Воображение - в помощь зрению

+ -
+3

Описание

Человеческое зрение осуществляется практически полностью с помощью ума и лишь частично - глазами. Зрительное восприятие объекта зависит от того, как мозг интерпретирует его изображение на сетчатке. То, что мы видим, - это не изображение, а наша личная его интерпретация.

Можно наглядно показать то, что человеческое восприятие размера, цвета, формы и расположения зависят от интерпретации изображения на сетчатке. Луна выглядит меньше в зените, нежели, когда она находится на горизонте, хотя угол зрения тот же самый, и изображение на сетчатке может быть таким же. Причина в том, что изображение на горизонте бессознательно сравнивается в уме с изображениями окружающих предметов, тогда как в зените луну ни с чем нельзя сравнить.

Фигура матроса на вершине мачты корабля выглядит маленькой для обычного человека, но для моряка она является фигурой обычного размера, так как он привык видеть человеческие фигуры в таких положениях.

Нормально видящие люди используют память, или воображение, чтобы помочь своему зрению. Когда оно несовершенно, можно наблюдать, что нарушается не только работа глаза как таковая, но и процессы памяти и воображения, поэтому ум добавляет несовершенства к искажённому изображению на сетчатке.

Два человека с нормальным зрением не получат одинаковых зрительных впечатлений от одного и того же объекта потому, что они будут по-разному интерпретировать изображение на сетчатке в той же мере, как эти двое отличаются друг от друга своими индивидуальными качествами.

Согласно принятому мнению, большинство нарушений зрения с присутствием аномалии рефракции возникает в значительной степени из-за наличия этой аномалии. Предполагается, что некоторые из них вызваны заболеваниями головного мозга или сетчатки.

Множественные изображения приписывают астигматизму, хотя только два могут быть вычислены обоснованно, хотя некоторые пациенты утверждают, что видят полдюжины и больше, а многие люди с астигматизмом вообще не наблюдают ничего подобного.

Однако можно легко доказать опытным путём, что неточность фокуса отвечает лишь за малую часть этих результатов, а так как все они могут корректироваться за несколько секунд исправлением аномалии рефракции при помощи релаксации, то это подтверждает, что они не могут быть вызваны каким-либо органическим заболеванием.

Если мы сравним изображение на стеклянном растре фотоаппарата, когда он вне фокуса с тем, что воспринимает наш ум, когда глаз не сфокусирован, мы обнаружим огромную разницу. Когда фотоаппарат находится вне фокуса, чёрный цвет превращается в серый, и размываются контуры изображения, но эти результаты воспроизводятся равномерно и непрерывно.

На экране фотоаппарата несовершенное изображение чёрной буквы будет одинаково несовершенным во всех её частях, а одинаковая настройка фокуса всегда будет воспроизводить одно и то же изображение. Когда же вне фокуса находится глаз, несовершенное изображение, которое представляет пациент, всегда меняется вне зависимости от того, изменяется фокус или нет.

В одной части будет больше серого, чем в другой, и оба оттенка и расположение серого могут изменяться в широких пределах за короткие промежутки времени. Одну часть буквы можно видеть серой, а все остальное - чёрным. Отдельные контуры могут быть видны лучше; возможно, вертикальные линии будут видны чёрными, а диагональные - серыми или наоборот.

Кроме того, чёрный может меняться на коричневый, жёлтый, зелёный и даже красный. Или же могут наблюдаться вкрапления цвета, чёрного на сером фоне или в белых участках внутри буквы. Также могут быть белые или цветные вкрапления на чёрном. В случае с фотоаппаратом такие преобразования происходить не могут.

Когда фотоаппарат расфокусирован, изображение любого объекта всегда чуть больше изображения, которое получается при правильном фокусе. Но когда не сфокусирован глаз, картинка, которую мы представляем в уме, может быть больше или меньше, чем было бы при нормальном зрении.

Один пациент видит большую "С" с расстояния десяти футов меньшего размера, чем с расстояния в двадцать футов. Для некоторых людей размер буквы кажется большим чем в действительности должно быть, с расстояния в двадцать футов, а для других она меньше.

Когда человеческий глаз находится вне фокуса, форма рассматриваемых объектов часто кажется искажённой, тогда как их расположение тоже выглядит непостоянным. Изображение может двоиться, троиться, и поскольку один объект или часть одного объекта может увеличиваться в количестве, то другие объекты или части этих объектов в поле зрения могут оставаться в одном экземпляре. Месторасположение этих множественных изображений иногда постоянно, порой оно непрерывно изменяется. Ничего подобного не может произойти, когда вне фокуса находится фотоаппарат.

Если два фотоаппарата в одинаковой степени не сфокусированы, они сделают два несовершенных снимка, абсолютно похожих друг на друга. Если два глаза находятся вне фокуса в одной и той же степени, одинаковые изображения будут получены на сетчатке каждого, но изображение, полученное умом, может быть совершенно непохожим, как если бы глаза принадлежали двум разным людям.

Если нормальный глаз смотрит на какой-нибудь объект через очки, меняющие его рефракцию, то бледность цветов и размытость изображения будет одинаковой и постоянной, но когда глаз имеет аномалию рефракции, эквивалентную той, что создаётся с помощью очков, то в этом случае объекты восприятия будут непостоянны и изменчивы.

Пациенту необходимо понимать то, что эти аберрации зрения, о которых рассказано более подробно в одной из последующих глав, - иллюзии, не вызванные каким-либо дефектом глаза.

Осознание этого - есть основа основ. Когда человек знает то, что это иллюзия, то менее вероятно, что он увидит её снова. Когда он убедится, что видимый им объект - воображаемый, это поможет взять воображение под контроль, и так как совершенное воображение невозможно без совершенной релаксации, то оно не только исправляет неправильную интерпретацию изображения на сетчатке, но и корректирует аномалию рефракции.

Воображение и память очень тесно связаны, хотя отличия тоже имеются. Воображение зависит от памяти, потому что мы можем хорошо представить что-либо лишь в том случае, когда можем это вспомнить.

Вы не можете представить закат солнца, если не видели его хотя бы однажды, и, если вы постараетесь представить голубое солнце, которое вы никогда не видели, то станете миопиком, как это было подтверждено симультативной ретиноскопией.

Ни воображение, ни память не могут быть совершенны, если ум не находится в идеальном покое. Поэтому, когда воображение и память совершенны, зрение совершенно. Воображение, память и зрение в действительности одно и то же. Когда одно из них совершенно, то всё совершенно. Когда несовершенно одно, несовершенно всё.

Если вы чётко представите букву, то увидите её и другие буквы рядом с ней более отчётливыми, потому что невозможно расслабиться и представить букву несовершенно и в то же время напрягаться и видеть её действительно несовершенно. Если вы представите совершенно чёрную точку на нижней части буквы, вы увидите букву совершенно, потому что у вас не может быть идеальной ментальной картинки совершенной чёрной точки, которую можно было бы приложить к несовершенной букве.

Однако, как было отмечено в предыдущей главе, зрение может быть бессознательным. В некоторых случаях пациенты могут представлять точку совершенно, как демонстрирует ретиноскоп, без того, чтобы осознавать то, что они видят букву, и всегда требуется время, прежде чем они обретают способность осознавать это без потери чёрной точки.

Когда на лечении находятся пациенты, готовые поверить в то, что можно представить буквы и представляющие их без старания увидеть или сравнивания с тем, что они представляют, что всегда возвращает напряжение, порой достигают очень значительных результатов с помощью своего воображения.

Некоторые пациенты сразу способны читать все буквы на нижней строчке проверочной таблицы после того, как смогли представить то, что они видят одну букву совершенно чёрной и чёткой.

Большинство, однако, приходит в недоумение от увиденного, когда их зрение улучшается посредством воображения, и теряют все это. Уметь представлять, что вы видите букву с совершенным зрением, - это одно, совсем другое - быть способным видеть букву и другие буквы без потери контроля над воображением.

При миопии часто подтверждает свою эффективность следующий метод:

Сначала посмотрите на букву с того расстояния, где вы её видите хорошо. Затем закройте глаза и вспомните букву. Повторяйте до тех пор, пока память не станет почти такой же хорошей, как и зрение, на близком расстоянии. Перейдите к проверочной таблице, находящейся на расстоянии двадцати футов, посмотрите на какую-нибудь чистую поверхность, в футе или дальше в сторону от таблицы и снова вспомните эту букву.

Сделайте то же самое в шести и трёх дюймах от таблицы. В последней точке заметьте, как выглядят буквы на таблице, то есть в эксцентрическом поле. Если память все ещё остаётся совершенной, они будут выглядеть черными в дымке, но не серыми, и те, что находятся ближе всего к точке фиксации, будут чернее, чем удалённые от неё. Постепенно уменьшайте расстояние между точкой фиксации и буквой до тех пор, пока не сможете смотреть на букву прямо перед собой и представлять, что видите её так же хорошо, как и помните.

Хорошо время от времени закрывать глаза и накладывать на них ладони рук во время практики и при этом вспоминать букву, или точку, совершенно чёрную. Покой и ментальный контроль, обретаемый вами, таким образом, поможет установить контроль, когда вы смотрите и на другие участки таблицы.

Пациенты, которым удаётся освоить этот метод, не способны осознавать во время представления совершенной буквы, что в то же время они видят несовершенную букву и не теряются, когда их зрение становится лучше благодаря воображению. Многие пациенты могут вспоминать в совершенстве, когда их глаза закрыты или когда они смотрят туда, где они не могут видеть букву, но как только они смотрят на неё, они начинают напрягаться и теряют контроль над памятью.

Они не могут представить, что видят букву, так как воображение зависит от памяти. В таких случаях я привык делать нечто похожее на то, что было описано в предыдущей главе. Я начинаю со слов, обращаясь к пациенту:

"Можете представить чёрную точку на нижней части вот этой буквы и в то же время, когда представляете точку совершенно, можете представить, что вы видите букву?"

Иногда они могут это сделать, но обычно не получается. В таком случае я прошу их представить часть буквы, как правило, нижнюю. Когда им удаётся представить эту часть прямой, изогнутой или открытой, в зависимости от буквы, у них начинает получаться представить бока и верхнюю часть, сохраняя при этом точку внизу.

Но даже после того, как они сделали это, они порой все ещё не умеют представлять всю букву без потери точки. Кого-то можно убедить, поднеся таблицу чуть ближе, затем отодвинув её обратно, для того, чтобы смотря на пустую поверхность, воображение улучшалось пропорционально тому, как человек приближается к точке, где зрение наилучшее, потому что в этой точке глаза наиболее расслаблены.

Когда нет ничего конкретного, что можно было бы увидеть, расстояние не имеет никакого значения, потому что не предпринимается никакого усилия, чтобы увидеть.

Чтобы приободрить пациентов, пытающихся научиться представлять что они видят букву, кажется очень полезным, когда я говорю им снова и снова:

"Разумеется, ты не видишь букву. Я не прошу тебя увидеть её. Я только прошу, чтобы ты представил, что видишь её совершенно чёрной и совершенно чёткой".

Когда пациенты приобретают способность видеть знакомую им букву с помощью воображения, у них получается применить этот же метод и к незнакомым буквам, сразу же как только какая-то часть буквы (точка), может быть представлена совершенно чёрной, а вся буква - видимой чёрной, хотя зрительное восприятие этого факта поначалу может не длиться достаточно долго, чтобы пациент смог это осознать.

Стараясь различить незнакомые буквы, пациент обнаруживает, что невозможно представить что-либо в совершенстве, если только не представить то, что есть на самом деле. Это происходит потому, что если буква или какая-то её часть представлена отличной от реальности, и ментальная картинка в таком случае будет неясной и непостоянной, точно такой же, как буква, видимая несовершенно.

Существует множество способов воспрепятствовать воображению. Есть только один способ представить предмет совершенно и бесконечное число способов представлять несовершенно.

Правильный способ лёгкий. Ментальная картинка представляемого объекта приходит так же быстро, как мысль, и может оставаться более или менее долго. Неправильный способ труден. Картинка приходит медленно, она изменчива и прерывиста. Это может быть продемонстрировано пациенту, если его сначала попросить представить или вспомнить чёрную букву так совершенно, как это возможно с закрытыми глазами, а затем представить ту же букву несовершенно.

Первое он обычно делает легко, но представить чёрную букву с чёткими контурами серой, с размытыми краями и размытыми белыми пространствами внутри буквы будет очень сложно, и невозможно будет сформировать её ментальную картинку так, чтобы эта картинка оставалась неизменной в течение достаточно длительного времени.

Буква будет изменять цвет, форму и расположение в поле зрения точно так же, как это делает буква, которую видят несовершенно и точно как напряжение несовершенного зрения порождает дискомфорт и боль, усилие представить иногда вызывает боль. И, наоборот, чем ближе ментальная картинка буквы к совершенству, тем легче и быстрее она приходит и тем более она постоянна.

Несколько замечательных случаев излечения произошли с использованием воображения. Один пациент, доктор, носивший очки в течение сорока лет и не способный видеть большую "С" с двадцати футов, был вылечен за пятнадцать минут, просто представив то, что он видит буквы черными.

Когда его попросили описать большую "С" с некорректированным зрением, он сказал, что он видит её серой и что белые части внутри неё были в тени серого облака и что ему приходится даже догадываться о том, что у неё есть белая часть внутри. Ему сказали, что буква имеет чёрный цвет, совершенно чёрная и что белая часть внутри неё совершенно белая, без серого облачка. Я поднёс таблицу ближе к нему, чтобы он мог увидеть, что это так и есть.

Когда он снова посмотрел на букву с расстояния, он вспомнил интенсивность её цвета так хорошо, что смог представить, что видел её точно такой же чёрной, какой видел её вблизи с совершенно белой частью внутри, и это помогло ему увидеть букву на таблице совершенно чёрной и чёткой.

Таким же образом он смог прочитать строку в семнадцать футов и так пошёл вниз по таблице пока примерно через пять минут не смог прочесть с расстояния в двадцать футов строку, которую глаз с нормальным зрением должен бы был читать с расстояния в десять футов.

Потом я дал ему читать шрифт «диамант». Буквы показались ему серыми, и он не смог их прочитать. Его внимание привлёк тот факт, что буквы действительно были чёрными, и он тут же представил, что видел их чёрными, и тогда он смог прочитать их с расстояния в десять дюймов.

Объяснение этого замечательного явления кроется в простом расслаблении. Все нервы пациента были расслаблены, когда он представлял, что видел чёрные буквы, и когда он начал осознанно видеть буквы на таблице, он все ещё сохранял контроль над своим воображением. Поэтому он не начинал напрягаться снова и фактически видел буквы столь же чёрные, как он их вообразил.

У пациента не только не было рецидива, но и наблюдались значительные улучшения. Приблизительно год спустя я наведался к нему в офис и поинтересовался, как его успехи.

Он ответил, что видит идеально, и на расстоянии и вблизи. Он мог видеть легковые автомобили на противоположном берегу реки Гудзон и людей в них, мог прочитать названия лодок на реке, которые другие люди могли разобрать только с телескопом.

В то же самое время у него не было никаких трудностей с чтением газет, и в доказательство последней части этого заявления, он взял газету и громко прочитал несколько предложений. Я был удивлён, и спросил его, как он это сделал.

"Я сделал то, что Вы мне сказали" - последовал ответ.

"Что я сказал Вам делать?" - спросил я.

"Вы сказали мне читать таблицу Снеллена для проверки зрения каждый день и читать мелкий шрифт каждый день при слабом освещении, что я и делал".

Другой пациент, у которого была высокая степень близорукости, осложнённая атрофией зрительного нерва, разочарованный множеством врачей, был исцелён так чудесно и быстро при помощи силы воображения в один день пока был в офисе, что полностью потерял над собой контроль и, поднимая проверочную карточку, которую он держал в руке, бросил её через всю комнату.

"Это слишком хорошо, чтобы быть правдой, " воскликнул он; "Я не могу поверить в это. Возможность быть вылеченным и страх перед разочарованием - больше, чем я могу выдержать".

Он с трудом успокоился и решил продолжать. Позже он уже мог прочитать маленькие буквы на проверочной таблице. Тогда я дал ему прочитать мелкий шрифт.

Он посмотрел на крошечные буквы и сразу сказал, что прочитать их для него было невозможным. Однако я сказал ему действовать по той же системе, что дала положительные результаты при чтении на расстоянии. Таким образом, он должен был вообразить точку на одной части маленьких букв, удерживая их на расстоянии шести дюймов.

После проверки его памяти на точке несколько раз, он смог представить, что видит точку идеально чёрной на одной из мелких букв. Тогда он снова вышел из себя, и после последовавшего вопроса: "В чем проблема?" сказал:

"Я начинаю читать мелкий шрифт, и я настолько потрясён, что теряю самообладание".

В другом случае, у женщины с острой близорукостью, осложнённой начинающейся катарактой, зрение улучшилось через несколько дней от 3/200 до 20/50.

Вместо того чтобы постепенно идти вниз таблицы, она сделала скачок от пятидесятой строчки до десятой строчки. Карта была близко к ней поднесена, и её попросили смотреть на букву "О" в трёх дюймах - расстояние, на котором она видела её лучше всего, - чтобы представить, что она видела точку на нижней части буквы и что нижняя часть была самой чёрной частью.

Когда она смогла сделать это вблизи, расстояние постепенно увеличивалось, пока она не смогла видеть "O" в трёх футах. Тогда я поместил карту в десяти футах, и она воскликнула:

"Доктор, это невозможно! Буква очень маленькая. Это для меня слишком сложно. Разрешите мне сначала попробовать с буквой побольше."

Тем не менее, через пятнадцать минут она смогла прочесть маленькую "О" на десятой строчке в двадцати футах.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0