Зрение вашего ребенка

+ -
0

 


Описание

КАК ЗАБОТИТЬСЯ О ЗРЕНИИ РЕБЕНКА

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения человека. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В течение полугода зрительные образы становятся более резкими. К исходу четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным.

Когда малыш откроет третье измерение и сможет определить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание, а позднее освоит и другие маневры в пространстве. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства.

У новорожденных нервные волокна обоих глаз оканчиваются одним рецепторным нейроном. Поэтому сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нейроны разграничиваются и сигналы становятся четкими. Ко второму году жизни формируется стереоскопическое восприятие. Если к этому возрасту ребенок не приобрел определенные зрительные способности, то в дальнейшем они уже не появятся.

Поэтому родителям следует, как можно оперативнее заботиться об устранении помутнения роговицы или хрустали, а у своего ребенка. В исправлении нуждается и косоглазие, поскольку оно мешает ребенку воспринимать стереоскопические образы. Слово «образ» употребляется в этой связи вовсе не случайно. Ведь зрение является не только физиологическим, но и психологическим процессом.

Восприятие зрительных образов зависит от множества факторов. Например, эскимосы различают десятки оттенков белого цвета, поскольку каждый из этих оттенков способен сообщись нечто важное о снеге и льде, окружающих этот северный наряд. Так и ребенок учится видеть, открывая смысл увиденного и выявлял неотъемлемые признаки окружающих предметов.

Ребенок, в отличие от взрослого, усваивает только то, что для него действительно интересно. Ребенок не видит те явления и предметы, которые не воспринимает его мозг.

Бинокулярное зрение, или, иначе говоря, совмещение двух образов с помощью органов зрения обнаруживается только в два-три года, когда малыши начинают вместе играть. Четкое видение предметов не имеет для детей существенного значения. Связанная узлом тряпка им видится куклой, а деревянный брусок — кораблем с мачтой и парусом.

Ребенку чуждо восприятие обыденной формы предметов, так как это препятствует полету его фантазии. В школе от детей требуют четкого взгляда на объекты наблюдения. Из-за этого их глаза чрезмерно напрягаются и зрение портится.

Источник расстройства зрения у ребенка кроется в систематическом подавлении естественной потребности малыша смотреть на то, что он хочет.

Уже с трех лет можно приучать ребенка к выполнению пальминга. Многие родители превращают занятия ребенка в настоящую трудовую повинность. Постарайтесь этого избежать. Динамика мышления детей гораздо выше, чем у взрослых.

Пять минут бездействия с закрытыми глазами означает для малыша примерно то же, что для взрослого пребывание в течение часа в полнейшей темноте. Во время пальминга читайте ребенку отрывки из его любимой сказки. Поскольку воображение у детей развито достаточно сильно, то в процессе занятий он будет представлять себе, что находится в фантастическом мире сказочных персонажей. Если вы постоянно заняты, то приучите ребенка заниматься пальмингом во время трансляции интересных радиопередач или прослушивания магнитофонной записи любимой сказки.

ИГРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

ДЕТСКАЯ ИГРА В КАРТЫ

В магазинах продаются детские игральные карты с изображением животных, сказочных существ или букв. Купите две колоды таких карт: одну отдайте ребенку, другую возьмите себе. Пускай ребенок разложит на столе свою колоду.

Теперь вытащите из вашей колоды любую карту и покажите ему. Для того чтобы выиграть, ребенок должен сначала найти точно такую же карту у себя на столе, а затем отыскать аналогичную карту в вашей колоде и накрыть этой картой свою. Если с первого раза его постигнет неудача, то проделайте то же самое с другой картой.

Несомненно, что эта игра будет занимательна и полезна для ребенка, так как в возрасте от трех до пяти лет красочные фигуры животных или сказочных существ станут объектами для развития зрения малыша.

Приведу несколько рекомендаций, позволяющих извлечь из этой игры максимум пользы:

Перед игрой, в течении двух минут, попросите ребенка сделать пальминг и соляризацию.

Показывайте свои карты так, чтобы не было бликов и отсветов

Если определив правильно 5—6 первых карт. Ребенок начнет все чаще и чаще ошибаться, тс его глаза слишком перенапряглись. Ему необходимо в течение двух минут сделать пальминг.

Не позволяйте ребенку напряженно всматриваться в карту. Необходимо, чтобы он ловил образы буквально на лету, а не перегружал сетчатки глаз. Исправляйте у малышей вредные привычки наклонить голову набок, смотреть искоса, задерживать дыхание, так как это вызывает напряжение глаз. Следите за своими собственными манерами. Ни для кого не секрет, что дети отличаются развитой способностью подражать взрослым.

ИГРА В КАЛЕНДАРЬ

Для этого упражнения вам потребуется два отрывных календаря разных размеров. Оторвите десять первые листков календаря поменьше вырежьте цифры без посторонних надписей и приклейте их на картон, так, чтобы получилось десять карточек. Большой календарь повесьте на стену и сядьте с малышом на коленях как можно ближе к календарю, то есть так, чтобы ребенок мог дотронуться до него пальцами.

Возьмите одну из картинок с наклонной цифрой и дайте ребенку вдоволь наглядеться на нее. Во время просмотра легонько шевелите картинку рукой, чтобы взгляд малыша долго не задерживался на картинке. Спрячьте картинку и попросите ребенка отыскать такую же цифру в любой графе большого календаря. Попросите малыша нарисовать цифру в воздухе так, как он видит ее со своего места.

В случае неуверенности и колебаний пододвиньтесь поближе к календарю. Затем переходите к знакомству с остальными цифрами и лишь в последнюю очередь с нулем, так как он зачастую ставит перед детской логикой неразрешимую проблему—«как написать что-то, означающее ничто?».

Когда ребенок начнет хорошо читать цифры как вблизи, так и издали, попросите его вытащить наугад одну из карточек и перечислить все видимые цифры календаря, кроме той, которая изображена на карточке. Число 11 он должен назвать — один-один, 12 — один-два и т. д.

Процесс различения цифр будет способствовать развитию созерцательности, предупреждающей напряжение глаз.

НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР

Многие говорят: «Телевизор — это зло, от которого надо оградить наших детей». Однако это мнение основывается на слишком скоропалительных выводах. Наверное, взрослые забыли, что когда-то сами были детьми и с упоением смотрели телевизионные сказки и мультфильмы. Телевизионное искусство, так же как и кино, очень многообразно и разнопланово.

Да, действительно, существуют кинофильмы и телепередачи, которые рано смотреть детям. Ребенку незнакомо большинство «взрослых» проблем, которые решают телевизионные персонажи. Обладая очень чуткой восприимчивостью, дети погружаются в чуждый им мир острых драматических переживаний, в результате ухудшается сон, ребенок становится нервным и раздражительным.

Родителям нужно очень внимательно следить за тем, какие программы смотрит ребенок. Детские фильмы и сказки не то что можно, а даже нужно смотреть ребенку. Надо приобщать детей к настоящим произведениям телевизионного искусства, воспитывать их вкус.

Не стоит разрешать ребенку во время выполнения уроков смотреть даже самые увлекательные телевизионные передачи. Концентрация внимания сразу на нескольких объектах приводит к перенапряжению глаз.

За детьми, как известно, нужен «глаз да глаз». Обязательно следите за тем, как наш ребенок смотрит телевизор. Прежде всего, помните о трех факторах, которые нужно контролировать при просмотре телепередач качество изображения на экране, расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате.

Не садитесь слишком близко к телевизору, не лечитесь отодвинуться дальше от экрана. Лучше вообще не смотреть телевизор, чем день ото дня портить свое зрение из-за элементарной невнимательности к предельно простым правилам просмотра.

Как у ребенка, так и у взрослого чаще всего утомление и болезненное напряжение зрения возникает из-за просмотра телепередач в темноте. Дело в том, что глаза приспосабливаются к мраку, их чувствительности возрастает и, естественно, — изображение на экране предстает перед нами более четким и ярким. Но в то же время глаза почему-то быстро устают. Все очень просто — это дает о себе знать большой контраст между темнотой комнаты и ярким свечением экрана.

При просмотре телевизора включите в комнате верхний свет или, в крайнем случае - настольную лампу, но только так, чтобы не было отсветов в экране телевизора. В солнечную погоду прикрывайте окна легкими шторами, так как из-за яркого солнечного света видимость на экране телевизора значительно ухудшается, создавая дополнительное зрительное напряжение.

Дети любят смотреть телевизор в самых разнообразных позах. Однажды я зашел в гости к своим знакомым и был немало удивлен, обнаружив, что их ребенок смотрит телевизор, свесившись вниз головой с дивана. Надеясь на благоразумие родителей, я в первый момент не стал делать малышу замечание. Когда уже прошло без малого 15— 20 мину т, а дитя все висело подобно обезьяне на ветке и таращилось в телевизор, мне пришлось силой переудить ребенка на стул и объяснить всей семье что зрение нужно беречь с детства.

Если вы или ваш ребенок носите очки, тс во время телепередачи их нужно обязательно надевать, чтобы зрение излишне не напрягалось.

Многие включают телевизор сразу, как только пришли домой, а выключают его, ложась спать. Некоторые жалуются: из за телепередач поздно ложатся спать, ничего не успевают, как будто не догадывается, что можно просто выключись телевизор. В плену у телевизора нередко находятся как взрослые, так и дети. Проверьте, сколько времени в день, в неделю вы проводите у телевизора!

Зачастую утомляемость и нервозность детей связана как раз с многочасовым просмотром телепередач. Также нездоровые реакции возникают из-за периодического изменения освещенности экрана и световых пульсаций.

Врачи пришли к выводу, что продолжительность просмотра телепередач для детей до 7 лет в день не должна превышать 30—40 минут, от 8 до 12 лет — 1 часа, от 12 до 14 — 1,5 часа. От 14 до 17 лет — 2 часа. Большинство врачей рекомендуют детям смотреть телепередачи не чаще 2—3 раз в неделю. Перегрузка зрелищными впечатлениями может неблагоприятно отразиться на нервной системе ребенка: возникнут повышенная возбудимость, раздражительность, тревожный сон.

У меня двое детей — мальчик и девочка. Вот какую историю я вам сейчас расскажу из собственною опыта. Всем известен американский фильм про Фреди Крюгера. Я сознательно запрещал своим детям до определенного возраста смотреть фильмы ужасов. Когда моей девочке исполнилось 14 лет, на дне рождения у подруги она все-таки посмотрела одну из серий фильма с бессмертьем Фреди Через некоторое время я стал замечать, что моя дочка — очень общительная и доброжелательная девочка — стала какой-то замкнутой, неразговорчивой и раздражительной.

Единственная, с кем она общалась, — с той самой подругой, у которой была на дне рождения. Я думал, что такое поведение дочки связано с переходным возрастом, и не придавал этому значения. Однажды среди ночи нас с женой разбудил истошный крик. Сначала показалось, что кричат на лестничной площадке, но когда крик задался снова, стало ясно, что он доносится из спальни нашей дочери.

Мы постучались в дверь ее комнаты. Тишина. Тогда жена попыталась открыть дверь, но та была заперта. Мы стали стучаться. Через несколько секунд из спальни послышалось: «Папа, мама, помогите!» Мы попросили девочку открыть дверь и ничего не бояться. Когда мы вошли в спальню, девочка сидела съежившись на кровати и дрожала.

Мы успокоили ребенка, дали ей выпить валериановых капель и спросили, почему она так кричала. Девочка сказала, что ей приснился страшный сон. Мы не стали больше ни о чем спрашивать и уложили дочку в постель. На следующее утро она сама нам все рассказала. Оказалось, что у подруги, в течение нескольких дней, они просмотрели почти все фильмы о «славном» Фреди Крюгере. Но на этом не остановились, а решили устроить спиритический сеанс и вызвать его бессмертный дух. Дух Фреди «посетил» школьниц и «сказал» моей дочке, что придет к ней ночью снова. Поэтому она и закрыла дверь. Но разве от Фреди спрячешься?

Эта история весьма поучительна для большинства родителей, которые не следят за тем, какие фильмы смотрят их дети. Если ребенок очень впечатлительный, то образы страшных монстров из кинофильмов могут так сильно подействовать на его воображение, что будут мерещиться во сне и наяву.

Это очень вредно для психики ребенка. Моя дочка сама поняла, к чему могут привести «безобидные» фильмы ужасов, и теперь ее калачом не заманишь смотреть веселенькие истории о похождениях бравого Фреди Крюгера и ему подобных. На ее подружку фильмы ужасов не производили сильного впечатления, она смотрела их «спокойно». Дело в том, что психика у всех разная, но лучше все-таки не рисковать.

Если ребенок из-за болезни остался дома, то не разрешайте ему целый день смотреть телевизор, это еще больше утомит его и не будет способствовать выздоровлению.

Как и всякая зрительная работа, просмотр телепередач нередко приводит к утомлению. Напряжение зрения объясняется не спецификой телевидения, а дополнительной нагрузкой на органы зрения.

Близорукость, к примеру, возникает вследствие длительной и напряженной зрительной работы на близком расстоянии, зачастую выполняемой в неблагоприятных условиях освещения.

Многие дети не отказывают себе в удовольствии, приготовив ужин, расположиться у телевизора. Они даже не подозревают, какой вред наносят своему желудку. Если на телеэкране демонстрируется, к примеру, фильм ужасов, то волей-неволей вы переживаете за персонажей. Любое волнение при просмотре захватывающего фильма передается желудку, и в результате пища переваривается неправильно. Регулярный просмотр телепередач во время еды может привести к язве желудка или ожирению.

 

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0