Телевизор - окно в болезнь. Коррекция зрения у детей

+ -
0

 

Сейчас трудно найти дом или квартиру, где нет телевизора. Уверяю, пройдет совсем немного времени, и так же немыслима будет семья без компьютера. Эти «электронные помощники» человека являются, с одной стороны, большим достижением цивилизации и определенным благом для людей, но с другой - просто врагами, оружием массового уничтожения современного общества.

Особенно это касается телевизора. Повсеместная зацикленность многих телеманов на перипетиях всевозможных телевизионных игр и викторин, на сюжетах телесериалов и телепроектов, на итогах телеопросов и теленовостей выглядит как маниакальная зависимость.

Налицо еще один способ заполнения пустоты пустотой, еще одна возможность бегства от проблем. Что мы имеем в итоге? Постоянные ссылки на занятость, на нехватку времени, оправдывающие невозможность заняться собой, детьми и друг другом; резкий спад интереса к литературе и другим видам произведений искусства; наконец, головные боли, зрительные патологии и чудовищная деградация личности. Происходит колоссальное оболванивание масс!

Кроме того, телевизор - это не просто ящик, а источник вреднейших электромагнитных излучений, уничтожающих так называемые «витамины воздуха». Чтобы уберечь себя от этих излучений, нужно ограничить время работы телевизора, находиться подальше от него (насколько это позволяют зрение и размеры комнаты) и обязательно проветривать помещение, где он находится.

Многие слышали о том, что просмотр телепередач связан с громадной нагрузкой на мозг и органы зрения. Я тоже кое-то знала об этом, но когда прочла книжечку Райнера Пацлафа «Застывший взгляд», мне месяц не хотелось даже включать этот прибор!

«ЗАСТЫВШИЙ ВЗГЛЯД»

Немецкий ученый Р. Пацлаф более 20 лет проводил научные исследования, посвященные влиянию телевидения на физиологическое развитие детей. Выводы, которые он сделал на основании результатов собственных наблюдений и работ ученых из разных стран, не просто неутешительны. Они убийственны.

Р. Пацлаф понял: чем больше человек смотрит телевизор, тем скуднее его познания. Более того, ученый доказал, что здоровое зрение физиологически несовместимо с просмотром телепередач.

В главе «Активная работа глаза» автор рассказывает, что при рассматривании любого предмета или объекта у человека всегда есть свобода выбора, все зависит лишь от его интереса. Иначе обстоит дело, когда мы смотрим на телеэкран. Здесь налицо огромная степень принуждения, причем зритель никоим образом не может противостоять ему.

Дело в том, что, как указывает Р. Пацлаф, «при прохождении по растровой сетке экрана электронный луч точка за точкой воспроизводит заданные телекамерой значения цвета и яркости, так что каждый кадр складывается в своего рода мозаику из отдельных световых точек (625 на 833). Все это происходит с умопомрачительной скоростью: световой луч 25раз в секунду обходит 520 625 точек растра, что составляет 13 миллионов точек за секунду».

Напомню, что наши глаза перемещаются со скоростью 100и более раз в секунду.

Угнаться за электронным лучом для глаз человека просто нереально, поэтому бешено мчащаяся по экрану точка всегда опережает взгляд. Поняв бесплодность погони за лучом, глаза впадают в пассивное состояние, взгляд цепенеет, становится застывшим - а телеэкран начинает принудительный обстрел сетчатки.

Оцепенение передается мозгу и всему телу, застойные явления возникают даже у самых активных детишек. Парализуется и воля человека: он по сути превращается в марионетку. У него, правда, сохраняется иллюзия собственной активности, но на деле он просто впадает в состояние зомби, идеальное для незаметного воздействия на сознание и подсознание.

Увы, книга Р. Пацлафа, подробно разъясняющая, как убийствен телевизор для здоровья, психики и зрения человека, вышла в нашей стране в 2003 году тиражом всего в 1000 экземпляров и больше не переиздавалась.

И наконец, вспомним о чисто психическом влиянии телепередач. Зная о том, что телевидение является одним из мощнейших средств массовой информации, мы даже не подозреваем, насколько велики его возможности и насколько сильно можно зомбировать человечество с телеэкрана. Недаром говорят: «Когда телевизор вещает, маразм крепчает». Даже самые умные и грамотные люди способны поддаться теледурилкам, телеобманам и телеприманкам. Что уж говорить о детях!

Социологи и психологи давно заметили огромное влияние телевидения на поведение людей. Нет нужды удивляться повышению уровня агрессивности, равнодушия и все большему распространению страхов и фобий. Достаточно только посмотреть анонсы фильмов за одну неделю: на 70-80 % программа передач состоит из остросюжетных и криминальных детективов, боевиков, ужастиков, мистики, триллеров и вестернов.

Не отличаются позитивностью и подборки документальных передач, не говоря уж о выпусках новостей, которые порой называют «страшилками». Насмотревшись и наслушавшись негатива во всех видах, человек либо начинает невольно испытывать страх, либо впадает в состояние беспричинной агрессии, либо настолько привыкает к злу на экране, что и в жизни спокойно проходит мимо проявлений зла, когда на его глазах грабят, насилуют, бьют или обижают других. Лишь бы меня не трогали.

Допустим, вы не смотрите боевики и ужастики, вас пугает вид крови, вам неприятны драки, насилие и убийства. Вы поклонник (поклонница) бразильских сериалов и всевозможных мелодрам. Посмотрев их с десяток, вы уже сами можете придумать возможное продолжение бесконечно повторяющихся сюжетов и предвидеть развитие тех или иных событий.

Думать и переживать особо не стоит, добро все равно победит зло, милые соединятся, коварство раскроется, потерявший память вспомнит все. А ваша собственная жизнь между тем незаметно проходит мимо, и совершенно не остается времени для саморазвития, для работы над взаимоотношениями с близкими и решения своих проблем.

«РЕКЛАМА РЕШАЕТ ВСЕ»

 

Даже если вы смотрите только очень хорошие передачи и достойные фильмы, вы никуда не денетесь от рекламы, которой буквально напичкан сейчас каждый канал. Возможности телерекламы настолько безмерны, что владельцы рекламируемых товаров и услуг не жалеют выкладывать на это буквально миллионы. Многократно подсчитано - эти затраты окупают себя с лихвой! Как сказал известный финансист и промышленник Генри Форд, «реклама не просто играет большую роль. Реклама решает все».

Э. Пратканис и Э. Аронсон, авторы книги «Эпоха пропаганды: механизмы убеждения», исследовали множество прямых и косвенных способов воздействия на сознание и подсознание и доказали, что телевидение способно формировать нужные рекламодателям потребности в тех или иных товарах или услугах.

Истинная опасность рекламы скрыта в ее бесконечных повторениях. Зачем, спрашивается, крутить постоянно надоевший уже всем рекламный ролик? «Фирме что, денег девать некуда?» - недоумеваем мы и уже не обращаем внимания на знакомый сюжет. Тут-то ловушка и захлопывается! Ролик прокручивается, мы, думая о своем, даже не анализируем навязчивую информацию. Но глаза и уши все, что поступило с экрана, в очередной раз восприняли, а мозг начал обрабатывать.

При этом происходит примерно следующее. Мы в 539-й раз видим и слышим рекламу пива, шоколада, порошка и т. д. Если бы мозг умел говорить, он сказал бы: «Вероятно, это очень важная для хозяина информация, но не актуальная в данный момент. Отправлю-ка я ее в дальний ящик своей памяти, пусть полежит там до поры до времени». Затем, придя в магазин, например, за стиральным порошком и будучи озадачены широчайшим ассортиментом моющих средств, мы обязательно останавливаем свое внимание на том, что почему-то вызывает в нас доверие и кажется каким-то родным.

Еще один известный прием, который описан в книге Э. Аронсона и Э. Праткиниса, заключается в том, что после многочисленной прокрутки какого-то рекламного ролика его на время убирают с экрана и вскоре показывают вновь, несколько изменив сюжет. Это резко подогревает интерес к рекламируемому товару, хотя человеку кажется, что он заинтересовался лишь развитием знакомого сюжета или новым обликом персонажей ролика, ставших почти родными.

Во всем этом не было бы ничего страшного, если бы речь шла лишь о разочаровании людей в очередном чудо-средстве. Такую расплату за наивность и одураченность еще можно пережить. Страшнее то, что творится с нашими убеждениями и с обществом в целом, когда объектами рекламы становятся товары далеко не безобидные.

Достаточно оглядеться вокруг, чтобы убедиться в возможностях телерекламы, заставляющей утолять жажду пивным дурманом вполне приличных и образованных мужчин и женщин (!), равнодушно взирающих, как посасывают это наркотическое изделие их дети, подростки, школьники. Заметьте: Россия - единственная страна в мире, имеющая детских врачей-наркологов. И нигде больше так не распространены детский алкоголизм и подростковая преступность!

«КОГДА ДУРДОМ ПРИХОДИТ в дом»

Но мы отвлеклись от темы. Что же все-таки делать с телевизором? Лучше всего, конечно, его совсем не смотреть. С удовольствием прочла в газете «Аргументы и факты» (№ 16, апрель 2002 года) статью Сергея Уткина под заголовком «Когда дурдом приходит в дом». В ней рассказывалось, что в Америке набирает обороты движение противников телевидения, сознательно избавляющихся от вредных устройств в своих домах. Автор статьи решил последовать их примеру и поделился с читателями своими впечатлениями.

По его словам, временное ощущение пустоты, вызванное непривычным отсутствием пульта в руках, быстро прошло, а образовавшийся вакуум постепенно заполнился гораздо более важными и интересными вещами. Нашлось время для общения с семьей, чтения и домашних дел. Автор стал уделять больше времени сыну, чаще выбираться на прогулки с женой, посещать театры и выставки. Он даже предложил организовать новую партию под названием НТВ: «Ненавижу ТВ».

Не знаю, насколько подействовал этот шутливый призыв на читателей газеты. Я знакома с несколькими семьями, отказавшимися от просмотра телепередач и даже от присутствия телевизора в доме. При этом они ничуть не пострадали от этого, напротив, очень довольны появившейся свободой.

Если вы пока не готовы к такому подвигу, начните с малого: откажитесь от пустого времяпрепровождения у экрана, когда весь вечер посвящен щелканью кнопок на пульте и лихорадочному метанию по каналам. Выбрав интересную передачу или фильм, смотрите только один канал, обязательно выключая звук и отворачиваясь от экрана во время рекламы. Кроме того, обязательно соблюдайте во время просмотра интересных телепередач несколько несложных правил.

ПРАВИЛА ПРОСМОТРА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ

  1. Садитесь на таком расстоянии от телевизора, чтобы изображение было слегка нечетким. (Это расстояние зависит от свойств вашего зрения.)
  2. Смотрите на экран прямо, а не сверху, снизу или сбоку.
  3. Чаще моргайте и не задерживайте дыхание.
  4. Не смотрите в одну точку, путешествуйте глазами по экрану.
  5. Когда на экране не происходит ничего важного или показывают рекламу, мягко прикройте глаза или отвернитесь от телевизора, дайте отдохнуть глазам и нервам сетчатки.
  6. Помните, что нельзя одновременно смотреть телевизор и делать что-то, требующее умственных усилий, поскольку это перегружает мозг, приспособленный только для одного вида интеллектуальной зрительной работы.
  7. Если вы стали видеть изображение на экране более отчетливо, вспомните про первое правило и отодвиньтесь от телевизора в зону нечеткого видения. Только не увеличивайте расстояние до экрана слишком резко, чтобы не вызвать излишнего напряжения глаз.
  8. Отдыхайте через каждые 40-50 минут просмотра телепередачи любым способом, хотя бы 10-15 минут.
 

Обратите особое внимание на позу, в которой вы сидите или лежите, когда смотрите телевизор. Именно неудобная поза становится зачастую причиной головных болей, усталости глаз, амблиопии и косоглазия.

Неудачное расположение мебели приводит порой к необходимости скашивать глаза на экран или задирать голову. Это вызывает напряжение, которое чувствуется не сразу, но может привести к очень серьезным последствиям.

Взрослым нужно обязательно контролировать позу ребенка при просмотре телепередач и расстояние от его глаз до телевизора. Необходимо строго ограничивать время, проводимое вашим чадом перед телеэкраном. И конечно, следует следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись при включенном телевизоре.

Если соблюдать эти простые правила и выполнять во время просмотра телепередач тренировочные упражнения для глаз, массаж и приемы расслабления, то очень скоро вы увидите изображение на экране более отчетливо, краски обретут яркость, а титры станут читаемыми. Тогда близорукие могут отодвинуться немного подальше от экрана, чтобы вновь оказаться в зоне нечеткого видения. Ничего страшного, если изображение снова станет слегка расплывчатым: расслабьтесь, дайте отдых глазам, вспомните про визуальные навыки, которыми владеете, и выполните соответствующие упражнения.

Сочетайте тренировку глаз и усвоение правильных зрительных привычек с получением полезной или приятной информации, и пусть экран телевизора будет для вас проверочным инструментом, критерием того, как идет процесс улучшения вашего зрения. А рекламная пауза пусть станет отличным поводом для отдыха ваших глаз.

 

Возможно, Вам будет интересно

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0