Лечение амблиопии с центральной зрительной фиксацией в домашних условиях

+ -
+10

Описание



Автор: В.И. Поспелов, Г.Е. Поспелова

Амблиопия с центральной зрительной фиксацией (ЦЗФ) – наиболее частая причина понижения зрения у детей, прежде всего, дошкольного возраста.

Среди них ее частота варьирует, по данным разных авторов, от 3,5 до 17,6%. Наиболее частые ее причины – рефракционные нарушения: астигматизм, анизометропия, гиперметропия средней и высокой степени, врожденная близорукость.

Диагностика этой амблиопии не представляет особых трудностей.

Минимальный уровень остроты зрения с коррекцией у детей равен 0,1?возраст (лет)+0,1 (в 3 года – 0,4, в 4 года – 0,5 и т.д.).

Понижение ее ниже этого уровня при отсутствии каких-либо структурных повреждений глаза следует расценивать как наличие амблиопии.

Определить состояние зрительной фиксации (центральная, нецентральная) можно с помощью ручного электроофтальмоскопа или щелевой лампы путем ретиноскопии.

Следовательно, ее диагностика доступна любому офтальмологу.

Для лечения амблиопии с ЦЗФ мы используем лечебный комплекс, который включает следующее.

1. Оптимальная очковая (контактная) коррекция аметропии. Подбор очков и КЛ у детей проводят по общепринятым правилам.

2. Окклюзия. Пациентам без косоглазия ее назначают на 25-50% периода бодрствования, при косоглазии – на весь день.

При одинаковом понижении остроты зрения на оба глаза по четным дням закрывают правый глаз, по нечетным – левый. Когда в конце одного и в начале другого месяца рядом оказываются два нечетных дня, то оба дня перекрывают левый глаз.

Если зрение понижено на оба глаза в разной степени, или только на один глаз, то хуже видящий глаз перекрывают в течение одного дня, лучше видящий глаз – в течение 2, 3, 4, 6, 9 или 13 дней, после чего цикл повторяют до конца лечения. Чем больше разница в остроте зрения между глазами, тем большее число дней закрывают лучший глаз.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Общее правило плеоптики:
чем ниже острота зрения, чем больше разница в зрении правого и левого глаза и чем быстрее нужно развить функции амблиопичного глаза, тем на больший промежуток времени следует ежедневно закрывать парный глаз.

3. Перифовеальная депривация. Она может быть осуществлена с помощью засвета по Кюпперсу (слепящий засвет сетчатки с экранированием фовеолы).

Однако длительное и многократное применение слепящих засветов содержит угрозу развития дистрофии сетчатки глаза. В связи с этим мы используем экранирующую депривацию – перифовеальную пенализацию.

Ее осуществляют одним из трех способов:

а) С помощью игрушки "калейдоскоп".


Недостатки способа: "мягкость" депривации из-за попадания на периферию сетчатки глаза света, отраженного от заключенных в игрушке зеркал, что приводит к снижению эффекта депривации; эта игрушка почему-то сейчас крайне редко бывает в продаже.

б) С помощью дырчатых очков (Laser-vision).


Тренировки в них должны проводиться не менее 1,5 часов ежедневно, не тренируемый глаз должен быть закрыт окклюзией.

Недостатки этого способа: высокая рыночная стоимость очков и "мягкость" депривации из-за попадания света на периферию сетчатки глаза через многочисленные отверстия на периферии поля зрения.

в) С помощью специального устройства – перифовеального пенализатора (ПЕН).

Он представляет собой изготовленную из непрозрачного материала трубку длиной 100 и диаметром 35-40 мм, один конец которой перекрыт диафрагмой с круглым отверстием диаметром 15, 10 или 5 мм.

Внутренняя поверхность ПЕНа должна быть темной, не отражающей света.

ПЕН легко изготовить так.

Из картона вырезают прямоугольник размером 10?12-14 см. На одну его поверхность наклеивают такого же размера кусок неблестящей, черной ткани (сукно, фланель).

Картон сворачивают в трубку (тканью во внутрь) так, чтобы меньшая его сторона (10 см) стала длиной цилиндра.

Продольный стык, заклеивают без щелей и отверстий. Из картона же вырезают три диска, равные диаметру полученной трубки.

В центре одного из них делают круглое отверстие диаметром 15 мм (диафрагма N 1), в другом – 10 мм (диафрагма N 2), в третьем – 5 мм (диафрагма N 3).

Диафрагмой № 1 перекрывают любое отверстие трубки и укрепляют ее так, чтобы при необходимости ее легко можно было бы заменить другой диафрагмой.

В стыке между краями диафрагмы и трубки не должно быть отверстий.

ПЕН готов.

Перед тренировкой зрения кто-либо из родителей приставляет ПЕН открытым отверстием к своему глазу и, закрыв второй глаз, определяет и запоминает расстояние, с которого через отверстие в диафрагме ПЕНа видно примерно 2/3 экрана телевизора.

Далее больному закрывают не тренируемый глаз, дают ему в руку ПЕН, который он приставляет открытым отверстием к тренируемому глазу поверх очков, и через расположенное на противоположном от глаза конце ПЕНа отверстие в диафрагме ему предлагают стоя (!) смотреть телепередачу (видеофильм).

Чтобы четче видеть изображение на экране, ребенок будет подходить к телевизору. Однако диафрагма при этом будет уменьшать видимую им часть экрана.

Чтобы видеть большую его часть ребенок будет вынужден отходить от телевизора. Так в процессе тренировки он и должен то приближаться к телевизору, то отходить от него.

Упражнения зрения нужно делать несколько раз в день, в общей сложности не менее 1,5 часов ежедневно.

Самое лучшее условие лечения: “Без ПЕНа телевизор не смотреть!”

По мере повышения остроты зрения ребенок будет смотреть телепередачи с все более далекого расстояния.

Через какое-то время он начнет их смотреть с места, с которого видно 2/3 экрана телевизора, или еще дальше.

В таком случае нужно диафрагму № 1 заменить диафрагмой № 2, определить и запомнить расстояние, с которого через нее видно 2/3 экрана телевизора, провести с ней весь цикл тренировок, после чего таким же путем перейти на упражнения с диафрагмой № 3.

С ней лечение проводят до тех пор, пока ребенок не станет смотреть телепередачи с расстояния, с которого через ПЕН виден весь экран телевизора.

Проведенные нами исследования показали, что у детей, достигших этого результата, острота зрения бывшего амблиопичного глаза варьирует от 1,2 до 1,6.

Некоторые дети при просмотре телепередачи, стоят на одном месте близко к телевизору. При этом они “незаметно для родителей” убирают ПЕН от глаза, либо быстро поворачивают его в направлении разных частей экрана. Естественно, при этом никакой тренировки зрения не происходит.

В такой ситуации родителям следует дисциплинировать ребенка – при обнаружении этой “хитрости” в первый раз ему запрещают смотреть интересные для него передачи на один день, заменяя их "не интересными" для него программами.

При повторных нарушениях запрет продлевают на два (три и т.д.) дня.

4. Тренировки силы (объема) абсолютной аккомодации амблиопичного глаза.

Она является необходимым компонентом лечения амблиопии, так как снижение силы аккомодации является таким же постоянным признаком амблиопии, как и понижение остроты зрения. Для ее повышения предложены многочисленные способы и устройства.

Однако того же результата можно добиться и довольно "примитивными" упражнениями. Своим пациентам для лечения в домашних условиях мы рекомендуем три вида упражнений.

Упражнение 1 для повышения силы аккомодации проводят у окна, через которое виден горизонт.

Закрывают один глаз, берут в руку мелкий текст (например, карманный календарь) и медленно приближают его к открытому глазу до тех пор, пока текст не станет плохо различимым.

Затем еще медленнее отодвигают его от глаза, стараясь снова увидеть его четким.

Как только четкость текста будет восстановлена, цикл повторяют то приближая текст до ухудшения четкости, то удаляя его от глаза до ее восстановления.

Через 2-2,5 минуты делают минутный отдых, во время которого пациент старается рассмотреть через окно расположенные вдали предметы.

Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.

Упражнение 2 для повышения устойчивости аккомодации проводят так же, только текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения и стараются четко его видеть в течение 2-2,5 мин на неизменном расстоянии от глаза.

Затем делают минутную паузу, во время которой стараются рассмотреть через окно далекие предметы, и далее цикл повторяют.

Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.

Упражнение 3 для повышения мобильности аккомодации проводят стоя к окну лицом.

Во время упражнения текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения так, чтобы он не мешал видеть через окно горизонт (нужно слегка опустить текст).

Далее то в течение 5-10 секунд рассматривают текст, то в течение такого же периода времени смотрят на горизонт, стараясь четко увидеть далекие предметы.

Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.

При тренировках можно менять упражнения: в одном сеансе делать упражнение 1, в следующем – упражнение 2, в третьем – упражнение 3, или в ином порядке.

Дети с гиперметропией и гиперметропическим астигматизмом сначала проводят упражнения в очках. При этом, по мере усиления аккомодации, у них происходит повышение некорригированной остроты зрения.

Через какое-то время у многих детей она становится равной остроте зрения в очках. С этого момента упражнения можно проводить без очков. Дети с врожденной близорукостью проводят тренировки только в очках.

Применяемый нами комплекс лечения амблиопии с ЦЗФ не требует использования специальных тренажеров, паттерн-стимуляторов и дорогих компьютерных программ для сенсорной тренировки.

Последняя происходит при перифовеальной пенализации и при тренировках аккомодации глаза.

Этот лечебный комплекс используется при лечении в домашних условиях. Он высоко эффективен, так как в конечном итоге амблиопия с ЦЗФ с его помощью рано или поздно излечивается у всех пациентов.

Наше утверждение основано на результатах лечения этим комплексом более тысячи детей, страдавших этим дефектом зрения.

Лечебный комплекс может использовать в своей практике и рекомендовать своим пациентам любой врач-офтальмолог, что особо важно для врачей, работающих в детских поликлиниках и ЦРБ (ТМО).

Скачать

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0