Подвижные игры для глаз

+ -
+11

 


Описание

Представленные в этой главе игры способствуют восстановлению центральной фиксации.

Это самый важный прием снятия психического и физического напряжения. По мнению У. Г. Бейтса, способность к центральной фиксации имеет колоссальное значение, без нее нормальное зрение невозможно.

Мне кажется, что знакомство с этим приемом лучше всего начать с краткого описания механизма зрительного восприятия. Мы знаем, что все лучи от воспринимаемого объекта фокусируются на задней поверхности глазного яблока, именуемой ретиной или сетчаткой.

Имея сложнейшее строение из восьми слоев, тончайшая ткань ретины уменьшается в центре до одного слоя, образуя впадину - центральную ямку. Она находится внутри небольшого возвышения - желтого пятна или макулы. Это и есть место максимальной чувствительности, или точка наиболее зоркого зрения, которое отвечает за четкость изображения.

Парадоксы центральной фиксации

Таким образом, центральная фиксация - это способность глаз наиболее четко видеть то, на что мы смотрим прямо, а не то, что вокруг. Почему же на самом деле мы видим все объекты либо одинаково отчетливо, либо одинаково расплывчато?

Чтобы понять это, нужно вспомнить, что главный закон зрения - движение, точнее перемещение нервных клеток сетчатки со скоростью 100 и более раз в секунду. Легкое мгновенное сканирование затрудняется из-за перенапряжения глаз и психики, которое возникает вследствие чрезмерной эксплуатации глаз без отдыха либо при любых негативных эмоциях. При этом нарушается аккомодационная способность глаз фокусировать лучи через хрусталик прямо на центральную часть сетчатки. В результате человек замечает, что он лучше видит, когда прищуривается или как-то иначе напрягает глаза - изображает китайца или смотрит исподлобья и даже искоса. В дальнейшем он использует эти приемы уже сознательно, а потом по привычке, что вызывает образование так называемой эксцентрической фиксации.

Это противоестественно для глаз и приводит к различным аномалиям рефракции, в частности к астигматизму и к еще большему напряжению зрительного механизма. Глаза лишаются расслабленного состояния и возможности непроизвольной вибрации на уровне нервной ткани сетчатки.

Почему утрачивается центральная фиксация

По мнению У. Г. Бейтса, главной причиной потери центральной фиксации является психическое и физическое перенапряжение. Поскольку все аномальные состояния глаз сопровождаются перегрузкой психики, абсолютно каждому нужно ее восстанавливать. Ведь когда мозг находится в напряжении, глаза в большей или меньшей степени слепнут и в первую очередь слабеет зрительный центр. «При восстановлении центральной фиксации зрение становится безупречным, а глаза обретают идеальное состояние покоя и могут использоваться неопределенно долгое время без их утомления», - пишет доктор Бейтс.

Второй важной причиной утраты способности к центральной фиксации является ношение очков. Особенное значение имеет неправильный подбор расстояния между центрами линз. Если центр линзы не соответствует нашему зрительному центру, то происходит образование ложной макулы на боковой, нижней или верхней области центральной ямки сетчатки. Точно определить расстояние между зрительными центрами врачу довольно сложно. Если к тому же при изготовлении очков линзы отцентрируют неверно, то человек, надевая очки, будет чувствовать головокружение, тошноту, боль и резь в глазах.

В конце концов человек привыкает, неприятные ощущения от новых очков исчезают, но происходит это, к сожалению, за счет выработки ложного зрительного центра на боковых частях сетчатки.

В итоге, если снять очки, окружающие объекты либо размываются, либо раздваиваются. Иногда возникают сразу несколько изображений. Это происходит при частой смене очков разной формы, а также при покупке их без рецепта врача. И снова приходится щуриться, скашивать глаза, изображать китайца.

Смотри на звезды искоса

Для чего же нужны нам боковые участки сетчатки? Оказывается, ночью или вечером, когда освещение минимально, мы лучше воспринимаем объект боковыми частями ретины. Этот факт еще в позапрошлом веке подметили астрономы, обнаружившие, что если смотреть прямо на созвездие, то видны только самые яркие звезды, зато периферическое зрение позволяет различить звезды гораздо меньшей величины.

Поэтому, если вам нужно найти тропинку в темном лесу, лучше смотреть не прямо под ноги, а несколько в сторону, скосив глаза. Тогда уголками глаз можно уловить то, что недоступно прямому взгляду.

Таким образом, нам нужно активизировать как центральное, так и периферическое зрение. Для этого есть несколько способов.

Косвенные способы восстановления центральной фиксации

Первую группу способов восстановления центральной фиксации можно назвать их помощью борются с главной причиной нарушения центральной фиксации - перенапряжением. Здесь пригодятся все способы снятия психического и физического напряжения, но особенно хороши всевозможные перемещения и покачивания, которые приводят к микровибрации нервов сетчатки со скоростью 70-120раз в секунду.

К косвенным способам активизации глаз можно отнести ношение «пиратских повязок», использование дырчатых очков и «письмо носом» (великолепный прием, который будет подробно описан далее).

ИГРЫ с мячом

Вторую группу приемов я назвала игровыми способами восстановления центральной фиксации. Прежде всего, это всевозможные игры с мячом. Можно играть в теннис, волейбол, бадминтон, футбол - чем чаще перемещается мяч, тем подвижнее наше внимание, а значит, и наш взгляд.

Особое место занимает бильярд. Еще в 1804 году наш соотечественник, адъюнкт- профессор кафедры анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии, доктор медицины и химии Федор Гильтебрантд так писал об этом в своей книге «О сохранении зрения»: «Из всех игр, в коих обыкновенно проводят зимние вечера, для занимающихся весь день трудною для глаз работою бильярд как превосходное средство для поправления утомленных глаз большого заслуживает одобрения».?

Как видим, сведущему человеку оказалось несложно представить, что происходит с глазами, когда все внимание сосредоточивается на кончике кия, а потом устремляется вслед за разлетающимися в разные стороны шарами.

Игра «жонглер»

Не менее ощутимую пользу утомленным глазам приносит жонглирование. Ему не нужно обучаться в цирковом училище, достаточно взять в руки небольшой круглый предмет, будь то теннисный мяч, яблоко или апельсин, и начать подбрасывать его и ловить, перекидывая из руки в руку. Для того чтобы легко ловить мяч, а не бегать за ним по комнате, крайне важно встать в правильную позу: ноги на ширине плеч, колени слегка расслаблены, руки на поясе, плечи опущены вниз, голова слегка приподнята (рис. 13). Следить нужно только за движением подбрасываемого предмета.

 

Помимо великолепной координации вы приобретете острый, быстрый взгляд и отличное зрение. Конечно, значительно больший эффект даст подбрасывание двух или трех мячей, что и составляет смысл жонглирования. Кроме того, жонглирование поможет активизировать деятельность правого полушария, позволит развить творческие способности, даст возможность лучше учиться и быстрее решать возникающие на вашем пути проблемы.

Более подробно о жонглировании рассказано в замечательной книге, которая называется «Научитесь учиться или жонглировать». Ее авторы М. Д. Гелб и Т. Бьюзен считают жонглирование одним из самых необычных способов самосовершенствования, обучения, развития уверенности и познания.

Если встать с мячом в руках напротив заходящего солнца, а затем подбрасывать и ловить мяч, выполняя при этом ритмичные повороты корпуса, можно совместить в одном простом упражнении три приема релаксации: восстановление центральной фиксации, соляризацию и большие повороты. Если после этого присесть и прикрыть ладошками глаза, поместив их в домик, мы используем еще и такой чудесный прием, как пальминг!

Игра «домино»

Конечно, я не предлагаю вам и вашим деткам «забивать козла», есть более полезные способы использования домино. Костяшки идеальны для тренировки глаз благодаря маленьким точкам на контрастном фоне. Каким бы плохим ни было зрение, чаще всего человек способен легко увидеть черные точки на белом фоне или белые - на черном.

Самый простой способ игры: нужно быстро бросать взгляд на одну или несколько костяшек и, закрыв глаза, вспоминать, сколько на них было точек. Интереснее играть вдвоем или втроем: кто быстрее и вернее назовет количество точек - тот и победитель.

Если играть не с кем, можно выложить все костяшки в плоскую коробочку, закрепить их на ней в несколько рядов и, расположив конструкцию перед собой на удобном для глаз расстоянии, с максимальной быстротой назвать число точек в верхних половинках всех костяшек первого ряда. Затем подсчитайте то же число для нижнего ряда, бокового ряда и т. д. (рис. 14).

 

Это упражнение способствует разрушению привычки вглядываться, побуждает глаза к быстрым перемещениям, усиливает внимательность. К тому же это простое занятие активно стимулирует и прекрасно тренирует нашу память.

Дело в том, что глаза получают двойную тренировку: они совершают мгновенное перемещение не только в момент запоминания расположения точек на костяшках домино, но и в то время, когда мы вспоминаем увиденную картину, чтобы произвести сложение. В итоге происходит внешнее и внутреннее сканирование точек домино.

Кроме того, мы тренируем оба полушария нашего мозга. Известно, что правое полушарие воспринимает любое изображение в виде образа, а левое стремится найти смысл увиденного. Правое полушарие не может подсчитать, сколько точек на костяшках, и оно мгновенно отправляет запрос в левое, которое должно сложить числа и выдать быстрый ответ. В результате активизируются связи между полушариями и происходит своего рода гимнастика мозга.

Игра «Выделяем слово, слог, букву»

Эта игра представляет собой непосредственный способ восстановления центральной фиксации. Ее можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Посмотрите на строку в книге, зафиксируйте взгляд на одном слове в центре строки, закройте глаза и представьте, что вы видите это слово четче и ярче, чем остальные слова в строке. Откройте глаза. Посмотрите вновь на это слово. Затем закройте глаза, снова ярко и отчетливо представьте выбранное слово. Продолжайте работать со строчкой не менее 5 минут, добиваясь, чтобы выделенное слово казалось более ярким и отчетливым по сравнению с остальными словами в строке. Для усиления эффекта можно представить, что ваш нос продолжает кисточка. Представьте, что вы опускаете ее в черную краску и крупно пишете выбранное слово. Открыв глаза, вы наверняка более отчетливо увидите его в центре строки.

Второй этап

Добившись выделения слова, нужно усложнить задачу. Для этого выделите один слог в центре слова и повторите описанные выше действия, пока не добьетесь успеха, то есть не увидите слог более отчетливо, чем остальные. Это намного сложнее, так как соседние буквы слова будут мешать, лезть в глаза. Крайне важно проявить терпение и настойчивость. Спустя время, пусть и немалое, вам удастся зафиксировать взгляд на нескольких буквах в центре слова. Только после этого можно переходить к следующему этапу

Третий этап

Как вы уже догадались, нужно выделить одну букву в центре слова и путем описанных выше действий добиться того, чтобы она казалась более яркой и отчетливой, чем остальные. Можно добиться результата только при высокой концентрации внимания и четкой фиксации взгляда.

Четвертый этап

Нужно умудриться сконцетрировать внимание так, чтобы увидеть более отчетливо сначала верхнюю часть буквы, а затем нижнюю. Задача не из легких. Зато, если вам удастся решить ее, можете поздравить себя с тем, что вы или ваш ребенок избавились от астигматизма и восстановили центральную фиксацию.


[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Это упражнение хорошо тем, что его можно выполнять в любом месте и в любое время, лишь бы была под рукой книга или любой напечатанный текст с подходящим размером шрифта. Замечательно и то, что есть возможность тренироваться сколь угодно долго, хоть всю оставшуюся жизнь, просто уменьшая размер шрифта и меняя расстояние от глаз до текста. При этом дальнозоркие будут уменьшать это расстояние, а близорукие - увеличивать.

Дальнозорким читателям я советую сначала выделять верхние или нижние части крупных букв, а затем перейти к более мелким строчкам. Близоруким людям тоже полезно работать подобным образом, располагая текст в зоне нечеткого видения и обращая внимание сначала только на то, какой рисунок образуют на белом фоне верхние или нижние участки крупных букв. В результате вы не только увидите более четко нужные части букв, но и сможете гораздо легче прочитать строчки в проверочной таблице.

Игра «рисуем края букв»

Важно научиться обращать внимание не на текст, а на пробелы между строками.

Все основания букв состоят из точек, штрихов и дуг. Чтобы убедиться в этом, выберите строку и нарисуйте карандашом под каждой буквой точку, штрих или дугу в зависимости от того, из чего состоит основание буквы. Затем вновь прочитайте строку. Наверняка вы увидите все буквы четче.

Закройте глаза, сделайте плавные повороты головой, равномерно вдыхая и выдыхая. Выполните упражнение для следующей строки, затем быстро ее прочитайте.

Игра «лабиринт»

Работа с таблицей № 1 заключается в том, что нужно добраться по изображенному на ней большому лабиринту от пункта А до пункта Б. При этом на каждой точке нужно на 2 секунды фиксировать взгляд и при этом быстро моргать. Не торопитесь: важна не скорость, а правильность выполнения упражнения. Не расстраивайтесь, если будете периодически сбиваться с маршрута и оказываться в исходном пункте. Можно помогать себе с помощью пальца или карандаша. Главное - не забывайте фиксировать взгляд на каждой точке и моргать.

 

Для получения наилучшего результата таблицу лучше расположить в зоне нечеткого видения, чтобы линии лабиринта были слегка расплывчаты. После прохождения маршрута охватите взглядом весь лабиринт, и вы наверняка увидите его более четко. Секрет прост - фиксация на отдельных линиях и точках всегда помогает лучше увидеть крупный рисунок, который они образуют. Кроме того, многократная остановка взгляда на точках активизировала вашу макулу, а моргания помогли снять напряжение от зрительной работы.

В следующий раз идите по обратному пути - от пункта Б в пункт А. Затем можете повернуть таблицу на 90° или «вверх ногами», чтобы разнообразить выполнение упражнения. Кроме того, повороты лабиринта лишат возможности запомнить его.

Отодвигайте лабиринт на максимальное расстояние или предельно приближайте, всегда сравнивая первоначальное и конечное восприятие таблицы. Добившись четкого видения большого лабиринта, переходите к аналогичной работе с точно таким же, но уменьшенным в несколько раз рисунком, изображенным на той же таблице № 1.

Проход по маленькому лабиринту потребует значительно больше усилий от вас и ваших глаз, зато если вы освоите это упражнение, то сможете поздравить себя - дальнозоркость вам больше не грозит. Ведь если вы видите точки и полоски на рисунке, то прочитаете и текст, который, по сути, состоит из точек и полосок того же размера.

Если вы не способны прочесть без очков текст после успешного прохождения маленького лабиринта - значит вы недостаточно расслаблены и еще не научились смотреть на текст без напряжения, как на рисунок. В этом случае нужно просто поверить своим глазам и убедить себя в том, что они могут читать текст так же легко, как различать маленький лабиринт в таблице.

Итак, помните: неспособность прочесть мелкий шрифт - всего лишь признак вашего психического или физического перенапряжения.

Игра «сводим мордочки»

Для работы с таблицей № 2, называемой таблицей слияния, вам нужно вначале посмотреть на верхний ряд лиц, расположив его напротив глаз. Затем надо слегка опустить таблицу и посмотреть на любую точку вдали строго напротив глаз. Потом, продолжая фиксировать взгляд на дальней точке, быстро поднимите таблицу и посмотрите сквозь нее вдаль. В это время два лица в верхнем ряду таблицы в идеале должны слиться в одно лицо. Можно смотреть не вдаль, а на кончик носа или кончик карандаша, расположенный между вами и таблицей.

 

Если лица верхнего ряда не сливаются в одно лицо, значит, вы делаете упражнения неправильно или у вас серьезные проблемы с одним из глаз. Чаще всего мои ученики видят вместо одного лица три, что весьма удивляет их. Для меня это свидетельство наличия астигматизма. В этом случае я советую сконцентрировать внимание только на одном лице, расположенном в центре. Обведите его контур, глаза, брови, рот. Представьте, что два крайних лица не существуют. Когда лица в верхнем ряду сольются, работайте со вторым рядом, чтобы достичь той же цели - слияния всех лиц в одно.

Для усиления эффекта начните со временем сочетать работу с таблицей № 2 с «качанием насоса», которое будет описано ниже, в главе «Новые визуальные навыки».

Четыре приема снятия напряжения

Подведем итоги. Снятие психического и физического напряжения с помощью четырех приемов, разработанных У. Г. Бейтсом, - основная часть программы восстановления зрения. Это красная нить, которая должна проходить через все ваши занятия!

Упражнения, примочки, ванночки, массаж важны и необходимы, но без овладения приемами расслабления они вряд ли позволят добиться устойчивого положительного результата в работе по улучшению здоровья глаз. Поэтому не жалейте времени на выполнение пальминга, соляризации, всевозможных поворотов и перемещений, а также на работу по восстановлению центральной фиксации. Помните о важности этих приемов и обязательно включайте их в дневной график, особенно по мере возрастания напряжения и зрительного утомления.

С утра и перед сном покачайтесь, выполните пальцевые повороты и пальминг. Обязательно прибегайте к пальмингу при первых признаках усталости глаз во время зрительной работы.

При каждом удобном случае (на улице, на остановке, на даче, в парке) проводите соляризацию, заканчивая ее пальмингом, если есть возможность. И не сетуйте на отсутствие солнца или свободного времени! Каждый человек нуждается в нормальном балансе между работой и отдыхом. Чрезмерные нагрузки могут привести к стойкой депрессии, а на ее фоне развиваются многочисленные психологические и соматические заболевания!

Недостаток солнечного света - тоже не беда. В качестве примера приведу историю одной из наших соратниц. Опыт этой женщины интересен тем, что она восстановила зрение после практически полной слепоты.

У Людмилы Михайловны возникло отслоение сетчатки, и вопрос стоял ребром: нужно было или уходить на пенсию по инвалидности, или принимать срочные меры, чтобы вернуться к научной и преподавательской работе. Женщина пришла на курсы и упорно трудилась над собой и своими глазами все лето. В итоге она не просто «вернулась в строй», а в 65 лет защитила докторскую диссертацию и сейчас руководит кафедрой в одном из вузов!

Поняв необходимость соляризации (это важнейший прием при отслоении сетчатки), Людмила Михайловна умудряется делать ее в любое время года и радостно докладывает: «22 ноября 10 минут было солнце, и я им воспользовалась. 10 декабря я поймала солнце на остановке и поиграла с ним».

Конечно, моя коллега не только практикует соляризацию, а выполняет весь комплекс оздоровительных и поддерживающих процедур, несмотря на всю свою занятость. Мне было очень приятно смотреть на Людмилу Михайловну на одной из научных конференций, потому что она единственная читала текст своего доклада без очков.

 

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0