Посмотри внимательно на мир | Шевлякова И.Н.

+ -
+1
Посмотри внимательно на мир | Шевлякова И.Н.

Автор: Шевлякова И.Н.

Год: 2003

Издательство: Генезис

Формат: PDF

Качество: Электронная книга

Количество страниц: 136

Описание:

Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.

Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой нарушение работы памяти, мышления, воображения и приводит к снижению успеваемости, поэтому программа «Посмотри внимательно на мир» направлена прежде всею на коррекцию и развитие зрительно-пространственного восприятия у детей и младшего школьного возраста испытывающих трудности а обучении.

Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, включающего в себя методическое пособие для психолога и набор практических материалов. В пособии приведены нейропсихологические диагностические методики с интерпретацией результатов, а также подробный сценарий работы с детьми. Все необходимые для проведения диагностики и занятий материалы прилагаются.

Работа по программе может проводиться как в коррекционных, так и в общеобразовательных классах начальной школы.



Введение:



Программа, которую вы держите сейчас в руках, предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в обучении.

Успеваемость для детей этого возраста — главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию.

Задача педагога и школьного психолога — помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно — то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, — и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания причин затруднений в обучении каждого конкретного ребенка.

Опыт психологического обследования учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) показал, что для этих детей характерна задержка психического развития (ЗПР). ЗПР может быть обусловлена как физиологическими, так и социальными факторами. В большинстве случаев школьному психологу приходится иметь дело с сочетанием органических и социальных причин, обуславливающих отставание ребенка от возрастной нормы.

Диагноз ЗПР занимает промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Задержка психического развития затрагивает различные стороны: интеллектуальную, личностную, двигательную, речевую. Как правило, развитие различных сфер происходит неравномерно, в каждом конкретном случае могут отставать те или иные сферы и процессы.

Однако в силу того, что развитие психики — Процесс сложный, развитие различных психических процессов взаимосвязано, взаимообусловлено, и «выпадение» одного звена влечет за собой отставание и деформацию развития остальных процессов.

Дети с ЗПР попадают в общеобразовательную школу, так как в большинстве случаев при органической обусловленности задержки в развитии 31 IP имеет положительную динамику: физиологическое развитие мозга с некоторым опозданием, но достигает нормы или происходит компенсаторное развитие мозговых структур, восполняющее деятельность поврежденных участков мозга.

При правильно организованной работе с этими детьми они в состоянии успешно обучаться в общеобразовательной школе. Однако первый этап школьного обучения — начальная школа — для них самый трудный: вследствие задержки физиологического созревания мозга с отставанием формируется психологическая готовность к школьному обучению, могут возникать негативные социальные установки и т.д. Поэтому именно начальная школа — тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь таким детям.

При отсутствии коррекционной педагогической помощи разрыв между детьми с ЗПР и нормально развивающимися детьми с возрастом становится все более явным, что приводит к изоляции от сверстников, различным формам «ухода», компенсации невротического и асоциального характера. По данным специалистов, работающих с делинквентными подростками, дети с диагнозом ЗПР составляют в группах риска около 80%.
В то же время около 70% детей с задержкой психического развития выявляются только в школе. Одна из причин этого — повышенные по сравнению с дошкольным возрастом требования к познавательной сфере ребенка.

Программа "Посмотри внимательно на мир» направлена прежде всего на коррекцию зрительно-пространственного восприятия. Как известно, ощущение и восприятие — те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строится работа более сложных познавательных процессов.

Искажение картины мира па уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Поэтому так важно в процессе обучения обратить внимание на коррекцию психической функции, «поставляющей материал» познавательным процессам, традиционно находящимся в сфере внимания учителя.

Не секрет, что усилия педагога по «постановке» логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения разноплановых задач зачастую оказываются малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются «лечить» следствие, а не первоначальную причину слабой успеваемости ученика.

Зрительное восприятие пространства — одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение — ведущий канал получения информации о внешнем мире.

Более подробно о лечении, профилактике и восстановлении зрения Вы можете узнать здесь.


Данная психическая функция обеспечивается работой теменно-затылочных зон головного мозга (по наблюдениям автора, дети с нарушениями оптико - пространстве иного восприятия составляют 25-30% от общего числа детей этой возрастной группы). Поражение этих зон у детей, вызванное различными причинами (особенностями внутриутробного развития, родовыми или постродовыми черепно-мозговыми травмами, хроническими заболеваниями ре-бенка и т.д.) приводит не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и разрушает основу формирования тех психических процессов, которые строятся на базе наглядно-действенного отражения действительности. Применительно к обучению в начальной школе речь идет о полноценном усвоении программ по математике и русскому языку.

По данным нейропсихологов, поражение теменных и теменно-затылочных зон приводит к дефектам восприятия реального и символического пространства (не только с помощью зрения, но также и посредством других органов чувств). Под «символическим пространством», «квазипространством» «условным пространством» разные авторы (А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая. Н.К. Корсакова) понимают психический аналог реального мира, создаваемый с помощью культурных понятий и символов.

Ориентация В символическом пространстве необходима для операций с разрядным строением числа, выполнения счета, восприятия и оценки асимметрии гости пространства. Подчеркнем, что пространство всегда асимметрично: что-то расположено слева, что-то справа, вверху—внизу и т.д.

От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи. Понимание логико-грамматических конструкций, отражающих реальные отношения между предметами, осуществление соответствующих логических oпeраций требуют ориентации в «квазипространстве». Например, в норме 7-лстпис дети должны понимать речевые конструкции и решать логические задачи типа: «Аня выше Толи, но ниже Пети. Кто выше всех?'. "До того как пойти в кино, Дима читал книгу. Что он делал раньше, а что — позлее?» (Приведенные примеры взяты из тестовых заданий для определения готовности к школьному обучению.)

Чтобы подчеркнуть важность полноценного развития пространственного восприятия, перечислим основные умственные операции, которые обеспечиваются способностью к пространственному и «квазипространственному» анализу и синтезу.

1. Представление в умственном плане реального мира и взаимоотношений, логических связей между предметами этого мира.

2. Словесное обозначение пространственных координат, необходимых для ориентации в окружающем мире (владение предлогами «сверху», «снизу», «слева" и т.д. и предложными конструкциями).

3. Освоение грамматических конструкций, смысл которых определяется окончаниями слов, например: «Отец сына".

4. Понимание и освоение способов расстановки слов в предложении: «Платье задело весло" и "Весло задело платье".

5. Овладение грамматическими конструкциями, отражающими течение событий во времени: «Зима перед весной..."

6. Понимание смысла фразы при несовпадении реального хода вещей и порядка слов в предложении. Например: «Я позавтракал после того, как прочел газету».

7. Понимание смысла числа, разрядности чисел, выполнение счетных операций.

Полноценное развитие всех перечисленных выше умений обусловлено сохранностью и совместной работой нескольких анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического, вестибулярного.

В коре головного мозга есть так называемые третичные зоны, отвечающие за взаимодействие нескольких анализаторов — зоны "Пересечения», «перекрытия» первичных зон коры, определяющих работу отдельных органов чувств. И очень часто при наличии органического поражения мозга оказывается, что в той или иной степени затронуты все анализаторы и страдают все психические функции, работу которых обеспечивают эти зоны мозга. Поэтому, в частности, дети с логопедическими проблемами, как правило, имеют трудности и в зрительном восприятии пространства, проблемы в развитии крупной и мелкой моторики, процессов мышления и т.д.

Коррекция речевого развития детей
— прерогатива логопедов. Не углубляясь в сферу логопедии, отметим недостатки существующей в нашей стране системы оказания логопедической помощи, напрямую связанные с проблематикой и задачами данной программы.

1. Практически отсутствует система отбора групп риска по дислексии и дисграфии. Существующие скрининговые методики немногочисленны и используются в весьма ограниченных масштабах.

2. Вторичная профилактика организована слабо и распространяется преимущественно на детей е нарушениями устной речи, то есть охватывает менее половины нуждающихся.

3. Реабилитация детей с дислексией и дисграфией проводится весьма узконаправленно — только логопедическими методами. Практически не используются психотерапевтические методы и в ограниченном объеме — клинические методы реабилитации» [Корпев, 1995, с. 199-200).

Однако если коррекционная работа по развитию устной и письменной речи хоть и в ограниченном объеме, но проводится. — последнее трудно утверждать относительно такого предмета, как математика. До сих пор внимание к труд! i остям усвоения программы по математике является скорее эпизодическим.

Нейропсихологические исследования А. Р. Лурия и его учеников выявили, что за неспособностью понять законы математики стоят именно органические поражения теменно-затылочных и нижнетеменных отделов, обеспечивающих зрительное восприятие пространства.

Понятие числа связано с жесткой пространственной сеткой разрядов единиц, десятков, сотен. Операции с числами возможны только при удержании в памяти схемы числа и «вектора» производимой операции (например, сложение—вычитание и т.д.).

Решение арифметических задач требует понимания условий, содержащих в себе логические сравнительные конструкции типа «больше—меньше», «на столько-то», « во столько раз» и т.п.

У детей с дефектами зрительного восприятия пространственных отношений нарушено понимание смысла числа, они испытывают трудности при выполнении счетных операций, а именно — при переходе через десяток у них могут присутствовать ошибки зеркального написания чисел.

Например, задание написать число «17» выполняется посредством зеркального изображения: «71». Такие дети не различают симметрично расположенных цифр: 17 и 71, IX и ХI.

Отметим, что в норме «зеркальное письмо» характерно для ранних стадий развития — 3-4-летнего возраста, когда правая (левая) рука еще не выделена ребенком как ведущая. Дети с ЗПР демонстрируют «зеркальное письмо» в 6-8 лет, при психологическом обследовании у них можно обнаружить затруднения в показе левой—правой руки, левого—правого глаза и т.д., а также недостаточное владение предлогами, с помощью которых описывается расположение предметов относительно друг друга.

Любое упражнение и действие требует для своего выполнения работы нескольких анализаторов, способствует развитию нескольких психических функций. Одна из целей программы — постараться заменить недостающий «психический орган другим, сформированным заново, создать необходимые психические качества и способности, которые будут в своей работе опираться на сохранные анализаторы и психические процессы. Так, например, в программе применяется много упражнений, использующих тактильное восприятие, апеллирующих к восприятию пространства через тактильный анализатор и «ручное' мышление. Тактильное восприятие призвано помочь зрению «увидеть» и понять окружающий мир. Более точное и дифференцированное восприятие внешних предметов позволяет развивать пространственное мышление учащихся. Решение пространственных задач, в свою очередь, способствует коррекции и развитию оптико-пространственного восприятия.

Зрительный анализатор является ведущим во взаимодействии человека с внешним миром. 90% всей внешней информации поступает через зрение. Поэтому компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.

Работа по программе «Посмотри внимательно на мир» проводилась в течение двух лет на базе общеобразовательной школы № 92 г. Москвы.


Снимки (скриншоты):








Все файлы на сайте, прежде чем выкладываются, проверяются на вирусы. Поэтому мы даем 100% гарантию чистоты файлов.

Скачать бесплатно книгу Посмотри внимательно на мир | Шевлякова И.Н. с:

Возможно, Вам будет интересно

Похожие новости

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0