей точных ответов, приходится учитывать близкое к рисунку название. Нужно постараться без родителей установить контакт с исследуемым ребенком. Понижение остроты зрения, установленное при первом исследовании, надо проверить повторно.

При проведении атропинизации детям с целью подбора очков, которая состоит в закапывании 0,5—1% раствора атропина в течение 6—10 дней, нужно предупредить родителей о следующем: 1) пипетка для закапывания должна быть прокипяченной, 2) необходимо мыть руки не только до закапывания, но и после закапывания атропина, чтобы не перенести руками атропин в свои глаза; 3) при закапывании капель нужно прижать внутренний край нижнего века на 1 мин, чтобы атропин не попал в слезные пути и далее в носоглотку; 4) дома склянку с атропином надо спрятать под замок, чтобы по ошибке кто-нибудь из членов семьи не выпил ее содержимое, являющееся сильным ядом; 5) нельзя пробовать действие капель на себе. У пожилых людей атропин может вызвать повышение внутриглазного давления.

Не следует закапывать более 1 капли в каждый глаз и назначать ребенку атропин, не убедившись в отсутствии у него повышенной чувствительности к этому препарату (покраснения лица, сухости в полости рта, повышения температуры, психического возбуждения). Поэтому первое закапывание атропина нужно производить в глазном кабинете после того, как врач осмотрит глаз, проверит реакцию зрачка и др. Особую осторожность следует проявлять при расширении зрачка у новорожденных, что бывает необходимо для осмотра глазного дна. С этой целью лучше пользоваться 0,5—1% раствором гоматропина, закапывая его по 1 капле 2 раза с промежутком в 15—20 мин.

Роль медицинской сестры в диспансерном наблюдении за детьми с пониженным зрением



Основными причинами понижения зрения у детей являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и травмы. Дети с указанными заболеваниями и аномалиями рефракции подлежат диспансерному наблюдению. Кроме того, на диспансерный учет берут детей после экстракции врожденной катаракты, с врожденной глаукомой, с воспалительными заболеваниями роговицы и сосудистого тракта глаза, атрофией зрительного нерва, с новообразованиями глаза и его придатков. На каждого больного заполняют амбулаторную карту и контрольную карту диспансерного наблюдения (форма № 30). Контрольные карты хранят в кабинете в отдельной картотеке. Медицинская сестра должна расположить их по заболеваниям и внутри каждой картотеки — по срокам явки на прием. В обязанность медицинской сестры входит также периодический просмотр карт с целью контроля посещений детей согласно установленным срокам.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Врач проводит профилактические осмотры дошкольников и школьников для выявления детей с заболеванием органа зрения.

Первое углубленное исследование зрения врач проводит в возрасте 6 мес, второе — в 3 года, затем при поступления в школу, в 4-м и 7-м классах. Эти исследования необходимо проводить не в детских учреждениях, а в поликлинике, так как только там имеются условия для подробного исследования органа зрения.

У остальных учащихся ежегодно проверяют остроту зрения медицинские сестры или учителя в школах. При пониженной остроте зрения или при наличии жалоб ребенка направляют к врачу. Медицинская сестра должна научить учителей определять остроту зрения. Цель такого исследования — установить, имеется ли у учащегося нормальная или пониженная острота зрения. Для этого с расстояния 5 м показывают только знаки 10-й строчки таблицы, соответствующие зрению 1,0. Результаты исследования записывают в журнал, в котором указывают фамилию учащегося, его возраст и адрес. Нормальную остроту зрения обозначают знаком плюс (+), остроту зрения ниже 1,0 — знаком минус (—).

Осмотр детей с отметкой минус, т. е. со сниженной остротой зрения, проводит врач в поликлинике.

Э. С. Аветисов считает, что главной причиной понижения зрения у детей является близорукость. Борьба с близорукостью у учащихся в настоящее время является самой важной проблемой. Близорукость у учащихся во многом является следствием недостаточного, внимания к санитарно-гигиеническим требованиям (освещенность, правильная посадка за партой, чередование зрительной работы с отдыхом) в школах и дома.

Выявляется она при раннем обучении детей чтению. Ко времени совершеннолетия 1/5 часть школьников из-за близорукости ограничена в выборе профессии. Около 30% инвалидов по зрению составляют лица с осложненной близорукостью.

Осложненная близорукость резко ограничивает трудоспособность человека, так как такому больному нельзя выполнять работу, требующую большой точности, поднимать тяжести и т. д. Причиной близорукости является ослабление аккомодации глаза (Э. С. Аветисов).

Разработана новая методика профилактики прогрессирования близорукости путем тренировки аккомодативного аппарата глаза, пригодная для использования в домашних условиях, которая заключается в следующем.

Пациент в очках, корригирующих аметропию, становится у окна на расстоянии 25—30 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне глаз больного крепят круглую метку диаметром 2—3 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-то предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то вдаль на этот предмет. Первые 3 дня продолжительность упражнений составляет 3 мин, последующие 3 дня — 5 мин и в остальные дни — 7 мин. Домашние тренировочные упражнения улучшают аккомодационную способность глаз, что является профилактикой прогрессирования близорукости.

В диспансеризацию детей с пониженным зрением входит также патронаж на дому и проведение бесед с родителями и детьми старших возрастных групп по профилактике близорукости, глазного травматизма и косоглазия.

Работа медицинской сестры по развитию зрения на амблиопичных глазах и восстановлению бинокулярного зрения у детей



Амблиопией называется понижение остроты зрения, для которого не удается обнаружить никакой анатомической основы. Амблиония бывает врожденной в результате недоразвития сетчатки и зрительных путей или вследствие перенесенных патологических процессов во внутриутробной жизни. Очень часто амблиопия встречается при косоглазии на косящем глазу. Кроме того, амблиопия может быть приобретенной вследствие выключения зрительных восприятий. Так, например, если у ребенка с врожденными катарактами обоих глаз на одном глазу катаракта была удалена в раннем возрасте, а второй глаз не был своевременно оперирован, с возрастом зрительные ощущения в этом глазу исчезают и если удалить катаракту значительно позже, например в 15-летнем возрасте, зрение окажется резко сниженным.

В условиях поликлинического приема главный контингент больных с амблиопией составляют дети школьного или дошкольного возраста, у которых один глаз видит хорошо, а на другом глазу имеется близорукость, дальнозоркость или астигматизм. Нередко при этом бывает косоглазие. Амблиопия развивается, если своевременно не были назначены корригирующие очки, с чего и необходимо начинать лечение.

С нарушением зрения вследствие амблиопии, которое может доходить до того, что ребенок одним глазом видит только свет или считает пальцы у лица, можно бороться. Для этого нужно обязательно рано производить упражнения амблиопичного глаза. Цель этих упражнений заключается в том, чтобы заставить ребенка «работать», т. е. рассматривать предметы этим глазом, выключая другой, лучший глаз. Из клинической практики известно, что если по какой-либо причине лучший глаз теряет зрение, например в результате заболевания или ранения, то на втором глазу, бывшем до того амблиопичным, острота зрения нередко повышается. Способ выключения лучшего глаза зависит от возраста ребенка.

При резком ухудшении зрения проводят активные упражнения. Начинают с того, что ребенка заставляют рассматривать амблиопичным глазом предметы на таком расстоянии, на котором он может их распознать только с известным усилием. Затем расстояние постепенно увеличивают и повторяют те же упражнения при меньшей величине предмета. Можно давать ребенку рассматривать картинки, нанизывать бисер и др. Вначале пользуются яркими предметами, затем окрашенными в более бледные тона. Когда зрение повысится, производят упражнения с буквами сначала на близком расстоянии, которое постепенно увеличивают. При повышении зрения рекомендуется переходить к рассматриванию таблиц для определения остроты зрения как для дали, так и для близи.

Целесообразно также давать детям перерисовывать на прозрачную бумагу рисунки и буквы. Предметы для рассматривания и расстояние, с которого их различают, должны быть подобраны так, чтобы выполнение упражнений было сопряжено для ребенка с определенными усилиями. Без такого усилия упражнения не дают результатов. Главное проследить, чтобы при всех этих упражнениях лучший глаз был закрыт и чтобы при этом ребенок носил очки. Упражнения рекомендуется производить 2 раза в день по одному часу. Если амблиопия обнаруживается после операции, то упражнения начинают еще в стационаре, затем продолжают амбулаторно. Указанные упражнения проводятся в сочетании с длительным выключением здорового глаза путем его заклеивания. «Наклейка» глаза производится следующим образом: на глаз накладывают кружок из белой плотной материи диаметром 4— 5 см, сверху такой же кружок из черной ткани, затем слой белой ткани большего диаметра. Все эти кружки сшивают и верхний большой кружок приклеивают клеолом.

Рис. 50. Универсальный окклюдор с заслонками.


При наложении такой повязки кожу во избежание раздражения смазывают вазелином. На 3-й сутки наклейку снимают, в глаз закапывают 30% раствор альбуцида и кладут свежую наклейку, которую приклеивают к коже с помощью клеола, коллодия или полосок липкого пластыря, Наклейку детям старше 6 лет назначают только при правильной фиксации предметов.

Рис. 51. Правильная (а) и неправильная фиксация (б).


Заклейку глаза следует проводить в течение 3— 12 мес. Первые признаки повышения зрения появляются через 4—6 нед после начала выключения глаза. Снимать заклейку следует не сразу, а постепенно, уменьшая время ее ношения. У учащихся наклейку накладывают только на 3—4 ч в день, а во время каникул — обычным способом. Лучше, однако, пользоваться универсальным окклюдором (рис. 50), который закрепляют к любой очковой оправе. Окклюдор снабжен четырьмя заслонками.

Если амблиопия существует длительно, возникает осложнение, так называемая неправильная зрительная фиксация, когда предмет фиксируется не в желтом пятне, а эксцентрично (рис. 51). В сетчатке такого глаза возникают изменения, которые почти исключают возможность улучшения зрения. Еще недавно подобные случаи считались безнадежными. В настоящее время существуют новые методы лечения: специальные упражнения и приборы для восстановления нормальной (центральной) зрительной фиксации и восстановления бинокулярного зрения.

В рамках данного руководства мы можем привести только общие данные об этих приборах. В практической деятельности медицинской сестре предстоит овладеть методикой работы на приборах под контролем врача. Все приборы можно подразделить на три группы.

I. Плеоптические, предназначенные для диагностики и лечения амблиопии.
П. Ортоптические, используемые для диагностики и лечения бинокулярных зрительных расстройств.
III. Приборы для определения остроты глубинного зрения и его тренировки, исследования и устранения расстройств глазодвигательного аппарата.

Плеоптические приборы



1) Устройство для лечения амблиопии по методу Аветисова. Сущность метода состоит в том, что с помощью стандартной малогабаритной лампочки производится раздражение светом центральной ямки желтого пятна в течение 30 с 3 раза с 10-секундным интервалом. Всего 20—30 сеансов. Такое слепящее раздражение светом является весьма эффективным методом лечения амблиопии. Лампочка с помощью специального приспособления фиксируется к большому безрефлексному офтальмоскопу.

На этом же аппарате можно определить состояние зрительной фиксации с помощью фиксационной иглы офтальмоскопа, причем конец иглы должен совпадать с центром лупы для офтальмоскопии.

2) Макулотестер поляризационный. Действие прибора основано на использовании поляризационных свойств нервных волокон сетчатки в области желтого пятна. Прибор используется для лечения амблиопии при косоглазии, особенно для закрепления появившейся в результате лечения правильной фиксации (рис. 52). Применяется также с целью диагностики аномалий и заболеваний, связанных с недостаточностью желтого пятна.

Рис. 52. Макулотестер поляризационный


3) Локализатор-корректор — прибор для тренировки зрения при амблиопии, предназначен для тренировки амблиопичного глаза при косоглазии с целью повышения остроты зрения, а также при резко выраженной неустойчивой фиксации. Упражнения на данном приборе целесообразно проводить после того, как в процессе лечения амблиопии получена правильная фиксация, так как упражнения закрепляют ее.

Рис. 53. Локализатор-корректор (а, б).


Локализатор-корректор представляет собой плоский ящик, имеющий отверстия в крышке, которые по-переменно освещаются. Больной должен амблиопичным глазом находить отверстие и закрывать его концом указательного пальца. В таком виде прибор действует как локализатор (рис. 53, а).

Для превращения его в корректор на крышку накладывают пластины с нанесенным на них рисунком (рис. 53, б). Исследуемый обводит контуры рисунка электродом-карандашом. В процессе длительных упражнений добиваются точного обведения рисунка, что закрепляет правильную фиксацию.

Ортоптические приборы



4) Синоптофор (рис. 54) предназначен для диагностики и лечения двигательных расстройств при косоглазии. На синоптофоре можно определить угол косоглазия и произвести другие исследования. Этот прибор используется также в лечебных целях для восстановления бинокулярного зрения, подвижности глаз. Исследуемый видит в приборе каждым глазом по картинке: например, левым глазом — человека, читающего книгу, а правым—стул. Сущность упражнения состоит в том, чтобы совместить обе картинки, в результате чего на картинке виден человек, сидящий на стуле. Синоптофор является наиболее удобным и совершенным аппаратом для ортоптического лечения.

Рис. 54. Синоптофор.


5) Проекционный прибор для исследования бинокулярного зрения (рис. 55) служит для исследования характера зрения (монокулярное, бинокулярное, стереоскопическое) и лечения амблиопии путем повышения различительной способности амблиопичного глаза. Суть упражнений заключается в том, что больному предлагают вначале распознать максимально раздвинутые знаки, которые в процессе последующих занятий постепенно сближаются, создавая условия возрастающей трудности. Упражнения служат для преодоления трудностей раздельного видения.

6) Хейроскоп (рис. 56). Прибор предназначен для восстановления бинокулярного зрения и для улучшения зрения косящего глаза при амблиопии легкой степени. Методика работы состоит в том, что больной лучшим глазом наблюдает рисунок, а под контролем амблиопичного глаза на чистом листе бумаги воспроизводит этот рисунок. К прибору приложен комплект рисунков. Упражнения можно проводить в домашних условиях.

Рис. 55. Проекционный прибор для исследования бинокулярного зрения. Рис. 56. Хейроскоп.


7) Разделитель полей зрения (рис. 57) предназначен для упражнений по восстановлению бинокулярного зрения в домашних условиях. Применяется, когда в процессе лечения косоглазия глаза приняли симметричное положение. Методика работы состоит в том, что больной приставляет прибор к переносью и, глядя поверх рамки, старается совместить парные объекты.

Рис. 57. Разделитель полей зрения. Рис. 58, Решетка для укрепления бинокулярного зрения.


Рис. 59. Мускултренер.


Рис. 60. Конвергенцтренер.


8) Решетка для укрепления бинокулярного зрения (рис. 58) используется в заключительной стадии лечения главным образом при домашних упражнениях. Решетку ставят на открытую страницу книги. Если решетка, голова читающего и книга неподвижны, то беглое чтение возможно только при наличии бинокулярного зрения.

Приборы для исследования и устранения расстройств глазодвигательного аппарата



9) Мускултренер (рис. 59). Прибор предназначен для исследования подвижности глаза и проведения тренировочных упражнений с целью развития движения глаза, особенно после операции по поводу косоглазия. Сущность упражнений состоит в том, что тест-объект совершает колебательные движения в горизонтальной плоскости, а больной фиксирует глазами этот движущийся тест-объект.

10) Конвергенцтренер (рис. 60) предназначен для исследования и тренировки конвергентных движений глаз, что главным образом имеет значение при расходящемся косоглазии. Во время упражнений больной фиксирует световой объект двумя глазами и медленно приближает экран с объектом к лицу. Расстояние до объекта, при котором наблюдается отклонение одного из глаз, характеризует способность к конвергенции.

Нормальным считается расстояние 6—10 см.

Все перечисленные аппараты должны быть в кабинете охраны зрения детей в специализированных детских садах, кабинетах для лечения косоглазия и других детских учреждениях, где проводится плеопто-ортоптическое лечение.

Задачей медицинской сестры является научить ребенка и его родителей делать эти упражнения, суметь внушить им необходимость проведения упражнения настойчиво, по определенным правилам. Очень рекомендуется продемонстрировать родителям ребенка из числа пациентов данного учреждения, у которого удалось добиться таким путем восстановления зрения.

Успех данной работы, требующей много усилий от лечащего персонала, ребенка и родителей, в значительной мере определяется качеством работы медицинской сестры, ее настойчивостью при проведении упражнений и полноценной помощью врачу.

Помощь врачу при обслуживании детей в стационаре



В настоящем разделе мы не будем затрагивать общих вопросов ухода за детьми, организации питания, режима, размещения детей в боксах с целью профилактики инфекций и других вопросов, относящихся к детским отделениям любого профиля.

Остановимся на тех сторонах работы медицинской сестры, которые специфичны для обслуживания детей в глазном стационаре.

Главной задачей медицинской сестры при приеме ребенка в отделение является создание такой обстановки, которая приближалась бы к привычным для него условиям. Прежде чем приступить к осмотру и лечению, надо дать ребенку возможность освоиться в новых условиях, привыкнуть к детскому коллективу. За это время необходимо присмотреться к ребенку, определить его индивидуальные качества. Вступив в контакт с маленьким пациентом, медицинская сестра может от него многого добиться и этим оказать большую помощь врачу в вопросах лечения, В присутствии медицинской сестры, которая пользуется любовью и доверием ребенка, можно даже маленьким детям без сопротивления с их стороны производить многие манипуляции. Чтобы добиться доверия ребенка, нельзя его ни в чем обманывать. Дети долго помнят обман, и это нарушает контакт ребенка с медицинской сестрой.

При отсутствии срочной необходимости в немедленном исследовании, например по поводу травмы, нужно воздержаться от осмотра ребенка в первые 1—2 дня Также не следует по возможности в первые дни производить манипуляции, сопровождающиеся болезненностью, например инъекции. Через несколько дней, как правило, дети привыкают к обстановке, к коллективу отделения и персоналу. К этому времени они спокойно приходят на перевязку и дают возможность себя обследовать и лечить.

Размещать детей в палатах следует так, чтобы наряду с детьми были и взрослые, которые поступают главным образом с грудными детьми для ухода за ними. Это помогает усилить надзор за детьми в детском отделении.

Следует отметить, что поступить в стационар с родителями могут не только дети грудного возраста, но и некоторые дети более старшего возраста, которые нуждаются в индивидуальном уходе в послеоперационном периоде.

Работа с детьми сопряжена с рядом особенностей, которые следует учитывать. Так, растворы лекарственных веществ нужно закапывать детям в подогретом виде. В первые дни пребывания в отделении не следует вводить детям капли, вызывающие даже легкое жжение, например альбуцид, цинковые капли и др. Лучше заменить их нераздражающими медикаментами. Если не учесть этого, то в дальнейшем ребенок будет уклоняться от закапываний.

В некоторых случаях целесообразно сочетать перевязку с каким-либо внешним раздражителем, который приятен ребенку.

Следует учесть, что вследствие большой подвижности ребенка повязка легко соскальзывает с его головы и глаза обнажаются. Поэтому целесообразно надевать ему на голову чепчик, сшитый из марли, который прочно удерживает повязку.

Если в отделении находятся родители, не следует поручать им держать ребенка при выполнении таких манипуляций, как снятие швов, субконъюнктивальные инъекции и др.

Детей младшего возраста (до 4—5 лет), которых не удается исследовать в обычной обстановке, можно тщательно исследовать во время физиологического сна, углубленного фенобарбиталом. Для этого ребенку после еды и пребывания на свежем воздухе перед предстоящим сном дают фенобарбитал в дозе, соответствующей возрасту.

Если ребенку предварительно закапать в глаз 3 раза дикаин и дать фенобарбитал в то время, когда он хочет спать, т. е. в часы физиологического сна, то наступает настолько глубокий сон, что можно произвести тонометрию, свободно рассмотреть передний отдел глаза и даже глазное дно, если сразу не направить в глаз яркий пучок света, которым можно разбудить ребенка.

После приема фенобарбитала мать укачивает ребенка на руках и в спящем состоянии приносит его в перевязочную.

У детей младшего возраста во время сна, углубленного введением фенобарбитала, можно также выполнить ряд манипуляций, например снять швы, удалить инородное тело из роговицы и др. Большим преимуществом исследования во время сна является исчезновение при этом имевшегося нистагма.

Если необходимые манипуляции во время сна не удаются, что имеет место у очень возбудимых детей, можно несколько увеличить дозу фенобарбитала или назначить клизму их хлоралгидрата.

Доза фенобарбитала (в граммах) и хлоралгидрата (в миллилитрах 2% раствора) для детей разного возраста (по Б. А. Токаревой)


Важной задачей медицинской сестры является подготовка детей к операции. Необходимо изучить характер ребенка, что имеет определенное значение при выборе операции и наркоза. Медицинская сестра поддерживает с детьми более тесный контакт, чем врач, проводит с ними много времени, поэтому ей легче изучить индивидуальные качества ребенка.

Медицинская сестра должна обратить внимание на состояние кожи ребенка, тщательно посмотреть, нет ли на ней сыпи, гнойничков, опрелостей, расчесов, проследить за санацией полости рта, заметить, не появился ли у него кашель, насморк, ангина. В случае обнаружения указанных изменений нужно поставить об этом в известность врача. В день операции делают очистительную клизму.

В операционную ребенка провожает палатная медицинская сестра. Говорить ребенку о предстоящей операции не следует. Детей нужно проводить в операционную тогда, когда все готово к операции и наркозу.

Разумеется, что все сказанное в предыдущих планах о необходимости щадить психику человека, назначенного на операцию, еще в большей мере относится к детям. Находясь в операционной, дети не должны слышать криков, видеть кровь на белье и др. У маленьких детей ресницы подстригают только в условиях наркоза или совсем не подстригают.

Во время операции медицинская сестра удерживает голову ребенка в неподвижном состоянии. Желательно отвлечь внимание ребенка от операции, разговаривая с ним на посторонние темы. Некоторым медицинским сестрам, которые до операции сумели установить контакт с ребенком, это хорошо удается.

Почти все операции, которые у взрослых выполняются под местной анестезией, у маленьких детей приходится производить под общим обезболиванием. Это объясняется тем, что даже у детей старшего возраста трудно добиться спокойного поведения во время операции.

Провожая ребенка в операционную, медицинская сестра должна проверить помочился ли он. Перед да-чей наркоза необходимо спеленать ребенка таким образом, чтобы одна рука его оставалась свободной, что необходимо для наблюдения за пульсом. При внутривенном введении анестезирующего вещества нужно оставить свободной ту руку, на которой лучше выражены вены. Медицинская сестра помогает анестезиологу следить за пульсом, дыханием.

По указанию анестезиолога медицинская сестра должна производить искусственное дыхание.

После операции, прежде чем перенести ребенка в палату, нужно его закутать в одеяло, особенно если операция была произведена под общим обезболиванием. В Институте глазных болезней им. В. П. Филатова в предоперационной находится специальная широкая кровать, на которую детей укладывают сразу после дачи наркоза, и в первое время после операции они находятся под непосредственным наблюдением врача и предоперационной.

Ребенка доставляют в палату в сопровождении анестезиолога или медицинской сестры, принимавшей участие в наркозе, и укладывают в постель без подушки для того, чтобы слизь и слюна не затекали в дыхательное горло и чтобы был обеспечен приток крови к мозгу. При укладывании в постель ребенка следует хорошо накрыть одеялом, желательно предварительно согреть постель грелками. Наблюдение за больными после наркоза требует большого внимания медицинской сестры, которая остается с ними до момента пробуждения. Необходимо следить за пульсом и дыханием. Если у больного появляются бессознательные движения, нужно его удержать. Будить ребенка не следует.

До пробуждения больного могут наблюдаться те или иные осложнения, например затруднение дыхания, связанное с западением языка. При этом появляется хрипота и ребенок синеет. Для борьбы с этим осложнением нужно открыть рот ребенка, захватить язык марлевой салфеткой, полотенцем и вытянуть его.

В момент пробуждения часто бывает рвота, что представляет известную опасность, так как при попа-дании рвотных масс в дыхательное горло может наступить удушье, а также аспирационная пневмония. Кроме того, рвота является неблагоприятным фактором для оперированного глаза.

Под влиянием натуживания, вызываемого рвотными движениями, возможно появление кровоизлияний, выпадение радужки, смещение трансплантата и другие осложнения, которые могут в значительной степени ухудшить эффект операции. При возникновении рвоты нужно тотчас же повернуть голову ребенка на бок в сторону, противоположную оперированному глазу, и протереть рот чистой салфеткой.

В период пробуждения иногда наблюдаются судороги и возбуждение, которые проходят при введении омнопона. Учитывая, что мышечное возбуждение является весьма нежелательным, так как резко нарушает покой оперированного глаза, следует по указанию врача вводить омнопон непосредственно после операции до наступления возбуждения. Омнопон вводят под кожу в дозе, соответствующей возрасту, из расчета 0,1 мл 1% раствора на год жизни ребенка по указанию анестезиолога. Максимальная доза для больного в возрасте 15 лет 1 мл 1% раствора.

После наркоза наблюдается продолжительный послеоперационный сон, который длится 6—8 ч, что способствует покою оперированного глаза. Задачей медицинской сестры является создание такой обстановки в палате, чтобы ребенок спал как можно дольше, что очень важно для своевременного склеивания краев раны и для предупреждения осложнений со стороны оперированного глаза.

Рис. 61. Сетка из плексигласа (по Беспалько).


Задержка мочеиспускания после операции у детей бывает реже, чем у взрослых, так как дети без затруднения могут мочиться в положении лежа. Желательно накладывать повязку на один глаз. Дети при этом бывают спокойнее, чем при наличии бинокулярной повязки. Заклеивание оперированного глаза липким пластырем нежелательно, так как он плохо переносится нежной кожей ребенка. Поверх повязки надевают сетку. На рис. 61 показана сетка из плексигласа, предложенная Л. А. Беспалько.

Кроме того, для предупреждения срывания повязки в послеоперационном периоде, а также после наркоза до пробуждения ребенка ему надевают так называемые налокотники, сшитые из кожи или картона, обвернутого сверху марлей. Такие налокотники не дают возможности согнуть руку в локтевом суставе и этим предупреждают нежелательное прикосновение к глазу (рис. 62).

С. А. Бархаш и Л. А. Беспалько предложили разные формы налокотников, приспособленных для детей различного возраста.

Рис. 62. Налокотники (а) у ребенка после операции (б).


Через 6—8 ч после операции, когда ребенок полностью пробуждается и успокаивается, можно снять налокотники. Как только проходит действие наркоза, при отсутствии рвоты через 3—4 ч после операции ребенку можно давать пить, а в дальнейшем и жидкую пищу.

Следует указать, что после одной и той же операции на глазу ребенок должен оставаться в постели дольше, чем взрослый. Это объясняется тем, что взрослый в первые дни после вставания с постели двигается медленно и избегает резких движений. Совсем иначе ведет себя ребенок, у которого не бывает переходного этапа от лежания к хождению. Будучи одет и поднят с постели, он начинает ходить, бегать, прыгать и т. д.

Поэтому дети в послеоперационном периоде нуждаются в большом внимании со стороны медицинской сестры. Последняя может привлечь для помощи в уходе за детьми матерей, находящихся в отделении с грудными детьми или принятых для индивидуального ухода за своим ребенком, Большую помощь в этом отношении оказывают и воспитатели, на которых медицинская сестра может опираться в своей работе.

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0