Воздействие на аккомодацию плоскими динамическими стимулами
Описание
Еще одна область применения компьютерных методов лечения в офтальмологии — лечение функциональных нарушений аккомодации и рефракции. Клинические и офтальмоэргономические исследования показали важность профилактики заболеваний, вызываемых большими зрительными нагрузками. Современная лазерная и инфракрасная рефрактометрия в реальном времени позволила сделать качественный скачок в понимании механизмов аккомодации, выявить факторы, влияющие на точность аккомодации, и определить параметры стимула, управляющие аккомодацией. Таким образом, появилась основа для разработки не просто методов зрительной релаксации или гимнастики, а следствие стимуляции аккомодационного рефлекса.В основе метода тренировки аккомодации лежит стереокинетическая стимуляция аккомодационного рефлекса, сочетающаяся с разрывом обратной связи в механизме аккомодации. Аккомодационный рефлекс стимулируется признаками движения по глубине, заложенными в динамику пространственных и цветовых параметров изображений. Используются стимулы, адекватные быстрому проксимальному компоненту аккомодации (1—2 Гц), вызывающему ее скачки, упреждающие движение объекта по глубине. В то же время фиксация аккомодации, осуществляемая ее медленным компонентом, затрудняется из-за отсутствия в изображении малоподвижных элементов, резкость которых заметно уменьшалась бы при расфокусировке глаза относительно плоскости экрана. На рис. 16.18 представлено два «моментальных снимка» таких стимулов.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Экран находится на расстоянии 1—1,5 м (зона «покоя» аккомодации). Для устранения влияния вергенции некоторые стимулы сделаны периодическими; кроме того, изображения могут предъявляться монокулярно.
Исследование воздействия на аккомодацию плоских динамических стимулов из программы «Relax!» проводилось среди 32 учащихся в возрасте от 11 до 15 лет, которым угрожало возникновение или развитие миопии. Эти школьники в дни учебы занимались с программой «Relax!»- один раз в день на протяжении 2 нед. Каждое занятие длилось 5 мин с ежеминутной сменой стимула. Параметры относительной аккомодации отдельных учеников до и после тренировочного цикла показаны на рис. 16.19. У 26 учащихся объем аккомодации возрос в среднем на 1,3 дптр, у 3 уменьшился на 0,5 дптр и еще у 3 не изменился. В этой группе испытуемых средний прирост положительной части относительной аккомодации вдвое превысил средний прирост ее отрицательной части. Полученные в эксперименте результаты свидетельствуют как о важности контроля параметров аккомодации при проведении пробных занятий, так и о необходимости постоянной профилактической тренировки аккомодации у учащихся, в особенности у тех из них, кто пользуется компьютером.
Представляют интерес данные двух независимых исследований, проведенных в лечебно-диагностическом офтальмологическом Центре «ИДЕАЛ» Ярославля и в областном глазном диспансере Тюмени. Авторы первого исследования проанализировали данные 245 пациентов в возрасте от 6 до 50 лет и сравнили отдельные методы, а также сочетания различных методов лечения миопии. Эффективность лечения оценивали после 10 сеансов по увеличению положительного запаса относительной аккомодации (не менее 1 дптр), уменьшению силы минусовых линз или результатов скиаскопии (не менее 0,5 дптр), увеличению резерва аккомодации (не менее 1 дптр). По результатам исследования при принятых авторами критериях компьютерное лечение не уступало классическим методам (по Дашевскому, Аветисову, тренировка вдаль). У пациентов, лечившихся классическими или компьютерными методами, при миопии слабой степени со спазмом аккомодации улучшение не наступало в 11 % случаев, а при миопии средней степени со спазмом аккомодации — примерно в 30 %.
Комплексное применение классического лечения с лазерстимуляцией на установке «Спекл» уменьшило количество больных без изменений соответственно до 6 и 12 %. Добавление же лазерстимуляции к компьютерному лечению оказалось неэффективным. Однако наибольший эффект был отмечен при применении программы «Relax!» в сочетании с лечением по Дашевскому: доля больных, у которых не произошло улучшения после лечения, уменьшилась соответственно до 4 и 6 %. Этот результат вполне предсказуем, если вспомнить, что классические методы тренировки оказывают влияние в первую очередь на механизм аккомодации по расфокусировке, a «Relax!» воздействует на механизм проксимальной аккомодации. Таким образом, это сочетание методов охватывает два основных механизма аккомодации глаза человека.
Во втором исследовании оценивали эффективность добавления тренировок с программой «Relax!» к применяющемуся в областном глазном диспансере Тюмени комплексному лечению миопии у подростков. Были проанализированы результаты в двух группах по 220 человек в возрасте 7—18 лет. Критерием улучшения состояния зрения служили повышение остроты зрения без коррекции, уменьшение оптимальной коррекции, повышение резервов аккомодации и уменьшение пороговой электрочувствительности.
При всех перечисленных диагнозах негативного влияния от программы «Relax!» ни по одному из критериев не отмечено. Наиболее заметный положительный эффект от добавления компьютерных тренировок, как и следовало ожидать, проявился по критерию «резервы аккомодации». Количество пациентов, у которых резервы не увеличились, уменьшилось почти в 2 раза: с 7 до 4 % при миопии слабой степени, с 14 до 8 % при миопии средней степени, с 33 до 27 % при миопии высокой степени и с 32 до 17 % при нарушении аккомодации.
В настоящей главе мы старались отойти от чисто внешнего описания отдельных офтальмологических программ и получаемых с их помощью результатов. Была сделана попытка казать основы, сущность компьютерных методов функциональной диагностики и лечения. Разработка таких методов, не только привлекательных внешне, но и патофизиологически обоснованных и по-настоящему эффективных, на наш взгляд, возможна лишь на стыке нескольких наук. С каждым годом эти методы все шире и все увереннее входят в повседневную клиническую практику, и их освоение требует от специалиста внутренней перестройки, живого интереса и стремления к овладению теми знаниями, которые еще недавно казались ему далекими от его специальности.
Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.
Комментариев 0