Слабовидящие дети и подростки
Описание
Слабовидящие детиОбнаружить, что у вашего ребенка существуют серьезные проблемы со зрением, граничащие со слепотой, — это тяжелейшее испытание для родителей. Если не учитывать травмы, то эти проблемы, как правило, связаны с врожденными или наследственными дефектами зрения. Врожденные дефекты обычно бывают вызваны вирусной инфекцией во время беременности или употреблением лекарственных препаратов, причем не только запрещенных или нерекомендуемых, но и прописанных вам врачом на законных основаниях.
К наиболее частым детским глазным болезням относятся: альбинизм (недостаток пигмента), кератиты (воспаления роговицы), нистагм (быстрые, подергивающиеся движения глаз), амблиопия, дегенеративная миопия, а также различные травмы глаза.
Сможет ли такой ребенок когда-нибудь вести нормальный образ жизни? Можно ли ему учиться в нормальной школе? На эти вопросы можно вполне квалифицированно ответить «да». Если у ребенка имеется стабильный врожденный дефект зрения, ему вполне можно помочь — так, что он будет видеть лучше и сможет вести вполне нормальную жизнь. Дети легко приспосабливаются к новым ситуациям и быстро учатся пользоваться разными оптическими приспособлениями. Они даже могут приспособиться видеть так хорошо, что это будет казаться вам странным. Например, дети с плохим зрением вдаль умудряются, причем довольно часто, читать мелкий шрифт, держа текст на расстоянии считанных сантиметров от глаз. Это достигается благодаря хорошей способности молодых глаз к фокусировке. Пользуясь ею, такой ребенок может прекрасно учиться в школе, прибегая к телескопическим очкам только тогда, когда нужно взглянуть на классную доску.
В американских школах со слабовидящими детьми работают по-разному. В одних школах их собирают в особые классы для слабовидящих, а в других таких детей группируют в зависимости от их функционального зрения. Идеальными можно считать те случаи, когда дети с нормальным зрением и слабовидящие учатся вместе, в одном классе — тогда они могут больше общаться друг с другом. Прибегая к помощи специального репетитора и используя дополнительный учебный материал, такой ребенок вполне нормально может справляться с школьной программой, учась в самом обычном классе. Мы настоятельно рекомендуем всем школам включать в штат или приглашать с почасовой оплатой преподавателей, специализирующихся на обучении слабовидящих детей, — это даст возможность индивидуально подходить к каждому ребенку.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Нужно внимательно отнестись и к выбору парты. Дело не только в том, чтобы ребенок сидел поближе к школьной доске, хотя и этот фактор может иметь значение. Слабовидящий ребенок должен сидеть там, где освещенность лучше всего удовлетворяет его потребности. Некоторым детям требуется сильное освещение, другим же больше подходит слабое. Например, ребенку с альбинизмом может потребоваться зашторивание окон, чтобы избежать воздействия прямых солнечных лучей, использование затененных линз, специальные боковые щитки на очках или даже козырек, защищающий глаза от верхнего освещения. Другому же ребенку для дополнительного освещения книги или тетради будет необходима хорошая настольная лампа. Отраженный от любых поверхностей свет, мало беспокоящий обычного ребенка, для слабовидящего может стать сильным раздражающим фактором.
Некоторым детям могут также требоваться специальные хорошо разлинованные тетради с четкими линиями, прописи и особые карандаши и авторучки. Поскольку таким детям обычно требуется на выполнение заданий больше времени, учителя должны им его предоставлять. Нужно также поощрять участие слабовидящих детей в различных школьных мероприятиях, однако если у ребенка нормально функционирует только один глаз, то следует избегать занятий контактными видами спорта.
Если вы помните, что острота зрения — это лишь один из показателей работы той сложной системы, которую мы называем зрительной, то вам станет ясно, что просто коррекции зрения может оказаться недостаточно, какой бы важной она ни была. Мы являемся сторонниками того, чтобы слабовидящие дети проходили специальный курс по совершенствованию глазодвигательной активности, по развитию координации «глаз—рука», выполняли упражнения на согласованное движение глаз и так далее. Некоторые упражнения и курсы обучения можно проводить непосредственно в школах под наблюдением учителей и под руководством оптометриста.
Пока что мы обсуждали проблемы ребенка школьного возраста. А что можно сказать о дошкольниках? В этом случае специальные оптические приспособления пригодны постольку, поскольку ребенок понимает, как ими пользоваться. Оптометрист может научить родителей выполнять специальную программу по развитию зрения их ребенка. Точно так же, как для развития мышц ног вы должны больше ходить, так и глаза нужно стимулировать, чтобы они учились лучше видеть. Если, например, вся проблема заключается во врожденной катаракте, то ее нужно удалить как можно раньше, так, чтобы зрительная система могла научиться видеть. После успешно проведенной операции соответствующим образом подобранные очки или контактные линзы могут значительно улучшить зрение.
Даже самым маленьким детям могут назначаться контактные линзы, что уже с успехом делается, причем мягкие контактные линзы намного безопаснее. Естественно, одевать и снимать их должны взрослые, и именно в этом частном случае удобнее использовать линзы, предназначенные для длительного ношения. Контактные линзы хороши и при повреждениях роговицы, осложненной миопии, а также в тех случаях, когда необходима сильная коррекция.
Контактные линзы — это лишь один пример использования новейших достижений науки. Как показывает практика, некоторые родители склонны разрешать использование всяческих необычных приспособлений — в слабой надежде, что они «восстановят» их ребенку зрение. Это такой же миф, как и вера в то, что можно «повысить производительность» головного мозга путем запоминания больших объемов информации. Другие же запрещают применять необычно выглядящие оптические приспособления из-за того, что с ними их ребенок слишком сильно выделяется среди других детей. Такие чувства можно понять, однако лишение ребенка зрения — слишком дорогая цена. Если преодолеть свои предрассудки и позволить ребенку видеть, то это даст вам гораздо больше положительных эмоций.
Слабовидящие подростки
Обучение слабовидящих подростков должно быть направлено на предоставление им возможности получить профессиональное образование и специальность. Родителям просто необходимо посоветоваться с офтальмологом, руководителем учебного заведения, профконсультантом и так далее. Нужно учитывать, что слабовидящие часто сталкиваются при приеме на работу с теми же предрассудками, что и полностью слепые.
Учащиеся с относительно небольшими нарушениями зрения, в большинстве случаев сводящимися к плохому зрению вдаль, но обладающие нормальным зрением вблизи, как правило, не испытывают особых проблем с окончанием средней школы. Как и у «нормальных» школьников, успешное окончание школы и поступление в колледж зависят от знаний, мотивации, интересов и склонностей. Если их зрение позволяет читать учебники, то эти студенты вполне могут заниматься в обычных группах — пользуясь, при необходимости, услугами специалистов по работе со слабовидящими (при этом, конечно, зрение вдаль должно корректироваться с помощью телескопических приспособлений). Такие специалисты работают в тесном сотрудничестве с оптометристами, которые определяют пригодность тех или иных приспособлений. Например, если на старших курсах ухудшается способность читать, то могут потребоваться специальные очки для чтения.
У слабовидящих есть одна особенность — обычно наиболее расплывчато они видят на расстоянии от тридцати сантиметров до метра. Это как раз рабочее расстояние при таких видах деятельности, как печатание на машинке (клавиатуре компьютера), чтение информации с монитора компьютера, проведение лабораторных химических и физических опытов, а также работа в мастерских. Студент может или буквально «утыкаться носом» в свою работу, или вообще отказываться ее выполнять. В этих случаях внимательный специалист по работе со слабовидящими назначит специальные приспособления типа минителескопа, лупы или регулируемой подставки, что позволит зрению такого студента практически «воскреснуть».
Гораздо проще планировать образовательное и профессиональное будущее для тех подростков, у кого дефекты зрения стабилизировались. Эта стабильность предполагает не такую частую смену оптических приспособлений, а если дефект зрения проявляется не очень сильно, то он не слишком ограничивает профессиональные возможности. Единственным серьезным ограничением может быть работа, требующая определенного уровня дистанционного зрения — например, профессия водителя автобуса, оператора подъемного крана и так далее. С другой стороны, большинство рабочих и конторских профессий оказываются вполне доступными. Исследование газетных объявлений о приеме на работу показывает, что около 80 процентов из них вполне подходят для слабовидящих (при условии, что удастся преодолеть упоминавшиеся предрассудки работников отделов кадров).
Если же дефект зрения достаточно силен или состояние зрения быстро ухудшается, то окончить учебное заведение становится чрезвычайно трудно. В этом случае приходится прибегать к более сильным и поэтому ограничивающим средствам (учебникам, напечатанным крупным шрифтом, специальным проекторам), включая услуги специально подготовленных чтецов.
Помимо уже упоминавшихся профессиональных ограничений, здесь добавляются и ограничения, связанные с возможностями улучшения зрения вблизи. В этом случае придется смириться с недоступностью многих рабочих и конторских специальностей, но тем не менее овладеть некоторыми профессиями все равно можно. Например, не имеет смысла претендовать на должность банковского кассира или оператора, однако вполне можно стать в том же банке работником кредитного отдела.
Когда человек уже не может воспринимать напечатанный текст или ему грозит скорая слепота, нужно овладеть азбукой Брайля и готовиться к работе, позволяющей опираться лишь на слух и тактильные ощущения. Молодые люди, как правило, без труда учатся читать по Брайлю, и часто сочетают этот навык с использованием своих зрительных приспособлений.
Статья из книги: Зрение, очки и контактные линзы | Соломон Г., Цинн У.
.
Комментариев 0