Кожно-оптическое чувство как новая психологическая проблема

+ -
0
Кожно-оптическое чувство как новая психологическая проблема
В марте-июле 1963 г. Д.К. Гилев провел исследования по выявлению тактильных признаков кожно-оптического чувства Экспериментом были охвачены студенты разных факультетов (физико-математического, историко-филологического, педагогики и методики начального образования), слушатели восьми месячных курсов по подготовке учителей начальной школы, также отдельные преподаватели и сотрудники Ишимского педагогического института: всего 22 человека. В опыте принимали участие все те, кто проявлял интерес к данной проблеме.

При исследовании способностей применялись специально приготовленные цветные листы бумаги, а сам эксперимент проводился методом индивидуального обучения. Десять листов чертежной бумаги размером 30x42 см раскрашивались цветными карандашами ровным слоем и притом в одном направлении. Семь листов этой бумаги раскрашивались в основные цвета спектра, остальные три - в черный, белый и серый цвета.

Индивидуальный обучающий эксперимент производился по следующей схеме. Испытуемому предъявлялся лист, раскрашенный в тот или иной цвет. От испытуемого требовалось с помощью пальцев рук исследовать цветовую поверхность данного листа, отметить тактильные признаки его. После этого экспериментатор называл данный цвет, т.е. словесно подкреплял ощущения испытуемого. Затем испытуемому давался лист другого цвета, с которым он знакомился в описанном выше порядке.

В дальнейшем производилось сопоставление данных цветов между собой. Если испытуемый сразу правильно называл цвета, то от него требовали дать обоснование своего ответа (перечислить тактильные признаки, с помощью которых он определял Данный цвет). В случае затруднения испытуемого перечислить эти признаки ответ рассматривался как неправильный, тогда ему Для сравнения давался другой цвет. Это делалось для того, чтобы облегчить выработку дифференцировки цветов. Экспериментатор давал оценку как правильных, так и неправильных ответов испытуемых.

Во время опытов у каждого испытуемого глаза завязывались темной светонепроницаемой повязкой. Испытуемым давались указания о том, что при «ощупывании» предъявляемых им листов они должны описать свои осязательные и температурные ощущения, а также эмоциональный тон ощущений, который мог возникнуть под влиянием данного цвета. Навык закреплялся постепенно и ежедневно. Раскрашенные листы клались начисто стекло, приподнятое на брусочках. Это делалось для того, чтобы улучшить условия освещенности цветовой поверхности (свет падал не только сверху, но и снизу). Эксперименты проводились при естественном освещении.

Сначала испытуемым предъявлялись основные цвета спектра. Опыт начинался с выработки дифференцировки восприятия красного и голубого цветов. Испытуемые различали эти цвет сначала в сравнении. В дальнейшем добивались абсолютного узнавания каждого из этих двух цветов. После того как испытуемые хорошо закрепляли навык узнавания красного и голубым го цветов, добавлялся для распознавания желтый лист. Сначала испытуемые определяли желтый цвет в сравнении его с голубым и красным цветами, а затем без сравнения. Закрепив навык различения красного. Голубого и желтого цветов, добавлялся оранжевый цвет. Затем зеленый, синий, фиолетовый. После того как у испытуемых была выработана дифференцировка на хроматические цвета спектра, они упражнялись в различении черного, белого и серого цветов.

4.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА



Эксперименты показали, что большинство испытуемых начинает отличать путем сравнения один цвет от другого со второго или третьего упражнения. 5 человек из 22 научились различать все десять цветов без сравнения, т.е. в виде абсолютного узнавания. Многие испытуемые распознавали без сравнения отдельные цвета, но другие определялись путем сравнения.

В основе дифференцировки восприятия рукой различных цветов лежат кожные ощущения. С помощью кожных рецепторов испытуемые ощущали осязательные и температурные свойства различных цветов. В отдельных случаях тактильные ощущения дополнялись эмоциональным тоном, который возникал под влиянием того или иного цвета. Кожно-оптическая дифференцировка различных цветов достигается в результате взаимодействия осязательных и температурных ощущений при ведущей роли осязательных. Поверхность одного цвета ощущается шероховатой, мягкой и теплой, другого цвета - гладкой, твердой и холодной и т.д. Эти ощущения связываются с соответствующими видами цветов.

Упражнение на сравнение тактильных и температурных признаков различных цветов позволило установить цвета, которые легко дифференцируются (различаются) и смешиваются (генерализуются) в кожно-оптических ощущениях. Испытуемые легко дифференцировали такие цвета, как красный и фиолетовый, белый и черный. Легкость различения этих цветов связана с наличием у них выделяющихся отличительных признаков. Трудно дифференцировались цвета: желтый и голубой, оранжевый и фиолетовый.

Д.К.Гилев своими экспериментами подтвердил положение о том, что кожно-оптические ощущения цвета ухудшаются при слабой освещенности, низкой температуре и т.д. Так один из способных испытуемых за два дня дождливой (пасмурной) и холодной погоды допустил много ошибок в распознавании цветов. Синий цвет называл фиолетовым, фиолетовый принимал за синий и оранжевый, а оранжевый называл зеленым, черный - желтым. За серый цвет принимался голубой и зеленый и т.д. При солнечной погоде затруднения и ошибки в определении цветов исчезли.

В эксперименте выявились индивидуальные различия в кожно-оптических ощущениях. Эти различия состоят в неодинаковой полноте отражения тактильных и температурных признаков различных цветов. Кожно-оптические ощущения одних испытуемых всегда отличались единством осязательных и температурных признаков. Другие же испытуемые при определении цветов рукой ограничивались фиксацией либо осязательных либо температурных признаков.

При восприятии некоторых цветов имел место эмоциональный тон ощущений. Например, при восприятии голубого цвета испытуемая ощущала что-то нежное, светлое, пальцами чувствовала какую-то бездну. Таким образом, кожно-оптическии ощущения, как и зрительные, вызывают определенные эмоциональные состояния.

---

Статья из книги: Зрение вне глаз | Исхаков Р.Л.

Возможно, Вам будет интересно

Похожие новости

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0