Патология слезного мешка и слезноносового канала

+ -
-1

 


Описание

В связи с тем, что слезный мешок анатомически и физиологически связан со слезноносовым каналом, целесообразно заболевания чих отделов слезоотводящих путей рассматривать вместе.

Патологические изменения слезного мешка и слезноносового канала можно разделить на четыре группы:
  1. воспалительные заболевания и их последствия;
  2. опухолевые процессы;
  3. аномалия развития;
  4. травмы.

Воспалительные заболевания слезного мешка и слезноносового канала

Заболевания слезного мешка встречаются часто. По характеру лечения они разделяются на острые и хронические, по происхождению — на приобретенные и врожденные (дакриоцистит новорожденных).

Острый дакриоцистит (dacryocistitis acuta)

представляет собой бурно развивающийся гнойный воспалительный процесс в стенках слезного мешка и окружающей его клетчатке (рис. 97). По сути, при остром дакриоцистите возникает флегмона слезного мешка и резко выраженной перифокальной воспалительной реакцией, правильнее говорить о подобных случаях.

 

В основе процесса лежит проникновение гноеродной инфекции и полость слезного мешка. Наиболее часто здесь обнаруживают кокковую флору. Некоторые исследователи указывают на значение вирусов и грибков в этиологии дакриоциститов. Имеются отдельные сообщения о первичной туберкулезной инфекции слезного мешка.

Исследования флоры при заболеваниях слезного мешка, проведенные в один из последних годов в Лейпцигской глазной клинике, показали некоторые сдвиги в составе возбудителей дакриоциститов. Исчезли среди них пневмококки — в прошлом как раз наиболее частые и грозные виновники возникновения нагноительных процессов, участились случаи инфицирования грамм-отрицательными палочками. Это перекликается с данными Мак Найла, который в 75% случаев обнаружил в качестве возбудителя грам-отрицательные бактерии.

Чаще всего острый дакриоцистит развивается как осложнение хронического дакриоцистита или вследствие стеноза слезноносового канала. Иногда у таких больных па фоне хронического воспалительного процесса можно наблюдать неоднократные вспышки острого дакриоцистита — в подобных случаях говорят о рецидивирующей флегмоне слезного мешка (рис. 98).

 

В отдельных случаях острый дакриоцистит возникает вследствие перехода воспалительного процесса на клетчатку слезного мешка из соседних придаточных пазух (гайморовой, решетчатого лабиринта) или из полости носа.

Клиническая картина острого дакриоцистита характеризуется отчетливо выраженными воспалительными явлениями в области слезного мешка, сильной гиперемией кожи и плотной болезненно припухлостью у внутреннего угла глазной щели, распространяющимися на прилежащие участки носа и щеки. В связи со значительным отеком век глазная щель обычно резко сужена. При надавливании на область слезного мешка из слезных точек появляется гнойное отделяемое.

Такое состояние держится несколько дней, а затем воспалительный инфильтрат под влиянием лечения может постепенно подвергнуться обратному развитию. Наблюдались случаи и самопроизвольного рассасывания. Однако весьма часто сформировавшийся в области слезного мешка абсцесс вскрывается через кожу наружу, пемзуя свищ. Иногда такой свищ долго не заживает и образует фистулу, через которую постоянно выделяется слезная жидкость. При прорыве гноя в полость носа через слезноносовой канал возможно образование так называемой внутренней фистулы (fistula inli-nia).

В ряде случаев острый гнойный дакриоцистит (при отсутствии течения, у ослабленных больных и т. п.) может привести к разному флегмонозному процессу. Следует отметить, что у взрослых при остром дакриоцистите встречаются реже, чем у детей.

У некоторых больных при недостаточном лечении наблюдаются многократные рецидивы заболевания. В большинстве случаев бывает односторонним, но иногда он развивается и на другой стороне.

Лечениев период максимальной выраженности воспалительных явлений ограничивается консервативными противовоспалительными мероприятиями (сухое тепло и разных видах, УВЧ и др.) в сочетании с применением антибиотиков (местное введение пенициллина путем обливания абсцесса, общая пенициллинотерапия и др.). При сформировавшемся абсцессе производится разрез через кожу с дренированием полости абсцесса.

После стихания воспалительных явлений целесообразно промести радикальную операцию — дакриоцисториностомию.

Хронический дакриоцистит (dacryocystitis chronica)

отличается отсутствием выраженных воспалительных явлений. Признаки дакриоцистита (слезотечение, гноетечение и; слезных точек при надавливании на область мешка) всегда (рис. 99).

 

Часто хронический гнойный дакриоцистит сочетается с конъюнктивитом и блефаритом. При этом конъюнктива век, слезное мясцо и полулунная складка нередко заметно гиперемированы. У многих больших в области слезного мешка образуется небольшая припухль в результате эктазии слезного мешка. Кожа над этим участком обычно не изменена.

Растяжение слезного мешка при длительном хроническом дагрицистите может постепенно достигнуть значительных размеров (гререцкого ореха). В подобных случаях кожа над этим участком значительно истончена и просвечивает синеватым оттенком. При надавливании на расширенный, эктазированный мешок его содержимое струей выделяется через слезные точки. Иногда при сохранении частичной проходимости в степозированном слезноносовом канале содержимое слезного мешка при сильном давлении на него может опорожниться в полость носа. Если же мешок не опорожняется даже при сильном давлении, а лишь слегка баллотирует, то можно говорить о водянке слезного мешка (Hydrops sacci lacrimalis). В этих случаях помимо облитерации слезноносового канала облитерируются и слезные канальцы — в результате слезный мешок превращается в своеобразную кисту, заполненную прозрачным тягучим содержимым (рис. 100, 101).

 

 

Лечение хронического гнойного дакриоцистита, особенно в тех случаях, когда уже имеется эктазия мешка,— только хирургическое (различные методы дакриоцисторипостомин или медиальной интубации).

Опухоли слезного мешка

Опухоли слезного мешка встречаются редко. Эштои с соавторами насчитал до 1950 г. всего 75 таких случаев, вместе с двумя случаями, наблюдавшимися им самим. В 1952 г. Дюк-Эльдер назвал уже 91 случай опухолей слезного мешка. Приводим данные этих авторов.

Судя по данным Дюк-Эльдсра, эпителиальные новообразования слезного мешка встречаются в полтора раза чаще, чем неэпителиальные. По данным Эштопа, и те и другие наблюдаются одинаково.

Из эпителиальных опухолей слезного мешка в первую очередь нужно иметь в виду папилломы и карциномы, а из исэпителиальных — саркомы и ретикуломы.

Папилломы

представляют собой незлокачественные опухоли ряда. Впрочем, понятие о доброкачественности опухолей довольно относительно, так как они нередко подпои лютен спонтанной малигнизации. Гистологически папилломы подразделяются на центральную фиброваскулярную часть представленную эпителиальными цилиндрическими. Часто эпителиальные клетки пролиферируют, образуя до 30 слоев. Для папилломы характерен полипозный рост.

Учитывая возможность злокачественного перерождения, а может быть, и присущую им с самого начала большую или меньшую злокачественность, при папилломах следует считать необходимой хирургическую экстирпацию слезного мешка.

Карцинома

слезного мешка — морфологически это всегда рак. У нес очень много родственного с такими же полями носовой полости и придаточных полостей носа. Это удивительно, так как эпителий, выстилающий слезный мешок, респирационного аппарата — одного происхождения.

Есть целый ряд исследователей, которые в папилломы слезного мешка расценивают как цилиндроклеточные карциномы и предлагают отказаться даже от самого термина папиллома. Обосновывают они свое предложение тем, что цилиндроклеточные папилломы резко отличаются от кожных папиллом— эпителий в них растет кпутри, а не кнаружи, и, следовательно, он и являются своеобразными инвертированными папилломами.

Мы имели возможность наблюдать одного больного с папилломой слезного мешка па протяжении 20 лет. Сначала в детском возрасте у него был папилломатозный конъюнктивит па левом глазу, затем юношеском возрасте обнаружен папилломатоз слезного мешка, прорвавшийся наружу. Позже наступили явления генерализации процесса, переход напилломатозных разрастаний в придаточные пазухи и интракраниальную полость, что через два года привело больного к смерти (рис. 102).

 

Саркомы слезного мешка

встречаются несколько реже, чем карциномы, главным образом, у детей и в юношеском возрасте. Саркоматозный процесс, как известно, отличается значительно большей злокачественностью, дает обширные метастазы и быстро заканчивается гибелью больных.

В качестве большой редкости описаны случаи возникновении в слезном мешке лимфом и лимфосарком, а также онкоцитом.

Клиническая картина опухолей слезного мешка однотипна для опухолей самой разнообразной природы. Можно различать в клиническом течении заболевания три стадии. Первая стадия развития опухоли не имеет характерных признаков и проявляется только слезотечением. Иногда в подобных случаях при надавливании па слезный мешок из просвета канальцев можно выдавить гноимое отделяемое. Поставить диагноз именно опухолевого процесса в первой стадия болезни почти невозможно.

Вторая стадия характеризуется образованием припухлости, века в области слезного мешка, появлением пальпируемой опухоли плотной или эластичной. Опухоль увеличивается в размере, над ней неизменена и подвижна и лишь к концу второго становится гиперемированной и спаивается с подлежащей. При надавливании на слезный мешок из слезных канальцев появляется капелька крови — симптом, с несомненностью наличие в слезном мешке именно бластоматозного процесса.

Отличительная черта третьей стадии — прорастание опухоли и слезного мешка наружу, в полость носа, через решетчатую в придаточные пазухи и т.д. (рис. 103).

 

Саркома слезном мешка особенно злокачественна (рис. 104, 105). Вельгаген в сводке сообщил о гибели восьми из 18 больных на протяжении ближайших месяцев после начала заболевания. Характерным является и молодой возраст больных с саркомой слезного мешка.

 

 

Гранулемы

слезопроводящих путей не представляют собой опухолей, правильнее относить их к псевдоопухолям. Чаще возникают вследствие наличия какого-либо раздражения (при воспалительных процессах, после ранений слезного мешка или неосторожного зондирования с повреждением слизистой).

В основе развития гранулем пролиферативные процессы инфильтрация.

В подобных случаях они образуют гранулематозные полипы, которые нередко значительной величины и могут вырастать наружу из отверстия слезопроводящих путей. Гранулематозные образования не имеют слизистого покрова и растут из стенки слезного мешка на широком основании.

Ролле и Бусси (1923) нашли гранулемы в 33% слезных меткой планомерно исследованных после экстирпации.

Лечение. Все опухоли слезного мешка требуют хирургического лечения. Вопрос о характере опухоли в начальных ста днях заболевания решается уже на операции после вскрытия мешка Предоперационная диагностика может быть облегчена исследованием пунктата, полученного из опухоли.

Гранулематозные и полинозные новообразования не должны иссекаться поверхностно, их следует удалять возможно более пол но, иногда целесообразно даже экстирпировать весь мешок. В всех случаях необходимо производить дакриоцисториностомию. Если имеется хотя бы малейшее подозрение на малигнизацию необходимо полностью удалить весь мешок в пределах здоровых тканей. Если уже поражены и окружающие ткани, они также подлежат тщательному удалению.

В послеоперационном периоде рекомендуется проводить рентгенотерапию. В тех случаях, когда речь идет о лимфоме, рентген облучение уже само по себе является действенным лечебных средством.

Дакриоцистит новорожденных

В период внутриутробного развития просвет носослезного капал после его сформирования закрыт снизу перепонкой и заполнение остатками эпителиального слоя, образующими слизисто-желатинозную массу (рис. 106).

 

Обычно после рождения при первом вдохе ребенка эти масс аспирируются из просвета канала и пленка лопается. Однако в отдельных случаях пленка может сохраниться, и просвет носослезного канала остается, таким образом, закрытым. В подобных случаи у детей уже в первые дни после рождения отмечается скудное отделяемое в конъюнктивальном мешке. В последующие с развитием слезопродукции (обычно к 3-му месяцу) отчетливо проявляется слезостояние, а затем и постоянное слезотечение к в помещении, так и на воздухе.

Характерно, что местное назначение различных антисептик по поводу «конъюнктивита» в первые же дни после рождения временно ликвидирует гнойное отделяемое в конъюнктивальном мешке, но после отмены препарата отделяемое вновь появляется. Такие нераспознанные дакриоциститы нередко длительное время безуспешно лечат как упорные «хронические конъюнктивиты». Клиническая картина врожденного дакриоцистита обычно довольно типична, и диагностика не представляет особых затруднений.

Наряду с более или менее выраженным слезотечением и наличием слизистого или гнойного отделяемого в конъюнктивальном пипке часто можно отметить припухлость в области слезного мешка. Особенно характерно для этого заболевания появление отделенного из слезных точек (обычно только из нижней) при надавливании на область слезного мешка. В подобных случаях диагноз выявится несомненным.

У очень маленьких детей надавливание на область слезного мешка целесообразно производить не пальцем, а шариковым кончим стеклянной палочки, так как при этом давление будет оказываются непосредственно на мешок, а не на окружающие его ткани.

Отделяемое, появляющееся из точек при давлении на мешок, может быть как слизистым и гнойным. Светлой, прозрачен застоявшаяся в мешке слезная жидкость бывает обычно только в самом начале болезни. В дальнейшем при отсутствии лечения отделяемое приобретает характер, так как при наличии застоя в слезном мешке благоприятные условия развития патогенной флоры. В случаях, когда местно энергично применяются антисептики, может и не произойти, остается слизистым длинное время, а уже имеющееся отделяемое может вновь приобрести серозный характер.

Врожденный дакриоцистит требует энергичного лечения, как иногда он осложняется флегмоной слезного мешка (гнойным перидакриоциститом), представляющим, как и всякий гнойный у маленького ребенка, серьезную опасность.

Клинически в случаях в области слезного мешка появляется постепенно увеличивающаяся припухлость. Кожа в этом месте гиперемируется отечной. Окружающие мягкие ткани, в том числе веки отекают. В области воспаленного участка появляется сильная, особенно при дотрагивании. У ребенка повышается температура, могут наступить изменения воспалительного характера в формуле крови.

В дальнейшем при рациональном лечении процесс иногда обратному развитию. Однако чаще на месте флегмоны формируется абсцесс, гной из которого прорывается наружу, в чего может образоваться длительно не заживающая. В отдельных редких случаях гной прорывается через изъеденную тонкую слезную косточку в полость носа, образуя внутриносовую фистулу слезного мешка.

Лечение может быть консервативным и хирургическим. Следует отметить, что единой общепринятой точки зрения о лечении врожденных дакриоциститов пока нет. Многие офтальмологи, опасаясь производить хирургические манипуляции у младенцев, предпочитают консервативное лечение. С этой целью рекомендуют ежедневный регулярный массаж слезного мешка, осуществляемый путем осторожного надавливания на область слезного мешка у внутреннего угла г лазной щели по направлению сверху вниз, в сторону носа с последующим закапыванием в конъюнктивальный мешок растворов антисептиков (альбуцида, левомицетина, фурациллина и т. д.).

Такой массаж целесообразно проводить не более двух недели. Если окажется, что он не дал эффекта, то можно считать, что продолжение массирования или выдавливания содержимого слезного мешка также будет безрезультатным. Поэтому в таких случаях переходят к зондированию слезопроводящих путей. Следует признать, что опасения, связанные с зондированием у младенцев, часто сильно преувеличиваются. При надлежащей технике зондирование является довольно простой, безопасной и очень эффективной манипуляцией.

Зондировать слезопроводящие пути у детей можно через верхнюю или нижнюю слезную точку, используя ту же технику, что и у взрослых. При наличии перепонки в слезноносовом канале момент прохождения ее зондом обычно ясно ощущается. После зондирования можно осторожно промыть слезноносовые пути раствором антисептика. Часто однократного зондирования бывает вполне достаточно для полной ликвидации дакриоцистита. В отдельных случаях зондирование можно повторять несколько раз. Некоторые офтальмологи предпочитают зондированию промывание слезник путей под напором (Вольфон). С успехом Применяется и ретроградное зондирование.

Похисов рекомендует в отдельных случаях проводить одновременно обычное и ретроградное, т. е. комбинированное зондирование.

В отличие от зондирования взрослых зондирование детей следует рассматривать как хирургическое вмешательство и производить его в условиях операционной с соблюдением соответствующих условий.

Наш опыт и анализ литературных данных позволяют сделать вывод, что зондирование как диагностический и лечебный метод при дакриоцистите новорожденных является чрезвычайно эффективным. В связи с этим вполне оправдано производить зондирование сразу и не тратить много времени на массаж.

Следует также иметь в виду, что массаж и выдавливание с одержимого мешка в отдельных случаях приводят к эктазии мешка и иногда могут спровоцировать развитие флегмоны. Таким образом, массаж и медикаментозное лечение при дакриоцистите новорожденных должны иметь второстепенное значение.

 

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0