Средства оптической помощи слабовидящим при работе вблизи

+ -
+5
Средства оптической помощи слабовидящим при работе вблизи

Описание

Среди увеличительных средств, используемых для улучшения зрения вблизи, различают очки-гиперокуляры, лупы разной мощности и конструкции, телескопические очки, телемикроскопы, телевизионные увеличительные приборы (телелупы), эпи - и диапроекторы, дисплеи для слабовидящих.

Очки-гиперокуляры представляют собой очки с положительными сфери - или сфероцилиндрическими и являются одним из основных средств помощи детям с низкой остротой зрения. Очки могут использоваться с накладными, ручными и опорными лупами, с контактными линзами. По назначению они подразделяются на очки-гиперокуляры монокулярного применения (с оптической силой добавочной линзы до +20,0 дптр) и гиперокуляры бинокулярного применения (оптическая сила добавочной линзы до +10,0 дптр).?

Принято считать, что псе очки, имеющие добавочную линзу для работы вблизи более +3,0 дптр, являются гипокулярами.

Показаниями к назначению очков – гиперокуляров монокулярного применения являются: острота зрения лучше видящего глаза с коррекцией не ниже 0,05, рефракция лучше видящего глаза (гиперметропия не выше 14,0— 15,0 дптр), сужение поля зрения лучше видящего глаза не более чем на 15° от точки фиксации, наличие абсолютной скотомы величиной не более 25—30°, необходимость обеспечения увеличения не более чем в 5 раз, монокулярный характер зрения.

Очки-гиперокуляры бинокулярного действия назначали для создания увеличения до 2,5, при наличии бинокулярного зрения, остроте зрения вдаль не ниже 0,1—0,12 на лучше видящем глазу, при разнице в остроте зрения на двух глазах не более чем в 1,5 раза, при анизометропии не более 2,0 дптр, при эмметропии, гиперметропии слабой или средней степени, астигматизме не более 3,0 дптр. Величина абсолютной скотомы при бинокулярном наблюдении не должна превышать 20°.

Увеличение изображения обеспечивается за счет приближения объекта к глазу в условиях его четкого видения одним или двумя глазами и определяется по силе очковой линзы гиперокуляра: М = D/4, ще М — видимое увеличение гиперокуляра, D — оптическая сила линзы.

В очках-гиперокулярах бинокулярного применения для облегчения конвергенции используют призмы основанием к носу. Такие очки получили название сферопризматических очков - гиперокуляров. Призматическое действие линз измеряют в призме иных диоптриях (пр. дптр, рr D). Призма силой 1 пр. дптр отклоняет изображение объекта, находящегося на расстоянии 1 м, на 1 см в сторону ее основания. Приближенно считают, что отклоняющее действие призмы в призменных диоптриях вдвое меньше, чем в градусах (1 пр. дптр = 0,5°). Призматического эффекта можно также добиться с помощью децентрации положительных линз к носу, поскольку направление основания призмы обращено в сторону смещения центра. Отклоняющее действие центрированных линз рассчитывают по формуле р = С х R, где р — призматическое действие линзы, пр. дптр; С — величина смещения оптического центра линзы, см; R — рефракция линзы, дптр.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Значительное призматическое действие при децентрации линз достигается с линзами высоких рефракций. При децентрации сфероцилиндрических линз учитывают величину не только сферического и астигматического компонента, но и положение оси цилиндра.

Дети и подростки при сохранной аккомодации используют ее при чтении и приближают книгу к глазу, что требует больших затрат конвергенции и больших призменных диоптрий для ее разгрузки. Величина аккомодации и конвергенции имеет индивидуальные различия у детей разного возраста с разной патологией органа зрения и с разным состоянием мышечного баланса. При назначении гиперокуляров бинокулярного применения используют показатели объема абсолютной аккомодации ребенка, ближайшей точки конвергенции (последняя не должна быть дальше 10 см) и состояние фории. Данные ОАА учитывают при расчете необходимого для чтения увеличения («диоптрийная добавка»), который проводят по описанной выше методике с расстояния 25 см. С целью подключения собственной аккомода-: работе силу сферической «добавки» уменьшают на половину величины объема аккомодации. Таким образом, окончательное значение корригирующей линзы определяют по формуле: D = Dа + Dd - А/2, где D - сила линзы в очках-гиперокулярах, дптр; — сила линзы, корригирующей аметропию, дптр; Dd — сила линзы, дающей увеличение для чтения необходимого шрифта, «диоптрийная добавка», дптр; А — объем абсолютной аккомодации, дптр.

Для определения призматической компенсации с помощью прибора для исследования остроты зрения вблизи и призмснного компенсатора производат измерение фории для определения знака и величины гетерофории. Полученную величину призматическойкомпенсации затем равномерно распределяют на два глаза с помощью призм основанием к носу. Отличие определения гетерофории при слабовидении состоит в том, что в пробной оправе находятся подобранные по описанной выше формуле линзы, а расстояние от линз до тестовой платы соответствует фокусному расстоянию Dd.

Сферопризматические очки-гиперокуляры чаще назначают детям с патологией сетчатки и зрительного нерпа,тех случаях, когда нельзя достичь удовлетворительного результата для чтения, очки применяют для письма, а при чтении дополнительно используют опорную или накладную лупу, обеспечивающую бинокулярное наблюдение. У подростков иногда применяют бифокальные очки с разницей рефракций верхнего и нижнего сегмента более +2,0—3,0 дптр.

Лупы. Более широкие показания к применению у слабовидящих школьников имеют лупы: их используют при остроте зрения от 0,01 до 0,3—0,4, границах поля зрения (при отсутствии центральной скотомы) в радиусе не менее 10—15° от центра, при центральной скотоме величиной не более 30°.

По техническому решению лупы подразделяют на ручные, опорные, накладные, фиксированные, специальные, стационарные, комбинированные, складные, карманные, по степени увеличения — на лупы малой (увеличение до 3), средней (до 6) и большой (более 6) мощности, по качеству материала, из которой выполнена линза пупы, — на стеклянные н пластмассовые. Лупы различают по массе, форме и диаметру линзы, по наличию подсвета и другим параметрам. В России производят несколько десятков линз, в мире их насчитывается несколько сотен разных видов. Для подбора луп используют различные наборы; большой номенклатурой выпускаемых наборов отличаются фирмы «Еschembach» (Германия) и «Кееlеr» (Великобритания); в нашей стране для подбора луп серийно выпущен набор НКС-2.

Широкая номенклатура ручных и карманных луп (выпускаются с увеличением от 1,25 до 10) объясняется легкостью фокусировки и удобством работы при коррекции аметропии контактными или очковыми линзами. Для увеличения глубины резкости и снижения аберраций по периферии лупы располагают от объекта на расстоянии меньше фокусного. При этом через линзу выходит расходящийся пучок лучей, требующий для фокусировки изображения определенного запаса аккомодации. Лупу удерживают в руке, сохраняя рабочее расстояние, что неудобно при продолжительной зрительной работе.

Опорные лупы детям рекомендуют чаще, особенно при возрастании объема изучаемого материала; выпускаются лупы двух типов; с фиксированным и регулируемым фокусным расстоянием. При расположении линзы на фокусном расстоянии выходящий через нее параллельный пучок лучей хорошо воспринимается детьми с афакией, с ослабленной аккомодацией, в очках для дали. Значительно чаще в лупах линза находится на расстоянии меньше фокусного, через нее выходит расходящийся пучок лучей, требующий для фокусировки 2—3 дптр аккомодации. Более удобны лупы с регулируемым положением линзы, их можно использовать при аметропии с коррекцией и без нее. Опорные лупы небольшой мощности используют при письме.

Накладные лупы по конструктивному решению могут быть строчными и полусферическими, однолинзовыми и комбинированными. Они обеспечивают небольшое увеличение, одна линза создает увеличение не более 2—2,5; комбинированные лупы, состоящие из двух линз (одна над другой), формируют увеличение до 4—5. Несмотря на небольшое увеличение и использование только при работе с плоской поверхностъю (книга), лупы имеют ряд достоинств: не требуют фокусировки, не изменяют степень увеличения, способны повышать освещенность текста, наблюдение всегда бинокулярное и на достаточном расстоянии. Полусферическая лупа создает равномерное увеличение в двух перпендикулярных направлениях, поэтому особенно эффективна при дефектах поля зрения. Строчные лупы увеличивают буквы только в одном направлении, обеспечивая постоянство длины строки;«вытянутые» буквы лучше распознаются детьми с нистагмом и суженным полем зрения.

Удобны специальные лупы с креплением на очковой оправе, которые располагаются перед одним глазом или би-нокулярно. При бинокулярной коррекции применяют линзы с увеличением не более 2,5—3, монокулярно — с увеличением до 6—8. Размещая лупу на очках для дали или для близи и изменяя таким образом как общее увеличение, так и рабочее расстояние, ее можно использовать для различных видов работ вблизи.

Телескопические очки для близи, в которых применяются телескопы галилеевского типа, у детей не используются из-за их значительных габаритов и массы, неэстетичного внешнего вида, неудобства использования во время уроков. Ранее телескопическую коррекцию осуществляли только для лучше видящего глаза, в настоящее время фирмы «Еschembach» (Германия), «Кееlеr» (Великобритания), «Selsi» (Япония) выпускают очки бинокулярного пользования: на оправе располагают под углом два фокусируемых телескопа и, изменяя расстояние между ними, осуществляют адекватную конвергенцию зрительных линий на объект фиксации.

Подобные телескопические очки выпускает ОАО «Красногорский завод им. Зверева».

Телемикроскопы состоят из афокального телескопа галилеевского или кеплеровского типа с увеличением от 3 до 8, па объективе которого размещают линзу от +10,0 до +24,0 дптр; опорным элементом служит полупрозрачная подставка. Общее увеличение телемикроскопа может достигать 30—36 и зависит от увеличении телескопа и оптической силы дополнительной линзы. Телемикроскопы могут быть рекомендованы детям при резко сниженной остроте зрения.

Следующим средством, используемым в школах для слабовидящих, являются телевизионные увеличительные приборы. По способу эксплуатации «телелупы» подразделяют на приборы индивидуального и коллективного пользования. В последнем варианте к прибору подключают не один, а несколько мониторов, для каждого ученика; пульт управления и телевизионную камеру размещают на столе преподавателя. В конструктивном решении телевизионных увеличителей индивидуального пользования выделяют два варианта: в первом, более упрощенном, применяется подвижная телевизионная камера, которую располагают на книге и вручную передвигают при чтении; с помощью блока управления изображение передается на монитор. Увеличение зависит от оптической системы телевизионной камеры и размера телевизора-монитора. Другая конструкция предусматривает неподвижную малогабаритную камеру, размещенную над подвижным столиком, перемещаемым в горизонтальной и сагиттальной плоскости; пространство между камерой и столиком используется не только для чтения, но и для письма, рисования, ручных работ. Увеличение зависит от размера монитора и меняется с помощью объектива телекамеры.

Телевизионные увеличители для слабовидящих индивидуального пользования в нашей стране выпускаются небольшими партиями с 1975 г., широкое внедрение ограничивает их высокая стоимость. Приборы создают большой диапазон увеличений (от 5 до 40), самый большой размер видимого поля при больших увеличениях, возможность плавного изменения угловых размеров буквенного знака путем изменения двух величин: линейного увеличения и рабочего расстояния, что имеет значение для детей с разной остротой зрения. При работе можно использовать контактную и очковую коррекцию, с вето поглощающие фильтры, соблюдать правильную осанку, эксцентричную фиксацию взора, наблюдать монитор бинокулярно, подключая к чтению хуже видящий глаз. В ряде приборов имеется устройство для выделения одной-двух строк из текста, что важно для детей с нистагмом и с дефектами поля зрения, затрудняющими перевод взора со строки на строку. Инверсия изображения букв, регулируемая яркость обеспечивают комфортные условия как для детей с фотофобией, так и для нуждающихся в повышенных уровнях яркости. В отличие от оптических увеличителей телевизионный прибор может усилить контраст, позволяя читать слабоконтрастные тексты и очень мелкие шрифты, имеет значительно меньше аберраций и других искажений, присущих оптическим приборам, стабильное расстояние и четкую фокусировку.

Телевизионные увеличители рекомендуются детям с остротой зрения от 0,01 до 0,1—0,12. Изучение скорости чтения с оптическими и телевизионными увеличителями при равных увеличениях показало, что при остроте зрения ниже 0,1 скорость чтения выше при пользовании телевизионным увеличителем, при остроте зрения выше 0,1 эффективнее применение оптических приборов. Это обусловлено техническими особенностями телевизионного прибора: при увеличении скорости движения строки происходит ее «размыв» по периферии экрана монитора. Ограничивают скорость чтения противоположность движений глаз при чтении (слева направо) и «бегущей» строки на экране (справа налево), необходимость передвижения столика или камеры вручную, длинные слова, не помещающиеся при большом увеличении на экране.

Дисплеи для слабовидящих, преобразующие кодовую информацию в изображение знаков, подразделяют на сегментарные, матричные и растровые. Дисплеи обеспечивают слабовидящим возможность работы со всеми устройствами, в которых обмен информацией осуществляется в виде цифровых кодов (например, калькуляторы, измерительная аппаратура, электронно-вычислительная техника). Для детей с предметным зрением, но владеющих рельефным шрифтом Брайля, приставка к компьютеру может еще обеспечить перевод текста с экрана компьютера на рельефную строку, обеспечивая, таким образом, два вида получения информации: визуальный и тактильный.



Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0