Зрительный анализатор

+ -
+3


25. Зрительный анализатор: общее представление



Воспринимающая свет сетчатая оболочка глаза в функциональном отношении может быть разделена на центральную (область желтого пятна) и периферическую (вся остальная поверхность сетчатки). Соответственно этому различают центральное зрение, которое дает возможность четко рассматривать мелкие детали предметов, и периферическое зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко; с его помощью происходит ориентация в пространстве.

Основная масса колбочек сосредоточена в желтом пятне, они обеспечивают дневное, или фотопическое, зрение, т.е. участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Палочки обладают очень высокой световой чувствительностью и обеспечивают восприятие предметов ночью — скотопическое зрение или в сумерки — мезопическое зрение.

В глазу человека насчитывается около 130 млн палочек и 7 млн колбочек. Палочки содержат в себе зрительный пурпур или родопсин, благодаря которому возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. В образовании родопсина участвует витамин А (при его недостатке развивается «куриная слепота»). Колбочки не содержат зрительного пурпура, поэтому они медленно возбуждаются и только ярким светом, они способны воспринимать цвет. В наружных сегментах трех типов колбочек (сине-, зелено- и красночувствительных) содержатся три типа зрительных пигментов, максимумы спектров поглощения которых находятся в синей (420 нм), зеленой (531 нм) и красной (558 нм) областях спектра. Красный колбочковый пигмент получил название йодопсин.

26. Острота зрения



Острота зрения — способность глаза различать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними. Мерой остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем меньше этот угол, тем выше острота зрения. Острота зрения глаза, имеющего наименьший угол зрения, равный 1 минуте, принята за единицу. Самая высокая острота зрения обеспечивается только областью центральной ямки сетчатки, а по обе стороны от нее она быстро снижается и уже на расстоянии более 10° равна всего 0,2.

Факторы, влияющие на разрешающую способность глаза:

• строение глаза;

• флюктуация света (изменчивость светового воздействия, обеспечивающая сложную зрительную функцию глаза);

• количество квантов, попадающих на светочувствительную часть сетчатки;

• клиническая рефракция (эмметропия, гиперметро-пия, миопия);

• сферическая и хроматическая аберрация оптической системы глаза (аберрация — погрешность). Вследствие сферической аберрации лучи, исходящие из точечного источника света, собираются не в точку, а в некоторую зону на оптической оси глаза. В результате этого на сетчатке образуется круг светорассеяния. Глубина этой зоны для нормального человеческого глаза колеблется от 0,5 до 1,0 диоптрии. Вследствие хроматической аберрации лучи коротковолновой части спектра (сине-зеленые) пересекаются в глазу на более близком к роговице расстоянии, чем лучи длинноволновой части спектра (красные).

Безусловно-рефлекторные двигательные акты глаза, влияющие на восприятие предмета: дрейф (длительность— секунды), тремор (с периодом в десятые доли секунды), скачки (продолжительность — сотые доли секунды). Зрительное восприятие невозможно при неизменности освещения (отсутствии мельканий) и неподвижности глаз (отсутствие дрейфа, тремора и скачков), так как в этом случае исчезают импульсы с сетчатки в подкорковые и корковые зрительные центры.

27. Определение остроты зрения



Остроту зрения определяют у лиц разного возраста различными способами. В связи с недостаточным дифференцированием зрительно-нервного аппарата острота зрения у детей в первые дни, недели и даже месяцы жизни очень низкая. Она изменяется постепенно и достигает возможного максимума в среднем к 5 годам.

Исследование зрения у детей:

1-я неделя жизни:

1. Прямая и содружественная реакция зрачков на свет.

2. Общая двигательная реакция (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза.

3. Кратковременное слежение за медленно двигающимся предметом.

2-я недели жизни:

1. Слежение с кратковременной фиксацией двигающегося предмета перед каждым глазом.

2. Общая двигательная реакция в ответ на световой раздражитель каждого глаза.

1—2-й месяцы жизни:

1. Сравнительно продолжительная бинокулярная фиксация ярких предметов, передвигающихся перед каждым глазом.

2. Рефлекс смыкания век на быстрое приближение к каждому глазу яркого предмета.

3. Пищевой рефлекс — активная реакция на грудь матери.

3-й месяц жизни:

1. Устойчивое бинокулярное слежение и бинокулярная фиксация предметов, удаленных от глаза на разные расстояния.

2. Узнавание матери и других близких с общей активной двигательной реакцией.

6-й месяц жизни:

1. Различительная реакция на разнообразные простые знакомые и незнакомые геометрические фигуры, игрушки.

2. Узнавание близких лиц, знакомых животных на различном удалении от каждого глаза.

1-й год жизни:

1. Различительная реакция на картинки, рисунки, игрушки на различном удалении от глаза.

2. Активная реакция на перемещение предметов, передвижение людей, животных, машин и др.

2—4-й годы жизни:

Проверка зрения по детским картинкам на различных расстояниях от каждого глаза.

5— 6 лет и старше:

Проверка остроты зрения по специальным таблицам с буквами и оптотипами (специальные черные знаки на белом фоне).

В детской практике удобны таблицы Е.М. Орловой с наиболее простыми и знакомыми детям рисунками, прибор Ковалевского с оптотипами.

Различают три понятия остроты зрения:

1) острота зрения по наименьшему видимому — величина черного предмета (например, точки), который начинает различаться на равномерном белом фоне;

2) острота зрения по наименьшему различимому — расстояние, на которое должны быть удалены два предмета, чтобы глаз воспринял их как раздельные;

3) острота зрения по наименьшему узнаваемому — величина детали объекта, например штриха, буквы или цифры, при которой этот объект безошибочно узнается.

Практически в оптометрии применяют только второй и третий виды определения остроты зрения. Для этого используют оптотипы. Для определения остроты зрения по наименьшему различимому используют опто-тип — кольцоЛандольта. Оно представляет собой кольцо с разрывом, обращенным в разные стороны. Обследуемый должен указать направление разрыва.

Для определения остроты зрения по наименьшему узнаваемому объекту используют буквы, цифры или силуэтные картинки (для детей).

В России используют печатную таблицу Головина — Сивцева с аппаратом для ее освещения. На таблице изображены кольца Ландольта с разрывами в четырех направлениях и буквы Н, К, И, Б, М, Ш, Ы различных размеров, которые соответствуют при их рассматривании с расстояния 5 м остроте зрения от 0,1 до 2,0 (расстояние 5 м считается достаточным для полного расслабления аккомодации). В таблице это расстояние указано слева от каждой строки, а справа — острота зрения. Поскольку остроту зрения исследуют с расстояния 5 м, эти величины связаны следующим отношением:

V=5/Д


где V — острота зрения; Д — расстояние, с которого данную строку различает нормальный глаз, м.

Если исследуемый не различает с расстояния 5 м даже первой строки таблицы, необходимо приближать его к таблице до тех пор, пока не будет виден ясно первый ряд, и далее произвести расчет по формуле.

Когда буквы неразличимы при крайнем приближении их к глазу, отсутствует предметное зрение, необходимо проверить, сохранилось ли светоощущение в глазу. Если исследуемый определяет свет от офтальмоскопа, это говорит о сохранении восприятия света. Наводя на глаз «пучок света из различных мест» (сверху, снизу, справа, слева), проверяют, как сохранилась способность отдельных участков сетчатки воспринимать свет. Правильные ответы указывают на правильную проекцию света.

При помутнении сред глаза (роговица, хрусталик) острота зрения может быть снижена до светоощущения, однако проекция света почти всегда остается уверенной. Отсутствие правильной проекции света или полное отсутствие светоощущения указывает на поражение зрительно-нервного аппарата глаза и бесперспективность оптикореконструктивных операций.

Для объективной регистрации остроты зрения и количественного ее определения применяют метод оптокинетического нистагма. Реакция оптокинетического нистагма основана на регистрации движений глаз в ответ на движения удаленных на различное расстояние и разных по величине тест-объектов. В процессе графической регистрации оптокинетического нистагма определяют три участка: участок увеличения угловой скорости глаза при увеличении угловой скорости тест-объекта; участок максимальной скорости глаза; участок резкого отставания угловой скорости от тест-объекта, на котором оптокинетический нистагм стремится к прекращению.

28. Монокулярное и бинокулярное зрение.



Развитие бинокулярного зрения

Зрение одним глазом называют монокулярным, в этом случае затруднена оценка глубины пространства. Объединенное нормальное зрение двумя глазами называют бинокулярным, или стереоскопическим. Оно обеспечивает четкое объемное восприятие рассматриваемого предмета и позволяет правильно определять его местоположение в пространстве (пространственное расположение и отстояние предметов от глаз). Одновременное видение двумя глазами имеет определенные преимущества перед восприятием одним глазом (монокулярное зрение):

1) расширяется поле зрения в стороны — одним глазом без поворота головы человек может охватить около 140" пространства, двумя глазами — около 180°;

2) благодаря двойному сигналу от каждого видимого предмета усиливается его образ в коре головного мозга; острота зрения при двух открытых глазах примерно на 40% выше остроты зрения каждого глаза в отдельности (при втором закрытом);

3) бинокулярное зрение позволяет оценивать глубину, относительную удаленность видимых предметов, т.е. стереоскопичность.

Разновидности характера зрения (при двух открытых глазах):

• монокулярное;

• монокулярное альтернирующее;

• одновременное;
• бинокулярное;

• бинокулярное стереоскопическое (глубинное, объемное) — высшая форма зрительного восприятия.

Развитие бинокулярного зрения.

В первые дни жизни ребенок не фиксирует взглядом окружающие предметы, движения его глаз не координированы. Характер зрения при этом вначале монокулярный (зрение только одним глазом), а затем и монокулярный альтернирующий (попеременный взгляд то одним глазом, то другим).

Рефлекс фиксации предмета взглядом возникает приблизительно ко 2-му месяцу жизни. В это время световые возбуждения уже передаются к проекциям желтых пятен сетчаток обоих глаз в коре головного мозга, возникает связь между ними, и вследствие этого осуществляется слияние двух восприятий в одно — развивается одновременное зрение (временная фиксация предметов двумя глазами). К концу 3—4-го месяца жизни дети фиксируют осязаемые ими предметы устойчиво обоими глазами, т.е. бинокулярно (устойчивая фиксация предметов двумя глазами). Но для бинокулярного зрения характерно ощущение не только формы предметов, но также пространственного расположения и отстояния их от глаз, т.е. стереоскопическое зрение, которое совершенствуется к 6— 12 годам.

29. Определение бинокулярного зрения, причины его нарушения



Определение бинокулярного зрения.

Проба с появлением двоения после смещения глаза пальцем (двоение появляется при бинокулярном зрении). При пробе с «промахиваем» исследуют бинокулярность с помощью двух карандашей. Обследуемый держит карандаш в вытянутой руке и должен при быстром движении коснуться им кончика карандаша исследователя. Лучше держать карандаш в вертикальном положении.

Наличие или отсутствие бинокулярного зрения определяют с помощью «четырехточечного теста» — обследуемый наблюдает 4 светящихся кружка разного цвета через очки-светофильтры. Цвета кружочков и линз подобраны таким образом, что один кружок виден только одному глазу, два кружка — только другому, а один кружок (белый) виден обоим глазам.

Причины нарушения бинокулярного зрения. Причинами нарушения бинокулярного зрения могут быть анизо-метропия, поражения глазных мышц, нарушения их иннервации, патологические процессы, протекающие в костных стенках или полости глазницы, приводящие к смещению глазного яблока, и др. Иногда нарушения являются симптомом поражения ствола головного мозга, вызванного общими заболеваниями — инфекцией, интоксикацией, а также опухолевым процессом.

Значение бинокулярного зрения для выбора профессии. Нарушение бинокулярного зрения вызывает ограничения в восприятии внешнего мира, так как невозможна правильная, быстрая оценка пространственных соотношений окружающих предметов. Возникают серьезные ограничения в выборе профессии (хирург, пилот, художник, космонавт, водитель и т.д.).

При утрате трудоспособности, связанной с нарушением зрительных функций, назначают врачебно-трудо-вую экспертизу.

30. Процесс получения изображения



Бинокулярное, в том числе стереоскопическое, зрение — очень тонкая функция. Она обеспечивается двумя механизмами: согласованными движениями обоих глаз, поддерживающими постоянное направление зрительных линий на точку бификсации; слиянием изображений двух глаз в единый зрительный образ.

Для получения одного изображения в обоих глазах линии зрения сходятся в одной точке. При взгляде на дальние предметы эти линии расходятся, а на близкие — сходятся. Такой процесс называется конвергенцией и осуществляется глазодвигательными мышцами. При рассматривании предмета обоими глазами его изображение попадает на одинаковые точки сетчаток и передается в кору головного мозга, где происходит слияние (фузия) этих изображений в одно целое и человек видит предмет нераздвоенным.

Одинаковые точки сетчаток обоих глаз называют идентичными, или корреспондирующими точками. Все остальные точки поверхности одной из сетчаток по отношению к центру другой являются диспаратными, или некорреспондирующими. Если в одном глазу изображение падает на центр сетчатки, а в другом — на любую другую точку, кроме центра сетчатки, то слияния изображений не произойдет и возникает впечатление удвоения видимого предмета. В этом легко убедиться, если, глядя обоими глазами на какой-нибудь предмет, слегка нажать пальцем на один глаз. При смещении глаза световые лучи от предмета упадут не на центр сетчатки, а в стороне (на диспаратные точки). Следовательно, слияние изображений обоих глаз происходит лишь при положении этих изображений в корреспондирующих точках правой и левой сетчаток.

Нормальное бинокулярное зрение обеспечивается нормальным тонусом всех наружных мышц обоих глаз. При мышечном равновесии зрительные оси глаз расположены параллельно и световые лучи от предметов попадают на центры обеих сетчаток. Такое равновесие носит название ортофории.

При скрытом косоглазии — гетерофории — возможность бинокулярного зрения обусловлена мощностью фузионного рефлекса (слияние изображений, поступающих в головной мозг от двух глаз, в единый образ), который приводит зрительные оси глаз к параллельному положению.

31. Цветовое зрение: развитие, физические основы цветоощущения



Цветовое зрение, подобно остроте зрения, является функцией колбочкового аппарата и зависит от состояния макулярной области сетчатки.

Развитие цветового зрения происходит параллельно остроте зрения, но обнаружить его удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые и зеленые цвета появляется у ребенка к первому полугодию жизни, и заканчивается формирование цветового зрения к 4—5 годам. Нормальное формирование цветового зрения зависит от интенсивности света.

Если новорожденного содержать в плохо освещенном помещении, то развитие цветоощущения задерживается. Следовательно, для правильного развития цветового зрения необходимо создать в комнате ребенка хорошую освещенность и с раннего возраста (так как становление цветового зрения обусловлено развитием условно-рефлекторных связей) привлекать его внимание к ярким игрушкам, располагая эти игрушки на значительном расстоянии от глаз (50 см и более) и меняя их цвета. При выборе игрушек следует учитывать, что центральная ямка более всего чувствительна к желто-зеленой части спектра и малочувствительна к синей. Гирлянды должны иметь в центре красные, желтые, оранжевые и зеленые шары, а шары, имеющие цвет с примесью синего и синие, необходимо помещать по краям.

Физические основы цветоощущения. Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов — из семи основных цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового). Свет распространяется волнами различной длины, измеряемой в нанометрах (нм). Участок видимого глазом спектра лежит между лучами с длинами волн от 383 до 770 нм. Лучи меньшей длины (ультрафиолетовые) и большей длины (инфракрасные) не вызывают у человека зрительных ощущений. Лучи света с большой длиной волны вызывают ощущение красного, с малой длиной — синего и фиолетового цветов. Длины волн в промежутке между ними вызывают ощущение оранжевого, желтого, зеленого и голубого цветов. Все цвета природы делятся на бесцветные или ахроматичекие (белые, черные и все промежуточные между ними серые) и цветные или хроматические (все остальные).

32. Расстройства цветового зрения



Врожденные расстройства носят характер дихромазии и зависят от ослабления или полного выпадения функции одного из компонентов (при выпадении красноощущающего компонента — протанопия, зеленоощущающего — дейтеранопия, синеощущающего — тританопия). Наиболее частая форма дихромазии — это нарушение восприятия либо красного, либо зеленого цвета (дальтонизм).

Приобретенные расстройства — видение всех предметов в каком-либо одном цвете. Причины могут быть разными. Эритропсия (видение всего в красном свете) возникает после ослепления глаз светом при расширенном зрачке. Цианопсия (видение в синем цвете) развивается после экстракции катаракты, когда в глаз попадает много коротковолновых лучей света вследствие удаления задерживающего их хрусталика. Хлоропсия (видение в зеленом цвете) и ксантопсия (видение в желтом цвете) возникают вследствие окраски прозрачных сред глаза при желтухе, отравлении акрихином, сантонином, никотиновой кислотой и т.д.

Нарушения цветового зрения возможны при воспалительной и дистрофической патологии хориоидеи и сетчатки.

33. Исследование цветового зрения



Цветовое зрение исследуют с помощью таблиц или спектральных приборов — аномалоскопов. Прибор аномалоскоп Нагеля получил наибольшее распространение. Обследуемый видит в приборе круг, состоящий из двух половин: одна из них освещается монохроматическими желтыми лучами, другая — смесью красного и зеленого лучей. Испытуемый должен подравнять цвет смеси красного с зеленым к цвету желтого поля. Для людей с нормальным цветовым зрением требующееся для такого подравнивания отношение красных лучей к зеленым бывает почти одинаковым. Люди с расстройством цветового зрения подбирают при исследовании иную пропорцию красного и зеленого цветов для подравнивания этой смеси к желтому цвету. На основании полученных данных устанавливают типы дефектов цветового зрения.

Цветовое зрение исследуют чаще всего с помощью специальных полихроматических таблиц Е.Б. Рабкина. Основная группа таблиц предназначена для дифференциальной диагностики форм и степеней врожденных расстройств цветового зрения в исследовательской и клинической практике и для отличия их от приобретенных. Контрольная группа таблиц применяется для уточнения диагноза в сложных случаях. В таблицах среди фоновых кружочков одного цвета имеются кружочки одинаковой яркости, но другого цвета составляющие для нормально видящего какую-либо цифру или фигуру. Лица с расстройством цветового зрения не отличают цвет этих кружочков от цвета кружочков фона и поэтому не могут различить предъявляемых им фигурных или цифровых изображений.

Исследование цветового зрения с помощью полихроматических таблиц необходимо производить при хорошем естественном освещении рассеянным светом или при искусственном освещении лампами дневного света. Каждую таблицу поочередно показывают в течение 5 секунд с расстояния 0,5—1 м, располагая их в строго вертикальной плоскости.

Применение таблиц Е.Б. Рабкина особенно ценно в детской практике, когда многие исследования цветового зрения вследствие малого возраста пациентов невыполнимы. Для обследования самого младшего возраста можно ограничиться тем, что ребенок водит кисточкой или указкой по цифре, которую он различает, но не знает, как ее назвать.

34. Светоощущение. Особенности сумеречного зрения



Светоощущение характеризуется порогом раздражения (восприятие минимального светового потока) и порогом различения (различение минимальной разницы в освещении). Дневное (фотопическое) зрение (работают колбочки) осуществляется при внешней освещенности окружающих предметов 30 лк и больше; оно характеризуется высокой остротой зрения и цветоощущением. При освещенности от 25 до 0,3 лк глаз переходит от фо-топического к мезопическому зрению (функционируют и колбочки, и палочки). При освещенности 0,3—0,1 лк функционируют преимущественно палочки. При освещенности ниже 0,01 лк возможно лишь скотопическое зрение (только палочки).

Особенности сумеречного зрения:

1. Бесцветность. Поскольку при низких освешенностях колбочки не функционируют, цвета ночью не воспринимаются. Поэтому сумеречное и ночное зрение ахроматично.

2. Изменение яркости (светлоты) цветов. Это явление носит название феномена Пуркинье: «теплые» цветовые тона (красный, оранжевый, желтый) в сумерках кажутся более темными, а «холодные» (голубые, синие, зеленые) — более светлыми. При пониженной освещенности дольше всего воспринимаются синий, сине-зеленый, желтый и пурпурно-малиновый цвета.

3. Периферический характер. В сумерках не функционируют колбочки, обеспечивающие центральное зрение, поэтому при снижении освещенности зрение становится периферическим. Место наибольшей чувствительности периферической сетчатки к свету находится в 10—12° от центра.

35. Адаптация глаза к изменению освещения, ее нарушения



Адаптация глаза — процесс приспособления зрения к различным условиям освещения за счет изменения световой чувствительности зрительного анализатора. Она обусловлена обратимой фотохимической реакцией (распад молекул родопсина на свету и их восстановление в темноте).

Различают адаптацию к свету, т.е. приспособление к более высокой освещенности (происходит в течение 5— 7 минут), и к темноте, т.е. приспособление к работе в условиях пониженного освещения (происходит приблизительно в течение часа).

Варианты нарушения световой адаптации. Никталопия — нарушена световая адаптация, зрение в сумерках лучше, чем на свету (бывает иногда у детей с врожденной полной цветослепотой).

Гемералопии — нарушения темновой адаптации. Резко выраженная гемералопия приводит к потере больными ориентации в пространстве в условиях сумеречного освещения.

1. Симптоматическая гемералопия встречается при различных заболеваниях глаз и организма — пигментной дегенерации сетчатки, отслойке сетчатки, воспалительных поражениях сетчатки, зрительного нерва, сосудистой оболочки, глаукоме, высоких степенях близорукости. Могут быть ложные гемералопии при помутнениях преломляющих сред глаза.

2. Функциональная, или эссенциальная, гемералопия возникает вследствие отсутствия или недостатка витамина А, что приводит к изменению нормальной структуры эпителиальных клеток, в частности пигментного эпителия и светочувствительных элементов сетчатки.

3. Врожденная гемералопия может иметь семейно-на-следственный характер. Возникает с детства при полном отсутствии заболеваний глаз и организма в целом.

Определение величины световой чувствительности и хода ее изменения в условиях адаптации глаза к темноте проводят c помощью специальных приборов — адаптометров. Ускоренное исследование адаптации к темноте, которое проводят на адаптометре, заключается в определении времени различения тест-объекта после дозированной адаптации к свету. Сначала испытуемый в течение 2 минут смотрит на яркий свет. Затем устанавливают диафрагму прибора диаметром 1,1 (при выключенном свете) и предъявляют исследуемому для опознания один из тест-объектов — круг, квадрат или крест. Момент различения тест-объекта отмечают по секундомеру. В норме при бинокулярном исследовании это время не превышает 45 секунд.

Прибор используется также для измерения времени, необходимого на восстановление зрения после освещения сетчатки очень ярким светом (подобное явление часто наблюдается при переходе в темное место после пребывания на освещенном солнцем пространстве или при временном «ослеплении» водителя ночью фарами встречного автомобиля).

36. Поле зрения, его характеристики



Поле зрения — все пространство, одновременно воспринимаемое неподвижным глазом. Иначе говоря, поле зрения — спроецированное на плоскость пространство, видимое неподвижным фиксированным глазом.

Границы поля зрения:

1. Анатомические границы обусловлены положением глаз в орбите, глубиной передней камеры, шириной зрачка, видом лицевого черепа.

2. Физиологические границы зависят от состояния зрительно-нервного аппарата глаза и зрительных центров.

Центральная часть поля зрения (образована слепым пятном и сосудистым пучком). Физиологическая скотома (слепое пятно, скотома Бьеррума) соответствует проекции на плоскость диска зрительного нерва, не имеющего световоспринимающих рецепторов. Физиологическая скотома субъективно не воспринимается благодаря частичному перекрытию полей зрения обоих глаз и движению глазных яблок.

Ангиоскотомы — лентовидные (серповидные) выпадения поля зрения, являющиеся проекцией на плоскость сосудистого пучка или отдельных сосудов.

Величина и форма слепого пятна и ангиоскотом могут варьировать при различной местной и общей патологии. Патологические центральные скотомы наблюдаются при поражении сетчатки в области желтого пятна или папилломакулярного пучка (его составляют нервные волокна, идущие от ганглиозных клеток сетчатки).

Периферическая часть поля зрения. Наружные границы поля зрения у взрослых в среднем составляют с носовой (медиальной) стороны 60°, с височной (латеральной) — 90°, сдобной (верхней) — 50°, с челюстной (нижней) — 70°. У детей дошкольного возраста границы поля зрения примерно на 10% уже, чем у взрослых (см. рис.).

Типы изменения периферического зрения при различных болезнях: концентрическое сужение, секторальное, локальное, половинчатое (гемианопсии) выпадения и др. Поле зрения на хроматические цвета значительно уже, чем на белый. Крайняя периферия, где нет колбочек, воспринимает только белый цвет, ближе к центру начинают восприниматься синий, желтый, красный и зеленый цвета. Сужение поля зрения на синий и желтый цвета чаще обусловлено патологией сосудистой оболочки, а на красный и зеленый — патологией проводящих путей.


Рис. Границы периферической части поля зрения (для белого цвета)


37. Исследование поля зрения



Центральная часть поля зрения и участки выпадения в ней определяются методом кампиметрии. Используют экран из черной материи размером 1 х 1 м. Расстояние от исследуемого до экрана обычно 1 м. Необходимо: правильное положение головы пациента (без наклона) на подставке для подбородка; неисследуемый глаз прикрыт щитком. Врач постепенно передвигает объект (белый в виде кружка) по радиусам от наружной части капиметра к центру. Исследуемый сообщает об исчезновении объекта. Результаты исследования переносят на специальную схему.

Наличие в периферическом поле зрении дефектов (скотом) и границы периферического зрения, которые выражаются в градусах, определяются обычно с помощью приборов периметров, имеющих вид дуги или полусферы.

Периметр типа Ферстера — дуга 180°, покрытая изнутри черной матовой краской и имеющая на наружной поверхности деления на градусы — от 0 в центре до 90° на периферии. Диск с делениями позади дуги позволяет ставить ее в положение любого из меридианов поля зрения.

Для исследования применяют белые объекты в виде кружков из бумаги, наклеенных на конце черных матовых палочек. Белыми объектами диаметром 3 мм пользуются для определения наружных границ поля зрения, диаметром 1 мм — для выявления изменения внутри этих границ.

Для цветной периметрии пользуются цветными (красный, зеленый и синий) объектами диаметром 5 мм, укрепленными на концах палочек серого цвета (коэффициент отражения 0,2). Освещенность дуги не менее 160 лк.

Обследуемый помещает голову на подбородник и фиксирует одним глазом (другой прикрыт заслонкой) белую точку в центре дуги. Объект ведут по дуге от периферии к центру со скоростью примерно 2 см/с. Исследуемый сообщает о появлении объекта, а исследователь замечает, какому делению дуги соответствует в это время положение объекта. Это и будет наружная граница поля зрения для данного меридиана.

Определение границ поля зрения проводят по 8 (через каждые 45°) или лучше по 12 (через 30°) меридианам.

Аналогичным образом проводят и цветовую периметрию. Для выявления скотом пользуются объектом диаметром 1 мм и медленно перемещают его по дуге в различных меридианах, особенно тщательно в центральных и парацентральных участках поля зрения, где чаще всего наблюдаются скотомы. Результаты исследования переносят на специальную схему полей зрения.

Определение границ поля зрения является обязательным исследованием для каждого ребенка и взрослого для установления полноценности или патологии зрительного анализатора.

38. Работа световоспринимающего аппарата глаза



Свет проходит через прозрачные среды глаза и попадает на сетчатку, где его воспринимают фоторецепторы — колбочки и палочки, включающие в себя фотохимические реакции разрушения и восстановления зрительного пурпура. Продукты химических превращений в фоторецепторах, а также возникающие при этом электрические потенциалы служат раздражающим фактором для других слоев сетчатки, где возникают импульсы возбуждения, несущие зрительную информацию к центральной нервной системе.

Восстановление колбочек завершается быстро — в пределах 7 минут, а палочек медленно — в течение часа.

Для нормального функционирования палочек необходимо достаточное количество витамина А. При его недостатке нарушается светоощущение, в первую очередь темновая адаптация, т.е. возникает гемералопия (расстройство сумеречного зрения, «куриная слепота»).

Наиболее совершенное зрительное восприятие возможно при условии, если изображение предмета падает на область желтого пятна и особенно центральной ямки, где расположены светочувствительные клетки — колбочки. Периферическая часть сетчатки, где расположены палочки, этой способностью обладает в меньшей степени. Чем дальше от центра к периферии сетчатки проецируется изображение предмета, тем менее оно отчетливо.

---

Статья из книги: Офтальмология | Бойкова Н.Н.

Возможно, Вам будет интересно

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0