Основы организации и осуществления офтальмологической помощи населению

+ -
0

 


Описание

Охрана зрения и офтальмологическая помощь населению в нашей стране начинается задолго до рождения ребенка, в родильном доме, на педиатрическом участке и продолжается в течение последующей его жизни. Забота об охране зрения населения лежит на всех звеньях медицинской службы.

Только внимательное отношение медиков и родителей к сохранению глаз и зрения каждого ребенка позволяет своевременно выявить отклонения от возрастной нормы и срочно направить его к детскому глазному врачу, а при необходимости и самому оказать малышу первую неотложную медицинскую помощь при воспалении и повреждении глаз.

Особенно возрастает роль и ответственность врача за оценку состояния глаз ребенка в процессе наблюдения за ним. Врач первым должен выявить отклонения от нормы в состоянии глаз, срочно направить ребенка к офтальмологу и обеспечить явку к нему и проверить результаты обследования.

Обязанность офтальмолога — поставить диагноз и решить вопрос о лечении.

В нашей стране центрами организационно-методической работы, разработки структуры сети глазных учреждений, подготовки и повышения квалификации кадров по офтальмологии, разработки методов профилактики глазной заболеваемости, определения объема и характера обслуживания лиц с глазной патологией, а также научно-исследовательской и лечебно-консультативной работы по праву являются Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца (проф. Э. С. Аветисов, А. Ф. Бровкина, Р. А. Гундорова и др.), кафедры глазных болезней головных медицинских вузов Москвы и С.-Петербурга. Хорошо развита офтальмологическая служба в Нижнем Новгороде, Волгограде, Владивостоке, Иванове, Омске, Самаре, Ярославле и др.

Офтальмологическую помощь пациентам оказывают как специализированные глазные кабинеты поликлиник, консультативные глазные поликлиники (отделения), кабинеты охраны зрения детей; глазные отделения с травмопунктами в больницах, глазные санатории, лаборатории контактной коррекции зрения и др., так и широкая сеть глазных кабинетов и отделений в медико-санитарных частях, диспансерах и др.

Заслуживает большого внимания система лечения детей с функционально обратимыми расстройствами зрения в специализированных (профилированных общих) детских яслях-садах, школах-интернатах, оздоровительных лагерях и санаториях для школьников.

В результате планомерной подготовки кадров, развития офтальмологический сети, проведения широких профилактических общемедицинских мероприятий за последние десятилетия резко снизилась инфекционная глазная заболеваемость. Почти нет случаев поражения глаз при кори, венерических болезнях. Ликвидирована заболеваемость трахомой. Более редкими стали заболевания глаз туберкулезной этиологии. Ранние (уже в родильном доме) профилактические осмотры детей позволили своевременно диагностировать и более эффективно лечить врожденную глаукому, катаракту.

В связи с этим значительно снизился процент слепоты от этих врожденных заболеваний. Диагностика ретинобластомы и парабульбарных злокачественных новообразований в раннем периоде позволила снизить смертность, а во многих случаях и сохранить у детей зрение. Проводятся широкие санитарно-гигиенические и лечебные мероприятия в борьбе с прогрессирующей близорукостью.

Раннее (до одного года) объективное определение рефракции, назначение необходимой очковой коррекции и создание соответствующего режима зрительной работы, физических упражнений и активного отдыха ежегодно способствуют профилактике близорукости, снижению заболеваемости детей амблиопией и косоглазием.

Структура и уровень глазной заболеваемости в стране почти такие же, как и в других высокоразвитых странах мира. В деятельности глазных учреждений существует преемственность в диагностике и лечении лиц с глазной патологией. В результате этого обеспечивается сравнительно высокая эффективность лечения в амбулаторно-поликлинических и детских дошкольных учреждениях, приближенных к месту жительства.

В связи с организацией долечивания и реабилитации пациентов в санаторных условиях, а также широким внедрением в хирургическую практику более эффективных методов микроопераций значительно повышена результативность исходов, снижен средний показатель койко-дней пребывания в стационаре (с 20 до 12) и, следовательно, увеличивается оборачиваемость койки и уменьшается потребность в расширении коечной сети, а следовательно, достигается не только моральный, но и материальный (экономический) эффект.

Особенно значительны перемены и прогресс в области микрохирургии различных патологических процессов в глазах и в первую очередь при катарактах, близорукости и глаукоме в связи с созданием центров офтальмомикрохирургии, которые построены по инициативе и под руководством проф. С. Н. Федорова. К 1991 г. на территории России открыты и активно работают так называемые линии прозрения в 12 территориях (Краснодар, Чебоксары, Екатеринбург, Тамбов и др.). «Кузницей кадров» для этих центров является межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» (МНТКМХ), в котором работают специалисты высочайшей квалификации с применением современной техники. В результате создания широкой сети филиалов МНТКМХ с каждым годом уменьшается очередность на операции и делаются они и своевременно, и с высокой результативностью.

Значительное место в развитии отечественной офтальмологии занимает Всероссийский институт глазных болезней (НИИГБ РАМН), руководимый проф. М.М.Красновым.

Большой и высококвалифицированный вклад в оказание офтальмологической помощи детям и взрослому населению оказывают научно-исследовательские институты офтальмологии в различных районах и кафедры-клиники медицинских вузов и медицинских факультетов университетов.

Практика последних лет и опыт Москвы, С.-Петербурга и ряда других городов показывает, что многие врачебные офтальмологические функции, как и в других странах, могут и должны быть переданы среднему медицинскому персоналу в поликлиниках путем создания «кабинетов доврачебного офтальмологического приема» детей и взрослых.

В этих кабинетах должны работать специально подготовленные медсестры-фельдшера, и в их функции должны входить проверка зрения, клинической рефракции и подбор простых корригирующих очков, а также внешний осмотр видимых отделов глаза и при необходимости — оказание первой медицинской помощи. В случаях выявления глазной патологии больные из этих кабинетов должны обязательно направляться к офтальмологу.

Целесообразно вместо врачебных глазных кабинетов поликлиник создавать без дополнительных штатов и ассигнований глазные отделения в одной из базовых районных (городских, межрайонных) поликлиник. Такая перестройка амбулаторно-поликлинического обслуживания создает удобства и для больных, и для медицинского персонала, ускоряет диагностику и лечение, сокращает время и исключает необходимость обращения в другие учреждения.

Дальнейшее совершенствование охраны зрения и первой офтальмологической помощи населению должно стать заботой каждого врача, так как снижение глазной заболеваемости обусловливает темпы снижения общей патологии.

В настоящее время заболевания глаз составляют около 15% от общей заболеваемости. Первое место среди заболеваний органа зрения занимают воспалительные процессы конъюнктивы, век и слезных органов (до 50%), далее следует аномалии рефракции с пониженным зрением (до 25%), косоглазие (до 3%) и заболевания роговицы, хрусталика, сосудистой оболочки и сетчатки (примерно 12%); около 10% составляют травмы глаз. В структуре слабовидения и слепоты в последние десятилетия ведущее место знимают врожденные заболевания, глаукома и травмы глаз. У детей школьного возраста на первый план среди причин инвалидизации по зрению выходит прогрессирующая близорукость.

В нашей стране создана широкая сеть школ и школин-тернатов для слабовидящих и слепых детей. Принято считать, что к числу слабовидящих относятся лица с остротой зрения (с коррекцией) от 0,05—0,08до 0,2. Следовательно, все дети с подобным зрением подлежат обучению в специальных школах. Дети с центральным зрением ниже 0,05— 0,08 должны обучаться в школах для слепых.

Дети в школах для слабовидящих и слепых находятся под систематическим наблюдением и лечатся у офтальмолога. Для этой цели органы здравоохранения выделяют специалиста, исходя из численности детей в школах. Для проведения экспертизы слепоту подразделяют на абсолютную (зрение равно нулю), предметную [имеется светоощущение (1/?) ], бытовую [зрение не превышает 0,02 (в различных странах эти цифры разные)], профессиональную (человек не может осуществлять ранее выполняемую им работу). Ответственность за обучение и трудоустройство слепых возлагается на общество слепых, филиалы которого имеются во всех городах и районных центрах страны.

Вопросы охраны зрения могут быть условно подразделены на шесть ступеней деятельности, которые включают в себя учреждения-исполнители, сроки исполнения и формируемые при этом «группы профилактики» глазной патологии (группы «риска») (см. схему).

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0