Общие рекомендации по организации коррекционных занятий

+ -
0
Общие рекомендации по организации коррекционных занятий


Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, имеющих недостаточность зрительно-пространственного восприятия. Это могут быть слабоуспевающие ученики обычных классов, если в школе отсутствуют классы КРО. При наличии классов КРО психологу следует в первую очередь обратить внимание на учащихся этих классов.

Программа рассчитана на 25-30 занятий продолжительностью 35-45 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Если упражнения окажутся для ребенка очень сложными, что может быть связано с недостаточной физиологической готовностью нервной системы, к последним (самым сложным) занятиям и упражнениям можно вернуться через некоторое время, например, в следующем учебном году.

Оптимальный размер группы — 4-6 человек. Четное число участников желательно, потому что многие упражнения выполняются в парах. Желательна однородность состава участников по уровню развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту.

Занятия проводятся два раза в неделю в форме внеклассной работы после учебных занятий. Лучше выбирать дни, когда нагрузка детей не очень значительна. Встречи с психологом не должны совпадать с какими-либо другими занятиями, — чтобы не создавать у ребенка внутренний мотивационный конфликт и необходимость выбора. Родители должны быть проинформированы о предполагаемой работе, необходимо получить их согласие на участие детей в коррекционных занятиях. Лучше сразу предупредить родителей, что для занятий нужно подготовить обычную школьную тетрадь (лучше в клетку), ручку, простой и цветные карандаши. Если это устроит всех, можно хранить эти вещи в кабинете психолога — тогда дети не будут забывать приносить их на занятия. Остальной необходимый инструментарий (конкретный перечень материалов приводится при описании занятий) лучше приобрести за счет школы.

Описание занятий сопровождается ссылками на Приложение, содержащее визуальный материал, необходимый для коррекционных занятий. Для применения материалов Приложения их нужно подготовить к практическому использованию: вырезать или ксерокопировать и наклеить на картон, либо изготовить некоторые материалы самостоятельно, руководствуясь предложенными образцами. В отдельных случаях (конкретно это будет оговариваться непосредственно при описании занятий) необходимо подготовить несколько (по числу участников группы) вариантов технического материала.

Материалы, предложенные в Приложении, не являются, на наш взгляд, окончательными. Ведущий может, учитывая специфику конкретных учащихся, включенных в коррекционную группу, дополнить и расширить опубликованные материалы. Мы рассчитываем на творческое отношение к программе со стороны ее практических пользователей.

Помещение



Так как коррекционные занятия проводятся после основных уроков, условия работы детей должны быть комфортными. Помещением для занятий может служить специально оборудованная, не очень маленькая комната или учебный класс. Обязательное условие — отсутствие помех, лишних шумов. В идеале желательно было бы исключить и школьные звонки, потому что реакция на них у слабоуспевающих детей однозначная: конец урока. В то время как сам процесс занятий, игровой характер упражнений часто увлекают участников, они не устают и могли бы работать больше до завершения упражнения и занятия в целом. Однако в силу неустойчивости позитивной мотивации и на фоне стойкого рефлекса на школьный звонок (мотивация избегания неудачи) часто побеждает последний. Поэтому при невозможности изолировать детей от режима школьных звонков психологу нужно быть готовым преодолевать прерывание выполнения заданий детьми и заранее продумать приемы, которые можно использовать в подобных случаях.
Необходимо исключить отвлечения, не разрешается вызывать из комнаты ведущего и детей во время занятий (родителей следует предупредить об этом заранее).

Помещение должно быть хорошо проветрено, достаточно свободно, так как на занятиях детям придется много двигаться и перемещаться по комнате. В то же время комната не должна быть пустой — мебель в данном случае используется как учебный материал, учебное пространство и должна обеспечить достаточную вариативность расположения предметов и самих участников учебных игр в пространстве.

Требования к ведущему.



Коррекционная педагогика занимает промежуточное место между работой с обычными и больными детьми. Дети с ЗПР, со слабой учебной мотивацией, часто с уже сформировавшимся отрицательным отношением к школе, нуждаются в повышенном внимании, доброжелательности и терпении со стороны взрослого, ведущего коррекционные занятия.

Безоценочный метод работы, акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий учеником, предложение необходимой помощи со стороны взрослого (в виде обеспечения самостоятельного решения задачи ребенком) — обязательные условия формирования положительного отношения и интереса учащихся к коррекционные занятия. Вести занятия может школьный психолог или учитель, подготовленный к данному виду работы. Он должен иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знаниями по возрастной и педагогической психологии.

Коррекционная работа предъявляет ряд требований к личностным качествам ведущего. Он должен быть достаточно терпим и заранее готов к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей. Должен уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от ведущего креативности в общении с детьми, уважения к внутреннему миру ребенка и чувства юмора.

Работая с программой, следует учитывать возрастные различия детей. Дети 7 и 10-11 лет — ученики первого и четвертого классов существенно различаются в психологическом плане. Поэтому ведущий должен уметь:

во-первых, гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту,

во-вторых адаптировать предлагаемые упражнения (по максимальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий и т.д.) соответственно возрасту и реальным возможностям детей,

в-третьих, учитывать, что распределение времени на отдельные части программы, занятия и упражнения будет различным в первом и четвертом классах. Как различным будет и общее время, и количество занятий для учащихся разных классов.

Требования к профессиональной подготовке ведущего вытекают из общих принципов коррекционной педагогики Учет этих принципов в практической работе позволит психологу обеспечить успех коррекционных занятий.

1. Индивидуализация методов обучения.

В нашем случае этот принцип предполагает:

• предварительный отбор и формирование коррекционных групп на основе сходства нарушений в развитии психических функций,

• формирование групп по уровню/глубине нарушений психических функций,

• малый состав групп (4-6 человек),

• индивидуальную работу с каждым ребенком при выполнении ряда коррекционных упражнений.

2. Индивидуализация темпов обучения.

Формирование однородных по характеру и уровню нарушений коррекционных групп предполагает обеспечение для каждого ученика темпов обучения, максимально адаптированных к его возможностям. При необходимости рекомендуется проводить дополнительные индивидуальные занятия.

3. Максимальное использование игровых методов обучения.

Этот принцип работы вытекает, во-первых, из возрастных особенностей детей, во-вторых — из того, что задержка психического развития проявляет себя не только в недостаточности двигательной и познавательной сферы ребенка, но также в слабой познавательной мотивации, несформированности полноценной учебной деятельности. Использование игровой деятельности во время коррекционных занятий позволяет формировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка.

4. Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала.

Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию достижения успеха. Построение программы в плане последовательности развития отдельных навыков и операций отражает последовательность их формирования в онтогенезе. Поскольку упражнения программы постепенно усложняются, недостижение необходимого результата на каждом этапе приведет в конечном счете к фрустрации и отказу ребенка от участия в коррекционных занятиях.

5. Постоянный контроль формирования навыков.

Необходимо контролировать успешность выполнения каждого упражнения, поскольку освоение ребенком предлагаемых на данном занятии навыков — обязательное условие успешности выполнения последующих заданий и формирования положительной учебной мотивации.

---

Статья из книги: Посмотри внимательно на мир | Шевлякова И.Н.

Возможно, Вам будет интересно

Похожие новости

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0