Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Профилактика близорукости

+ -
+1
Профилактика близорукости

Описание

Антенатальная профилактика имеет значение в отношении врожденной и отчасти наследственной миопии. Поскольку в большинстве случаев врожденная близорукость является результатом дискорреляции между анатомическим и оптическим компонентами рефракции или ослабления склеры из-за пороков развития и эмбриональных заболеваний глаз, меры профилактики такой близорукости заключаются в предупреждении внутриутробной инфекции и интоксикации, патологии беременности и родов, недоношенности, в устранении влияния на плод ионизирующих излучений. Это может исключить и мутагенное воздействие ряда факторов на структуру генов, детерминирующих развитие рефракции глаз. Известную роль в профилактике миопии, особенно ее тяжелых форм, играет квалифицированная медико-генетическая консультация, которая позволяет родителям взвесить, насколько желательно, с точки зрения генетики, появление у них детей, к каким последствиям это может привести для их личной жизни и для общества в целом [Штерн К., 1965]. С помощью мер рациональной профилактики наследственной миопии может быть достигнуто снижение частоты мутационного процесса и ограничено распространение соответствующих генов среди населения.

Профилактика миопии в постнатальном периоде включает меры общемедицинского и гигиенического характера, а также меры индивидуальной профилактики. Особое место занимает предупреждение профессиональной миопии, когда на первый план выступают офтальмоэргономические мероприятия.

Профилактические меры общемедицинского и гигиенического характера



Основу общей профилактики миопии составляют укрепление здоровья и физическое развитие ребенка и подростка. Повышение уровня физической активности, систематические занятия физической культурой и спортом имеют особое значение для учащихся городских школ, прежде всего специализированных (с преподаванием части предметов на иностранных языках, физико-математические, музыкальные и др.). Важное звено профилактики — предупреждение и лечение общих хронических заболеваний (рахит, хронический тонзиллит, кариес зубов и др.).

Один из путей профилактики миопии — создание оптимальных гигиенических условий зрительной работы и ограничение чрезмерной зрительной нагрузки. Предлагается дифференцированное обучение школьников с повышенным риском возникновения миопии [Ковалевский Е. И., 1984], смысл которого состоит в уменьшении объема информации, поступающей через зрительный анализатор, более широком применении методов устного обучения, более активном физическом воспитании детей. Имеется первый положительный опыт такого раздельного обучения школьников. Следует, однако, учитывать, что влияние указанных факторов на развитие миопии опосредуется через аккомодацию. У лиц с хорошей аккомодационной способностью близорукость может не возникнуть даже при неблагоприятных условиях зрительного труда и, наоборот, она может появиться при удовлетворительных условиях зрительной работы, если имеется существенное снижение работоспособности цилиарной мышцы.

Щадящий режим для цилиарной мышцы может привести к ослаблению аккомодации или ухудшить это состояние. В связи с этим такую пассивную профилактику миопии, связанной со зрительной работой на близком расстоянии, необходимо сочетать с активной: выявлять лиц с ослабленной аккомодацией и проводить с ними тренировочные упражнения по ее усилению.

Гигиена зрения предусматривает рациональное в количественном и качественном отношении освещение детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, правильную посадку детей во время занятий и игр, соблюдение режима дня и учебных занятий.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Упражнения, выполняемые на уроках в школе для профилактики зрительного утомления и близорукости



Для уменьшения зрительного утомления у школьников целесообразно в середине каждого урока проводить специальные упражнения (физкультпауза) длительностью 3—5 мин. Примерные комплексы таких упражнений приведены ниже.

1. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5—6 раз.

2. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5—6 раз.

3. И.п. — сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5—6 раз.

4. И.п. — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5—6 раз.

5. И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.

6. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.

7. И.п. — сидя, закрыть веки. В течение 30 с массировать их кончиками указательных пальцев.

Физкультпаузу проводят преподаватели или учащиеся-физорги. Предложен близкий к приведенному комплекс упражнений для учащихся со специальной технической системой его обеспечения — офтальмотренажером [Базарный В. Ф., 1982].

Тренировочные упражнения для цилиарной мышцы, рекомендуемые лицам с повышенным риском возникновения близорукости



Более предрасположенными к возникновению близорукости можно считать детей близоруких родителей, с ослабленной аккомодацией, с жалобами на астенопические явления, псевдомиопией, интенсивным процессом усиления рефракции — 1,0 дптр и более в год. Эти состояния выявляют на поликлиническом приеме или во время профилактических обследований органа зрения у детей.

В отношении таких детей особенно целесообразно осуществлять все меры, способствующие профилактике миопии: соблюдение гигиенических условий зрительной работы, ограничение чрезмерной зрительной нагрузки, общее укрепление организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом), предупреждение и активное лечение общих заболеваний.

Новые возможности предупреждения близорукости открывает метод тренировки цилиарной мышцы у школьников с ослабленной аккомодационной способностью, которых можно рассматривать как лиц с повышенным риском возникновения миопии. Первый опыт профилактики миопии путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза был обобщен Г. А.Медвецкой (1981). В работе приняли участие 30 врачей — офтальмологов Калининской области. Для выявления школьников с ослабленной аккомодацией был использован простой и доступный метод — определение запаса относительной аккомодации. За норму принимали следующие величины положительной части относительной аккомодации: для детей 7—10 лет — 3.0 дптр, 11—12 лет — 4,0 дптр, 13—14 лет — 5 дптр [Мац К. А., 1973].

Всего выявлено 1956 школьников с ослабленной аккомодацией (примерно 1/3 обследованных). У них установлена эмметропическая и гиперметропическая рефракция (до 1,5 дптр включительно). Эти школьники были разделены на две группы: 956 школьникам назначали тренировочные упражнения для цилиарной мышцы и инсталлировали 1 % раствор мезатона, 1000 остальных школьников эти мероприятия не проводили (контрольная группа).

В течение года проведено три курса тренировочных занятий (упражнения с линзами). Каждый курс включал 30 ежедневных занятий (исключая воскресные дни). Мезатон инсталлировали по 1 капле в оба глаза через 2 дня на ночь на протяжении всего курса. Интервалы между курсами составляли 2,5—3 мес.

Упражнения с линзами проводили по методике, разработанной Э. С. Аветисовым и К. А. Мац (1971). Объем относительной аккомодации для уточнения субмаксимальных нагрузок определяли через каждые 3 дня.

Для проведения упражнений было организовано три кабинета в школах и один — при областном кабинете охраны зрения детей. Упражнения со школьниками проводили медицинские сестры, предварительно обученные этой методике. Существенную помощь медицинским сестрам оказывали преподаватели школ, в которых обучались школьники, взятые под наблюдение.

У 273 школьников с ослабленной аккомодационной способностью, выполнявших тренировочные упражнения для цилиарной мышцы, запас относительной аккомодации увеличился с 1,84 до 5,26 дптр. У школьников, которым не назначали такие упражнения, запас относительной аккомодации за 2,5 года наблюдения остался примерно на том же уровне.

Принципиально важным является вопрос о том, предупреждает ли такая нормализация аккомодационной способности возникновение близорукости у школьников.

Динамические наблюдения показали, что из 1000 школьников с ослабленной аккомодацией, которые не выполняли тренировочные упражнения для цилиарной мышцы, у 313 (31,3 %) спустя 2 года возникла близорукость, в то время как из 956 школьников, которым назначали такие упражнения, она развилась только у 24 (2,6 %).

Аналогичные результаты были получены Л. В. Югай (1984). Ею были выявлены 345 школьников с ослабленной аккомодационной способностью, т.е. с повышенным риском возникновения миопии. Из них 133 школьника проводили регулярные тренировки аккомодации со сменными линзами по методу Аветисова—Мац, 212 школьникам контрольной группы они не проводились. За 2 года наблюдения средняя величина усиления рефракции в первой группе составила 0,06±0,03 дптр, близорукость развилась у 3 человек (2,3 %). В контрольной группе средняя величина усиления рефракции составила 0,45±0,03 дптр, миопия возникла у 83 школьников (39,2 %). Среднее увеличение длины переднезадней оси глаза составило в первой группе 0,08 мм, в контрольной — 0,21 мм.

Таким образом, активное выявление школьников «предмиопического» возраста с ослабленной аккомодацией и выполнение ими регулярных тренировочных упражнений для цилиарной мышцы можно считать эффективным методом индивидуальной профилактики близорукости. С его помощью в большинстве случаев удается предупредить возникновение миопии либо отдалить начало ее развития.

Офтальмоэргономические мероприятия в профилактике зрительного утомления и профессиональной близорукости



Можно выделить ряд профессий, в которых зрительная работа играет первостепенную роль и которые связаны со значительным напряжением зрения, — это деятельность, связанная с применением точных механизмов; изготовление деталей и монтаж радиоэлектронной аппаратуры; профессии, требующие постоянной или достаточно длительной работы с оптическими приборами; работа с печатным текстом и в полиграфии, ряд профессий в текстильной промышленности, художественных промыслах. Их можно рассматривать как профессии с повышенным риском возникновения близорукости.

На протяжении многих лет сотрудники Московского научноисследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца (Э. С. Аветисов, Л. С.Урмахер, Ю. З. Розенблюм, Г. П. Будкина, Т. А. Корнюшина) занимаются разработкой офтальмоэргономических мероприятий по профилактике зрительного утомления, астенопии и профессиональной близорукости при выполнении прецизионных работ. Эти мероприятия включают: 1) офтальмологический профессиональный отбор на работу прецизионного профиля; 2) цеховые мероприятия по профилактике зрительного утомления у работающих; 3) профессиональную офтальмореабилитацию работников прецизионного труда.

Офтальмологический профессиональный отбор на работу прецизионного профиля. Цель офтальмологического профессионального отбора — определить, удовлетворяет ли морфологическое и функциональное состояние зрительной системы человека, предполагающего овладеть данной профессией, конкретным условиям труда. При решении этого вопроса врач должен учитывать: 1) адекватность состояния органа зрения обследуемого условиям данного вида труда; 2) возможность вредного влияния на орган зрения производственных факторов; 3) прогностическую оценку состояния органа зрения на длительный период.

Помимо знания клиники глазных болезней и методов исследования органа зрения и его функций, врач, занимающийся вопросами профессионального отбора, должен иметь четкое представление об условиях труда в основных видах профессий и располагать документами, регламентирующими профессиональный отбор в соответствующей отрасли народного хозяйства.

При профессиональном отборе учитывают: 1) профессии прецизионного труда с использованием микроскопа в течение полной рабочей смены (I группа); 2) профессии прецизионного труда без использования микроскопа или с применением его не более 3 ч в смену (II группа). Противопоказания к освоению указанных профессий приведены в табл. 42.



Таблица 42. Противопоказания к приему на работу прецизионного профиля


Цеховые мероприятия по профилактике зрительного утомления у работающих. Как показали исследования, проведенные в Московском научно-исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца, прецизионные трудовые операции оказывают многостороннее влияние на орган зрения работающих.

При различении мелких деталей, часто при малом контрасте их с фоном, необходимо приближать объект зрительной работы к глазам, что обусловливает значительную нагрузку на системы аккомодации и конвергенции. Длительная напряженная работа в таких условиях приводит к снижению функции этих систем, особенно аккомодации, и к снижению некоторых сенсорных характеристик зрения: устойчивости ясного зрения, контрастной чувствительности, темновой адаптации, времени восстановления остроты зрения после засвета.

При длительной работе с бинокулярным микроскопом в еще большей мере ухудшаются аккомодация, а также сенсорные характеристики зрения, несмотря на то что оптическая система микроскопа, казалось бы, должна воспроизводить условия зрения вдаль. Указанные сдвиги приводят к зрительному и общему утомлению, вызывающему снижение производительности труда. У части рабочих признаки утомления нарастают и переходят в упорную астенопию. Одним из ее проявлений служит псевдомиопия, в редких случаях происходит сдвиг статической рефракции в сторону миопии. Прекращение работы с мелкими деталями обычно приводит к полному восстановлению зрительных функций.

Существенную роль в профилактике названных нарушений играет организация регламентированных перерывов, во время которых проводят занятия производственной гимнастикой. В связи с особенностями прецизионного труда необходимо выполнять как общие гимнастические упражнения, так и специальные упражнения для глаз. В основу последних положены принципы тренировки аккомодации и конвергенции, релаксации и тренировки наружных мышц глаза (включая глазной массаж), разработанные в отделе охраны зрения детей и подростков Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца.

В общий комплекс входят упражнения для улучшения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем; для мышц туловища, рук и ног, для релаксации локальных мышц кисти (включая массаж); для мышц шеи; вибрационная и дыхательная гимнастика; упражнения с целью совершенствования точных координированных движений и внимания. Всего введено четыре перерыва, во время которых выполняют комплекс из 7—8 упражнений, в течение 7—8 мин. Общая продолжительность занятий гимнастикой в течение дня до 30 мин. Интервалы между их проведением — 1,25.

Апробация указанной методики на протяжении 3 мес в одном из цехов предприятия с прецизионным видом труда показала, что у работниц-микроскопистов, регулярно занимавшихся производственной гимнастикой, запас аккомодации за это время увеличился на 1,5 дптр, тогда как в группе работниц, не делавших гимнастику, он оставался на одном уровне. Связанное с этим снижение зрительного утомления существенно сказалось даже на производительности труда: в группе работниц, выполнявших гимнастические упражнения, средний рост выработки составил 22,6 %, в то время как в группе работниц, не делавших гимнастику, — всего 13,3 %.

Профессиональная офтальмореабилитация работников прецизионного труда. Цель реабилитационных мероприятий — профилактика тяжелых астенопий и профессиональной близорукости. В их основе лежит выделение лиц «группы риска» среди работающих и проведение с ними специального функционального лечения.

В «группу риска» включают лиц, предъявляющих жалобы на утомление глаз во время работы, со сниженными (по сравнению с возрастной нормой) показателями аккомодации и фузионных резервов, со снижением остроты зрения без коррекции или с имевшейся коррекцией.

Функциональное лечение проводят в специальном кабинете реабилитации, находящемся в непосредственной близости от цеха, как правило, в середине или конце рабочей смены. Оно состоит из общих и специальных упражнений для глаз и массажа шейных мышц.

Лечение предусматривает снятие напряжения во всех трех системах, обеспечивающих бинокулярную зрительную фиксацию и смену фиксации. Выполняют упражнения по стимуляции вергентных движений глаз (в их основу положены упражнения с призмами по развитию рефлекса бификсации, предложенные Э. С. Аветисовым), упражнения по релаксации и мягкой стимуляции аккомодации в зоне ближайшего и дальнейшего зрения (за основу взяты метод «раскачки» аккомодации по Волкову-Колесниковой и метод «физиологического массажа» цилиарной мышцы по Аветисову—Мац), упражнения по одновременной тренировке аккомодации и конвергенции (модификация «аккомодотренера», предложенного Ю. З. Розенблюмом, К. А. Мац и Н. И. Лохтиной), а также такие упражнения, как движения глаз в стороны, закрывание глаз и массаж их через веки.

Приведенные в данном разделе мероприятия направлены на профилактику зрительного утомления, астенопий и профессиональной близорукости у лиц, занятых прецизионными трудовыми операциями, которые выполняют под микроскопом. На повестке дня — разработка мер по профилактике близорукости у лиц, работающих в других производственных сферах, требующих повышенного напряжения зрения. Все это вместе с постоянной автоматизацией производства и улучшением условий труда делает вполне реальным решение проблемы полного предупреждения профессиональной близорукости.

----

Статья из книги: Близорукость | Э. С. Аветисов
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0