Опыты. Часть 5. Последействие фигур

+ -
+1
Опыты. Часть 5. Последействие фигур

Описание

ОПЫТ 21. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ ФИГУР



Оборудование: рисунки на плотной бумаге

За границами изображения предмета на сетчатой оболочке глаза не кончается поле ее электрохимической активности. Результат возбуждения участка сетчатки сказывается и за краями изображения, в окружающей его зоне. Эффекты, возникающие вследствие этого, вы можете обнаружить, наблюдая фигуры, показанные на рис. 21.1.



Рис. 21 1. Рисунки, необходимые для наблюдения эффекта последействия (уменьшение примерно в 3—4 раза).


Из плотной белой бумаги вырежьте восемь прямоугольников размером примерно 7 на 14 сантиметров. В центре каждого поставьте значок X — он будет точкой фиксации. Тушью или узкими полосками черной ленты нанесите на бумагу фигуры, как показано на рис. 21.1.

Подложите карту Б под карту А. Смотрите на карту А, как показано на рис. 21.2,



Рис. 21.2. Неподвижная фиксация карты в течение двух минут.


фиксируя значок X в течение двух минут. Расстояние между наблюдателем и картой должно составлять примерно 60 сантиметров. Затем уберите карту А и смотрите на точку фиксации карты Б (рис. 21.3);



Рис. 21.3. Сравните, как выглядят правый и левый прямоугольники после того, как вы в течение двух минут смотрели на картинку, где был только один правый прямоугольник.


обратите внимание (не отводя взгляда от точки фиксации) на разницу между правым и левым прямоугольниками.

Теоретически прежний рисунок (правый прямоугольник) должен казаться менее четким, уменьшенным и более удаленным. Повторите опыт с другой парой карт. Вы убедитесь в том, что эффект последействия наблюдается в зоне, не ограниченной краями первого изображения.

Проводя аналогичный опыт с парой карт В и Г, обратите внимание на эффект последействия на правом прямоугольнике: эффект будет, хотя прямоугольник меньше круга и даже не касается его углами; круг попадает в «поле» последействия. Но внутри круга эффект больше, чем вне его. Возьмите карты Д и Е. После двухминутного наблюдения карты Д правая сторона квадрата карты Е кажется менее четкой, уменьшенной, расположенной дальше, чем левая сторона квадрата.

Если вы не смогли получить описанные выше результаты, увеличьте время наблюдения первой карты.

На основании того, что вы наблюдали с ,картами А, Б, В, Г, Д и Е, предскажите результат опыта с картами Ж и 3. Проверьте ваши предположения. Существует множество разных фигур, используя которые можно исследовать эффекты последействия. Самостоятельно подберите такие фигуры.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Экспонат для выставки

Для показа явления последействия посетителям выставки изготовьте большие фигуры по образцу вышеописанных. Эффект последействия проиллюстрируйте на схематических рисунках.

ОПЫТ 22. ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ



Оборудование: маленький фонарик, мишени для фиксации, зеркало

Наиболее четко вы видите предмет лишь в тех случаях, когда его изображение попадает на центральную ямку сетчатки. Поэтому, если вы хотите разглядеть предмет, вы поворачиваете глаза так, чтобы изображение этого предмета попало на Центральную ямку сетчатки. Поворот каждого глаза — результат чрезвычайно тонко согласованной работы шести мышц.

Обычно движения обоих глаз очень точны. Но иногда вы можете уловить некоторую несогласованность, недостаточную точность движений одного или обоих глаз.

Результаты этих опытов вполне объективны. Вы сумеете ясно наблюдать и оценить движения глаз вашего партнера.

  • I. Движения прослеживания. Когда наблюдаемый предмет движется, глаза наблюдателя совершают движения прослеживания. При этом мышцы поворачивают глазное яблоко так, чтобы изображение предмета все время оставалось на центральной ямке сетчатки. Усадите вашего партнера, как показано на рис. 22.1.



    Рис. 22.1. Понаблюдайте движения глаз человека, прослеживающего взглядом движущийся предмет.


    Точкой фиксации послужит лампа маленького фонаря или просто кончик карандаша. Пусть ваш партнер следит за этой точкой глазами, в то время как вы медленно описываете ею окружность; измените направление движения на обратное; опишите какую-нибудь другую фигуру, например восьмерку

    Совершенны ли прослеживающие движения глаз? Не сопровождаются ли плавные движения скачками, срезанием углов? Не опережают ли глаза движение наблюдаемой точки? Проверьте движения каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.

    В большинстве случаев прослеживающие движения глаз довольно точны.

  • II. Скачкообразные движения. Перенос взгляда с одного неподвижного предмета на другой называется фиксационным скачком. Это движение иного рода, чем движение прослеживания. Сначала глаз ощущает направление на предмет с помощью периферического зрения, а затем мышцы поворачивают глаз так, чтобы изображение предмета попало на центральную ямку сетчатки.

    Сделайте две мишени, например круг и квадрат (размером примерно 3 на 3 сантиметра), и прикрепите каждую к карандашу. Усадите вашего партнера, как и прежде. Сядьте напротив, возьмите в обе руки по карандашу с мишенью и разведите их в стороны так, чтобы ваш товарищ, глядя влево на одну из мишеней, боковым зрением видел бы и другую мишень (справа от себя). По вашей команде он переводит взгляд на правую мишень, затем обратно (в промежутке можно слегка изменить положение той мишени, на которую не обращен взгляд наблюдателя). Как двигаются глаза — плавно или скачками? Верно ли они «удерживают» фиксируемую точку? Проверьте каждый глаз в отдельности и оба вместе.

    Спросите наблюдателя, как он оценивает точность фиксационных движений своих глаз. Повторите опыт с разными наблюдателями. Вы увидите, что никто из них не сомневается в точности движений своих глаз.

  • III. Движения глаз при чтении представляют собой не плавное движение вдоль строки, а ряд фиксационных остановок и скачков. Чем меньше число остановок на одну строчку, тем больше скорость чтения.


Встаньте рядом с читающим книгу товарищем и держите зеркало так, чтобы видеть его глаза (рис. 22.2).



Рис. 22. 2. Держите зеркало так, чтобы видеть, как двигаются глаза человека, читающего книгу.


Попробуйте сосчитать число фиксационных скачков на строку. Делают ли глаза читающего скачки в обратном направлении, в сторону уже прочитанных слов?

Экспонат для выставки

Подготовьте схематические рисунки глаза с глазными мышцами. Сделайте модель для иллюстрации движений глаз. Начертите схему направлений, в которых могут двигаться глаза, и схему движения глаз при чтении. Соберите установку с зеркалом для наблюдения за движением глаз читающего человека.

ОПЫТ 23. ВЕДУЩИЙ ГЛАЗ



Оборудование: кусок картона с отверстием, бумажная труба в виде конуса

Знаете ли вы, что один из ваших глаз «главный», точно так же, как есть у вас главная рука? Называют этот глаз ведущим. Как правило, это глаз, которым вы предпочитаете (или предпочли бы) прицеливаться при стрельбе.

Смотрите обоими глазами на отдаленный предмет через отверстие диаметром 2,5 сантиметра в листе картона. Держите картон на вытянутых руках, как показано на рис. 23. 1.



Рис. 23.1. Когда вы смотрите обоими глазами на отдаленный предмет через отверстие, линия прицеливания соединяет предмет только с ведущим глазом.


Постепенно приближайте картон к лицу, глядя все время на тот же предмет. Когда картон приблизится вплотную к вашему носу, станет ясно, что только один глаз смотрел точно через отверстие — это и есть ведущий глаз.

Повторите опыт с конусовидной бумажной трубой (рис. 23.2).



Рис. 23. 2. Именно ведущий глаз будет смотреть на далекий предмет через трубу.


Проделайте оба опыта по нескольку раз, чтобы проверить, всякий ли раз ведущим оказывается один и тот же глаз

Одноименны ли у вас ведущая рука и ведущий глаз?

По результатам ваших опытов ведущий глаз тот, которым вы «прицеливались». На самом деле все не так просто; нужны другие, весьма различные способы исследования, да и то не всегда удается определить ведущий глаз. А у некоторых людей оба глаза совершенно равноценны, так что ведущий глаз вообще не может быть выявлен.

Экспонат для выставки

Придумайте устройство, с помощью которого можно выявить ведущий глаз. Сделайте схематические ргсунки, иллюстрирующие функциональную неравноценность глаз.

ОПЫТ 24. МЫШЕЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ГЛАЗ



Оборудование: щиток

Прикрепите к дальней стене маленький темный кружок — это точка фиксации. Смотрите на нее одним глазом, прикрыв другой щитком. Затем быстро передвиньте щиток на другой глаз. Внимательно следите за пятнышком.



Рис. 24.1. Экспериментатор следит за движениями левого глаза в момент, когда щиток перемещается с правого глаза на левый.


Не кажется ли вам, что оно как бы переместилось в сторону? Может быть, вверх? Вниз? По диагонали? Зависит такое кажущееся перемещение от не вполне одинакового тонуса мышц обоих глаз. Тема эта сложная, и мы ее лишь чуть-чуть коснемся. Не у всех людей мышцы глаз одинаково уравновешены. Чтобы убедиться в этом, вам следует немного поэкспериментировать.

Когда один глаз прикрыт, он может немного отклониться, потому что тонус его мышц не совсем такой же, как у другого глаза. Отклонение возможно в любую сторону, на большую или меньшую величину; его может и совсем не быть. Если глаз наблюдателя, выключенный из зрения, отклоняется, то при переключении зрения на этот глаз наблюдатель заметит «движение» фиксационной точки. При большом расстоянии до точки кажущееся смещение ее невелико.

Повторите опыт, фиксируя кончик карандаша, находящегося от вас на расстоянии всего 40 сантиметров. Теперь вы, вероятно, заметите «скачок» кончика карандаша, когда перенесете щиток с одного глаза на другой. В какую сторону он «прыгает», — туда, куда вы смещаете щиток, или в противоположную сторону? По направлению и величине такого «скачка» специалист судит о состоянии мышечного равновесия глаз.

Вы можете наблюдать не кажущееся движение точки, а подлинное движение глаза вашего партнера, в то время как он смотрит на близкий предмет поочередно каждым глазом. Следите за левым глазом наблюдателя в момент, когда он, глядя, на кончик карандаша, передвигает щиток на правый глаз.

ОПЫТ 25. КОНВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ



Оборудование: карандаш

Глаза движутся не только из стороны в сторону. Чтобы удержать изображение наблюдаемого предмета на центральной ямке сетчатки, когда предмет приближается, глаза поворачиваются навстречу друг другу. Это движение называют конвергенцией. Когда предмет удаляется, глаза отворачиваются один от другого, пока не станут прямо (зрительные оси в это время практически параллельны). Это движение называют дивергенцией.
У разных людей максимальная величина конвергенции неодинакова. Вы можете ее измерить, наблюдая положение глаз вашего партнера в то время, когда он смотрит на кончик карандаша, который вы медленно приближаете к его переносице (начните с расстояния 30—35 сантиметров). Вы замечаете момент, когда достигнут предел конвергенции: один глаз внезапно отклоняется, симметрия направления глаз на объект нарушается. В это же время или немного раньше наблюдатель может заметить, что кончик карандаша «раздвоился».



Рис. 25. 1. Постепенно приближая к наблюдателю предмет, на который он смотрит, экспериментатор видит, как глаза наблюдателя конвергируют. Это лучше заметно, если держать предмет чуть выше уровня глаз наблюдателя.


Повторите этот опыт с разными наблюдателями. Кое у кого конвергенция будет симметричной вплоть до момента, когда расстояние между предметом и переносицей станет равным примерно 5 сантиметрам. У других предел конвергенции будет достигнут уже на расстоянии 25—30 сантиметров.

Чем больше развита конвергенция, тем лучше. Но не следует делать поспешных выводов в любом случае, так как мы здесь не рассматриваем всех фактов, существенных для оценки этой функции глаз.

Можно составить представление о механизмах конвергенции, наблюдая движения глаз, когда ваш партнер попеременно переводит взгляд с близко расположенного (скажем, на расстоянии 25 сантиметров) предмета на далекий (примерно 3 метра). Начинает ли движение один глаз или оба вместе? Быстро ли происходит конвергенция? Движения должны выполняться по вашей команде, а вы стойте поближе и наблюдайте за движением глаз как можно внимательнее.

Экспонат для выставки

Сделайте схематические рисунки глаз с глазными мышцами. Покажите, как глаза движутся вместе, конвергируют, дивергируют.

Продолжение в следующей статье: Опыты ? Часть 6

----

Статья из книги: Опыты со зрением в школе и дома | Грегг Дж.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0