Подглядывание и мысленное внушение

+ -
0
Подглядывание и мысленное внушение

Описание

В процессе обучения слепого и слабовидящего время от времени А.С.Новомейским ставились контрольные опыты, целью которых было выяснить, не влияют ли на распознавание цветов и цифр какие-либо посторонние сигнализирующие факторы.

В опытах со слепыми фактор подглядывания, естественно, был совершенно исключен. Слабовидящим же завязывали глаза светонепроницаемой повязкой в виде ватных очков. Чтобы устранить влияние внушения со стороны экспериментатора, была проведена серия контрольных опытов. Прежде всего ряд экспериментов провели посторонние лица.

Так одна сотрудница предъявила Геннадию Г. 22 цветных квадрата, окрашенных в одиннадцать различных цветов. Испытуемый правильно назвал все цвета, не сделав ни одной ошибки. Слепой Василий Б. тоже верно назвал цвета и даже определил, что у нового экспериментатора косынка зеленого цвета, а пальто светло-розовое.

При проведении таких опытов все же не было полной уверенности в устранении мысленного внушения. Могло оказаться, что испытуемые поддаются мысленному внушению со стороны любого экспериментатора. Чтобы окончательно устранить указанное обстоятельство, были проведены следующие опыты.

Слепому Василию Б. предъявили пачку из семи перетасованных цветных листков и предложили расположить их в ряд слева направо в порядке спектра от красного до фиолетового. Затем экспериментатор отошел в сторону и повернулся спиной к испытуемому. Последний самостоятельно выполнил задание. Позже был проведен следующий опыт. Василию Б. была вручена пачка из 60 перетасованных цветных листков. В пачке бы ли листы 16 различных цветов. Испытуемому было предложено как можно быстрее определить цвет каждого листка и называть эти цвета вслух, складывая листки в новую пачку. Сам экспериментатор сел спиной к испытуемому и записывал названные цвета. В результате оказалось, что даже при наличии установки на скорость определения цвета испытуемый почти все цветовые тона назвал правильно. Опыты на восприятие цифр и знаков также дали хороший результат. Испытуемый вынимал из пачки карточки, определял цифры и знаки, а затем называл их вслух Экспериментатор, сидя спиной к испытуемому, записывал его показания. Проверка установила, что испытуемый безошибочно назвал все цифры и знаки. Таким образом, предположение о мысленном внушении опытами А.С.Новомейского были полностью опровергнуты.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Кожно-оптическое чувство развивает поисково-познавательная деятельность


При исследовании кожно-оптического чувства у незрячих людей обычно возникает законное недоумение, чем объяснить, что в течение столетий слепые и слабовидящие сами не научились распознавать цвета, буквы и цифры кожно-оптическим путем. По мнению А.С.Новомейского, это объясняется, главным образом, двумя факторами. Во-первых, кожно-оптические ощущения в процессе познания слиты с тактильными и температурными ощущениями. Слепые не знали, что во время осязания они получают сигналы и о признаках цвета. Если бы это им было известно, то они уже давно бы овладели кожно-оптическим каналом познания.

Во-вторых, эти ощущения осуществлялись у незрячих людей на подсознательном уровне. Признаки цвета оставались неосмысленными и не могли быть воспроизведены в дальнейшем. Еще при изучении зрительной памяти А.С.Новомейским было установлено, что у человека при восприятии цветового тона объектов очень часто отражаются на уровне неосознанных и не сохраняющихся в памяти ощущений. Для их осознания необходимо наличие специальной задачи на опознание, необходима целенаправленная поисковая деятельность. В свое время А.Н.Леонтьев подчеркнул важность поисковой ситуации при выработке реакций руки на световые раздражители. Думается, что секрет овладения кожно-оптическим чувством основывается прежде всего на создании такой поисковой ситуации во время упражнений.

Другой важный вопрос - нельзя ли развить кожно-оптическое чувство у слепых от рождения людей? Естественно, что в данном случае опора на прошлый зрительный опыт исключается. Но уже сейчас имеются данные, свидетельствующие о возможности развития кожно-оптического чувства у слепых от рождения людей. В частности, на это указывают пробные опыты, проведенные А.С.Новомейским с двумя слепыми от рождения и несколькими ослепшими в раннем детстве людьми. Эти люди научились определять по крайней мере два цвета: красный и голубой.

Выводы


Кожно-оптическое чувство может быть развито у слепых и слабовидящих людей. Тем самым для них открывается возможность чувственного познания таких свойств объектов, как цвета и графические формы, которые ранее были доступны лишь зрячему человеку. Слепые и слабовидящие научаются быстро и точно распознавать признаки очень многих цветовых тонов. Доступен им и процесс чтения, по крайней мере крупного плоскопечатного текста.

Кожно-оптические ощущения у слепых и слабовидящих, так же, как и у зрячих людей, субъективно вы ступают в сознании как тактильно-кинестезические и температурные ощущения. Объективно же они отражают не механические и термические воздействия, а сигналы электромагнитного порядка. Кожно-оптическое чувство и у незрячих людей основано на] механизме отражения неадекватных для кожной рецепции раздражителей.

Кожно-оптические ощущения у слепых и слабовидящих характеризуются теми же качествами. Что и у зрячего человека (шкала кожно-оптических признаков цвета), и подчиняются тем же самым общим закономерностям (законы смешения признаков цвета, зависимость от места цветового тона в спектре, степень освещенности и площадь цветовой поверхности, ем кость цвета и пр.). Однако у слепых и слабовидящих] эти типичные для кожно-оптического чувства особенности выражены более ярко.

Существует три способа определения незрячими людьми цветов спектра: контактный, дистантный и контактно-дистантный. Последний способ является наиболее эффективным. Таким способом слепые слабовидящие сравнительно быстро (в пределах секунд) узнают признаки того или иного цвета. При этом важно, чтобы незрячие люди научились игнорировать фактурные особенности цветной поверхности и опосредованно осознавать признаки цветового тона, светлоты и насыщенности. Что касается восприятия букв, цифр и знаков, то доказана продуктивность дистантного восприятия графических форм ладонью.

Для формирования кожно-оптического чувства у слепых важно соблюдать оптимальные условия упражнении: систематическая тренировка, распределенная во времени, использование изолирующей стеклянной подставки, применение на первом этапе цветной бумаги, одинаковой по фактуре. Навыки и умения в области распознавания цветов формируются у незрячих людей быстрее, если их предварительно знакомят со шкалой тактильных и температурных признаков цветов спектра. При этом важно учитывать и индивидуальные особенности в ощущениях признаков цвета. Наконец, в процессе тренировок надо приучать узнавать цвета не только путем сравнения, но и обособленно, на основе абсолютного узнавания.

При распознавании цвета и в процессе чтения большую роль играет опора на прошлый зрительный опыт испытуемых. Однако, если этого опыта нет (у слепых от рождения), можно опереться и на одни лишь знания о тактильно-кинестезических и температурных признаках цвета. Предварительное же знание о кон фигурации букв и цифр можно приобрести на основании осязания их контуров, вырезанных из картона или дерева.

Важным свойством сформированного кожно-оптического чувства является способность переноса, заключающаяся в том, что незрячие испытуемые начинают узнавать одни и те же цвета на различном материале: бумаге, тканях, дереве, пластмассе, стекле и I др. Эту способность необходимо формировать каш можно раньше путем перехода к распознаванию цвета бумаги различного качества.

Важным свойством сформированного кожно-оптического чувства является способность переноса заключающаяся в том, что незрячие испытуемые начинают узнавать одни и те же цвета на различном материале: бумаге, тканях, дереве, пластмассе, стекле и др. Эту способность необходимо формировать как можно раньше путем перехода к распознаванию цвета бумаги различного качества.

Кожно-оптические ощущения слабеют с уменьшением площади воспринимаемой цветной бумаги. Между тем, надо научиться определять цвет бумаги любого размера. Следует приучать испытуемых распознавать цвета на узких одинарных полосках бумаги. Только после этого они смогут определять цвет на рисунках Л открытках.

У слепых и слабовидящих в процессе тренировок складывается способность игнорировать влияние цвета поверхности, на которой размещается воспринимаемый материал. Эта способность позволяет приучить незрячих людей распознавать цветовые тона не только с помощью изолирующей подставки, но и в любых условиях.

Характерной особенностью кожно-оптического чувства у слепых и слабовидящих является ярко выраженное проникающее свойство: возможность определять цвет и форму через металлическое покрытие. Думается, что упражнения в определении цвета через металлические пластинки могут явиться одним из способов, помогающих отвлечься от влияния фактуры бумаги и структуры красящего вещества, и тем самым позволяет почувствовать специфические признаки самого цвета.

При формировании навыка восприятия букв и цифр стоит задача научить читать мелкий текст и с достаточно большой скоростью. Для реализации этой задачи необходимо попробовать приучить слепых воспринимать буквы на расстоянии кончиками пальцев. Это позволит уменьшить размеры букв и цифр. Скорость же чтения можно увеличить, применяя различные комбинации металлических основ с наложением на них определенного электрического потенциала.

Кожно-оптическое чувство развивается постепенно. Значительные интервалы между упражнениями сводят достигнутые успехи на нет. Однако, когда первоначальный этап формирования кожно-оптических ощущений и восприятий завершен, перерывы уже не оказывают отрицательного влияния. При этом надо иметь в виду, что очень важно закрепить связь между кожно-оптическими ощущениями признаков цвета и условными названиями самих цветов.

---

Статья из книги: Зрение вне глаз | Исхаков Р.Л.

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0