Психика и зрение

+ -
+1

 


Описание

Начнем с того, что лежит на поверхности и известно с давних времен, - с взаимосвязи зрения и психики. Доктор Бейтс придерживается следующей позиции:

«Плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Очки могут иногда нейтрализовать отрицательное воздействие психики на глаза и до некоторой степени улучшить психические свойства. Но коренным образом это состояния психики мы не меняем и даже можем ухудшить его.

Легко показать, что среди способностей мозга, ухудшающихся с нарушением зрения, находится и память. Поскольку значительная часть образовательного процесса заключается в накоплении фактов, а все другие психические процессы зависят от усвоения человеком этих фактов, легко понять, как мало позитивного достигается простым надеванием очков на человека, испытывающего проблемы со своими глазами.

Необычайная память первобытного человека объяснялась тем, что из-за отсутствия подходящих средств записи он вынужден был полагаться на свою память, которая, соответственно, укреплялась. Но, учитывая, что память связана со зрением, более обоснованно предположение, что память первобытного человека была хороша по той же причине, что и его острое зрение, а именно благодаря расслабленному спокойному состоянию его психики.

Среди цивилизованных людей также немало тех, кто обладает прекрасной памятью и отличным зрением. Проведение необходимых исследований, несомненно, доказало бы, что эти свойства всегда встречаются вместе. Подобное единство недавно наблюдал я сам.

Обследовалась одна девочка с таким поразительным зрением, что она могла невооруженным глазом видеть спутники Юпитера. Этот факт доказан ее наброском схемы их расположения, которая в точности соответствовала схемам, сделанным людьми, пользовавшимися телескопом.

Столь же удивительной была и ее память. Она слово в слово могла пересказать все содержание книги после ее прочтения так же, как это, говорят, делал лорд Макоули (этот человек был способен читать 500 страниц текста в час и легко воспроизводить прочитанное по памяти). Девочка без учителя за несколько дней выучила больше латинских слов, чем ее сестра, имевшая 6 диоптрий и потратившая на латынь несколько лет».

Доктору Бейтсу вторят многие его ученики и последователи. В частности, уже упоминаемый нами Г. Бенджамин утверждает, что «темперамент, имеющий тенденцию к психическому и умственному напряжению, является причиной большинства недостатков зрения». А ученый и врач-окулист Р. Каплан метко заметил: «Смотрят не только наши глаза, но и весь организм» .

Обман. Манипуляция и давление опасны для глаз ребенка

Вот почему практическую часть книги я хочу начать именно с упражнений, снимающих психическое напряжение. В своей книге У. Г. Бейтс приводит поразительные примеры, показывающие, как оно пагубно влияет на зрение. Например, 16-летнею девушку попросили сказать, что ее зовут не так, как на самом деле, и после этого проверили ее зрение. Оказалось, что оно резко ухудшилось, стало миопическим. Предположив, что девушка слишком эмоциональна, исследователи провели подобный эксперимент с юношей 25 лет (при проверке зрения попросили его неправильно назвать свой возраст, прибавить один год).

Какая, казалось бы, в этом возрасте разница - 25лет тебе или 26? Тем не менее, юноша в результате не увидел несколько строчек в проверочной таблице.

А что же происходит с нашими бедными глазами, когда мы гневаемся, злимся, раздражаемся, испытываем страх, ненависть, боль или любое другое эмоциональное и психическое напряжение?! Недаром так много устойчивых выражений и метафор связывают эмоции с глазами: «От гнева в глазах потемнело», «От злости глаза кровью налились», «От боли искры из глаз посыпались», «У страха глаза велики» и т. д.

Трудно не признать наличие тесной взаимосвязи между трудной жизненной ситуацией и состоянием зрения, когда я слушаю или читаю рассказы своих учеников о том, как они в состоянии сильного стресса буквально проплакали глаза, держа их подолгу «на мокром месте».

Станет ли легче, если поплакать?

Кстати, хочу отметить, что весьма распространенное мнение о пользе слез является не более чем мифом. Слезы, которые человек проливает от горя, как считают исследователи, по своему биохимическому составу ничем не отличаются от «луковых» слез. Душевных переживаний слезы также не облегчают. Это подтвердили эксперименты, проводимые с участием большого количества испытуемых женщин.

Одной группе женщин при просмотре душераздирающего фильма предлагали плакать, если захочется, а другой группе плакать не рекомендовали. Те, кто удерживали себя от слез, достаточно быстро восстанавливали душевное равновесие после сеанса. Те же, кто плакали, становились болезненными и беспокойными и возвращались в нормальное состояние лишь спустя несколько часов. Так что рекомендация «поплачь - легче станет» далеко не всегда правильна!

Я убеждена: любое горе - не повод для постоянных слез. И тем более нельзя позволять ребенку добиваться чего-то от вас с помощью плача. Объясните малышу, что слезы опасны для его глаз и психики. Конечно, младенец этого не поймет, поэтому надо во время плача чем-то отвлекать его либо объявлять ультиматум: пока не прекратишь плакать, желаемого не получишь.

Кроме того, стоит приучать ребенка быть искренним и правдивым, не давая ему повода проявлять себя только с той стороны, которая особенно угодна родителям и учителям, склонным к диктату. Взрослые зачастую даже не подозревают, насколько они подавляют личность своего драгоценного малыша.

Однажды мне довелось участвовать в психологическом тренинге, ведущая которого предложила всем вспомнить, оказывал ли кто-либо на них давление и оказывали ли они сами давление на кого-нибудь. Удивительно, но почти все участники рассказали, что испытывали авторитарное давление со стороны родителей, причем не только в детстве, но и во взрослой жизни, и вынуждены были признаться, что сами они оказывают давление на своих детей. Изредка объектами психологической агрессии являются супруги. Я была тогда поражена идентичностью ответов, а опытная ведущая сказала, что таковы результаты опросов почти во всех группах на протяжении многих лет. Цель этого обсуждения, по ее мнению, - дать людям возможность увидеть себя со стороны, чтобы они перестали третировать своих детей по каждому возможному поводу.

Конечно, не надо потакать ребенку, если он ленив и неряшлив, нельзя выполнять все желания любимого чада и всегда позволять делать то, что он хочет. Однако, приучая маленького человечка к труду, порядку и дисциплине, не делайте это жестко и директивно. Пробуждайте в малыше желание и интерес к разным домашним делам. Избегайте безапелляционного тона, не поучайте, стремитесь придать любому занятию форму игры, стимулируя развитие творческих способностей малыша.

Несомненно, колоссальное значение имеет не только психологическое, но и физическое напряжение. Крайне важно снимать его с первых дней жизни человека.

Напряжение смерти подобно. Сила - в расслаблении

Так считали древние йоги, и современные научные данные полностью подтверждают этот тезис. В упомянутой выше книге Э. С. Аветисова, Е. И. Ливадо и Ю. А. Курпана утверждается, что повышенная зрительная нагрузка при недостаточной физической активности - это самый важный фактор, более всего способствующий развитию близорукости в детском возрасте.

Например, утомление мышц шеи, связанное с плохой осанкой и неправильной сидячей позой, непосредственно влияет на зрение. Об этом знает любой мануальный терапевт. Хорошие специалисты в этой области способны помочь пациенту улучшить зрение за 1-2 сеанса, если причина проблемы кроется именно в напряжении позвоночника.

В книге «Ваши глаза» (составитель Г. Есакова) приводится перечень зон, напряжение в которых способствует ухудшению зрения.

  • Напряженная челюсть опосредованно ограничивает подвижность глаз, поскольку один из важнейших для зрения нервов имеет ответвления в челюсти и грудных и шейных отделах спинного мозга. Через него проходят нервные импульсы, поступающие из головного мозга, которые обеспечивают подвижность глаз.
  • Напряжение затылочных мышц затрудняет кровообращение в зрительных центрах головного мозга, а также в глазных яблоках и прилегающей мускулатуре, поскольку кровь от сердца по сосудам проходит через мускулатуру затылка в зрительные центры и зрительные анализаторы, расположенные как раз в задней части головы.
  • Напряжение в спине ограничивает поле зрения и затрудняет движения глаз; только правильная, гармоничная работа мускулатуры глаз, затылка и спины обеспечивает достаточную подвижность взгляда.
  • Напряжение в ногах и неправильное положение таза и позвоночника легко могут привести к нарушениям двигательных функций и потере чувства равновесия (к так называемым кинестетическим нарушениям); тогда приходится для сохранения равновесия «цепляться» глазами за окружающие предметы.
 

Приведу пример. Когда тело находится в естественном, расслабленном состоянии, человек может бежать по неровной дороге или спускаться по лестнице, одновременно наблюдая за летящей в небе птицей. При этом ноги сами находят дорогу.

Если же положение тела не сбалансировано относительно собственного центра тяжести, при ходьбе приходится искать точку опоры в окружающем пространстве. При этом взгляд совпадает с направлением движения, фиксируясь на находящихся впереди объектах. Это неестественно сужает поле зрения и создает дополнительную нагрузку на глаза. Вспомним, как часто взрослые делают подвижному ребенку замечания: не крутись, не верти головой, смотри под ноги, а то упадешь, и т. д.

Тренировка спины получает все большее распространение как один из радикальных методов сохранения здоровья организма и особенно зрения.

О том, как приобрести правильную осанку, как снять напряжение шеи и челюстей, рассказано в главе 8. Пока скажу лишь, что крайне важно научиться сидеть, ходить и стоять правильно, то есть без напряжения. Неумение вовремя снимать излишнее напряжение в теле и спине приводит к формированию неправильной осанки, деформации позвоночника и, в конце концов, к заболеваниям глаз.

Сохраняя правильное положение тела, можно тем самым поддерживать и активизировать функциональные возможности зрения.


[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Сила позитивных установок

Прежде чем приступить к работе над восстановлением зрения своего малыша, подберите для него позитивную установку с помощью метода, описанного специалистами из Американского института зрения. Они назвали этот способ работы с установками «сила мышления» и отвели ему в своей визуальной программе первое место среди множества других. Характерно, что метод действует независимо от того, верите вы или нет в силу сознательной концентрации умственной энергии на поставленной цели.

Выберите одну из приведенных ниже позитивных установок или придумайте свою.

Не важно, какую, лишь бы она создавала у вас и вашего малыша ощущение комфорта и радости. Вырабатывайте навык повторения какой-либо из этих фраз, пока она не станет частью вас самих:
  • С каждым днем я вижу лучше!
  • Мое зрение улучшается!
  • У меня нормальное здоровое зрение!
  • Я ясно и четко вижу удаленные объекты!
  • Я отлично вижу все без очков!
  • Я вижу отчетливо, комфортно и естественно!
  • Мои глаза совершенно расслаблены!
 

Повторяйте любую из подобных фраз как можно чаще - во время работы, игры, хождения по магазинам, в автомобиле и т. д. Произносите ее вслух, если рядом никого нет, и шепотом, в такт дыханию, когда находитесь среди людей. Напишите фразу на ярких цветных карточках, расставьте их на видных местах по всему дому, на своем рабочем месте, прикрепите к стеклу в машине.

Если позволяет обстановка, повторяйте установку с возможно большей энергией, даже выкрикивайте как можно громче. Можно также напевать фразу или скандировать ее, хлопая в ладоши. Чем более энергично произносится установка, тем лучше будет результат (рис. 4).

 

Дайте потоку адреналина возбудить ваше сознание, чтобы поддержать внутреннюю побудительную силу и стимулировать глаза и мозг для восстановления зрения.

Конечно, вы можете повторять установку шепотом или про себя. Однако эффект многократно усилится, если вы будете произносить ее вслух, громко и четко. Обязательно делайте это ежедневно, лучше несколько раз в день.

Если трудно произносить длинный текст, выберите одну ключевую фразу, соответствующую вашим стремлениям. Например, «Я отлично вижу!» или «Мои глаза здоровы!» Эти слова можно напевать или громко скандировать, одновременно хлопая в ладоши и притопывая ногой. Для усиления эффекта попросите членов семьи повторять фразу вместе с вами. Чем громче и убедительнее будет звучать позитивная установка, тем быстрее она подействует. Можно петь выбранную фразу, отбивая ритм хлопками.

Посмотрите, как порозовели лица ваших домашних и особенно малыша, как все улыбнулись друг другу и разом повеселели. Значит, мозг уже воспринял благотворную установку как команду к действию, он уже начал стимулировать глаза и активизировать зрительные ресурсы. Не удивляйтесь, если через неделю-другую взрослые члены семьи как бы случайно прочитают газетный текст, а молодые увидят изображение на экране без очков!

 

 

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0