«Следи за мячом!»
Описание
Физкультурой и спортом регулярно занимаются миллионы людей, и они постоянно заняты поиском то нового инвентаря, то новых комбинезонов, то каких-то необходимых мелочей — всего того, что может способствовать повышению их результатов. По мере перехода из любителей в профессионалы их поиски становятся все настойчивее, так как цена такой находки может окупить все затраченные усилия.Для тренировки мышц существуют специальные тренажеры, для повышения силы и выносливости — специальные диеты и витамины, для формирования воли к победе — психологические консультанты, для увеличения скорости и устойчивости на поворотах — специальные шиповки или лыжные ботинки, спортивные комбинезоны и форму разрабатывают специалисты-дизайнеры — и все это для того, чтобы вы могли лучше выразить ваше собственное «я». Почти по каждому виду спорта выпускаются специализированные журналы, видеофильмы, телепередачи, издаются книги, в которых приводятся примеры программ тренировок, диет, описывается польза гипноза, даются рекомендации, как стать победителем, однако крайне редко там заходит речь о важнейшей составляющей любого вида спорта — зрении. Это представляется нам вопиющим недоразумением — ведь именно зрение прежде всего отвечает за координацию ваших действий и быстроту реакции.
Просто острого зрения недостаточно
Большинство людей вообще не задумываются о своем зрении до тех пор, пока им не понадобятся очки или контактные линзы, да и в этом случае их заботит лишь его острота. Хотя четкое изображение объекта и является важным, оно представляет собой лишь один из многих входных раздражителей, необходимых зрительной системе головного мозга для того, чтобы сформировать картину мира. Входные раздражители претерпевают множество малозаметных изменений, они сопоставляются между собой, и в результате перед вами возникает картина поля зрения во всех ее многочисленных деталях. Тот факт, что вы словно автоматически видите все вокруг себя, является немым признаком осуществления непрерывного и быстродействующего процесса переработки поступающей информации. Неполный перечень того, что должна выполнять наша зрительная система, включал бы в себя учет изменений в освещенности и яркости, цветовосприятие, слежение за движущимися объектами, оценку размеров и рас-стояния до предметов, определение сдвигов, оценку глубины пространства и местоположения объекта, дифференциацию движений окружающих предметов и собственного движения человека, а также распознавание форм и материала тех или иных предметов.
Вся эта переработка информации осуществляется в разных подсистемах (или каналах), а затем сводится головным мозгом в общую картину. Очень важно понимать, что для работы некоторых подсистем и принятия соответствующего «решения» требуется меньше времени, а для других — больше. Например, для обнаружения факта движения того или иного объекта требуется меньше времени, чем для оценки его траектории или его положения в пространстве, причем эта разница во времени может составлять от одной тысячной до нескольких десятых долей секунды. Каким бы высоким ни был этот показатель, для некоторых видов спорта такая скорость может оказаться уже недостаточной.
Для точного воспроизведения окружающего нас мира работа зрительных подсистем должна зависеть от остроты зрения обоих глаз, от способности их к фокусировке, от быстроты и согласованности их работы, точных и не требующих особых усилий движений глаз, точности «наведения» центрального зрения, правильной оценки сигналов обратной связи, правильного прохождения нервных импульсов и так далее.
Довольно редко бывает так, что все эти подсистемы срабатывают идеально — на них могут сказаться некоторые отклонения в развитии зрительной системы в раннем детстве (это еще один повод начинать проверять зрение как можно раньше). Кроме того, у каждого человека могут быть вполне нормальные, индивидуальные вариации зрения — точно так же, как люди отличаются по росту, силе, скорости реакции и так далее. Несмотря на индивидуальные отличия, все мы действуем вполне соответственно обстоятельствам — до тех пор, пока к зрительной системе не начинают предъявляться повышенные требования, как это бывает при занятиях различными видами спорта (хотя определенные «сбои» могут иметь место и при длительном чтении, долгом нахождении за рулем или утомительной работе на компьютере).
Вызов зрительной системе
Давайте посмотрим, какие задачи приходится решать зрению бейсболиста. При хорошей подаче мяч достигает территории отбивающего (основной базы) за 0,4 секунды, а пересекает ее за 0,2 секунды. Естественно, вы не можете начинать движение битой тогда, когда мяч уже пересекает основную базу. Следовательно, решение, отбивать мяч или нет и как его отбивать, должно приниматься в течение тех двух десятых секунды, когда мяч находится от вас примерно в 7-8 метрах. Другими словами, зрительная система должна оценить скорость мяча, его положение и направление полета, а затем предугадать, каковы будут его скорость и положение при попадании на биту через 0,2 секунды.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
При навесной подаче мячу для достижения основной базы нужно 0,6 секунды, но в этом случае требуется некоторое дополнительное время, чтобы оценить, попадет он в зону удара или промажет. Все равно решение надо принимать, когда мяч находится от вас на расстоянии 7-8 метров. При этом становится ясно, что если питчер (подающий) предпримет что-либо для изменения скорости или траектории мяча, то отбивающему просто не удастся к этому приспособиться. Если предполагается, что мяч нужно отбивать, отбивающему на синхронизацию его действий остается около одной сотой секунды. Удар по мячу с малейшим опережением или опозданием приведет к ошибке.
Все это кажется просто невероятным. И все-таки отбивающим удается отбивать самые разные подачи — и сильные, и навесные, с подкруткой и без нее, даже с отскока. Объяснение тут может быть двояким. Во-первых, некоторые люди отличаются несколько более чувствительным и более точным зрительным восприятием. Во-вторых, так называемое угадывание того, какой бросок питчер собирается совершить, помогает головному мозгу как бы заранее настроиться на определенный тип броска. Если догадка оказалась правильной, то обработка зрительного сигнала осуществляется быстрее. Если же решение было ошибочным, то отбивающий оказывается «в ступоре» или производит неправильный удар, поскольку реальность находится в противоречии с тем, чего ожидал головной мозг, — возникает своего рода зрительная иллюзия.
К радости многих из нас, существуют виды спорта, в которых требования к зрительной системе не так велики. Относительно плохое зрение, медленная обработка зрительной информации головным мозгом и даже некоторые расстройства зрения не могут воспрепятствовать вам быстро пробегать дистанцию, играть в биллиард, блокировать защитника или стать уважаемым игроком в шары. Но какой бы игрой вы ни занимались, разве вы не получали бы от нее больше удовольствия, если бы ваши показатели стали лучше? Часто результаты зависят от того, насколько хорошо вы видите, а видеть — это не только иметь острое зрение. В оставшейся части этой главы мы попытаемся объяснить разницу между этими понятиями.
В различных видах спорта и спортивных играх к зрению предъявляются самые разные требования. В стрельбе из лука или пистолета можно достичь прекрасных результатов, имея лишь один глаз. В полетах на воздушных шарах хорошее зрение тоже не столь важно, если вы способны наслаждаться открывающимися перед вами видами и заметить землю при спуске. Однако если вам желательно не промахиваться по мячу, то лучше обладать хорошим бинокулярным зрением.
В командных видах спорта требования к зрению различаются в зависимости от роли каждого игрока в поле или на площадке. В американском футболе, например, разыгрывающий трехчетвертной должен иметь зрение гораздо более хорошее, чем блокирующий защитник. Что касается бейсбола, то, в зависимости от специализации членов команды, требования к их зрению тоже разные.
Статичные и динамичные виды спорта
Давайте на время забудем о видах спорта, предъявляющих к зрению самые минимальные требования — тяжелой атлетике, академической гребле, беге и так далее, — и сосредоточимся на тех, где для достижения более или менее приличных результатов необходимо иметь хорошее зрение. Для удобства обсуждения полезно подразделить их на статичные (неактивные) и динамичные (активные) виды спорта.
В статичных видах объект и спортсмен находятся в статическом положении. Примером может служить гольф. Игрок в гольф и мячик неподвижны друг относительно друга, так что зрительная система имеет дело с неподвижным объектом. Естественно, после выполнения удара вы наблюдаете за полетом мяча, но это уже никак не влияет на последствия ваших действий (как и жестикуляция).
В динамичных видах спорта могут существовать четыре возможности:
- Движется только объект. Пример — стендовая стрельба.
- Двигается только спортсмен. Пример — игра в шары.
- Передвигаются и спортсмен, и объект. Пример — теннис, бадминтон и так далее
- В движении находятся и объект, и много спортсменов (команда). Пример — баскетбол.
В статичном гольфе зрительная система спортсмена имеет достаточно времени, чтобы принять решение, где точно находится мяч (лучше эту оценку производить интуитивно, так как слишком долгое его рассматривание, как мы покажем ниже, может привести к ошибкам). В динамических ситуациях, например в теннисе, зрительной системе приходится принимать решение о положении мяча в пространстве в считанные доли секунды, и на основе мгновенных расчетов человек предугадывает, где окажется мяч в следующее мгновение. Кажется, что это чрезвычайно сложная задача — такой она на самом деле и является, зрение теннисиста действительно выполняет очень сложную работу. Есть ли здесь какой-то секрет?
Послушать спортсменов, так на первый взгляд ничего необычного в этом нет. Все выражается в одной фразе: «Следи за мячом!» Такие выкрики разносятся по стадионам, спортивным залам, площадкам и кортам всего мира. В зависимости от вида спорта, вариациями этого выражения могут быть «Следи за шайбой!» или «Следи за нападающим!» Как будто в этих фразах нет ничего особенного, но, как часто бывает в жизни, гораздо легче сказать, чем сделать. Давайте посмотрим, почему так происходит.
Динамическое зрение
Прежде всего давайте вернемся к фундаментальным вещам. В ходе биологической эволюции зрительная система человека приспособилась реагировать главным образом на движение — чтобы обеспечить человеку безопасность в случае приближения какого-либо объекта (или приближения человека к объекту), могущего представлять опасность. Статическое зрение полезно при разглядывании висящего на ветке яблока или в качестве фона для фиксации движения. Как показывают исследования, динамическое и статическое зрение во многих отношениях представляют собой две различные подсистемы нашего зрительного аппарата, причем обнаружение движения — важный и приоритетный аспект его работы.
Вы, конечно, понимаете, что движение глаз само по себе (ведь глаза находятся в постоянном движении) не отражает движения объекта. Когда вы обводите взглядом комнату, изображения столов и стульев скользят по сетчатке глаза точно так же, как скользит по ней изображение реально движущегося объекта. Однако благодаря работе головного мозга, учитывающего движения головы и всего тела, все вокруг кажется стоящим на месте.
Зрение — это сложнейший многогранный процесс, он далеко еще не понят учеными. Тем не менее, раз уж мы говорим о спорте, можно проиллюстрировать всю сложность динамического зрения на примере бейсбольного мяча, летящего вам навстречу.
В тот момент, когда бейсбольный мяч начинает свой полет, оба глаза должны его «поймать». За пятнадцать сотых секунды глаза осуществляют свои саккады, не выпуская из фокуса летящий с огромной скоростью мяч. Саккада — это быстрый резкий перевод глаз с одной точки пространства на некоторую другую, заранее предугаданную. Такая саккада обычно немного опережает цель, после чего с помощью дополнительной небольшой саккады эта погрешность, или «перелет», устраняется. Во время осуществления саккады в зрительную систему практически не поступает входных сигналов — на какое-то мгновение вы «слепнете», совсем как при моргании (при осознанном напряжении зрения частота моргания уменьшается именно для того, чтобы ограничить подобные прерывания).
Зрительные подсистемы — пространственного восприятия и оценки расстояния — на базе полученного на сетчатке изображения почти мгновенно рассчитывают, насколько далеко от вас находится мяч и как быстро он к вам приближается. Одновременно с этой работой подсистема слежения продолжает удерживать взгляд на мяче. По мере его приближения, чтобы удержать изображение в центре поля зрения, глаза вынуждены сходиться. Наряду со всем этим другие подсистемы должны обеспечить вас информацией о форме, материале, цвете и всем том, что происходит вокруг (если справа от вас находится дерево, то, ловя мяч, лучше в ту сторону не прыгать).
Естественно, в эти моменты зрительная система подвергается серьезным испытаниям, так что она вынуждена использовать наиболее эффективные способы выполнения своей работы. Для этого она при формировании картинки использует ограниченное число источников информации, так что сразу же после определения траектории мяча система, занимавшаяся ее расчетом, как бы уходит на задний план, и внимание концентрируется на других аспектах. Если возникают неожиданные смещения — например, если во время осуществления глазами саккады на полет мяча повлиял порыв ветра, — то зрительная система этого не «заметит», и при приеме мяча вы совершите ошибку. Существенные изменения траектории мяча — когда, например, теннисный мяч при попадании в трос сетки резко меняет свое направление — заставляют зрительную систему и головной мозг как бы заново провести все расчеты, что приводит к неизбежным затратам времени, вследствие чего у вас просто не хватит скорости реакции отбить этот мяч.
Еще одним источником возможных ошибок является опережающая саккада глаз. Наши глаза осуществляют свои быстрые саккады с некоторым опережением, как бы предугадывая, в какой следующей точке окажется интересующий нас предмет. В большинстве случаев такие саккады со стороны зрительной системы являются довольно хитрой тактикой — ведь она ограничена во времени и стремится сработать как можно быстрее. При чтении, например, это является важным фактором экономии времени. В спорте, однако, то же самое может вызвать противоположный эффект, так как ваш взгляд «захватывает» мяч (шайбу, волан) на долю секунды раньше, чем нужно. Вспомните, что во время саккады вы слепнете, и если этот скачок осуществляется чуть раньше, чем завершится полный расчет траектории и скорости, то намеченная точка контакта с объектом будет немного расходиться с его реальным положением. Именно такие небольшие ошибки в расчетах и отличают любителя от настоящего профессионала. У каждого человека эти опережающие или предугадывающие саккады свои, они могут происходить реже или чаще.
В бейсболе, например, саккады могут вызвать определенные проблемы. Мы неоднократно внимательно наблюдали через бинокль за движениями глаз питчера (подающего). Всегда, когда питчер перед тем, как выпустить мяч из рук, отводил взгляд (осуществлял саккаду) от перчатки кэтчера (принимающего), мяч не попадал в цель, причем пролетал именно в том направлении, куда был отведен взгляд. И это легко объяснить. Попробуйте забить гвоздь, если в самом начале движения молотком вниз вы отведете взгляд в сторону от шляпки. В большинстве случаев вы промахнетесь (и попадете себе по пальцу).
Существует много подобных ухищрений, к которым прибегает наша зрительная система для экономии времени, но приведенных примеров вполне достаточно, чтобы доказать тот факт, что практически невозможно постоянно удерживать взгляд на мяче. Даже более того — как бы отрицая пользу чересчур длительного рассматривания, зрительная система на самом деле стремится перевести взгляд. И наоборот, слишком «мимолетный» взгляд (длящийся меньше одной десятой секунды) не даст возможности другим подсистемам произвести свои расчеты.
А теперь рассмотрим пример с игроком в гольф, который смотрит на мяч 5-10 секунд. Зрительная система в этом случае напряжена, саккады осуществляются по всем направлениям вокруг мяча. В этот момент лучше всего думать о самом ударе, но смотреть на мяч (а еще лучше — на какую-то его точку) следует только в последний миг. Даже этих секунд для некоторых игроков оказывается слишком много. Если вы правша, можно смотреть на точку в нескольких сантиметрах правее мяча, тогда неизбежные опережающие саккады глаза помогут вам не промахнуться и выполнить точный удар. Чтобы рассчитать, на сколько именно сантиметров нужно смотреть в сторону, лучше поэкспериментировать, так как это зависит от индивидуальных особенностей человека.
В динамических видах спорта трудно, почти невозможно избежать подобных опережающих движений глаз, но некоторые советы дать все-таки можно.
- Следя за мячом, не просто смотрите на мяч, но учитывайте разметку площадки или поля. Необходимая для этого концентрация внимания к деталям обычно повышает эффективность работы зрительной системы.
- Легко отвлечься движением противника или товарища по команде. Короткий взгляд, брошенный в их сторону, может прервать поток поступающей в зрительную систему информации, и этого следует избегать. Даже просто осознание присутствия рядом других игроков может привести к нарушениям в работе зрительной системы, хотя и незначительным.
- Проанализируйте движение объектов в том виде спорта, которым вы занимаетесь, и попытайтесь избегать бесполезных, поглощающих время взглядов. В теннисе, например, при приеме подачи большинство игроков смотрят, как подающий подбрасывает мяч. Это и есть «бесполезный» взгляд, так как в момент попадания этого мяча на ракетку подающего вы теряете одну десятую секунды на перевод взгляда вверх-вниз, вместо отслеживания траектории летящего вам навстречу мяча. Гораздо эффективнее следить за центром ракетки подающего, что позволяет сразу уловить начало полета мяча. Умение не отвлекаться на подбрасывание мяча требует большой практики и дисциплины, но при овладении этим навыком вы почти наверняка сможете быстрее реагировать на мощную подачу.
Для преобразования световых сигналов в осмысленное представление об окружаюшем мире наша зрительная система использует самые различные «ключи» и стратегии. Как и во всех биологических системах, у разных индивидуумов могут быть определенные вариации и отклонения. Некоторые из них легко поддаются измерению: острота зрения (1,0, 0,3 и так далее), стереоскопичность (от великолепных 20 угловых секуд до полного ее отсутствия), сходимость глаз и их способность к фокусировке, контрастная чувствительность... К сожалению, все эти тесты проводятся в статическом состоянии, а тестов для исследования динамического зрения очень мало. Несомненно, статическое зрение важно, но если мы имеем дело с динамическими видами спорта, то наши достижения определяются прежде всего динамическими способностями нашей зрительной системы.
Статические проверки зрения применяются уже многие десятилетия и осуществляются на базе научно обоснованных норм и стандартов. Динамические тесты и коррекция динамического зрения в настоящее время только зарождаются. Какие показатели динамического восприятия глубины пространства можно считать отличными, хорошими или плохими? Что можно считать хорошей способностью глаза к слежению? Получает ли спортсмен, у которого глаз отслеживает траекторию объекта за одну сотую секунды, преимущество перед соперником, который справляется с этой задачей за две сотых? Какие из многих десятков зрительных подсистем наиболее важны для тенниса, горнолыжного спорта или футбола?
То, что вы видите, не всегда то, что есть на самом деле
Независимо от конкретного вида спорта, у вас должна быть хорошая координация — типа «глаз—рука» или «глаз—нога». Зрительная система должна направить вас в нужное время в нужное место. Почему же это происходит не всегда? Причина заключается в том, что, вследствие своей биологической природы в сочетании с индивидуальными особенностями конкретного индивида, ваша зрительная система может иногда снабжать вас ложной информацией относительно времени и некоторых участков вашего поля зрения.
Чтобы лучше понять это шокирующее заявление, представьте себе игрока в американский футбол, не принявшего направленный ему точный пас. Телекомментатор возопит: «Он должен был его принять!.. Пас шел прямо ему в руки!», а тренер пробурчит: «Я ведь постоянно ему твержу, чтобы он следил за мячом до тех пор, пока тот не попадет ему в руки!» Сам игрок просто не понимает, что произошло, — мяч в момент приема оказался совсем не в той точке, где ему следовало быть. Если бы этот игрок был достаточно рассудителен, имел достаточные знания о зрительной системе и прочел нашу книгу, то у него нашлось бы, что ответить ворчащему тренеру.
Наиболее очевидные объяснения — типа «меня ослепило солнце», «я не заметил мяч на одинаковом с ним по цвету фоне», «меня заслонил защитник» — давайте сразу же отбросим в сторону.
Все эти оправдания тренер не раз слышал раньше, и особого впечатления на него они не произведут. Предположим, однако, что игрок произносит: «Мои глаза совершили непроизвольную саккаду в направлении приближавшегося защитника. Это привело к тому, что изображение мяча было интерпретировано зрительной системой с небольшим смещением в сторону. Когда я снова взглянул на мяч, он уже был слишком близко для достижения правильной сходимости глаз, так как скорость срабатывания нервной системы составляет две десятых секунды. Вам, как тренеру, известно, что у меня есть проблемы со сходимостью глаз, и это влияет на оценку мною расстояния до объекта, а моя способность оценивать место объекта в пространстве не может сработать достаточно быстро — так, чтобы заменить собой оценку расстояния. Более того, так как мяч летел слева, зрительная система выполнила в этом направлении несколько избыточных саккад — есть у меня такая особенность именно этого зрительного участка. Существует и возможность того, что недостаток кислорода после моего рывка вызвал замедление работы системы сходимости глаз, что привело к некоторой «пространственной слепоте». Следовательно, в тот миг единственной моей возможностью произвести оценку траектории были увеличивающиеся размеры летящего ко мне мяча. Но так как он летел слева, он находился за пределами тех полутора градусов, где такая оценка наиболее эффективна».
Не слишком переживайте, если вы не все здесь поняли. Думаете, тренер поймет? Можно поспорить на что угодно, что такого диалога (или монолога) на футбольном поле никогда не произойдет. Каждая фраза этого монолога вполне правильна, однако детальное их объяснение выходит за рамки данной главы. Главное здесь — понять, что динамическое зрение, то, что «видит» ваш головной мозг, то, что видите вы, является сложным взаимодействием огромного числа подсистем. Для ошибки и сбоя в расчетах бывает достаточно самой небольшой погрешности или помехи.
Может, мы зря ругали этого игрока? Точно так же можно придумать ситуацию с промахивающимся мимо мяча бейсболистом, вспомнить «невынужденные ошибки» теннисистов-профессионалов и хоккеиста, не попадающего по шайбе. Такие спорадические погрешности в расчетах часто сопутствуют летчикам, мотоциклистам, водителям — как только зрительная система и головной мозг оказываются вынужденными принимать мгновенные решения.
Что касается спорта, то не только спортсмены, бывает, «не видят» того, что происходит на самом деле. Рефери в боксе, судья на вышке в теннисе, футбольные судьи могут также быть подвержены подобным своего рода обманам зрения, сбоям в работе зрительной системы. Старинное выражение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» может быть и верно, но то, что вы видите, отнюдь не всегда является фактом.
Можно ли бороться с этими проблемами?
Теперь, когда мы наметили основные проблемы, встает логичный вопрос: как же их можно преодолеть? Одной из возможностей может стать восстановление и улучшение всех функций нашей зрительной системы, так называемый сплошной подход. Он основан на том предположении, что если все подсистемы работают отлично, то отлично будет работать и вся система в целом. Этого можно достичь при помощи различных специальных очков, контактных линз или при помощи терапевтических методов улучшения зрения (его разработки). Недостатком этого подхода является то, что мы пока недостаточно знаем тонкости работы всех частей зрительной системы, а также наличие таких подсистем, измерять и улучшать работу которых довольно трудно.
Другой подход заключается в том, чтобы улучшать работу только тех подсистем, которые вызывают определенные проблемы. Здесь встает много вопросов. Какие функциональные особенности зрения наиболее важны для данного вида спорта? Эти функции нарушаются постоянно или только в определенных условиях? Может ли человек научиться компенсировать те или иные нарушения? Может ли быть достигнутое улучшение стабилизировано, или через некоторое время данная проблема вновь проявится? Не нарушится ли при нашем вмешательстве работа других подсистем?
Вывод здесь один — готовых ответов на вопросы, касающиеся реабилитации динамического зрения, не существует, но, по мере нашего проникновения в тайны работы внутренних зрительных подсистем, возможен некоторый прогресс. До тех пор, пока мы не получим новых сведений о работе нашей зрительной системы, замены традиционным и тщательным проверкам зрения с особым вниманием к тому, как именно вы используете свое зрение и глаза, не будет. Таким образом, можно, по крайней мере, убедиться, что все входные сигналы (при помощи которых осуществляется связь зрительной системы с окружающим нас миром) адекватны и правильно отображают внешний мир.
Чтобы обеспечить хорошее зрение для занятий физкультурой и спортом, нужно внимательно следить за его развитием в детском возрасте. Конечно, для вас лично это уже ничего не решает — ведь вы давно из этого возраста вышли. Вы можете сообщить окулисту, каким видом спорта вы занимаетесь и какие проблемы у вас при этом возникают. Иногда они могут оказаться связанными с особенностями вашего зрения и потребовать некоторого вмешательства. Тем не менее никакая помощь в этом случае не может сравниться по своей эффективности с ранним выявлением данной проблемы в детском возрасте.
Если у вас есть дети, возможно, все сказанное заставит вас немного задуматься. В конце концов, зрение ваших детей находится под вашим контролем.
Статья из книги: Зрение, очки и контактные линзы | Соломон Г., Цинн У.
.
Комментариев 0