ПРИРОДА СВЕТА И ЦВЕТА. Исторический обзор
Описание
Зрение — основной источник информации о внешнем мире, данный человеку (и некоторым другим видам животных) его биологической природой. Для человека мир всегда представляет собой зрительную сцену, некоторую картину, формируемую из комбинаций световых пятен разной яркости и цвета.
Поэтому вопрос, что такое свет и почему мы видим мир цветным, наверное, один из самых интересных вопросов о природе психических явлений. Эту проблему пытались решать со времен античности, но долгое время решение ускользало от исследователей, поскольку психические явления рассматривались по прямой аналогии с физическими, т. е. закономерности психики искали в физических свойствах внешних воздействий.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
И только во второй половине XIX в. с развитием физиологии и психофизики было окончательно выяснено, что свет и цвет, так же как вкус, запах, звук и другие качества или модальности нашего восприятия, имеют психофизиологическую природу, возникая как результат специфической организации нейронных сетей мозга.
Обращение к этой проблеме в наше время связано с тем, что ответ на вопрос о природе цвета, полученный в психофизиологических исследованиях, оказывается в радикальном противоречии с житейским опытом человека. Здесь можно провести прямую аналогию из астрономии — с решением о гелиоцентричности нашей планетной системы.
Но если научные знания по астрономии мы все усваиваем со школьной скамьи, то научные знания по психофизиологии зрения не входят ни в школьные, ни даже в вузовские программы, оставаясь достоянием небольшого числа специалистов, занимающихся исследованиями зрительного восприятия человека и животных. Поэтому для неспециалистов научное решение вопроса о природе цвета остается неизвестным.
В повседневной жизни мы не испытываем никаких неудобств из-за своей психофизиологической неграмотности, точно также, как не испытывали бы неудобств, не зная истинного строения солнечной системы. Однако во многих областях практической деятельности психофизиологическая неграмотность такой же тормоз, как и неграмотность в астрономии.
Цвет как психофизиологическое явление играет очень большую роль в производственной деятельности, где множество людей по роду своей профессиональной деятельности имеют дело с цветом. Это художники, дизайнеры, полиграфисты, светотехники, химики, колориметристы, геологи, работники кино и телевидения, фотографы, модельеры, медики и многие другие специалисты. Для всех них цвет не просто интересная научная проблема, но и один из факторов решения конкретных практических задач.
Казалось бы, что большое практическое значение цвета само по себе должно привлечь внимание практиков к психофизиологии цветового зрения. Тем не менее подавляющее большинство из них довольно смутно представляет научное решение этого вопроса. С нашей точки зрения, здесь сыграли важную роль два фактора.
Один из них заключается в специфике зрительного восприятия, на котором основан житейский опыт; он порождается таким свойством зрительного восприятия, как «объектность». Другой — в терминологическом смешении между физикой и психофизиологией в применении терминов «свет» и «цвет».
Комментариев 0