Особенности взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия у слабовидящих детей

+ -
0

Описание



Особенности взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия у слабовидящих детей



Автор: H. H. Васильева

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары

При помощи стереокинетического теста Могилева проведена оценка взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия у 117 слабовидящих и 317 здоровых детей в возрасте 5—18 лет. В монокулярных условиях зрения у слабовидящих детей и испытуемых без зрительной патологии получены схожие значения показателей стереокинетической иллюзии, однако в бинокулярных условиях зрения показатели в группах существенно различались.

Обнаружено, что у слабовидящих детей не происходит нарастания вклада бинокулярных механизмов с возрастом. Средние значения коэффициента К, характеризующего этот вклад, у здоровых детей были положительны и увеличивались от дошкольного к подростковому возрасту. Средние значения К у детей с нарушенным зрением были отрицательными или близкими к нулю. Установлено, что нарушения зрения могут отражаться на скорости созревания монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия и на характере их взаимоотношений.


В современной научной литературе имеются данные о взаимодействии различных механизмов анализа формы и пространственных отношений у детей и взрослых [2, 5, 9—15]. К числу основных механизмов зрительного пространственного восприятия относят стреокинетический, обеспечивающий оценку глубины на основе параллакса движения, и бинокулярный, основанный на анализе диспартности двух сетчаточных изображений.

В естественных условиях монокулярные и бинокулярные механизмы дополняют друг друга, повышая надежность и точность оценок пространственных параметров окружающей среды. Ранее нами были установлены существенные изменения характера взаимодействия бинокулярного и стереокинетического механизмов восприятия глубины у детей 6—8 лет с нарушениями бинокулярных функций (косоглазием и амблиопией) по сравнению со сверстниками, не имеющими нарушений зрения [8]. Учитывая разнообразные морфофункциональные изменения, возникающие в зрительной системе у слабовидящих детей [1, 3, 7], можно предположить, что при разных клинических формах зрительной патологии могут происходить характерные изменения созревания и взаимодействия механизмов пространственного восприятия.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Настоящее исследование предпринято с целью изучения взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия у слабовидящих детей 5—18 лет в сравнении со здоровыми сверстниками.

Материал и методы



В работе был использован стереокинетический тест Могилева с вращающимся плоским диском диаметром 12 см с изображенным на нем эксцентрическим кольцевым паттерном [4, 6]. Скорость вращения диска составляла 60 об/мин, а расстояние от глаз испытуемого до тест-объекта было равно 3 м. Когда стимул был неподвижен, он воспринимался как плоский или почти плоский объект.

При вращении возникала иллюзия объемности: диск воспринимался как конический объект, вершина которого была направлена либо к испытуемому, либо от него, т. е. как виртуальный "колпак" или "кулек". Задача испытуемого заключалась в оценке иллюзорной глубины (высоты виртуального конуса). Для облегчения количественных оценок рядом с вращающимся тест-объектом располагали 7 эталонных бумажных конусов, имеющих одинаковое основание (12 см), но разную высоту: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35 см.

У каждого испытуемого определяли величину иллюзорного эффекта в монокулярных и бинокулярных условиях зрения и вычисляли введенный нами ранее коэффициент К [8] по формуле: К = (hm — hb)hm, где hm — средняя для двух глаз монокулярная оценка глубины, hb — бинокулярная оценка. Указанный коэффициент отражает относительное изменение воспринимаемой глубины при переходе от монокулярных условий наблюдения к бинокулярным и позволяет количественно охарактеризовать вклад бинокулярных механизмов в пространственное восприятие.

В эксперименте приняли участие 2 группы испытуемых. Основную группу составили 117 детей в возрасте от 5 до 18 лет, имеющие различные зрительные расстройства: рефракционные аномалии высокой степени, осложненные амблиопией; частичную атрофию либо субатрофию зрительных нервов; косоглазие.

Эти дети были отобраны среди воспитанников специализированного глазного дошкольного учреждения и специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушениями зрения (Чебоксары). Исследование проходило в условиях оптимальной оптической коррекции. Значения остроты зрения в очках при расстоянии наблюдения 5 м составляли от 0,1 до 0,9 ед. В контрольную группу вошли 317 испытуемых того же возрастного диапазона из общеобразовательных учреждений. В ходе стандартных осмотров окулистом зрительной патологии у них не выявлено, острота зрения каждого глаза была 1,0 ед. и более. Статистический анализ данных проводили с применением программы Statistica.

Результаты и обсуждение



При оценке показателей иллюзорного эффекта в монокулярных условиях восприятия у слабовидящих детей и у испытуемых из контрольной группы получены схожие значения; высота виртуального конуса в обеих группах чаще всего попадала в диапазон 15— 25 см. В бинокулярных условиях зрения показатели в двух группах существенно различались.

В контрольной группе у подавляющего большинства испытуемых при переходе от монокулярных к бинокулярным условиям имело место уменьшение иллюзорной глубины и показатели высоты виртуального конуса попадали в диапазон 10—15 см. В группе детей с нарушениями зрения у многих испытуемых явных различий между показателями в монокулярных и бинокулярных условиях не было, а у значительной части детей наблюдалось даже усиление иллюзии в бинокулярных условиях.

Особый интерес представляет сравнительное изучение особенностей взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия в двух группах на разных возрастных этапах. Разброс индивидуальных значений коэффициента К представлен на рисунке. Для сопоставления показателей в двух группах мы провели горизонтальные линии на уровне К = 0, характеризующем ситуацию, при которой переход от монокулярных условий наблюдения к бинокулярным не приводил к уменьшению иллюзорной глубины.

В группе детей с нормальным зрением (см. рисунок, a) коэффициент К в основном положителен: большинство точек расположено выше проведенной горизонтальной линии, а отрицательные значения К встречаются только в возрасте до 7 лет. В каждой возрастной группе есть испытуемые с К = 1, у которых наблюдали полную победу бинокулярных механизмов над монокулярными. В группе слабовидящих детей (см. рисунок, б) обращает на себя внимание 2 факта: большое количество (более 60%) детей с К < 0 и отсутствие испытуемых с К = 1.

У слабовидящих детей среднее значение коэффициента К по группе оказалось равным —0,009 ± 0,35, что достоверно ниже соответствующего среднего показателя в контрольной группе, составившего 0,38 ± 0,25 (р < 0,001). Среднегрупповые данные демонстрируют увеличение показателя К у детей с нарушениями зрения при переходе от дошкольного к школьнову возрасту, однако развития бинокулярных механизмов, наблюдаемого в норме, не происходит (см. таблицу).



Анализ случаев отрицательного значения К в группе слабовидящих показал, что далеко не все испытуемые имеют нарушения бинокулярного зрения. Так, нередко отрицательные значения К отмечаются у детей, страдающих врожденными рефракционными аномалиями высокой степени, осложненными амблиопией, астигматизмом, а также при патологии сетчатки и артифакии.



В ходе дисперсионного анализа установлена высокая значимость влияния нарушений зрения на изменения характера взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия: в 5—6 лет Рф(1;92) = 20,0; в7—10 лет Рф( 1; 137) = 54,3; в 11-14 лет F0(l;l 18) = 11,0; в 15-18 лет Рф(1;71) = 8,6; р < 0,001.

Заключение



Результаты рекогносцировочного исследования показали, что у слабовидящих детей изменяется характер взаимоотношений между монокулярными и бинокулярными механизмами пространственного восприятия. Если в норме в условиях эксперимента бинокулярные механизмы уменьшали иллюзию глубины, обеспечивая формирование более совершенного пространственного образа, то при нарушениях зрения вклад бинокулярных механизмов был уменьшен даже при отсутствии явных бинокулярных расстройств.

Можно предположить, что выявленная у слабовидящих детей инверсия влияния условий наблюдения на величину стереокинетического эффекта может объясняться неполноценностью бинокулярных механизмов. До определенного возраста происходит параллельное развитие монокулярных и бинокулярных механизмов, которые могут быть сопоставимы по своим возможностям.

Из-за дефектности бинокулярных механизмов их развитие останавливается, тогда как развитие и тренировка монокулярных механизмов продолжаются и дети привыкают опираться именно на них, игнорируя бинокулярные, что может приводить к аномальному усилению монокулярных эффектов в условиях бинокулярного наблюдения.

Вместе с тем проведенное исследование не может дать однозначный ответ на вопрос о том, какие факторы оказали преимущественное влияние на изменение характера взаимоотношений механизмов пространственного зрения при слабовидении: глубина и тип зрительной патологии, время наступления и стаж зрительного дефекта, специфические компенсаторные перестройки взаимоотношений между правым и левым зрительным каналом. Для выяснения этого вопроса требуются более массивные исследования с формированием групп испытуемых, имеющих схожие нарушения зрения.

---

Статья из журнала: "Вестник Офтальмологии | Том 127. №1 2011"

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0