Ю.Утехин «Гимнастика ЗОРКОСТЬ»

+ -
+5

 


Описание

Зрение— производное образа жизни. У всякого живого существа такое зрение, какое ему необходимо для выживания. У хищников, например, мощное нейтральнее зрение, необходимое, для отыскания и преследования добычи. У преследуемых, наоборот, центральное зрение неважное, зато необычайно широкое воде зрений, помогающее заблаговременно обнаружить опасность. Заяц, которого недаром называют косы», способен на бегу, не оборачиваясь, видеть собственный хвост.

Людям, нашим далеким предкам, тысячелетием» промышлявшим охотой, важно было хорошо видеть вдаль. Да и в более поздние времена охотники величались острым зрением. Охотниками наши сибиряки или африканские лучники становилась не оттого, что были зорки, а потому, что жизненная необходимость диктовала им такой промысел. Остроту, зрения приходила как функция этой работы.

Десятками тысячелетий замечательный оптический прибор — человеческий глаз — работал в режиме, обеспечивавшем ведение предметов, расположении « на дальних, средних и лишь относительно редко — близких дистанциях. Достаточно остроту зрения во всех этих диапазонах обеспечивали двенадцать мышц» синхронно вращавших зрачки в нужных направлениях, а. также способность хрусталика утолщаться, когда предмет был близок от глаза, и становиться более плоским, когда рассматриваемый предмет был далеко. Эта способность хрусталика-линзы менять свою конфигурацию называется, аккомодацией. При зрении вдаль направления осей зрения обоих глаз практически параллельны, при зрении вблизи мышцы сводят глаза так, что оси зрения пересекаются в точке, которую мы хотим увидеть. Сведение зрачков, называется конвергенцией. Чем ближе рассматриваемая точка, тем больше напряжение этих мышц. Чем больше, чем. регулярнее мы смотрим на близкую точку, тем мощнее станут эти мышцы. Они постоянно стремятся приблизить точку видения, как бы приучают глаза и центры управления зрением к рассмотрению только близких предметов. Книгу можно было бы читать, держа ее в вытянутой руке. Но мозговые центры под влиянием конвергирующих мышц уже выработали стереотип близкого чтения. И мы кладем книгу перед собой на стол и низко склоняемся над ней. Биокибернетическая система с обратной связью «мозг — глаз» все чаще ищет ближние точки видения, все неохотнее различает дальние предметы. Человек все хуже видит вдаль. Подсчитано, что семилетний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаз пропорционально в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. И в том, и в другом случае происходит явная перегрузка мышечного аппарата. О том, как облегчить нагрузку на конвергирующие мышцы, немного позднее.

Итак, современный человек десятками тысячелетий формировал зрение, приспособленное прежде всего для хорошего видения вдаль. Лишь в последние века с массовым распространением грамотности у человека появилась потребность постоянно и длительно видеть мелкие предметы (буквы, иероглифы) вблизи. За столь эволюционно короткий срок не могли сформироваться биологически оправданные приспособительные механизмы. А между тем все у большего числа людей гипертрофированно развитые конвергирующие мышцы не позволяли хорошо видеть вдаль, хрусталик глаза из-за слишком длительного пребывания в утолщенном состоянии (подобно линзе он фокусирует изображение на сетчатке глаза) все меньше проявлял способность уплощаться, то есть хорошо видеть не только вдаль, но и предметы, расположенные на среднем расстояний от глаза. Появлялось то, что называют близорукостью, которую можно считать вынужденной адаптацией организма к новым условиям. Она нас не устраивает, и мы с помощью очков возвращаем фокусное расстояние к норме. Интересно, что больше всего страдают от близорукости в Японии. Связано это с тем, что иероглифы читать труднее, чем буквы.

У близорукого человека хрусталик . выпуклый, а глазное яблоко несколько вытянуто назад. Из-за этого хрусталик фокусирует изображение не на сетчатку, а перед ней. Изображение получается расплывчатым. Очки меняют*фокусное расстояние, изображение фокусируется точно на сетчатку", предметы видны теперь, отчетливо. Но с хрусталика и мышц напряжение все равно не снимается,- Они опять работают на пределе. Близорукость прогрессирует. Мы заводим новые, более сильные очки, которые, в свою, очередь, дают новую нагрузку на глаза. Процесс кажется бесконечным.

Особенно тяжело близорукость сказывается - па детях. Ребенок, носящий очки, часто ограничен в подвижных играх, в занятиях спортом, и потому вынужден (или предпочитает) проводить слишком много времени у телевизора или1 за книгами. Это перегружает зрение, и, в свою' очередь, усугубляет близорукость. С годами вырабатывается стереотип малой подвижности, ребёнок все больше замыкается в гипокинетических привычках, у нёго уменьшается потребность в двигательной активности, что не может не сказаться отрицательно на его здоровье.

Если известны факторы, вызывающие близорукость, то можно подобрать искусственный комплекс факторов обратного действия, который нейтрализует негативное начало. Поскольку основная причина близорукости — перенапряжение глаза, то надо найти условия, снимающие эти перегрузки. Удалось подобрать такие линзы, которые взяли на себя большую часть нагрузки глазодвигательных мышц и хрусталика. Изобретение было названо бифокальными сферопризматическими очками (БСПО). Призматическая часть БСПО сводит зрительные оси на предмет (берет на себя работу мышц), а сферическая выполняет работу хрусталика. Даже при очень длительном чтении функциональное состояние глаз подобно зрению вдаль.

Практически БСПО это обычные очки, на нижнюю часть которых наклеиваются сферопризматические элементы. Человек два-три месяца (а порой и меньше) носит такие очки, после чего острота его зрения заметно возрастает. Затем ему прописываются более слабые БСПО и т. д. Степень близорукости снижается. Под степенью близорукости чаще всего понимают силу очковой линзы, которая обеспечивает стопроцентное зрение (возможность прочитать десятую строчку офтальмологической таблицы). Но есть и еще одно, чисто академическое, представление, согласно которому степень близорукости, определяется специальными приборами. Они обычно показывают несколько большую степень близорукости. Это объясняется тем, что глаз все-таки не набор стабильных стеклянных; линз, а прибор живой, динамичный, управляемый мозгом, который привносит в работу глаза субъективный момент. Обычно мозг помогает глазу видеть немного больше, чем он должен был бы видеть согласно законам оптики. Например, человек без всяких очков видит десятую строчку таблицы, зрение у него стопроцентное, а прибор может показать минус 1,5—2диоптрии. Или человек видит десятую строчку в очках силой 4 диоптрии, а прибор показывает близорукость, не минут 4, а минус 5. Разумеется, для повседневной жизни важно именно первое, чисто практическое понимание близорукости.

Каков же эффект применения БСПО? Обследования дали хорошие результаты. Так, данные1981 года по городу Горькому показали, что с помощью БСГТО 96 процентов обследованных (а это были молодые люди в возрасте 14—18 лет) улучшили свое зрение, а еще 3,4 процента остановили прогрессирование близорукости, Еще более убедительны статистические данные, полученные в результате обследования ленинградских студентов. Здесь все 100 процентов обследованных с помощью БСПО уменьшили свою близорукость.

Эффективность БСПО для разных категорий близорукости различна. Это объясняется; в частности, те, что причины самой близорукости; не однозначны. Есть немало людей, читающих очень много, но не страдающих близорукостью; потому что этот недуг чаще развивается да фоне детского рахита, ревматизма; наследственной предрасположенности. Определенную роль играет и географический фактор. Замечено, что там, где почва обладают большим количеством микроэлементов, как, например, в районе Полтавы, Тулы, близорукая детей меньше; чем в тех места, где этих веществ ало (например, в Архангельской области).

Наибольшую пользу очки приносят тем, кто активно и целеустремленно борется за свое зрение. Ведь человек, надев БСПО, должен решительно отказаться о притачной манеры чтения, когда книга очень приближена к глазам. В сферопризматических очках надо держать книгу не ближе чем на 35 сантиметров от глаз. Поначалу кажется, что такое расстояние неудобно для чтения, некомфортно. Но с помощью постоянных волевых усилий довольно скоро можно выработать правильный стереотип чтения, приучить мозговые центры зрения к работе в новых условиях.

В том, что очки не должны давать абсолютно удобного изображения текста, есть сходство с другими сферами вашей деятельности: например, одеваться надо так, чтобы было чуть прохладно (сверхкомфортная температура резко снижает защитные силы организма).

Видимо, такое вот стремление к «некомфортному» чтению даже без БСПО должно облегчить нагрузку на конвергирующие мышцы глаз.

Дожать книгу при нормальных или близоруких глазах нужно как можно дальше — в самой дальней точке ясного зрения. Вот, например, статья обычного журнала. На каком расстоянии от глав следует держать этот текст? При хорошем освещении достаточно расстояние в 128 сантиметров. Эта цифра с большим запасом. В идеальном варианте такой текст можно было бы читать с расстояния около 2,5 метра. Но практически это не очень-то удобно. По этой причине даже 128 сантиметров — слишком большая дистанция. Правильным, совершенно невредным для глаз чтением будет такое, при котором журнал держат в вытянутой руке. Приучить себе к атому очень несложно. Замечу, что и телевизионные передачи следует смотреть, соблюдая этот принцип. Находиться от телевизора надо на расстоянии не ближе пятикратного размера диагонали экрана.

У нас в лаборатории говорят, что первый и главный, недостаток БСПО – это то, что их мало. А второй - недопустимо изготовление. В Москве одна пара БСПО в среднем делается ж течение 9месяцев. За этот срок близорукость может спрогрессировать до такой степени, что очки, когда они наконец окажутся у заказчика, просто не подойдут ему. Эти соображения и заставили разработать методику исправления близорукости с помощью гимнастики «Зоркость».

У этой гимнастики два основных положения: способ зрения вдаль и способ работы вблизи (чтение). Прежде всего, необходимо с помощью окулиста подобрать очки для дали. В этих очках каждый глаз должен видать шесть верхних строк таблицы. Именно шесть! Это очень важно. Очками для дали надо пользоваться постоянно, ходить в них дома и на улице, смотреть телевизор и т. д.

Но не читать в них, ни в коем случае! Слишком сильные или слишком слабые очки усугубляют близорукость. При регулярных тренировках по программе «Зоркость» по мере улучшения необходимо менять очки для дали на более слабые. Если близорукость уменьшилась, а очки остались прежними, значит, улучшение непременно приостановится.

Читать нужно одним глазом, прикрыв второй и стараясь максимально отодвинуть от себя текст. Он должен находиться в самой дальней точке, где еще возможно чтение без напряжения. Время от времени следует давать отдых читающему глазу и работу отдыхавшему.

 

Для того, чтобы правильно подобрать оптику для чтения попеременно одним глазом, разработан график (табл. 1). Верхняя кривая 1 указывает значение линз коррекции максимальной остроты зрения вдаль, что, как уже говорилось, в обиходе именуется степенью близорукости. Кривая 2 дает силу линзе для дали по программе «Зоркость» (каждый глаз в этих линзах видит шесть строк таблицы). Кривая 3 помогает определить, какие очки для чтения (по программе «Зоркость») соответствуют линзам очков для дали. Вертикальная линия, проведенная из точки второй кривой, соответствующей такой линзе, пересечет кривую 3 в точке, отвечающей силе линзы для работы вблизи.

Во время тренировок следует регулярно контролировать максимальное расстояние, при котором можно читать без затруднения. Это расстояние замеряется без очков! Мерить надо от внешнего края глаза до текста (под прямым углом). Сам текст и освещенность (лампа 40 ватт в метре от текста) должны быть постоянными. Скажем, если максимальное расстояние от невоокруженного глаза до текста 25сантиметров, то это значит, что степень близорукости минус 4,5 и что для дали надо пользоваться очками минус 3,75, а одним глазом читать в очках минус 1.

Те, кто носит очки от минус 2 до минус 5 диоптрий (подобранные по шести строкам), могут читать одним глазом вообще без очков.

При регулярных занятиях очень скоро, как свидетельствует опыт, расстояние от глаза до текста начинает увеличиваться. Это свидетельствует о практическом уменьшении близорукости. Надо сразу же менять очки и для дали, и для чтения не менее сильные. Наиболее распространенная ошибка, тормозящая борьбу с близорукостью, — задержка со сменой очков для дали и для чтения. Самое удобное — вести регулярно запись замеров расстояния. Допустим: 1 января — 20 сантиметров, 15 января — 25,1 февраля — 27,5 и т. д. Добавлю, что при чтении текст должен быть хорошо освещен. Первые несколько дней чтение одним глазом порой вызывает неудобство, но' скоро вырабатывается стойкая привычка, читать так даже удобнее, потому что один глаз работает с обычной нагрузкой (а не возрастающей вдвое!), а второй при этом полностью расслаблен, отдыхает.

Как долго можно читать одним глазом? Полчаса, 15 минут, 10 минут.

У занимающихся порой бывают неприятные ощущения при смене глаз. Такое случается, но страшного ни» чего нет. При включении в работу отдохнувший глаз дает более яркое изображение, чем тот, который успел устать.

Иногда меня спрашивают, уверен ли я, что увеличение максимального расстояния от глаза до текста свидетельствует об улучшении зрения? «До начала занятий на приеме у офтальмолога я с трудом разглядела 6 строк в очках минут 5,5, — говорила одна девушка. — Для чтения мне выписали очки минус 3. Но расстояние от невооруженного глаза до текста было не 17,5 сантиметров, как должно было быть по графику, а 20. В конце каждого месяца хожу на прием к офтальмологу. Через месяц мне поменяли очки для чтения на минус 2, а очки для дали оставили прежними. Спустя еще один месяц расстояние от глаза до текста увеличилось до 30сантиметров, очки для чтения поменяли на минус 1, а вот вдаль я опять видела шесть строк в очках минут 5,5.

«Надо более тщательно проверять зрение вдаль, — ответил я ей, — не спешить спокойно, рассматривать таблицу. Очень скоро глаз привыкнет к новой для него оптике и будет ориентироваться более уверенно». Кроме того, хочу заметить, что график выстроен по средним показателям. Поэтому, разумеется, возможны некоторые отклонения от него: все-таки одинаковых людей нет.

Занимающихся «Зоркостью» предлагаю носить очки для дали, в которых можно читать лишь 6 строк таблицы, хотя в них хуже видно вдаль. Но зато такие очки способствуют уменьшению близорукости, а стопроцентные очки увеличивают близорукость. Я считаю, что единственное исключение нужно делать для человека за рулем. Когда близорукий ведет машину, он должен предпочесть безопасность движения заботам о своей миопии и за рулем надевать те очки, в которых лучше видит и ориентируется.

Меня часто спрашивают, что эффективнее — БСПО или «Зоркость»? БСПО удобнее (благодаря верхней зоне они обеспечивают зрение вдаль, дают зрение вблизи), но «Зоркость» доступнее. А эффективность одинаковая, так как принципы воздействия на зрение одни и те же.

Пользоваться «Зоркостью» в школе не всегда удобно, так как приходится все время менять характер работы (то писать в тетради, то смотреть на доску), а значит, поминутно снимать одни очки и надевать другие. Определенное облегчение даст такой вариант. Закажите очки, в которых левая линза подобрана для чтения по «Зоркости», а правая для дали, нижнюю половину правой линзы заклейте лейкопластырем. В таких очках можно писать и читать, используя только левый глаз, а когда надо — смотреть правым глазом на доску. У второй пары очков правая линза, наоборот, для чтения, а левая для дали.

Возраст сказывается на эффективности тренировок по улучшению зрения. Чем моложе, тем пластичнее организм, тем быстрее возможен результат.

График ограничен близорукостью не больше минус 10. Тем, у кого зрение еще хуже, тоже можно заниматься по программе «Зоркость». Для дали очки подбираются по шести строкам таблицы, а для чтения берутся очки на 2,5 диоптрии слабее (для ребенка — на 3 диоптрии). Например, при зрении минут 13 (по шести строкам) читать одним глазом надо в очках минус 10,5. Если невозможно подобрать очки вдаль по шести строкам, то «Зоркостью» пользоваться тоже можно, но здесь особенно важен контроль врача.

Если близорукость одного глаза сильнее, то очки для дали и для чтения подбираются отдельно для каждого глаза, а при тренировках больше времени отводится худшему глазу.

Занятия гимнастикой «Зоркость» предполагают серьезные волевые усилия, упорную и длительную работу. Оптическая гимнастика — это, по сути дела, настоящая спортивная тренировка, аналогичная той, которую проводят, когда стремятся к выработке качества и навыков, необходимых для определенного уровня спортивного мастерства.

Известно, что «эпидемия» близорукости в мире началась вместе с массовым распространением книгопечатания. Чем больше люди читали, тем хуже они видели. Принцип гимнастики «Зоркость» совсем иной: чем больше ты читаешь, тем лучше зрение. Получается, что гимнастика «Зоркость» в корне меняет значение чтения для наших глаз. Книга из врага нашего зрения превращается в друга.

 


Статья из книги: Как самому улучшить зрение | Слово и Дело.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0