Почему у нас два глаза

+ -
0
Почему у нас два глаза

Описание

Поскольку большинство органов нашего тела — парные, то наличие у нас двух глаз, вообще говоря, воспринимается как само собой разумеющееся. Если вы все же задумаетесь над этим вопросом, то можете предположить, что два глаза просто обеспечивают больший обзор.

В общем так оно и есть, но для того, чтобы получить по-настоящему широкое поле зрения, разве не целесообразнее было бы иметь один глаз, зато приподнятый над головой на гибком отростке, который мог бы легко изгибаться и поворачиваться? Разве плохо было бы иметь обзор в 360 градусов и всегда видеть то, что находится у вас за спиной? Нам же, для того чтобы обеспечить себе обзор, приходится пользоваться сложной системой шейных суставов. Однако природа создала то, что мы имеем. Почему?

На самом деле наличие очень широкого обзора не всегда является достоинством. Будучи полезным для регистрации движения и общих контуров объектов, он слабо приспособлен для рассматривания деталей (попробуйте вдеть нитку в иголку, видя ее лишь «краешком» глаза!). Лягушке достаточно увидеть некий движущийся объект — и это включит рефлекторное действие по захвату мухи, но для нас этого недостаточно, нам важно понять, что именно движется. Носорог несется на вас или просто тень птицы? Чтобы предпринять правильные действия, нужно видеть все в деталях. Почему же мы не можем видеть одинаково четко все, что находится в нашем поле зрения? Очень просто — из-за ограниченного размера головного мозга.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Как вы помните из предыдущей главы, размер участка сетчатки, обладающего способностью к максимальному различению деталей, составляет в диаметре менее миллиметра. Поток сигналов только из этой небольшой области задает участку головного мозга, занимающемуся интерпретацией зрительных сигналов, большую часть работы (этот зрительный центр занимает относительно объема всего головного мозга в 35 раз больше места, чем центральная ямка относительно площади сетчатки).

Если бы вся сетчатка обладала разрешающей способностью желтого пятна, то наш глаз должен был бы быть гораздо больше, а размер мозга увеличился бы в геометрической прогрессии и достиг размеров приличной комнаты. Очень сомнительно, что мы смогли бы справиться с обработкой такого большого количества информации.

Наше зрение — это своего рода компромисс. Мы можем иметь достаточно широкое поле зрения, но без особых деталей; в то же время с помощью желтого пятна мы можем различить мельчайшие детали, но поле зрения при этом ограничено.

Вы можете заметить, что те же самые функции мог бы выполнять один глаз, расположенный во лбу. Это, однако, не совсем практично, так как такой глаз был бы весьма уязвим для разного рода повреждений и ранений. Именно поэтому для обеспечения максимальной защиты глаза рас¬положены в черепных углублениях — глазницах.

Если подумать, то можно предложить и другие возможные варианты расположения глаз — например, один спереди, один сзади. Однако у расположения обоих глаз спереди есть весомое преимущество — оно дает возможность воспринимать глубину пространства.

Прежде чем сказать «и это все?», вспомните, что при¬рода настолько позаботилась о способности человека к стереоскопическому видению, что создала для этого изощренную систему. Сетчатка поделена почти посередине таким образом, что нервные волокна, расположенные с внешней стороны каждого глаза, соединяют этот глаз с тем же полушарием головного мозга, а нервные волокна со стороны носа ведут к противоположному полушарию.

Это кажется, на первый взгляд, весьма странным, но странным является отнюдь не наличие перекреста (вспомните, что левая сторона тела управляется правым полушарием, и наоборот) — как раз нервы, которые идут в то полушарие головного мозга, со стороны которого расположен данный глаз, и отвечают за тайну стереоскопического зрения.

Так как глаза расположены на расстоянии примерно 6 сантиметров друг от друга, то картинки, попадающие на сетчатку разных глаз, несколько различаются. В этом легко убедиться, если смотреть на палец, расположенный сантиметрах в 20 от носа, и поочередно закрывать каждый глаз — положение пальца будет восприниматься по-разному. В головном мозге имеются специальные клетки, совмещающие воедино картинки, поступающие от каждого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства (рис. 6).

Есть и другие факторы, влияющие на ощущение глубины пространства, для восприятия которых не обязательно иметь именно два глаза: перспектива, размер, строение поверхности, тени и так далее — все это используется для создания трехмерного изображения. Но это не имеет ничего общего с настоящей стереоскопичностью (рис. 7).

Неужели стереоскопичность зрения так важна для выживания? Нам сейчас трудно ответить, какие именно преимущества она давала нашим далеким предкам. Конечно, заметить и схватить какой-то объект при трехмерности его изображения гораздо проще. Какой бы ни была причина, природе пришлось немало потрудиться, чтобы предоставить нам такую возможность, и мы можем только порадоваться, что она у нас есть.

Чем система сложнее, тем больше в ней вероятность ошибок. Чтобы воспринимать глубину пространства, очень важна точная настройка и взаимосогласованность движений наших глаз: допустимое отклонение не превышает нескольких градусов по горизонтали и еще меньше — по вертикали. Если шесть глазодвигательных мышц не смогут установить взгляд обоих глаз в одну и ту же точку с учетом указанных допусков, то стереоскопический эффект будет значительно уменьшен или вообще сведен на нет. Чрезвычайно маленький допуск для совмещения взгляда по вертикали объясняет, почему в глазах у некоторых людей двоится — у них один глаз смотрит чуть выше другого.

Статья из книги: Зрение, очки и контактные линзы | Соломон Г., Цинн У.
.

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0