Видите ли вы именно то, на что смотрите

+ -
0
Видите ли вы именно то, на что смотрите

Описание

На этот вопрос вы наверняка сразу ответите: «Конечно, да!» Однако несколько примеров и немного размышлений могут изменить ваше мнение. Взгляните на приведенный ниже рисунок (рис. 1) — что вы видите?

Видите ли вы именно то, на что смотрите


Эта фигура известна как куб Неккера. Пристально вглядевшись, можно заметить, что это рисунок-перевертыш: передняя грань куба может становиться задней, и наоборот. Эти изменения происходят сами по себе, они не зависят от нашего сознания. Как бы вы ни пытались, вам не удастся придать этому кубу единственную ориентацию (свое название он получил по имени швейцарского естествоиспытателя Л. А. Неккера, впервые описавшего его в 1832 году).

Вы можете возразить, что так нечестно, что этот пример построен на иллюзии. Так оно и есть — это зрительная иллюзия. Не будучи каким-то отдельным, уникальным предметом, куб Неккера прекрасно демонстрирует, что все то, что мы видим, — это некая иллюзия, формируемая нашим мозгом. Наша зри¬тельная система постоянно и мгновенно определяет размеры объекта, расстояние до него, направление его движения, форму, цвет и так далее.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Отметьте, пожалуйста, для себя разницу в терминах — «видеть» и «смотреть». «Смотреть» — это получать посредством органов зрения некую информацию, а «видеть» — значит сформировать в головном мозге результирующее ощущение, зрительный образ.

Попробуем разобраться в разнице между понятиями «смотреть» и «видеть». Хорошим примером тут может послужить известный психологический тест Роршаха — «чернильное пятно». Форма и очертания предлагаемой фигуры, естественно, неизменны, но каждый человек воспринимает рисунок по-своему, для разных людей он означает разные вещи. В этом-то все и дело — «видеть» означает интерпретировать то, на что смотрит глаз.

Как бы то ни было, даже если вы затрудняетесь интерпретировать какое-либо изображение, вы можете его за¬помнить и без труда распознать в следующий раз. Например, перед зданием «Сити-холл» в Чикаго установлена знаменитая скульптура Пикассо. По поводу того, что она означает, существует множество разных мнений, но никто в действительности не знает, что хотел изобразить автор. И все-таки каждый, кто хоть раз ее видел, сразу ее узнает.

В данном случае наша зрительная система интерпретирует предмет, как «эта скульптура Пикассо».

Делая еще один шаг, зададим себе вопрос: «А действительно ли мы знаем, как выглядим мы сами?» Большинство людей этого не знают. Поглядите на себя в зеркало — окружающие видят вас не так. Изображение в зеркале «перевернуто», вы видите себя в зеркальном отображении, и поэтому, рассматривая себя на видео, вы смотрите словно на незнакомого человека — ведь в кино изображение не зеркально.

Однако различие между «смотреть» и «видеть» еще глубже. «У каждого свое представление о красоте», — пусть это выражение и звучит несколько романтично, но речь идет именно о представлении, формируемом головным мозгом. Если говорить о нормальном зрении, то зрительная картинка, воспринимаемая глазом, у большинства людей практически одна и та же, однако мозг конкретных людей может интерпретировать ее совершенно по-разному. При этом играют свою роль уровень культуры, личный опыт и эмоциональное состояние данного конкретного человека. Зрительная система живущего в Лос-Анджелесе четырехлетнего мальчугана мгновенно сможет интерпретировать такую картинку, как движущийся автомобиль, тогда как зрительная система его сверстника из бразильских джунглей вряд ли с этим справится.

Также нельзя быть уверенными, что все люди одинаково интерпретируют цвета. Даже если не учитывать известные случаи неправильного восприятия цвета, разве, скажем, красный цвет для всех людей одинаков? Восприятие цвета является неотъемлемой частью нашей культуры и личного опыта — вряд ли вам будет приятно есть зеленый бифштекс.

Теперь вам должно стать понятнее, что «смотреть» и «видеть» — это разные вещи, зависящие от многих изменчивых факторов. Фактически, за исключением некоторых базовых, врожденных функций, осмысленное «видение» является осваиваемым процессом, происходящим в головном мозге и основанном на обработке посылаемых глазами стимулов. Так что если мы примем во внимание, что существуют близорукость, дальнозоркость, астигматизм, слабая координация движений глаз, глазные заболевания, нарушение цветовосприятия и так далее, то мы имеем полное право спросить: «А действительно ли вы видите именно то, на что смотрите?»

------

Статья из книги: Зрение, очки и контактные линзы | Соломон Г., Цинн У.
.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0