Организационно-методические вопросы массовой профилактики ложной и осевой миопии (Часть 2)
Описание
КОНТРОЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОТДЫХА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ЛОЖНОЙ И ОСЕВОЙ МИОПИИ
Кроме профилактических осмотров, рациональной коррекции и лечения, важнейшим элементом массовой профилактики миопии у детей школьного возраста является улучшение гигиенических условий.
Одним из важнейших факторов, способствующих развитию близорукости, считается недостаточная освещенность. Е. М. Белостоцкая (1967) сравнила процент близоруких школьников в Норильске (23,2%) и Ставрополе (15,4%). Вывод ее о ведущем значении внешних условий для развития близорукости, в том числе недостаточной освещенности, совпадает с высказанными нами взглядами по этому важному вопросу.
Уже Кон (1877) и Ф. Ф. Эрисман (1870) отметили, что в развитии школьной миопии огромную роль играет недостаточная освещенность рабочего места школьников. Многие исследователи показали, что число близоруких школьников уменьшается при улучшении естественного и искусственного освещения школьных помещений (Б. В. Матвеев, 1958; Мильруд, 1918).
В одной из школ Днепропетровска ввиду недостатка классных помещений в послевоенные годы некоторые классы были размещены в трех плохо освещенных помещениях. После обследования этой школы в 1952 г. Б. В. Матвеев имел возможность сравнить количество близоруких школьников в классах, занимавшихся на втором этаже и в полуподвальном этаже этой школы. При этом были получены результаты, представленные в табл. 39.
Данные, приведенные в табл. 39, свидетельствуют о зависимости развития миопии у школьников не от их возраста и сроков обучения в школе, а от длительности времени, проведенного в плохо освещенных классах.
Естественная освещенность рабочих мест в учебных классах неодинакова; в третьем от светонесущей стены ряду парт она значительно ниже, чем в первом (табл. 40). Итак, во втором ряду парт освещенность более чем в 2 раза, а в третьем ряду — в 4—5раз меньше, чем в первом. Поэтому необходимо в течение года 3—4 раза пересаживать детей из третьего ряда во второй, из второго в первый и т. д. (за исключением близоруких Детей).
Согласно существующим нормам минимальная освещенность в наиболее темных участках класса должна быть не меньше 1,25% одновременной освещенности снаружи помещения (под открытым небом). На естественную освещенность рабочих мест школьников, кроме величины световых проемов, влияет и качество оконных стекол.
Имеют значение коэффициент пропускания света (прозрачность) и загрязнение стекол. Коэффициент пропускания света в оконных стеклах должен быть не ниже 85%, а допустимая загрязненность — поглощающая не более 10% света. Для измерения пропускания света пользуются люксметром. Приставляют фотоэлемент к стеклу, затем в том же участке измеряют освещенность на внешней поверхности стекла.
Соотношение показаний люксметра (в процентах) дает искомый коэффициент. Следует устранять препятствия для проникновения дневного света через окна на поверхность учебных парт. Запыленность оконных стекол может привести к снижению освещенности парт на 40%.
Цветы, особенно высокие и широко разветвленные, отнимают много света, если их ставят на подоконниках. То же относится к шторам и занавескам на окнах, которых не должно быть в учебных классах.
Очень большое значение для величины КЕО имеет окраска окон, потолков и стен классных помещений. Достаточно указать, что перекраска в белый цвет переплетов и откосов окон и подоконников может увеличить освещенность на 5—10%, перекраска потолка и верхней части стен в белый, а панелей в светлый тон — на 20— 40%. Окраска панелей должна производиться с таким расчетом, чтобы тона их цвета были слабо насыщенными и возможно более светлыми.
С физиологической точки зрения наиболее подходящим является светло-серый тон с легкой примесью желтого цвета, а также палевые цвета. Весьма важно, чтобы окраска панелей масляными фасками была не глянцевой, неблагоприятно влияющей на продуктивность зрения, а матовой.
В светлые тона надо окрашивать и школьную мебель, особенно крышки парт и столов (лучше всего в светло-серый цвет).
Для создания в стандартном классе (50 м2) освещенности в 150 л к необходимо установить 6—8 осветительных точек с лампами по 300 вт в каждой. Рекомендуются светильники типа СК-300 или СК-1 (Н. М. Данциг, 1961). Необходимо строго следить за тем, чтобы перегоревшие лампы в светильниках своевременно заменялись.
Кроме того, надо помнить и о своевременном включении освещения. Нельзя допускать занятий при сумеречном освещении. Как только слегка стемнеет, необходимо переходить к смешанному освещению. Распространенное мнение о вреде комбинации искусственного и естественного освещения не имеет оснований.
Не менее важно, чтобы освещенность рабочего места школьника была хорошей и в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы местное освещение было обеспечено поставленной с левой стороны настольной лампой не менее 60 вт с абажуром. Кроме настольной лампы, рекомендуется включать в комнате и общее освещение.
В каждом классе для поддержания освещенности рабочих мест на должном уровне необходимо систематически проводить простые, но важные мероприятия;
- своевременно включать искусственное освещение как в первую, так и во вторую смену занятий, особенно в пасмурные дни и в осенне-зимний период;
- регулярно протирать оконные стекла, особенно с наружной стороны;
- не ставить на подоконники высокие цветы;
- не замазывать белой краской нижние части оконных стекол;
- следить за правильной расстановкой парт: расстояние первого ряда парт от светонесущей стены должно доставлять 0,5м, расстояние между рядами парт — 0,7м;
- немедленно заменять перегоревшие электролампы.
Зрительное утомление, вызванное неблагоприятными условиями при чтении и письме, способствует развитию также осевой миопии. Зрительное утомление часто вызывается чрезмерным приближением текстов книги для письма к глазам (например, при неправильной посадке Школьников), что приводит как к спазмам аккомодации и конвергенции, так и к нарушению нормального соотношения между ними.
Чрезмерное приближение глаз к тексту может быть вызвано различными причинами, основными из которых являются недостаточная острота зрения при аномалиях рефракции, недостаточная освещенность рабочего места, плохое оформление книги (серая бумага, нечеткий шрифт, чрезмерная длина строк и т. д.), а также приобретенная с самого начала обучения дурная привычка сильно наклоняться над книгой и тетрадью.
Связанное с опусканием вниз головы значительное приближение глаз к книге может вызываться утомлением шейных и спинных мышц. При правильной посадке тяжесть головы действует главным образом на позвоночник, опирающийся на спинку парты. При неправильной посадке тяжесть головы является источником излишнего напряжения шейных и спинных мышц.
Для устранения привычки приближать глаза к тексту необходимо иметь рациональную школьную мебель и непрерывно применять педагогическое воздействие на детей. Как в классных помещениях, так и в домашних условиях дети все время должны быть под контролем старших в отношении правильности их посадки при чтении и письме, ибо укрепившаяся привычка сильно наклонять голову может остаться на всю жизнь, невзирая на совершенную школьную мебель.
Школьная парта по своей конструкции должна не только обеспечивать возможность правильной посадки детей, но и побуждать к правильной посадке. Это возможно только при хорошем соответствии размеров парты росту ученика. Основная задача при конструировании парты — обеспечить такую посадку, для сохранения которой нужны минимальные мышечные усилия.
Если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается над точками опоры сидящего человека, если при этом часть тяжести тела переносится на добавочную опору (спинку парты), положение туловища устойчиво, мышечные усилия минимальны. В таких условиях легко держать голову прямо, меньше устают мышцы спины. При наличии постоянного педагогического контроля у детей не может развиться привычка читать и писать при сильном наклоне туловища и головы.
Парты выпускаются различных размеров, рассчитанных на группы детей, рост которых составляет от 110— 119 до 170—179 см. Ежегодно следует правильно рассаживать детей по партам в соответствии с их ростом.
Задний край крышки парты должен заходить за передний край сиденья парты на 4 см (так называемая отрицательная дистанция сиденья парты). Эта особенность парт и вынуждает учеников сидеть прямо.
Итак, высота парты и ее сиденья, дифференция и дистанция — это основные элементы учебной парты, которые должны находиться в соответствии между собой и ростом учащихся. В табл. 41 эти взаимоотношения показаны для различных номеров учебных парт.
При соблюдении указанных в табл. 41 размеров (особенно при нулевой или положительной дистанции) и несоответствии высоты парты росту школьника при занятиях положение центра тяжести тела изменяется. Это приводит к излишним мышечным усилиям и общему утомлению, обусловливает чрезмерное приближение глаз к тексту и предрасполагает к образованию удлиненной формы глаз, т. е. к вторичной осевой миопии.
Следует всегда контролировать (в беседе с родителями) соответствие мебели росту детей в домашних условиях, прежде всего соотношение высоты стола и стула. В табл. 42 приведено это соотношение.
Важной задачей педагогов и родителей является воспитание правильной посадки детей при занятиях уже с первого года обучения в школе. При этом мало обеспечить детей рациональной школьной мебелью и подходящими для их роста столом и стулом дома. Их надо приучить к правильной посадке во время занятий.
При этом требуется длительная терпеливая и настойчивая воспитательная работа педагогов в школе и родителей дома.
Необходимо соблюдать следующие правила правильной посадки:
- сидеть прямо, голову немного наклонить вперед;
- опираться спиной на спинку парты;
- туловище, плечи, голову держать параллельно краю парты, не наклоняя вправо или влево; расстояние от груди до края парты должно быть равным ширине ладони;
- ноги ставить на пол или на подножку, согнув их под прямым или немного большим углом (100—110°).
Оптимальное расстояние глаз от поверхности парты 30—35см.
Крышка учебных парт расположена слегка наклонно (под углом 12—15°). Наклон крышки парты и легкий наклон головы позволяют видеть отдельные части текста на одинаковом расстоянии, что не удается без дополнительного наклона головы и туловища при чтении книги, находящейся на столе. Поэтому желательно, чтобы учащиеся во время домашних занятий пользовались пюпитрами (складными либо постоянными).
В понятие соблюдения гигиенических условий труда школьника входит правильное положение тетради во время письма. Правильное положение тетради зависит от направления почерка. Старый спорный вопрос о преимуществах косого или прямого почерка не решен до сих пор. При косом почерке тетрадь должна лежать на пюпитре против середины туловища и косо (под углом 30—40°) по отношению к краю парты или стола.
При косом письме удерживать правильное (параллельно краю стола) положение плечей и туловища не очень легко, получается наклон туловища, влекущий за собой искривление позвоночника. При прямом почерке тетрадь должна лежать против туловища и перпендикулярно к краю парты или стола.
При переходе от одной строчки к другой тетрадь надо передвигать кверху, чтобы расстояние от глаз до тетради не изменялось. Выработке прямой посадки школьников прямой почерк способствует больше, чем косой. Однако при прямом почерке труднее продолжать строку вправо, возникает неудобное положение для правой руки и ее пальцев, что приводит к их утомлению.
Поэтому в младших классах целесообразно обучать прямому почерку и этим способствовать выработке правильной посадки при занятиях. В старших классах можно перейти к более удобному (для большей скорости письма) и менее утомляющему почерку с небольшим наклоном.
В советской школе общепринято косое письмо с наклоном в 10 — 15°, что позволяет использовать преимущества и косого и прямого письма. Необходимо обучать детей не только правильной посадке, но и правильному положению книг и тетрадей во время занятий.
Большинство мероприятий индивидуальной профилактики миопии или ее прогрессирования направлено на улучшение режима и условий труда и отдыха учащихся. Прежде всего, необходимо рациональное отношение времени, отводимого для труда (учебы) и отдыха детей, в особенности отдыха на свежем воздухе.
А. Н. Николаев (1956) и Р. Я. Алексикова (1956), проведя детальное обследование зрения школьников и условий внешней среды с учетом зрительной нагрузки в школе (расписание занятий), хронометража домашнего режима, времени, затраченного на прогулки, спорт, чтение и т. д., обнаружили, что:
- среди занимающихся во вторую смену близоруких больше, чем среди учащихся первой смены;
- близоруких больше в тех школах, в расписании занятий в которых имеется больше существенных в гигиеническом отношении недостатков;
- среди сельских школьников близоруких меньше, чем в Ленинграде: сельские школьники уделяют прогулкам 65%, а ленинградские — только 27% своего времени; сельские школьники уделяют сну больше времени, чем ленингпалские.
Рациональная организация уроков и перемен также может иметь большое гигиеническое, а следовательно, профилактическое значение. Чередование чтения, письма, объяснений учителя, физкультминутки в середине урока — все это способствует ликвидации зрительного утомления. Перемены между уроками должны отличаться хорошо организованным отдыхом, чтобы ликвидировать или резко уменьшить зрительное утомление. Во время перемен нельзя читать, следует побыть на свежем воздухе.
Таким образом, правильное распределение работы и отдыха в течение дня, ликвидация вторых смен, отведение достаточного времени для прогулок и спорта, для нормального сна — все это имеет большое значение для создания оптимальных условий работы органа зрения школьников, благотворно влияет на организм и является мерами профилактики миопии.
САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В БОРЬБЕ С ЛОЖНОЙ И ОСЕВОЙ МИОПИЕЙ
Массовая профилактика ложной и истинной миопии не может быть вполне эффективной без широкой санитарно-просветительной работы среди детей школьного возраста, их родителей и педагогов. Уже первый ее этап — выявление в школах миопов — должен сопровождаться большой разъяснительной работой. Необходимо, чтобы у всех без исключения детей была исследована острота зрения и был составлен список детей со сниженной остротой зрения (список № 2).
Этих детей необходимо убедить явиться на прием к окулисту в детскую поликлинику, куда после первого осмотра глазным врачом, производимого в школе, направляют детей с выявленными спазмами аккомодации как при ложной, так и при истинной миопии. Надо разъяснять необходимость немедленного начала лечения, чтобы избавиться от спазма аккомодации, который может привести к развитию истинной миопии или ее прогрессированию.
В дальнейшем необходимо разъяснять, почему детям со спазмами аккомодации необходимо тренировочное лечение, почему необходимо постоянно носить затуманивающие лечебные очки, в которых видно хуже, чем без них. Врачи, родители, педагоги должны добиваться безупречного выполнения правил не легкого, но эффективного метода лечения, требующего большого терпения школьников-миопов, их родителей и врача.
Спазмы аккомодации возникают сравнительно легко, их лечение — процесс сложный, длительный, требующий большого внимания и терпения. На каждом этапе лечения глазные врачи должны опираться на помощь педагогов и родителей, на сознательное отношение детей к лечению. Вот почему санитарно-просветительной работе необходимо уделять особое внимание.
Разъяснительную работу следует проводить с педагогами, школьниками и их родителями. Формы этой работы многообразны, зависят от местных и многих других условий.
И. Л. Смольянинова и Н. Б. Коростелев (1965) рекомендуют следующие массовые формы санитарного просвещения, позволяющие охватить наибольшее число учащихся:
- лекции и беседы с учащимися старших и младших классов;
- передачи по школьному радио специальных коротких бесед, советов и ответов на полученные вопросы;
- беседы классных руководителей с учащимися (по состав венным врачом конспектам);
- статьи и заметки в Школьной и классных стенных газетах;
- специальные выпуски стенных газет и бюллетеней по охране зрения детей;
- плакаты, лозунги, призывы;
- памятки и листовки;
- демонстрация специальных кинофильмов.
Опыт нашей клиники по использованию двух памяток с одной для школьников и их родителей, другой — для педагогов) дал положительные результаты. Следует рекомендовать их распространение в школах (после лекций для школьников и выступлений глазного врача на Педагогическом совете).
Весьма эффективным санитарно-просветительным мероприятием в повседневной работе глазного врача по борьбе с близорукостью являются тематические листовки. Они должны быть в глазном кабинете в соответствующем наборе и их надо давать школьникам во время приема детей, во время лечения, при назначении очков и т. д.
Такие листовки имеют большое практическое значение, так как облегчают контакты врача с детьми, их родителями, сокращают время на объяснения. В случаях, когда дети или их родители не все в объяснениях или назначениях врача поняли правильно, или что-либо забыли потом, листовки помогают им понять или вспомнить необходимое, правильно сформулировать свои вопросы врачу.
Таким образом, тематические листовки имеют и очень большое воспитательное значение и значительно улучшают лечебную работу. Следует подчеркнуть, что масштабы описываемой профилактической работы очень велики.
Так как эта работа направлена на предупреждение ложной и истинной миопии у очень большого числа детей школьного возраста, она занимает значительную часть рабочего времени офтальмолога, которому приходится вести много бесед с близорукими детьми и их родителями, очень многое разъяснять, часто уговаривать пользоваться очками как лечебным средством. В этой нелегкой работе глазного врача памятки и листовки всегда являются значительным подспорьем
Статья из книги: Ложная близорукость | Дашевский А.И..
Комментариев 0