Аллергический односторонний экзофтальм
Содержание:
Описание
↑ Ангионевротический отек Квинке (Oedema angionev rati cum Quincke)
— одно из типовых проявлений аллергии, о нем сообщали не раз в прошлом, сообщают и в наши дни. Характеризуется ангионевротический отек орбиты внезапным и быстром, без какой-либо видимой причины, развитием одностороннего или двухстороннего экзофтальма, хемоза, ограничением подвижности глаза в сочетании с общим недомоганием, головной болью, субфебрильной температурой, а порой рвотой и тошнотой, бледностью конечностей, посинением ногтей. Изредка отеку орбиты сопутствует отек других частей тела.
В отдельных случаях наблюдались повышение внутриглазного давления до 30-41 мм рт. столба и развитие застойного соска па глазном дне. Течение болезни бывает различным в различных случаях: отек то бистро проходит, то, наоборот, держится длительное время, он может рецидивировать то на той же стороне, то попеременно на одной и другой стороне, или дело ограничивается одним приступом. На первых порах болезнь редко определяется правильно — вместо аллергического отека думают о тепоните, целлюлите, гематоме, опухоли. Распознать заболевание помогают анамнестические данные, серозный характер отека, эозинофилия и другие общие проявления.
↑ Токсикоаллергический отек орбиты (Oederna orbitale toxicoal- lergicus)
также наблюдался не раз как в клинике, так и в эксперименте. Так, Бильшовский сообщил в 1933 г. об остро возникшем и скоро исчезнувшем экзофтальме, представлявшим собою реакция па непереносимость разных сортов мяса и рыбы. Фальк и Бушма па протяжении двух лет (1959—1960) наблюдали больную, у которого были аллергические экзофтальм 5 мм, птоз с отеком, резкое снижение остроты зрения. С этими явлениями им удалось справиться при помощи больших доз преднизола. Через несколько месяцев пациент ка вновь заболела после того, как съела рыбу. Как только состояние ее улучшилось, была предпринята, по желанию больной, проверю ее непереносимости рыбной пищи. Проверка подтвердила фай непереносимости — небольшая порция рыбы во время обеда вновь вызвала развитие квинковского отека на переболевшем в минувшей году глазу.
При изучении па животных действия различных отравляющих веществ не раз наблюдались явления экзофтальмин. Старые авторы в связи с этими наблюдениями среди различных форм экзофгальмии стали различать еще одну — токсический экзофтальм. Полученный в опытах если не со всеми, то во всяком случае с некоторыми веществами экзофтальм на самом деле был не токсическим, а токсоаллергическим. Так, при введении под кожу собакам и обезьянам парафенилднамина уже через 3—5 часов развивался большой экзофтальм на обоих глазах. Ближайшее морфологическое исследование обнаружило простой се« розный отек. Введение того же самого препарата внутривенно не вызвало со стороны организма подопытного животного никакой реакции.
Не подлежит сомнению, что аллергический односторонний экзофтальм, который, как уже говорилось выше, диагностируется вообще трудно, попадает в группу псевдоопухолей орбиты. С одним таким случаем столкнулись однажды и мы. Вот краткие выдержки из истории болезни больной 53 лет, которая наблюдалась: нами на протяжении нескольких месяцев 1966 года.
В ноябре 1965 г. у больной появились головные боли в левой половине головы, слуховые галлюцинации — «плача ребенка, дующего шума» слева. Вся эти явления расценивались невропатологами как симптомы ликворной гипертензии. После соответствующего лечения наступило выздоровление и больная выписалась из больницы.
В апреле 1966 г. в течение нескольких дней развился экзофтальм левого глаза с отеком слизистой, повышением внутри глазного давления, с отеком век и даже левой щеки. Степень экзофтальмии составляла 5мм, острота зрения равнялась единице и на дне никаких изменений не было. В связи с тем, что больная 13 лет е назад перенесла операцию по поводу рака шейки матки, возникло подозрение об опухолевом характере орбитального процесса. Против него, однако, свидетельствовала хорошая смещаемость глаза кзади при надавливании на него. Можно было подумать о сосудистом процессе — на такую мысль наталкивали жалобы больной па «дующие шумы» в левой половине головы в недавнем прошлом, но и в картину сосудистой патологии наблюдавшийся орбитальный процесс также не укладывался.
Предпринятая с диагностической целью орбитальная пункция принесла поразительные результаты — через два дня после пункции левый глаз больной совершенно нормализовался, исчез и отек щека. Надо полагать, что у представленной больной имелся аллергический отек ретробульбарной клетчатки слева.
Все вышесказанное с несомненностью свидетельствует о том, что ткани орбиты могут быть в состоянии аллергической и гипералиргической предуготованности к соответствующей реакции на различные экзо- и эндораздражители и что клиницисту-офтальмологу нужно помнить о возможности развития в орбите ангионевротического и токсоаллергического отека.
Статья из книги: Клиническая офтальмология. Книга первая. | Меркулов И.И..
Комментариев 0