Застойные соски при туберкулезных заболеваниях головного мозга
Описание
Застойные соски могут быть как при туберкулезном менингите, так и при туберкуломах головного мозга. До введения стрептомицина застойные соски на почве туберкулезного менингита наблюдались редко. Вызвано это было тем, что заболевание относительно быстро приводило к смертельному исходу. По наблюдениям Утгофа, застойные соски при туберкулезном менингите встречались в 5% случаев и, как это видно из патологоанатомических исследований, лишь там, где туберкулезный менингит сочетался с солитарными туберкуломами в головном мозгу. С введением стрептомицина частота застойных сосков при туберкулезном менингите значительно возросла. А. А. Кливенская среди 34 детей в возрасте от 2,5 месяцев до 12 лет, страдавших туберкулезным менингитом, у 18 наблюдала застойные соски. С. 3. Котляревская и А. Ф. Доброгаева среди 45 детей с туберкулезным менингитом наблюдали застойные соски у 24 и А. А. Бельтюкова среди 58 больных детей у 23 отметила застойные соски. Котляревская и Доброгаева также отмечают, что в случаях, которые заканчивались летально, на секции, кроме базилярного менингита, были обнаружены еще туберкуломы головного мозга и гидроцефалия.Большая частота застойных сосков при туберкулезных менингитах со времени введения стрептомицина объясняется тем, что специфическая терапия обеспечивает более благоприятное течение заболевания, устраняет зачастую угрозу быстрого летального исхода и тем самым создает возможность более длительного воздействия повышенного внутричерепного давления на зрительные нервы. Последнее и приводит к развитию застойных сосков. Приписывать развитие застойных сосков самому стрептомицину, как считают это Бовье и Беснер, нет достаточных оснований, ибо этому противоречат два обстоятельства. Во-первых, у многих больных, длительно леченных стрептомицином, застойные соски не наблюдаются. Во-вторых, в ряде случаев удается отметить, что стрептомицин приводит к обратному развитию застойных сосков.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Значение туберкулезных заболеваний в этиологии застойных сосков относительно невелико. Мы среди 350 больных с застойными сосками наблюдали туберкуломы головного мозга у 8 (2,3%), Кампферштейн среди 200 больных — у 8 (4 %) и Маркезани среди 304 больных — у 2 (0,7%).
Как туберкулезный менингит, так и туберкуломы головного мозга вызывают повышение внутричерепного давления, и на этой почве развиваются застойные соски. Туберкуломы в этом отношении оказывают такое же влияние, как и опухоли головного мозга. Как уже отмечалось выше, застойные соски чаще встречаются при сочетании туберкулезного менингита с туберкуломами головного мозга. Но и в отдельности каждое из этих заболеваний может привести к развитию застойных сосков. Кливенская, а также Котляревская и Доброгаева отмечают, что при застойных сосках на почве туберкулеза могут быть и солитарные туберкуломы сосудистой оболочки. Последнее облегчает выяснение этиологии застойных сосков. При туберкулезных менингитах повышение внутричерепного давления не бывает длительным и резко выраженным. В связи с этим и застойные соски бывают большей частью выражены слабо. Кроме того, застойные соски нередко имеют ремиттирующее течение. Явления застоя временами убывают, временами вновь нарастают. Иногда наблюдается полное обратное развитие застойных сосков, с последующим их рецидивом. Вызвано это тем, что туберкулезный менингит, особенно при лечении стрептомицином, может временами затухать, а затем вновь обостриться.
Туберкуломы головного мозга, как и опухоли, обусловливают резкое и длительное повышение внутричерепного давления и могут привести к развитию резко выраженных застойных сосков. Особенно это наблюдается при туберкуломах мозжечка, сопровождающихся развитием окклюзионной водянки. При этом расширенный третий желудочек оказывает давление на хиазму, в результате могут возникнуть хиазмальные изменения поля зрения, и таким образом создается картина осложненных застойных сосков. Среди наблюдавшихся нами 65 больных с осложненными застойными сосками у 1 последние были вызваны туберкуломой мозжечка. Иногда благодаря обызвествлению туберкуломы может наступить нормализация внутричерепного давления и самопроизвольное обратное развитие застойных сосков.
В настоящее время при всех формах туберкулеза, особенно туберкулезного менингита, широко и довольно успешно применяется лечение стрептомицином, ПАСК, биомицином и т. д. При застойных сосках на почве туберкулом головного мозга показано, кроме того, оперативное лечение. Время оперативного вмешательства устанавливается на основании тех же принципов, что и при опухолях головного мозга.
Ниже приводим одно из наших наблюдений.
Наблюдение 8. Больная Г-ва 3., 13 лет, поступила в ЛНХИ 10/II 1951 г. Заболела 2/1, когда температура поднялась до 39—40°. Через несколько дней температура снизилась до 37,5°. Через 2 недели после начала заболевания появилась слабость в левой руке, а затем и в левой ноге. В дальнейшем присоединились головные боли, сопровождавшиеся рвотой. При обследовании установлен левосторонний гемипарез, резче выраженный в руке. Из менингеальных симптомов отмечены ригидность затылка и двусторонний симптом Кернига. При люмбальной пункции ликвор вытекал под повышенным давлением (100 капель в минуту). В нем имелось белка 0,6°/оо, клеток 476/3. При отстое в ликворе образовалась нежная фиброзная пленка. Бактериоскопически найдены туберкулезные палочки. На рентгенограмме черепа легкое расхождение венечного шва. На рентгенограмме органов грудной клетки в правом легком обнаружен инфильтрат у края сердечной тени с диссеминациаей в окружающей ткани. Со стороны глаз отмечалась анизокория; правый зрачок около 7 мм, левый — около 4 мм. Реакция зрачков на свет и установку вблизи живая. Движения глазных яблок не ограничены. На обоих глазах начальные застойные соски. На основании совокупности всех данных был поставлен диагноз туберкулезный менингит и туберкулома правой теменной доли.
С 12/11 по 24/IV больной введено 50,2 г стрептомицина внутримышечно и 3,0 г эндолюмбально. С 10/11 по 25/IV получала ПАСК — 5,0—10,0 в сутки. Под влиянием данного лечения исчезли головные боли, прекратилась рвота, уменьшилась выраженность оболочечных симптомов и улучшилось состояние спинномозговой жидкости. Состояние глазного дна в феврале и марте без перемен. Острота зрения обоих глаз 1,0. В начале апреля началось уменьшение явлений застоя, и к 25/1V отек сосков исчез; осталась лишь небольшая смытость границ сосков по носовому краю. 14/V вновь отмечены начальные застойные соски на обоих глазах. Очаговые симптомы (левосторонний гемипарез) оставались без перемен.
15/V 1951 г.— операция. Удалена целая цепочка гранулой, залегавших в коре и под корой правой теменной доли. Всего удалено 12 гранулой. В рану введено 100 000 ед. стрептомицина. После операции до 30/V больную вновь лечили стрептомицином. К 13/VI глазное дно обоих глаз без отклонений от нормы. Явления пареза в левых конечностях уменьшились. Больная начала ходить.
4/VIII больная выписана в удовлетворительном состоянии.
Данный случай убедительно подтверждает необходимость оперативного лечения туберкулом головного мозга.
----
Статья из книги: Заболевания зрительного пути | Е. Ж. Трон
Комментариев 0