Измерение остроты зрения

+ -
-1
Измерение остроты зрения

Описание

Измерение остроты зрения — наверное, самая распространенная процедура при офтальмологическом обследовании детей. Но, несмотря на кажущуюся простоту, она требует навыка, знания детской психологии, без которых трудно, а иногда и невозможно получить точный и надежный результат.

Однако недостатки традиционной методики визометрии можно устранить благодаря хорошо продуманной компьютерной реализации.

Во-первых, случайную последовательность оптотипов, предъявляемых с экрана, нельзя выучить. Это особенно актуально при частых повторных обследованиях: в стационарах, специализированных детских образовательных учреждениях и т.д. Обычно, если ребенок запомнил и знает, что ему в данный момент показывают, ему трудно удержать себя и признаться в том, что он это не видит.

Во-вторых, последовательность компьютерных оптотипов может быть сколь угодно длинной независимо от их размера. Следовательно, надежность измерения становится одинаковой для любой остроты зрения, как для высокой, так и для низкой, при которой ребенок видит лишь первые строчки измерительной таблицы.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

В-третьих, нетрудно расширить измерительную шкалу в сторону более высоких и более низких значений, а также добавить промежуточные «деления» на шкале в области низких значений остроты зрения. Можно и полностью перестроить шкалу в соответствии с законами зрительного восприятия, выбрав значения, образующие не арифметическую, а геометрическую прогрессию. Такая мера повышает точность измерения и облегчает прослеживание изменений остроты зрения в области низких значений (например, при лечении амблиопии средней и высокой степени).

В-четвертых, шкалы и величины оптотипов могут легко пересчитываться компьютерной программой для различных расстояний от глаза до экрана.

Это позволяет, в частности, проводить обследование в небольших помещениях, где не удается организовать измерения с расстояния 5 м. Не менее важно и то, что становится удобно измерять остроту зрения у слабовидящих. Для этого достаточно предусмотреть в программе наличие двух измерительных шкал, соответствующих двум расстояниям от глаз до экрана: меньшему (I м и менее) для слабовидящих и большему для всех остальных.

Основная трудность при реализации визометрии на компьютере — невозможность отображения на экране оптотипов с любой заданной толщиной линий. Компьютерное изображение похоже на мозаику из квадратных ячеек: толщина вертикальных и горизонтальных линий кратна размерам одной такой ячейки — пикселя. В результате не удается при каком-либо фиксированном расстоянии до экрана построить линейку оптотипов, соответствующих общепринятым значениям остроты зрения. Для выхода из этого положения применяют следующий прием: значение остроты зрения обследуемого оценивают с помощью интерполяции по статистике ответов для оптотипов ближайших к нему большего и меньшего размеров, обеспечиваемых программой. Такая интерполяция основана на знании характерной формы психометрических кривых, отображающих зависимость процента правильных ответов от величины оптотипа. Для примера на рис. 16.1 показаны психометрические кривые нескольких глаз, полученные с помощью программы «Визус», использующей оптотипы Снеллена.

Из графика видно, что точки по оси абсцисс, соответствующие уровням безошибочного (100 %) и случайного (25 %) узнавания, различаются в 1,6—2,4 раза. Аналогичные кривые приведены в работе А.А. Фейгина (1980) для случая, когда тест-объектом служит шахматная мира Гольдмана. Таким образом, между значениями измерительной шкалы, различающимися в меньшей степени, вполне допустима интерполяция. Более того, если эти значения различаются не более чем на 20—30 %, для получения промежуточных значений можно ограничиться линейной интерполяцией.

Примером компьютерной программы,
реализующей все изложенные выше принципы, является уже упомянутая программа «Визус». В ней используются оптотипы Снеллена, которые не только идеально отвечают возможностям компьютера, но и оказываются удобными при обследовании детей раннего возраста. Как и в случае колец Ландольта, от детей требуется лишь указывать одно из четырех направлений. При этом яркость и контраст оптотипов на экране современного монитора вполне достаточны для целей визометрии. Традиционная методика опроса, заложенная в алгоритм программы, обеспечивает устойчивость результата как к ошибкам ввода ответов обследуемого, так и к попыткам обследуемого завысить свои результаты.




Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0