Фигура и фон

+ -
0
Фигура и фон

Описание

Укажем здесь на ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т. е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Предметы и фигуры мы привыкли всегда видеть на том или ином фоне. Мы уже указывали, что при рассматривании фигур мы иногда их части уподобляем фигуре в целом. Там речь шла об общепсихологическом контрасте.

Что же можно сказать о контрастах яркости?

Во-первых, оказывается, что на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом —более темными. Доказательством этого могут служить фигуры, изображенные на рис. 102—104.



Рис. 102. Заштрихованная фигура справа кажется светлее такой же фигуры на светлом фоне слева.


Фигура и фон


Рис. 103.




Рис. 104. Перекрестки белых полосок между черными квадратами кажутся серыми.


Между прочим, иллюзии, происходящие вследствие контраста яркости, показанные на этих рисунках, можно наблюдать и при цветном исполнении этих фигур.

На основании изложенного иллюзию серых пятен на пересечениях черных линий частично можно объяснить явлением иррадиации, а частично и влиянием контраста яркости. Наконец, иллюзии рис. 105—107



Рис. 105. Кружки кажутся шестигранниками при рассматривании на близком расстоянии.




Рис. 106. Тоже, но при рассматривании с расстояния, большего, чем на рис. 105.




Рис. 107. Кружки также кажутся шестигранниками,хотя они белые, а фон черный.


уже никак нельзя объяснить только явлением иррадиации. Впервые их сопоставил и дал им объяснение в предисловии к своему альбому иллюзий Я. И. Перельман.

Во-вторых, интересно явление так называемого краевого контраста, заключающееся в том, что создается впечатление, будто яркости каждого прямоугольника фигуры на рис. 108



Рис. 108.


не одинаковы, а несколько темнее у границы с более светлым участком и несколько светлее у границ с более темным. Иногда даже кажется, что эти прямоугольники заштрихованы так, чтобы создавалось впечатление их поперечной вогнутости. Однако, заслоняя соседние полосы, можно убедиться, что каждая отдельная полоса имеет совершенно однотонную штриховку.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

В-третьих, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие, «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. Примеры сказанному мы находим на рис. 109—112.



Рис. 109. В первую очередь мы воспринимаем либо только темную, либо только светлую часть фигуры.




Рис. 110. Буква С видна более отчетливо (как более знакомая), чем яркая фигура фона, окружающего букву.




Рис. 111. В первую очередь большинство видит на этом рисунке вазу, а затем два силуэта.




Рис. 112. То же произойдет и при изменении яркости фигуры и фона.


А на рис. 113



Рис. 113. Молодая эта женщина или старая?


даны изображения двух женщин, очень старой и молодой, причем они имеют одно и то же головное убранство (темная шапочка и светлая шаль), но так как черты лица старой женщины представлены полнее, чем молодой, первая видна более отчетливо, чем вторая. Многие лицо молодой женщины начинают видеть только после продолжительного рассматривания рисунка.

Читателю, взглянувшему мгновенно на горизонтальный верхний или средний ряд черных кружков рис. 114,



Рис. 114. Кружки, расположенные по числовым фигурам, можно сосчитать мгновенно. А если кружки расположены в линию, можете вы так же быстро определить их число?


трудно определить число кружков, помещенных слева и справа от вертикальной черточки. Если же эти кружки расположить по так называемым числовым фигурам, то сосчитать кружки при мгновенном взгляде не представит никакого труда.

Наконец, интересно также явление «отпадания к фону» некоторых частей фигур. Так, если прямоугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рис. 115,



Рис. 115.


наблюдать с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен на рис. 116.



Рис. 116.


В этом случае белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казаться искаженной. Глаз очень часто темное пятно принимает за тень от других рядом стоящих предметов.

Видимая форма и очертание предметов могут искажаться не только вследствие отпадания частей контура к фону, но и такой пятнистой окраской предмета, когда его контур кажется деформированным, искаженным. Например, трудно сразу сказать, что на рис. 117



Рис. 117.


изображен силуэт кролика. Иногда пятнистая окраска может заранее учитывать изменение яркости местных предметов и яркости фона при их перемещении, при мерцании воздушной дымки, при волнующейся поверхности моря, при движении облаков и т. п.

На этих принципах основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска «камуфляж» наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской. По вопросам расположения пятен и подбору маскирующих окрасок различных объектов имеется обширная специальная литература.

Приведенные в этом разделе иллюзии еще раз подтверждают то обстоятельство, что их появление во многом зависит от того, какое «толкование» или «оформление» видимого происходит в нашем сознании.

Совсем недавно обратили внимание на свойства муаровых узоров. Муар издавна — французское название особой шелковой ткани с волнообразным мерцанием в световых лучах. Долгие годы муаровый эффект использовался только для украшения одежды, особым образом сплетенных корзин, бамбуковых или тростниковых штор и т. п. Любуясь световыми переливами муаровых узоров, люди давали видимому одно примитивное «толкование» — красиво. Постепенно стали замечать, что эти иллюзорные зрительные явления можно использовать для решения некоторых практических задач. В основе многих применений муаровых узоров лежит их способность усиливать незаметные для человеческого глаза неправильности рисунка.

Еще в 1874 г. английский физик лорд Рэлей предложил использовать муаровый эффект для проверки качества линейчатых дифракционных решеток. Однако только в последние годы эту методику стали широко применять для проверки точности делительных устройств, с помощью которых изготовляются дифракционные решетки для спектрально-оптических приборов. Известно, что дифракционные решетки представляют собой зеркальные или прозрачные пластинки, на которых нанесено до 1000 и более штрихов на 1 мм длины. Свет отражают или пропускают только промежутки между штрихами. При проверке, совмещая пластмассовую копию заштрихованной пластинки с эталонной решеткой, можно сразу увидеть любую периодически повторяющуюся погрешность делительного устройства или любое искажение, получившееся при изготовлении копии. Например, на рис. III



Рис. III


одно из семейств полосок незначительно отличается величиной промежутка между ними от другого и в результате через некоторые интервалы там, где линии одной пластинки пришлись между линиями другой, мы наблюдаем сгущение линий. Оказывается, что если в одной серии прямых расстояние между ними равно одному миллиметру, а в другой на один микрон (0,001 мм) меньше, то расстояние между сгущениями будет равно одному метру. Таким образом, муаровый узор позволяет получить увеличение в миллион раз и видеть ничтожные отклонения.

Поворот одной пластинки относительно другой на небольшой угол обнаруживается в результате появления темных полосок, перпендикулярных штрихам неповернутой пластинки (рис. IV);



Рис. IV


причем по ширине этих полосок можно с большой точностью определить угол поворота, а по числу полосок длину штрихов.

Если между двумя пластинками со штрихами, из которых верхняя прозрачна и повернута относительно нижней на некоторый угол, поместить оптическую линзу и посмотреть на нее сверху, то видимый через линзу муаровый узор окажется увеличенным и повернутым против часовой стрелки при выпуклой линзе, уменьшенный и повернутый по часовой стрелке при вогнутой (отрицательной) линзе. Поворот узора пропорционален фокусному расстоянию линзы. Кроме того, искривление линий узора будет говорить о дефектах поверхностей линзы. Следовательно, муаровые узоры можно применить для контроля качества линз на оптических заводах без сложных измерительных приборов.

С помощью изменяющихся муаровых узоров можно проследить за изменениями показателя преломления жидкости в процессе диффузии, в процессе тонкого разделения жидкостей на составные части и т. д. Когда пересекаются две фигуры из концентрических колец, представляющих собой кольца Френеля, то появляется муаровый узор в виде прямых линий (рис. V, VI).



Рис. V




Рис. VI


Кольца Френеля строятся следующим образом: концентрические окружности чертят на таком расстоянии друг от друга, чтобы площади полу-чающихся колец были одинаковы. Затем кольца через одно закрашиваются.

Путем пересечения двух семейств концентрических кругов в различных вариантах можно получить все кривые конических сечений, кривые, подобные силовым линиям электростатического поля или силового поля около полюсов магнита, и т. д. Муаровые узоры могут представлять собой графические решения исключительно сложных математических задач.

Если на некоторую поверхность до ее деформации нанести линейную сетку, то наблюдение через другую сетку позволит отметить незначительные искажения видимого при деформации. Пример с муаровыми узорами дает основание думать, что существуют такие явления природы, которые мы наблюдаем, но не умеем их использовать, так как ограничиваемся созерцанием и не проникаем еще своим сознанием в глубь этих явлений.

----

Статья из книги: Иллюзии зрения | 3-е издание | Артамонов И.Д.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0