Инструктивно-методические указания по мерам профилактики расстройства зрения у детей дошкольного и школьного возраста
Содержание:
Описание
«УТВЕРЖДАЮ"
Заместитель министра здравоохранения СССР
П. Бургасов
3 октября 1968 г. № 753-68
Заместитель министра здравоохранения СССР
П. Бургасов
3 октября 1968 г. № 753-68
↑ Общие положения
Обследования состояния зрения детей показали, что зрительные расстройства (аномалии рефракции, косоглазие, амблиопия и др.) встречаются нередко у детей дошкольного и школьного возраста. Особенно большое распространение в школьном возрасте имеет близорукость, что связано со значительной нагрузкой на фоне еще незаконченного развития органа зрения.
Для предупреждения расстройств зрения у детей необходимо своевременное, начиная с раннего возраста, проведение комплекса профилактических мероприятий — гигиенических, и офтальмологических. Только совместное их осуществление будет способствовать профилактике зрительных расстройств у детей.
В настоящих указаниях изложены основные гигиенические рекомендации, связанные с охраной зрения детей. Они включают широкий комплекс гигиенических мероприятий: организацию правильного режима дня и особенно занятий; выполнение гигиенических требований к освещению детских учреждений, рабочих мест в школе и дома, к предметам оборудования и к посадке детей во время занятии и игр; обеспечение условий гигиены зрения при трудовом обучении.
↑ I. Гигиенические требования к режиму дня и учебных занятий
Правильный режим дня и организация занятий в детских дошкольных учреждениях, в школе и дома имеют важное значение для сохранения зрения у детей и предполагают соблюдение определенной длительности занятий, рациональное построение их, чередование зрительной работы с другими видами деятельности и отдыхом.
В младших группах детского сада, продолжительность каждого вида занятий (рисование, вышивание, лепка и др.), не должны превышать 10—15 минут.
В старшей и подготовительной группах занятия, связанные с напряжением зрения, не должны превышать 20 минут с перерывом между ними в 5—10 минут.
Содержание первого и второго занятия должно быть различным. Желательно, чтобы второе занятие было физкультурное или музыкальное. Такое сочетание занятий оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние организма детей и в том числе на их зрение. Особое значение это имеет для детей с аномалией рефракции, амблиопией и нарушением бинокулярного зрения. Очень важно также между двумя занятиями и по их окончании расслаблять аккомодационную мышцу глаза, для чего детям следует рекомендовать подойти к окну и в течение некоторого времени смотреть вдаль.
В школьном возрасте особенно важным для охраны зрения детей является:
- Соблюдение продолжительности учебных занятий учащимися различных классов в соответствии с утвержденным учебным планом.
Длительность учебных занятий (в чacax) дома для учащихся 1 классов не должна превышать 1,0; 2—3 классов — 1,5; 4 классов — 2,0; 5—6—7 классов — 2,0—2,5; 8—9—10 классов — 3,0.
При этом после каждого часа приготовления уроков рекомендуется перерыв в 5—10 минут. - Соблюдение установленной продолжительности уроков и перемен, не допуская удлинения первых и сокращения последних. Чтение книг и подготовка к последующим занятиям не должны иметь место во время перемены. Перемены должны преимущественно носить активный характер.
Большую перемену следует проводить на открытом воздухе, т. к. наблюдения показали, что после двадцатиминутной перемены, проведенной на школьном участке, восстанавливаются показатели зрительных функций, сниженные под влиянием уроков. - Равномерное и гигиенически рациональное распределение учебной нагрузки в течение каждого учебного дня и всей учебной недели, для чего:
- уроки по более трудным предметам и требующие большого зрительного напряжения (математика, русский, черчение, иностранный язык) включать в расписание в часы наиболее высокой работоспособности (2—3—4 уроки) и чередовать их с уроками, связанными с меньшим зрительным напряжением;
- по возможности не сосредотачивать в один день уроки, требующие большого зрительного напряжения и большой домашней подготовки;
- ограничивать число сдвоенных уроков; последние могут быть допущены по физике и химии при проведении лабораторных занятий, занятий по труду и в старших классах при проведении контрольных работ.
- уроки по более трудным предметам и требующие большого зрительного напряжения (математика, русский, черчение, иностранный язык) включать в расписание в часы наиболее высокой работоспособности (2—3—4 уроки) и чередовать их с уроками, связанными с меньшим зрительным напряжением;
- Для уменьшения общего и зрительного утомления один раз в течение учебного дня (на 3—4 уроке) производить физкультпаузу длительностью oт 3 до 5 минут.
- В целях соблюдения установленного режима дня, а также для уменьшения дополнительного зрительного напряжения необходимо:
- для учащихся, занимающихся в школе в первую смену, начинать приготовление уроков после обеда и прогулки длительностью не менее одного часа; для учащихся, занимающихся в школе во вторую смену, приготовление уроков проводить в утренние часы, при этом следует до ухода в школу не менее одного часа погулять;
- ограничить просмотр телевизионных передач (один раз в неделю для младших школьников и два раза в неделю для старших); смотреть телевизионные передачи не в темной комнате, а в освещенной либо общим светом, либо местным источником света, установленном позади зрителя; экран телевизора должен быть установлен на расстоянии 2—3 метров oт зрителей и на уровне их глаз.
- для учащихся, занимающихся в школе в первую смену, начинать приготовление уроков после обеда и прогулки длительностью не менее одного часа; для учащихся, занимающихся в школе во вторую смену, приготовление уроков проводить в утренние часы, при этом следует до ухода в школу не менее одного часа погулять;
↑ II. Гигиенические требования к освещению
Для нормальной деятельности органа зрения, предупреждения его расстройств, а также для общего состояния детского организма имеет большое значение рациональное освещение детских учреждений — достаточное по уровню и хорошее по качеству.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
↑ Естественное освещение
Условия естественного освещения в зданиях детских учреждений и школ, как известно, определяются многими нормативными показателями, в первую очередь, правильным расположением здания на участке, ориентацией основных его помещений, достаточным коэффициентом естественной освещенности, световым коэффициентом, конфигурацией помещения, коэффициентом заглубления и др.
Обеспечение правильности этих показаний предусматривается в процессе предупредительного санитарного надзора при строительстве детских учреждений в соответствии со строительными нормами и правилами. «Детские ясли — сад. Нормы проектирования» СНиП II-Л. 3—62 и «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» СНиП II-Л. 4—62.
Помимо этого хорошее естественное освещение в помещениях детских учреждений и школ и более равномерное распределение его в основных помещениях, можно обеспечить если:
- содержать в чистоте оконные стекла: регулярно (один раз в неделю в детских яслях и садах и один раз в месяц в школах) мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны, не менее трех раз в год снаружи (в школах — перед началом учебного года, во время зимних и весенних каникул).
- не допускать замазывания белой краской оконных стекол;
- не закрывать занавесками и шторами окна основных помещений детских яслей-садов и учебных помещений, особенно верхней части окна. Для декоративных целей рекомендуется их располагать по краям оконного проема, таким образом, чтобы занавески только на 10—15 см заходили за его края.
Применять для затемнения кабинетов в учебных целях специальные конструкции штор, дающие возможность поднимать их вверх.
- не ставить комнатные цветы и различные растения на подоконники в детских помещениях и классах. В детских учреждениях их нужно располагать возле окон на специальных этажерках с полочками, или помещать в простенках между окнами на полу, а в школах — в коридорах-рекреациях;
- ширина и толщина оконных рам и переплетов будет максимально уменьшена;
- окрашивать наружное фасады близрасположенных зданий, затеняющих свет, в светлые цвета;
- Не допускать затемнения окон деревьями. Сажать высокие деревья можно на расстояние тройной высоты их от здания, но не ближе 10 м, регулярно подстригать их кроны и боковые ветки;
- окрашивать стены, панели, двери, оконные переплеты, а также, оборудование детских дошкольных учреждений и школ (столы, стулья, шкафы, крышки парт, столов) в светлые теплые тона с матовой поверхностью (во избежании блесткости), дающие наибольший коэффициент отражения.
↑ Искусственное освещение
В детских дошкольных учреждениях и в учебных помещениях школ следует применять систему общего освещения; в качестве источников света могут быть использованы люминесцентные лампы и лампы накаливания, установленные в соответствующие осветительные арматуры. Применение незащищенных, «голых» ламп не допускается. Предпочтение следует отдавать люминесцентным лампам.
При организации искусственного освещения исходят из гигиенических нормативов и требования СНиПа, согласно которым наименьшая освещенность основных помещений искусственным светом, выраженная в лк (люксах) должна быть: в групповых, игральных, столовых, зале для музыкальных и гимнастических занятий при люминесцентных лампах — 200 лк; при лампах накаливания—100; в классных комнатах, учебных кабинетах, лабораториях, аудиториях, мастерских и т. д. при люминесцентных лампах — 300 лк; при лампах накаливания—150.
Для поддержания постоянного уровня, искусственного освещения лампы должны заменяться по окончанию их номинального срока горения, не дожидаясь почернения колбы пли перегорания нити лампы (срок службы электрических ламп накаливания— 1000 часов, люминесцентных ламп — 5000 часов).
Замену ламп следует осуществлять лампами предусмотренной проектом мощности и регулярно; не реже двух раз в месяц очищать осветительную арматуру и лампы от загрязнения.
Для обеспечения достаточного уровня освещенности в течение всего дня, необходимо следить за своевременным включением искусственного освещения, особенно в осенне-зимние месяцы (октябрь, ноябрь, декабрь, январь).
Следует предусматривать раздельное включение светильников по рядам парт, что позволит осветить в первую очередь третий ряд парт, наиболее удаленный от окон.
Целесообразно устройство фотоэлектрического реле для автоматического включения искусственного освещения.
↑ Освещение лампами накаливания
Создание равномерного освещения в дошкольных Учреждениях и в учебных помещениях школ и тем самым ограничение блесткости, обеспечивается применением светильников полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения.
Наилучшим светильником такого типа, отвечающим гигиеническим требованиям, является кольцевой светильник (СК-300), состоящий из пяти экранирующих колец; колба лампы снизу прикрыта силикатным стеклом. Обязательным условием при использовании этого типа светильников является включение только 300 ватных ламп. В виде исключения можно применять молочные шары.
Нормируемый уровень освещенности (100 лк) в групповой комнате детского сада площадью в 62 м2 обеспечивается шестью светильниками СК-300. Общая электромощность при этом будет составлять 1.800 вт, а удельная электромощность* 30 вт на 1 m2 площади пола. В случае применения молочных шаров количество электроточек должно быть увеличено до восьми.
*необходимое количество ватт на 1 м2 площади пола
Равномерность освещения создается размещением световых точек в два ряда по три (светильники СК-300) или четыре (молочные шары) в каждом ряду; расстояние от наружной и внутренней стен до рядов светильников 1,5 м, а между двумя рядами — 3,0 м.
Создание на рабочей поверхности парт, столов и на классной доске освещенности в 150 лк, в типовом классе площадью в 50 м2 обеспечивается 7 или 8 кольцевыми светильниками с лампами накаливания мощностью по 300 вт (7 —при напряжении в сети равном 127 вольт, 8 — при напряжении в сети равном 220 вольт). Общая установленная мощность таким образом составит 2100—2400 вт; удельная мощность на 1 м2 площади пола 42—48 вт. В случае применения молочных шаров количество светильников должно быть увеличено до 10-ти.
Во всех учебных помещениях школ светильники должны размещаться двумя рядами, параллельно линии окон.
В целях равномерного распределения света по ширине и длине типового класса следует предусмотреть следующие расстояния: по ширине класса 1,3 м от светонесущей стены и 1,5 м от внутренней стены до рядов светильников, и 3,3 м между рядами светильников; по длине класса— 1,2 м от классной доски до первых трех светильников, по 2,65 м между вторым и третьим светильником и 1,6 м от третьего ряда светильников до задней стены класса.
↑ Освещение люминесцентными лампами
Люминесцентное освещение позволяет создать больший зрительный комфорт — высокие уровни освещенности при меньшем расходе электрической энергии и более благоприятное соотношение яркости в поле зрения учащихся при отсутствии прямой и отраженной блесткости.
В качестве источников света для освещения учебных помещений школ, а также игровых детских яслей и садов рекомендуются люминесцентные лампы белого (ЛБ) или тепло-белого (ЛТБ) света, которые оказывают наиболее благоприятное воздействие на зрительные функции.
Для освещения детских учреждений и школ люминесцентными лампами следует применять светильники рассеянного света. Можно рекомендовать светильники типа ШОД (школьный общего освещения диффузный), подвесной, открытый сверху, с экранирующими металлическими решетками и рассеевателем из органического стекла, который рассчитан на две люминесцентные лампы по 40 или 30 вт.
При оборудовании групповой детского сада для создания формируемого уровня освещенности в 200 лк общая электромощность должна составлять 900 вт, и, следовательно, удельная электромощность —15 вт/м2. Светильники размещаются в два ряда по потолку, либо в виде буквы «П».
Для создания на рабочей поверхности парт, столов и на классной доске освещенности в 300 лк, в типовом классе площадью в 50 м2, следует предусмотреть 14 светильников. Двенадцать для общего освещения класса, расположенных в две линии по 6 светильников в каждой линии. Расстояние от внутренней до наружной стены по 1,5 м и между двумя линиями светильников — 3,0 м. Для местного освещения классной доски устанавливаются два зеркальных светильника (КД-I-40) с одной 40-ватной лампой в каждом, расположенных выше верхнего Края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Таким образом общая электромощность на класс составляет 1.040 вт. Удельная мощность —20 вт на 1 м2 площади пола.
Светильники с люминесцентными лампами должны укомплектовываться пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с пониженным уровнем шума.
При устройстве люминесцентного освещения должно быть обеспечено полное устранение стробоскопического эффекта, что достигается включением люминесцентных ламп на 3 фазы переменного тока.
В спальных комнатах детских яслей, садов и интернатов следует применять светильники полностью перекрытые снизу светорассеивающим молочным стеклом. Особенно необходима установка таких светильников в спальных детских яслей.
↑ III. Гигиенические требования к предметам оборудования и посадке детей
Правильная посадка (поза) детей во время занятий не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение правильной осанки и искривление позвоночника, но и способствует сохранение зрения.
Для обеспечения правильной рабочей позы большое значение имеет мебель, соответствующая ростовым и возрастным особенностям детей.
В каждом детском учреждении и в школе должна иметься мебель всех номеров (каждый номер мебели: столы, стулья, парты соответствуют определенному росту детей). Для удобства подбора, мебель маркируется, т. е. на наружной поверхности парты или стола, или на внутренней поверхности сидения стула имеется фабричный номер.
Такая же маркировка столов и стульев проводится и в детских учреждениях, гак как, в зависимости or режимных процессов, детская мебель в течение дня несколько раз передвигается по игровой, для того, чтобы дети сами смогли отыскать свой стол и стул и чтобы персонал имел возможность легко проконтролировать правильно ли скомплектованы столы и стулья, следует нанести на ножки столов и соответствующих им стульев цветные полосочки (для каждого номера свой цвет полосочки).
В игровых мебель следует расставлять в самой светлой их части, ближе к светонесущей стене. В старших дошкольных группах двухместные столы для занятий расстанавливаются в два параллельных ряда на расстоянии 0,5 м от окон, таким образом, чтобы свет падал слева. Надо следить за тем, чтобы дети во время занятий не сидели спиной к свету. В классе парты ставятся в три ряда, параллельных окнам и также должны быть обеспечены левосторонним освещением. Расстояние первого ряда парт до окна должно быть не менее 0,5 м; это создает равномерность освещения первого ряда парт.
При размещении школьников за партами и столами очень важно учитывать и другие факторы:
- школьников с пониженным зрением надо усаживать за передние парты (столы), находящиеся у окна. В этом случае парты (столы) должны быть поставлены в классе независимо от их размеров. Рассаживание таких учащихся у простенков между окнами следует также избегать, так как освещенность здесь ниже, следовательно и условия для зрительной работы хуже;
- детей с недостатками зрения желательно сажать только в первый от окна ряд и не дальше второго ряда;
- при хорошей коррекции остроты зрения очками учащимся разрешается сидеть за любой партой (столом).
Кроме обеспечения детей мебелью в соответствии с ростом, не менее важно наблюдение воспитателя, педагога за правильной посадкой.
Классные доски могут быть черными в кабинетах черчения и рисования, а в классах коричневыми, лучше зелеными.
Поверхность их ни в коем случае нельзя покрывать лаком. Она должна быть матовой, не отсвечивать, гладкой, без царапин и трещин. Доски следует красить не реже двух раз в год. Блеск поверхности доски можно уничтожить протиранием их раствором нашатырного спирта (одна столовая ложка на 1 стакан воды).
Мел для письма на доске должен быть хорошего качества, чтобы обеспечить четкость букв и других знаков; мел не должен ломаться и крошиться, он должен быть мягким. Поэтому лучше пользоваться не кусковым мелом, а «мелками». Для того, чтобы дети лучше воспринимали нарисованные на доске схемы, рекомендуется пользоваться цветными мелками.
↑ IV. Гигиена зрения детей при трудовом обучении
Особое значение в связи с гигиеной зрения и профилактикой глазного травматизма приобретает организация рабочего места школьника при трудовом обучении, в связи с тем, что у подростков не сформировались трудовые навыки, недостаточная координация движений, отсутствуют точности зрительных восприятий. Поэтому важно при работе обеспечить правильную позу учащихся, хорошие условия освещения, свободу движений, соответствие характера выполняемой работы возрастным возможностям детей.
Для профилактики нарушения зрения у школьников в связи с трудовым обучением необходимо соблюдать следующие мероприятия:
- работа с книгой, бумагой и другими материалами в классных помещениях должна проводиться за столами, за партами, что позволяет выдержать наиболее благоприятное расстояние от глаз до предметов;
- при обучении учащихся начальных классов и дошкольников ручному шитью рекомендуется пользоваться иглами с большими ушками (штопальными). Применяя для шитья темную материю, надо пользоваться нитками светлых тонов и наоборот. Это увеличивает контраст между объектом и фоном и меньше утомляет зрение. На уроках ручного труда можно пользоваться ножницами только с закругленными концами.
- для устранения длительного зрительного напряжения необходимо чередовать различные виды работы (шитье, раскрой, зарисовки);
- при обучении вышиванию следует пользоваться трафаретами или канвой с крупными клетками и нитками предпочтительно желто-зеленых тонов.
↑ V. Некоторые санитарно-гигиенические требования к школьным мастерским
Санитарно-гигиенические требования к школьным мастерским предусматривают создание благоприятных условий для работы. Поэтому соблюдение этих правил имеет большое значение для профилактики зрительных расстройств, уменьшения опасности повреждений и профессиональных заболеваний глаз у школьников.
↑ Размещение оборудования
Столярные верстаки рекомендуется устанавливать перпендикулярно к светонесущей стене в два ряда или под углом 30—45° на расстоянии не менее 0,4 м от стены. Это обеспечивает наиболее благоприятное естественное освещение слева н спереди. Расстояние между двумя столярными верстаками принимают равным 0,8 м, а между их рядами 1,2 м.
Расстояние между рядами слесарного верстака рекомендуется выдерживать в 1 м. Свет спереди слепит, мешает работе.
Ножные машины в швейных мастерских устанавливаются перпендикулярно к окнам в один или два ряда так, чтобы свет на них падал с левой стороны от работающего.
Для сохранения правильной позы учащегося во время работы и, следовательно, уменьшения зрительного утомления, необходимо, чтобы оборудование мастерских соответствовало росту учащихся.
Каждое рабочее место необходимо снабжать сиденьями, имеющими пояснично-крестцовую опору и возможность изменить высоту.
Инструменты, используемые учащимися во время работы по своему весу и размерам должны соответствовать возрасту детей.
↑ Освещение учебных мастерских
Все учебные мастерские должны иметь прямое естественное освещение. Минимальное значение КЕО в учебных мастерских с боковым освещением должно быть не менее 1,5%.
Рациональная окраска верстаков, тисков и защитных Сеток способствует повышению зрительной и общей работоспособности учащихся, Поэтому для слесарных мастерских рекомендуется светло-зеленая окраска верстаков и желтая окраска защитных сеток с коэффициентом отражения не менее 45%.
Искусственное освещение мастерских должно устанавливаться в виде: а) общего освещения или б) комбинированного освещения (общего и местного). Применение одного местного освещения не допускается.
В мастерских по обработке металла и дерева значение величины освещенности от общего освещения, создаваемое искусственными источниками света должно быть не менее 150 лк при применении светильников с лампами накаливания и 300 лк при применении светильников с люминесцентными лампами. В швейных мастерских —200 лк при применений светильников с лампами накаливания и 400 лк с люминесцентными лампами.
Для общего освещения можно применять светильники прямого, отраженного и полуотраженного света с защитным углом от 10 до 30°. Источники местного освещения должны иметь защитный угол не менее 30° и отражатель из непросвечивающего материала.
В светильниках следует устанавливать лампы белого света (типа ЛБ), а там, где требуется различение цветов — лампы дневного света (ЛД), Светильники следует устанавливать в два ряда сплошными линиями. С расстояниями между рядами. 3 м. Для создания рабочей поверхности освещенности в 300 лк удельная электромощность должна составить 17 вт на 1 м2 площади пола.
Для местного освещения могут быть использованы светильники с люминесцентными лампами, или типа «Альфа», с электрическими лампами низкого напряжения (25—40 вт). Мощность ламп должна соответствовать размерам светильников Светильники при помощи шарнирных или раздвижных кронштейнов укрепляются непосредственно на станке или на стене около станка таким образом, чтобы свет падал на рабочее место, а глаза работающего были защищены от ослепления их нитью ламп накаливания.
↑ VI. Защита органа зрения
Наряду с предупреждением развития аномалий рефракции большое значение имеет профилактика травм.
Во избежание ранения глаз работа должна проводиться только на исправленных станках с исправленными инструментами.
Для защиты глаз от повреждения их стружкой или мелкими осколками при обработке металла и дерева в школьных мастерских обязательно применение различных защитных приспособлений.
Защитные приспособления (экраны, сетки, щиты и др.) укрепляют прямо на стенах. В этом случае защита глаз осуществляется без непосредственного участия работающего
Эффективными защитными средствами являются приспособления, предназначенные для улавливания и отведения стружки, в частности, стружкоотводчики МИОТ-1 и МИОТ-2, разработанные Всесоюзным научно-исследовательским институтом Охраны труда ВЦСПС.
Средствами индивидуальной защиты глаз от отлетающих осколков являются защитные очки, которыми учащиеся должны систематически пользоваться при работах на металлорежущих станках (фрезерном, точильном, шлифовальном).
Существуют два типа защитных очков: открытые и закрытые (см. ГОСТ 9802-61; в соответствии с этим ГОСТом промышленностью выпускаются очки под номерами С-11, С-15, С-6 и другие).
Очки открытого типа предохраняют глаза от осколков, летящих спереди. Ими можно пользоваться при работах на токарном, фрезерном, строгальном, шлифовальном и других ме-таллорежущих станках, а также при работе зубилом или крейцмесселем по чугуну, бронзе и другим хрупким материалам.
Для работы в школьных мастерских рекомендуется пользоваться защитными очками в капроновой оправе с боковыми щитками и без щитков (С-11), специально разработанными для учащихся школ Государственным научно-исследовательским институтом глазных болезней им. Гельмгольца и Всесоюзным научно-исследовательским институтом охраны труда. ВЦСПС. Эти очки удобны, легки. Очки, имеющие боковые щетки, защищают глаза от повреждений осколками, летящими не только спереди, но и с боков.
При рубке металла вручную или с применением пневматического инструмента осколки могут лететь с большой силой в разные стороны. В таких случаях рекомендуется применять очки закрытого типа (С-33, С-15). Благодаря устройству оправы, прилегающей к лицу, они защищают глаза со всех сторон.
Во время посевных и уборочных работ следует применять так называемые сельскохозяйственные очки (С-5, С-6), предназначенные для защиты глаз от ветра, пыли, соломы, остей злаков.
Защитные очки удобны, если они правильно подобраны: величина их должна соответствовать размерам лица, расстоянию между центрами стекол — расстоянию между центрами зрачков. Заушники должны иметь соответствующую длину.
Очки следует содержать в чистоте. После работы стекла и оправу очков необходимо протереть кусочком чистой материи, например фланели и уложить в коробку или специальный футляр. Не следует оставлять очки в открытом виде на рабочем столе, станке. При появлении царапин на стеклах, последние необходимо заменить новыми. Снимая очки, учащиеся должны закрыть глаза, чтобы в них не попали частицы пыли, случайно застрявшие в оправе.
Уборка рабочего места от металлических, древесных опилок и стружек производится специальными щетками. Категорически запрещается сдувать опилки или сметать их руками.
↑ VII. Первая доврачебная помощь при травмах глаз
В каждой мастерской должна быть аптечка для оказания первой помощи при ранениях, в том числе и при травмах глаз.
Первая помощь при ранениях глаз заключается в наложении чисто вымытыми руками марлевой стерильной повязки на поврежденный глаз. Для повязки следует использовать стерильный материал, имеющийся в индивидуальном пакете аптечки. Поврежденный глаз нельзя трогать руками, не следует пытаться вытаскивать торчащие из глаза осколки или соринки.
При ожогах глаз известью или другими химическими веществами необходимо немедленно промыть глаз струей чистой водопроводной воды с целью удаления попавших в конъюнктивальный мешок веществ. Промывание должно быть обильным и длительным.
После наложения повязки при механических повреждениях и после промывания глаз при ожогах учащийся должен быть немедленно направлен к специалисту в сопровождении медицинского работника или взрослого человека.
При организации и проведении мероприятий по профилактике расстройств зрения у детей дошкольного и школьного возраста следует руководствоваться:
- Строительными нормами и правилами — СНиП II-Л. 3—62 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования».
- Строительными нормами и правилами —СНиП II-Л. 4—62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования».
- «Санитарными правилами содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов», утвержденными Государственным санитарным инспектором СССР 22 мая 1962 г. № 397—62.
- «Временными санитарными правилами организации и содержания учебных цехов, участков и пролетов, школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских», утвержденных Государственной Санитарной инспекцией СССР 16 июля 1963 г. № 445—63.
- «Инструктивно-методическим письмом о пользовании учебной мебелью», утвержденным Заместителем Главного Санитарного врача СССР 17.7.64 г. № 486—64.
---
Статья из книги: Инструктивно-методические указания по мерам профилактики расстройства зрения у детей дошкольного и школьного возраста
Комментариев 1