Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Развитие зрительной системы

+ -
0
Развитие зрительной системы

Описание

Полная картина развития зрительной системы пока еще далека от своего завершения и представляется не совсем ясной и полной. Естественно, что у новорожденного младенца нельзя спросить, что и как он видит, и ожидать от него вразумительного ответа, а эксперименты с ним разработать и проводить очень сложно. Тем не менее за последние несколько десятков лет наше понимание происходящих при развитии зрения процессов стало намного шире.

Не вызывает удивления тот факт, что центральная область сетчатки (светочувствительного слоя на внутренней поверхности глазного яблока) и его желтого пятна (участка, обеспечивающего наилучшую остроту зрения) продолжает развиваться еще до 4-5-летнего возраста. Наиболее значительные изменения происходят в течение первого года жизни и особенно — в первые месяцы. Таким образом, у новорожденных острота зрения и способность фиксировать взгляд на каком-либо объекте чрезвычайно низки, но быстро возрастают с течением времени. Это улучшение в большой мере зависит от качества формируемого на сетчатке изображения объектов окружающей среды, и, похоже, существует некоторый механизм обратной связи, оказывающий воздействие на рост и развитие сетчатки.

Как и в других аспектах психологии развития человеческой личности, существуют два основополагающих вопроса: что присуще нам от рождения и что можно считать приобретенным в ходе обучения? Как оказывается, и то, и другое играет свою важную роль, так что давайте познакомимся с некоторыми основными этапами развития зрительной системы.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Для новорожденного весь окружающий его мир — это нечто очень близкое, находящееся в радиусе метра-двух от него, и видит он его поочередно каждым глазом, так как контроль за работой глазных мышц со стороны головного мозга еще не установился. Когда ребенку исполняется месяц, можно заметить, что он уже умеет направлять оба глаза на один предмет. Если вы отличаетесь наблюдательностью, то можете заметить, что эти движения глаз сначала даются ему с трудом, они беспорядочны, но постепенно становятся как бы осознанными и достигаются без труда. На этом этапе ребенок поворачивает головку не только, чтобы проследить за движением предмета, но и для того, чтобы просто перевести взгляд с одного предмета на другой. Через некоторое время он овладеет умением получать ту же зрительную информацию простым движением глаз, без поворота головы.

К трем месяцам, наряду с быстрым улучшением остроты зрения, глаза уже должны работать согласованно и видеть на любом расстоянии. К одному году эта согласованность движений глаз становится полной, и глаза уже не могут перемещаться каждый по отдельности. При такой согласованной работе глаз, когда каждый из них получает одинаковый входной раздражитель, активизируются клетки головного мозга, отвечающие за стереоскопичность (трехмерность) зрения. При их полной активизации они обеспечивают жесткий стимул для поддержания хорошего бинокулярного зрения.

Проверить, согласованно ли работают глаза младенца, совсем не сложно. Подержите примерно в метре от него зажженную свечку или фонарик и посмотрите на отражение света от роговицы глаз малыша. Это отражение должно находиться в черной области зрачка, причем у каждого глаза примерно в одинаковой точке.

Нельзя игнорировать проявления косоглазия. Вы должны обратить внимание, нет ли такого, что, когда ребенок устает, один глаз у него как бы смотрит в сторону. Еще хуже, если это косоглазие наблюдается постоянно — тогда нужно незамедлительно обратиться к врачу. Неспособность глаз работать согласованно в раннем возрасте приводит к нарушению развития зрительной системы и может выразиться в амблиопии.

Значительный физический рост глаз происходит в течение первых трех лет жизни ребенка. С их ростом наблюдается соответствующее изменение размеров роговицы, хрусталика и самого глазного яблока, что в результате должно привести к формированию на сетчатке оптимально сфокусированного изображения. Очень часто, однако, такая идеальная фокусировка не достигается.

Если вам больше сорока лет, и вы вынуждены держать газету на расстоянии вытянутой руки, вы можете только позавидовать четырнадцатилетнему подростку, который видит тот же шрифт в семи сантиметрах от глаз. В этом возрасте достигается максимальная гибкость фокусирующей системы глаза, после чего она уменьшается. Важность этой гибкости будет продемонстрирована в главе 26.

Зрительная система совершенствуется по мере того, как свет, очертания и формы предметов стимулируют развитие сетчатки. Вместе с тем в дешифровке значения полученной картинки участвуют и все остальные органы чувств. Например, как вы оцениваете, мягок или крепок приближающийся к вам
пространственный круглый объект. Баскетбольный мяч это или воздушный шарик? Прежде всего мозг судит об этом по ощущению от прикосновения к такому объекту и по звуку. Неважно, поймали вы баскетбольный мяч в руки или он отскочил от вашей головы — головной мозг все равно регистрирует информацию. По мере взросления ребенка головной мозг сможет делать обоснованные предположения о свойствах объектов только по зрительной информации — если такой предмет парит над вами, если он ярко-зеленый и с него свисает ниточка, головной мозг на основании совокупности этих признаков выбирает «верное» решение и останавливается на понятии «воздушный шарик».

Аналогичным образом принимается решение относительно того, горячий предмет или холодный. Тактильные ощущения должны естественным образом быть включены в систему общего мировосприятия. Скоро человек понимает, что пар, исходящий из супницы, является признаком того, что там горячая еда, но можно не бояться обжечь себе язык. В то же время некоторые зрительные ощущения относительно свойств того или иного объекта просто недоступны или неверны — сколько человек уже обжигались горячим утюгом только потому, что у него нет никаких видимых индикаторов, указывающих, что он горячий!

Существуют и свидетельства того, что выработка суждений о размерах предметов должна быть также запрограммирована головным мозгом путем оценки тактильных ощущений. Поэтому, когда малыш «всюду лезет», он просто записывает в свою память «программу» по оценке расстояний с помощью размеров объектов, и наоборот.

Как вы уже поняли, новорожденный малыш «смотрит», но у того, что он видит, еще нет значения. Он не торопясь выстраивает свой значимый мир, используя при этом все остальные органы чувств. Говоря об органах чувств и передаваемых ими ощущениях, нельзя забывать и о таких важных факторах, как телодвижения (включая ползание на четвереньках) и получаемая от них в результате обратной связи информация — насколько далеко малыш находится от некоторого объекта, где находится этот объект относительно других и так далее. Ребенок может научиться оценивать расстояния и подбирать к ним «визуальный ключ» только с помощью собственного перемещения от одного объекта к другому.

В ходе нашего очень краткого экскурса в развитие зрительной системы мы попытались прояснить для вас лишь очень немногие его аспекты и познакомить с огромной сложностью этой проблемы в целом. Когда в результате взаимодействия всех отделов зрительной системы в нашем мозге формируется упорядоченный образ, то это называется зрением, или восприятием.


Статья из книги: Зрение, очки и контактные линзы | Соломон Г., Цинн У.
.
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0