Кое-что о свете

+ -
0
Кое-что о свете

Описание

Вы гораздо лучше воспримете учение о зрении, если ближе познакомитесь со светом и узнаете, как на него влияют линзы. Внимательно прочтите эту маленькую главу, прежде чем начнете экспериментировать.

Свет несет в себе энергию; это значит — он способен совершать работу. Он может, например, нагревать тела и вызывать химические реакции. В глазу свет так воздействует на определенные химические вещества (зрительные пигменты), что в результате высвобождаются порции особой энергии, называемые нервными импульсами. По зрительному нерву эти импульсы идут от глаза к мозгу.

Поток света состоит из мельчайших частиц (фотонов), движущихся с огромной скоростью, причем частицы, несущие разную энергию, движутся с различными интервалами — имеют разную длину волны. Белый свет, излучаемый любым источником — Солнцем или простой лампочкой накаливания, — движется со скоростью около 300 00 километров в секунду. Это значит, что за время скачка секундной стрелки на одно деление свет успевает более чем семь раз обежать вокруг Земли. Такова скорость света в воздухе. Прозрачные вещества плотнее воздуха (стекло, вода) замедляют свет. В стекле свет движется лишь со скоростью около 200 000 километров в секунду.

Свойство стекла замедлять свет обусловливает и изменение направления движения света в стекле. Луч света, падающий на поверхность стекла под некоторым углом к ней, меняет свое направление, когда он входит в стекло, так как здесь скорость света уменьшается. Выходя из стекла, луч снова меняет направление, скорость света опять возрастает.

На схеме 1



Схема 1.


показано, как стеклянная пластина с параллельными поверхностями смещает луч света. Падающий на нее луч X отклоняется в пластине к нормали N1N2, то есть к линии, перпендикулярной поверхности пластины. Выходя из стекла, луч снова отклоняется на такой же угол, но на этот раз от нормали N3N4. Линия ХХ1 параллельна линии выходящего луча Y1Y2: луч сместился, но направление его осталось прежним.

Поверхности призмы преломляют, как плоские стеклянные поверхности, но расположены они не параллельно друг другу, а под углом. Падающий луч отклоняется в призме к нормали N1N2 на некоторый угол, поскольку в стекле скорость света уменьшается; луч, выходящий из призмы, отклоняется от нормали N3N4 на такой же угол, но эти нормали не параллельны друг другу; в результате призма меняет направление проходящих через нее лучей.

С любым лучом, проходящим через линзу, происходит то же, что и с лучом, проходящим через призму,— направление его меняется. Направление выходящего луча зависит от угла, под которым луч вошел в линзу и вышел из нее. Особенность линз состоит в том, что поверхности у них кривые, и потому каждый луч входит в линзу и выходит из нее не совсем под тем же углом, что соседний, то есть преломляется не так, как остальные.

Нарисуйте собирательную и рассеивающую линзы. Проверьте, хорошо ли вы разобрались в том, как собирательная линза фокусирует свет, и поняли ли, как рассеивающая линза развертывает пучок света (кажется, будто лучи, составляющие его, выходят из одной фокусной точки).

Насколько меняет стекло направление света, зависит, во-первых, от угла падения луча на поверхность стекла и, во-вторых, от плотности стекла. Меняя эти параметры, можно изменить направление лучей света, выходящих из стекла, а значит, свет можно фокусировать.

Рассмотрите внимательно обыкновенную лупу. Это самая простая из линз. Обычно изогнуты обе ее поверхности. На изогнутую поверхность параллельные лучи света падают не под прямым углом. Обратите внимание, что в центре лупа толще, чем по краям. Это собирательная линза. Выходящие из нее лучи собираются в пучок, конвергируют. О лупе говорят, что она собирает лучи в фокус. Любая линза с таким действием (ее называют также выпуклой) увеличивает рассматриваемые сквозь нее предметы.

Линза, тонкая в центре и утолщающаяся к краям, называется рассеивающей. Выходящие из нее лучи расходятся, дивергируют. Линзы с таким действием называют еще вогнутыми. Рассматриваемые сквозь нее предметы кажутся уменьшенными.

Существует третий тип линз, к которому название «линзы», строго говоря, неприменимо, потому что их поверхности не изогнуты — лучи света, выходящие из них, не конвергируют и не дивергируют, а лишь меняют направление. Это призмы.

Призма — брусок стекла в форме клина. Лучи света, падающие под углом к одной из поверхностей призмы, не фокусируются, а отклоняются в одном направлении. Но, так как не все частицы света движутся с одинаковой скоростью, они отклоняются по-разному: красный свет отклоняется меньше всего, голубой — больше всего. Призма разделяет белый свет на составляющие, каждая из которых имеет иную длину волны, свой цвет. Этим же свойством в малой степени обладают почти все линзы. Свет замедляется в стекле тем сильнее, чем меньше длина его волны. Именно поэтому красный свет отклоняется призмой меньше, чем, например, голубой.

Это основные типы прозрачных стекол, преломляющих свет. Сложные оптические системы, включая оптику глаза, представляют собой различные комбинации трех простых типов линз. Очки, телескопы, фотоаппараты, оптические следящие системы используют те же три типа линз.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Можно измерить силу каждой линзы; чем больше меняет линза схождение лучей света, тем она сильнее. Единицей измерения является диоптрия. Эта единица относится к той же системе мер, что килограмм, метр, минута. Так, линза, собирающая параллельные лучи света в точку (фокус) на расстоянии метра от ее поверхности, имеет силу в +1 диоптрию.

Свет излучают различные источники, например Солнце. Страница книги, которую вы читаете, не излучает собственного света, тем не менее вы видите буквы, напечатанные на ней. Как это происходит? Очень немногие из окружающих нас вещей испускают собственный свет. Все остальные мы видим в отраженном свете. Большинство предметов способно отражать свет. Одни отражают света больше, другие — меньше. Очень сильно отражают свет блестящие предметы, очень слабо — тусклые. Количество отраженного света зависит от структуры поверхности предмета. Чем больше света отражает поверхность, тем более ярким кажется предмет.

Огромное значение имеет также направление света, падающего на глаз. По этому направлению мы судим о том, где находится предмет, отражающий свет. Собирательные и рассеивающие линзы не меняют направления, в котором мы видим предметы, а призмы меняют.

Для работы глаза важны три вещи: количество света, длина его волны, направление света. Помните, что основная масса видимого света попадает в глаз, предварительно отразившись от различных предметов. На этой основе наши глаза извлекают в процессе зрения огромное число сведений об окружающем нас мире.

Материалы и оборудование для опытов



Главное в опыте — его принцип, а не оборудование. Все наши занятия рассчитаны на использование минимального количества аппаратуры. Вы должны проявить свою изобретательность скорее в наблюдениях, иллюстрирующих работу механизма зрения, чем в построении схем и различных приспособлений.

Но прежде необходимо одно предостережение. Даже если вы можете проверить какую-либо функцию глаза с помощью дырочки, проделанной булавкой в куске картона, это вовсе не означает, что исследуемая функция совсем простая. Ваш подлинный рабочий прибор — человеческий глаз, и работа, которую этот прибор выполняет, по истине чудесна.

Не следует думать, однако, что несложное оборудование для опытов может быть приготовлено наспех. Напротив, готовьте его с величайшим тщанием, со всей точностью и аккуратностью, на которые вы способны.

Инструкции по подготовке аппаратуры довольно лаконичны. Рассмотрите внимательно иллюстрацию и затем решайте, как вы будете ставить опыт. В большинстве случаев его можно осуществить разными способами. Помните, главное — принцип планируемого опыта. Но, если вы готовите экспонат для выставки, добейтесь того, чтобы аппаратура не только безупречно работала, но и была хорошо оформлена.

Лишь немногие детали, которые вам понадобятся, придется искать специально. Для нескольких опытов необходима большая лупа, почти во всех опытах необходим хороший источник света — карманный или проекционный фонарь, а в опытах с цветом понадобятся два или три таких источника. Для двух-трех опытов будет полезен электромоторчик.

Некоторые эксперименты совсем просты, другие — много сложнее. Порядок их изложения не случаен, и лучше выполнять их последовательно. Однако лишь немногие опыты находятся в прямой зависимости от предыдущих.

Задачи наших опытов не ограничены строго, так как главное их назначение — возбудить интерес к исследовательской работе. Остальное — ваше дело. В некоторых случаях указаны пути дальнейшего самостоятельного изучения проблемы.

Ваш школьный учитель будет, конечно, хорошим советчиком. По всей вероятности, вы сможете консультироваться у специалиста по физиологической оптике, то есть по той науке, к которой непосредственно относятся наши опыты. Этот специалист знаком со всеми явлениями, описываемыми в книге. У него есть линзы, фильтры, стереоскопы и книги по этому предмету, которые не так просто разыскать в обычных библиотеках.

Строение глаза



Чтобы правильно толковать результаты исследований и верно оценивать их значение, добросовестный исследователь, прежде чем приступить к опытам, тщательно изучает прибор, с которым он будет работать. Подобное знакомство позволяет избежать ошибок, возникающих из-за погрешностей самого прибора.

Прибор, с которым вы собираетесь работать,— глаз человека. Вам следует знать, из каких деталей он состоит, чтобы понять, как он работает. Вы лучше выполните опыты и получите больше удовольствия, если сначала внимательно прочтете эту главу.

Встаньте чуть сбоку от партнера, чей глаз вы будете рассматривать (расстояние от вашего глаза до рассматриваемого— примерно 15 сантиметров). Очень хорошо, если вы найдете большую лупу — это поможет увидеть больше деталей. Помните, что вы собираетесь изучать зрение и вам необходимо узнать его сложный аппарат.

Форма глазного яблока слегка яйцеобразна; его диаметр около 24 миллиметров. Белая часть глазного яблока — склера. Это плотная наружная оболочка глаза, защищающая его и придающая ему постоянную форму. Она как покрышка футбольного мяча, и назначение ее такое же.

Передняя часть глазного яблока состоит из прозрачной, слегка выпуклой ткани. Это роговица. Она соединена со склерой, но кривизна ее несколько больше. Если рассматривать глаз сбоку, это видно лучше, чем если смотреть спереди.

Роговица совершенно прозрачна: свет легко проходит сквозь нее. Она действует как лупа, и очень сильная— первая живая линза глаза. Роговица обеспечивает около 75% фокусирующей способности глаза. Лучи света, падающие на глаз, например те, что отражены от книжной страницы, входя в глаз, преломляются роговицей. Это значит, что роговица собирает лучи света, входящие в глаз.

Цветная подвижная ткань, которую вы видите за роговицей, — радужка. Она бывает коричневой, голубоватой, серой и разных оттенков названных цветов (глаза карие, светло-карие, голубые, серые и др.). Рассмотрите ее получше. Это красивейшая ткань сложной структуры, состоящая из множества тонких нитей и волокон, с замысловатым цветовым узором.

Круглое отверстие в центре радужки — зрачок. Это, собственно, просто дырка — сквозь нее свет проходит внутрь глаза.

Радужка содержит пучки мышц, которые способны удлиняться и укорачиваться. Когда кольцевые волокна, окружающие зрачок, сокращаются, зрачок суживается и в глаз проникает меньше света, а когда сокращаются радиальные мышечные волокна, зрачок расширяется и света в глаз попадает больше.

Радужка и зрачок регулируют количество света, проникающего в глаз. Этот механизм работает очень эффективно. Он автоматически реагирует на изменения количества света; считается, что управляют этим механизмом сигналы, посылаемые световоспринимающими клетками глаза.

Радужка представляет собой плоскую поверхность, роговица же выгнута вперед, так что между ними есть пространство; это пространство называют передней камерой.

Вряд ли вы хоть на мгновение подумали, что это пространство ничем не заполнено, и правильно. Передняя камера заполнена жидкостью, которой вы не видите просто потому, что она прозрачна; это водянистая влага, вырабатываемая в самом глазу. Не будь она прозрачной, свет не прошел бы к зрачку. Как и кровь, эта влага переносит питательные вещества, но в отличие от крови лишена клеток. Она постоянно оттекает из передней камеры через проток — шлеммов канал.

Когда вы смотрите в зрачок другого человека, ваш взгляд падает на поверхность второй живой линзы, называемой хрусталиком. Вы не видите хрусталика — он также прозрачен. Внутренность глаза почти не отражает света наружу, поэтому зрачок кажется черным и лежащий за ним прозрачный хрусталик не виден.

Хрусталик — столь же подлинная линза, как и те, что сделаны из стекла или прозрачной пластмассы. Его сила составляет около 25% всей светопреломляющей способности оптической системы глаза. Замечательно свойство хрусталика автоматически менять свою преломляющую силу — в результате изображение предмета на дне глаза (на сетчатке) остается четким, когда этот предмет приближается или удаляется по отношению к глазу наблюдателя. Как только изображение на сетчатке становится расплывчатым, возбуждается некий механизм, заставляющий хрусталик изменить форму таким образом, что изображение снова становится четким.

Посмотрите снова на живой глаз, вглядитесь глубоко в зрачок — помните, вы смотрите в хрусталик глаза. Теперь взгляните на схему 2.



Схема. 2. Горизонтальный разрез глазного яблока.


Найдите склеру, роговицу, переднюю камеру, радужку, зрачок, хрусталик. Мысленно отметьте эти элементы на живом глазу. На схеме глаз показан так, как будто он разрезан вдоль глазной щели через середину роговицы и вы смотрите сверху на нижнюю половину правого глаза. Разберитесь во всем и хорошо запомните устройство этого замечательного прибора.

На схеме глаз много больше, чем в действительности.

На самом деле „толщина хрусталика около 6 миллиметров, а поперечник его примерно 11 миллиметров. Хрусталик управляется цилиарной мышцей и прикреплен к ней особой цинновой связкой. При напряжении или расслаблении мышцы хрусталик становится либо менее, либо более выпуклым, и таким образом меняется фокусировка глаза; этот процесс, конечно, далеко не так прост, как он здесь описан. Цилиарная мышца работает весь день. Это не значит, что она не утомляется. Напротив, во многих случаях людям надо носить очки именно потому, что цилиарной мышце нелегко поддерживать нужную фокусировку хрусталика.

За хрусталиком — большое пространство, заполненное прозрачной студенистой массой, называемой стекловидным телом. Стекловидное тело поддерживает постоянство формы глаза; без него глаз спался бы, как мяч, из которого выпустили воздух. Задняя поверхность стекловидного тела плотно соприкасается с сетчаткой глаза.

Сетчатка, вероятно, самая замечательная ткань в организме человека. По размеру и толщине ее можно сравнить с почтовой маркой, но в ней отчетливо различимы десять слоев, каждый из которых играет особую роль. Сетчатка связана непосредственно с мозгом; фактически это ткань мозга, специально приспособленная к переработке энергии света и вынесенная туда, где свет может достичь ее.

В сетчатке около 130 миллионов светочувствительных клеток. От 6 до 10 миллионов из них — клетки, называемые колбочками— служат для различения мелких деталей предметов, а также участвуют в восприятии цвета; функционируют они при дневном свете. Остальные светочувствительные клетки — около 120 миллионов— называются палочками. Обычно палочки длиннее и тоньше колбочек, да и функционируют иначе: они не дают возможности различать ни цвет, ни мелкие детали, но зато палочки высокочувствительны к слабому свету (с их помощью зрение работает в сумерках и ночью).

Колбочки и палочки распределены по поверхности сетчатки неравномерно. Поэтому не все участки сетчатки одинаковы. В этом легко удостовериться: чтобы хорошо разглядеть предмет, вам надо «прицелиться» в него глазом, то есть установить свой глаз так, чтобы изображение предмета попало на центральную ямку «желтого пятна». Именно этот маленький участок сетчатки обеспечивает наиболее острое зрение. Он битком набит колбочками, и у каждой есть свое отдельное нервное волокно, проводящее импульсы в мозг. Палочек на этом участке практически нет.

Рассмотрите получше на схеме, где, находится центральная ямка. Чтобы понять некоторые опыты, очень важно знать ее положение и функцию. Промежуточные нервные волокна и нервные клетки в сетчатке служат, по-видимому, для того, чтобы сжать информацию, собранную всеми 130 миллионами колбочек и палочек,— иначе ее не передашь всего лишь миллиону волокон, по которым нервные импульсы уходят вдоль зрительного нерва в мозг. Представьте себе, какая гигантская работа должна быть проделана для этого! Ведь число колбочек и палочек более чем в 100 раз превышает число волокон в зрительном нерве.

Глаз сам по себе не видит. Глаз превращает в сигналы падающий на него свет, как-то преобразует эти сигналы и посылает их в мозг. «Видит» на самом деле наш мозг. Как возникают сигналы, когда свет попадает на сетчатку? Как мозг преобразует эти сигналы в зрительные образы?

Полных ответов на эти вопросы наука не знает. Однако кое-что о работе сетчатки теперь известно. Свет можно представить как поток мельчайших частиц, движущихся с огромной скоростью, несущих энергию. Эти частицы врываются в сетчатку, как дробинки из ружья незадачливого охотника, выпалившего в глубь леса. Одни частицы ударяют в плотные молекулы вещества, содержащегося в зрительных клетках, другие пролетают мимо.

Как ни странно, колбочки и палочки обращены в глубь сетчатки, прочь от света; они утыкаются в ткань, которая поглощает частицы света, пролетевшие мимо зрительных клеток. Возможно, это способствует формированию четкого изображения на сетчатке. Палочки и колбочки немного похожи на миниатюрные электробатареи. Когда в молекулы содержащихся в них веществ попадают частицы света, светочувствительная клетка посылает электрический разряд. Сила разряда зависит от того, сколько света попадает на активные молекулы. Свет высвобождает энергию, которая уже содержится в зрительном веществе.

Но если бы глаз в самом деле работал просто как электробатарейка, он постепенно истощился бы. Этого не происходит, так как имеется механизм «подзарядки». Под действием света химическое равновесие нарушается. Для его восстановления, конечно, необходима энергия. Она подается в виде питательных веществ по системе кровеносных сосудов и межклеточных пространств. Обильное кровоснабжение осуществляется через сосудистую оболочку, лежащую между сетчаткой и склерой.

Зрительные клетки сетчатки посылают нервные импульсы в виде электрохимических изменений, которые передаются по зрительному нерву, представляющему собой как бы линию связи глаза с мозгом. Зрительный нерв каждого глаза содержит около миллиона волокон, несущих нервные импульсы к высшим зрительным центрам.

Взгляните еще раз на схему и запомните место, где зрительный нерв выходит из глаза. Там же в глаз входят кровеносные сосуды. Со стороны сетчатки этот участок называется диском зрительного нерва. Диск имеет форму вертикального овала, слегка вытянутого. Состоит он только из нервных волокон и кровеносных сосудов — ни палочек, ни колбочек в этом месте сетчатки нет.

Положите пальцы на затылок чуть выше шеи и над краем черепа вы легко прощупаете шишку. Главные зрительные участки мозга находятся в этом месте. Сюда в конце концов приходят нервные импульсы из сетчатки.

Мозг разделен на две половины. Каждая имеет собственную зрительную зону. Правая половина мозга получает сигналы от правой половины сетчатки каждого глаза, левая половина мозга — от левой половины обеих сетчаток. Мы не знаем, как и где обе половины единого образа точно объединяются в мозге.

Нервные импульсы из глаза попадают в миллионноклеточные структуры мозга. Здесь выполняется множество операций, подобных тем, которые происходят в электронных машинах: отбор, классификация, усиление, просеивание импульсов. Нервные импульсы от сетчатки идут и к другим частям мозга. Сокращение многих мышц тела в конечном счете происходит в ответ на световое раздражение сетчатки глаза. Например, когда вы видите летящий на вас мяч, вы стараетесь поймать или отбить его.

Зрение — чрезвычайно сложный процесс. Химические и электрические явления в сетчатке, передача нервных импульсов по зрительному нерву и его ответвлениям, деятельность клеток в зрительных зонах мозга— все это составные части единого процесса. Никто не знает точно всех его звеньев.

Когда речь идет о человеческом зрении, надо помнить еще вот о чем. В зрении участвуют два глаза. Глаза снабжены мышцами, которые работают согласованно при движениях обоих глаз. Вы смотрите на один предмет, но получаете два изображения — по одному для каждого глаза. Оба они сливаются в один образ. Это сложный процесс, зачастую дающий удивительные результаты, называется он слияние, или фузия.

Экспонат для выставки

Чтобы лучше разобраться в устройстве человеческого глаза, соберите пластмассовую модель. Образец можно также отыскать в магазинах учебных пособий для медицинских вузов.

Оценка результатов опытов



Лишь немногие из опытов, описываемых в нашей книге, дают объективные результаты, запечатленные в изменениях материальных объектов. Вы, вероятно, проделали много подобных опытов в школьных лабораториях— результаты их не зависели ни от ваших знаний, ни от реакций ваших органов чувств.

Большинство опытов со зрением дает чисто субъективные результаты, которые зависят не только от характера наблюдаемых материальных явлений, но и от собственных реакций наблюдателя, от его впечатлений, ощущений, представлений. Они связаны с деятельностью организма наблюдателя, с его воспринимающими сенсорными механизмами.

Например, вы освещаете глаза наблюдателя кратковременной яркой вспышкой света. В наступившей затем темноте он видит цветные пятна—последовательные образы — и сообщает вам об этом, но сами вы их не видите. Результат эксперимента чисто субъективен— и субъектом является наблюдатель. Вы можете вызвать последовательные образы в собственном глазу; результат и в этом случае субъективный, только субъектом в данном случае являетесь вы сами.

Важно помнить, что субъективные результаты могут быть разными у разных людей — люди не всегда воспринимают одни и те же предметы и явления одинаково. И в опытах со зрением не у всех будут одинаковые результаты. Следует быть очень осторожными в выводах о «недостатках» зрения, если кто-либо не смог получить определенных результатов в тех или иных опытах. Цель опытов совсем иная, хотя в отдельных случаях они могут быть проведены для того, чтобы выявить дефекты зрения.

Все задания рассчитаны на нормальное зрение. Тем не менее для большинства опытов очень малое значение имеют такие дефекты оптики глаз, как близорукость, дальнозоркость или астигматизм. Все, кто привык носить очки, исправляющие недостатки зрения, должны пользоваться ими и при выполнении опытов; впрочем, если зрение вдаль нормально или почти нормально, очки вообще не понадобятся.

Таким образом, при выполнении опытов даже наблюдатель, имеющий дефекты зрения, может получить хорошие результаты. Если кто-либо сомневается в отношении нормальности своего зрения, он должен обратиться за советом к специалисту, а не полагаться на результаты наших опытов.

Ни один из описываемых опытов не может причинить зрению ни малейшего ущерба, но после слишком долгих занятий глаза утомляются. Впрочем, упражнения глазных мышц и фузии в ходе опытов скорее, наоборот, могут дать благоприятный эффект, хотя опыты и не рассчитаны специально для лечения глазных дефектов. Правда, некоторые из них используются для тренировки зрения, для повышения точности и скорости зрительного восприятия.

При проведении многих опытов необходима полная согласованность работы обоих глаз. Для некоторых эти опыты, безусловно, окажутся трудными, к тому же здесь не миновать расхождений в точной оценке результатов. Особенно внимательно нужно подходить к выполнению тех заданий, где вы будете изучать одновременное зрение обоими глазами в специальных условиях; вероятно, потребуется специальная тренировка — иначе во время опыта один глаз будет как бы «отключаться». Точно так же, возможно, придется практиковаться для того, чтобы при других условиях суметь различать двойные изображения. Во всех случаях не торопитесь с оценкой результатов.

В опытах, где большое значение имеет фокусировка глаза на близкое расстояние, важен возраст наблюдателя. Люди моложе 40 лет, как правило, проделывают такие опыты легко, но для тех, кто старше, не исключены затруднения при попытке рассмотреть очень близкие предметы. Поэтому имейте в виду, что в опытах с фокусировкой нельзя ожидать одинаковых результатов у молодых и пожилых людей.

Кроме того, запомните — не существует «неправильных» ответов. Каждый человек видит то, что видит,— больше ничего об этом и не скажешь. Для каждого собственное восприятие «правильно». Конечно, большинство людей видит в основном одинаково, но не все соответствуют некой искусственной «средней норме».

Проделывая опыты, вы узнаете многие важные принципы научного исследования. В некоторых случаях, направляя действия наблюдателя, вам следует повторить опыт несколько раз (может быть, пять или десять), а затем усреднить результат (например, устанавливая колышки в опыте с восприятием глубины). Некоторые принципы и приемы будут пояснены в соответствующих местах.

Поскольку опыты в большинстве своем имеют субъективную природу, необходимо научиться точно фиксировать свои ощущения и впечатления. Досконально соблюдайте все указания. По мере тренировки вы будете получать все более точные результаты. Постарайтесь приблизиться к идеальным условиям каждого опыта. Здесь потребуется подлинно научный подход.

Старайтесь отметить мельчайшие изменения видимых вами объектов и изображений. Записывайте свои наблюдения. Помните, что результат зависит не только от объектов, меняющихся по строгим физическим законам, но и от самого наблюдателя.

Знаете ли вы, что значит раздражитель? Это то, что вызывает возбуждение в чувствующих (сенсорных) системах организма. Раздражителем для глаза является свет или любой предмет, отражающий свет,— вообще все, что способно вызвать зрительное ощущение. При описании опытов мы будем часто употреблять слово «раздражитель» либо равнозначное ему слово стимул. Вы будете наблюдать субъективные результаты действия зрительных раздражителей.

Во время опыта не следует торопиться. Пусть глаза привыкнут к условиям опыта. Постарайтесь устранить все отвлекающие раздражители — зрительные и слуховые. Насколько это в ваших силах, создайте ровный фон для рассматриваемых предметов. Работайте с той же точностью, с какой ученый выполняет свои эксперименты в настоящей лаборатории. Ваш главный рабочий инструмент — человеческий глаз —один из тончайших приборов, существующих в природе.

----

Статья из книги: Опыты со зрением в школе и дома | Грегг Дж.

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0