Особенности слабовидения в детском возрасте
Описание
Слабовидение у детей протекает сложнее, чем у людей, утративших полноценное зрение в пожилом возрасте. Слабовидящие дети отличаются от взрослых инвалидов по зрению полиморфизмом нарушений, т.е. сочетанием зрительного дефекта с нарушениями слуха, заболеваниями органов, патологией опорно-двигательного аппарата, психоневрологическими нарушениями. Поражения зрительно-нервного аппарата вызывают изменение ряда функций: снижение остроты зрения, контрастной чувствительности, сужение и выпадения в различных участках поля зрения и др., что приводит к нарушению восприятия и связанных с ним изменениям в психоэмоциональной сфере.В отличив от взрослых, утративших зрение в зрелом возрасте, зрительным дефект у ребенка приводит к ряду вторичных отклонений. К числу которых недоразвитие высших пси- функций. В то время как взрослые слабовидящие идентифицируют зрительный образ на основе имеющегося запаса зрительных представлений о форме, цвете, пропорциях различных предметов, о представителях растительного и животного мира, у слабовидящих детей запас зрительных представлений их слабая дифференциация в памяти приводит к неадекватному восприятию образов.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Сформированные представления неполны, расплывчаты, нестойки и нередко ошибочны. У большинства слабовидящих школьников страдают наглядно-образный, зрительно-слуховой и зрительно-двигательный виды памяти, что затрудняет усвоение и запоминание материала. Все это сказывается на формировании, которое более чем у половины слабовидящих детей происходит медленнее. Нарушение мыслительной деятельности в свою очередь оказывает отрицательное влияние на формирование речи. Низкая острота зрения у детей мешает распознаванию букв при чтении, влияет на письмо: вследствие недостаточности зрительных представлений искажаются элементы букв, их расположение относительно друг друга, что отличает детей от взрослых слабовидящих, которые могут писать свободно даже без зрительного контроля. Вторичные отклонения могут усилить первичный дефект, т.е. низкая острота зрения усугубляется ограниченным опытом ее использования.
Дети с врожденными дефектами органа зрения в отличие от взрослых не осознают в достаточной мере степень утраты зрительных функций.
Невозможность адекватного осознания своих дефектов называют анозогнозией.
Ребенок не представляет, как видят мир люди с нормальным зрением, и не может полностью оценить получаемую зрительную информацию.
Критическим моментом в жизни слабовидящего подростка является период, когда он осознает, что невыгодно отличается от других детей. У слабовидящих детей, как и у здоровых, существует потребность в положительной оценке со стороны окружающих. Развитие самосознания и связанной с ним потребности самоутверждения является решающим моментом в моральном развитии. Особое значение в адаптации к зрительному дефекту имеют личностные качества ребенка, определяемые в значительной степени наличием и степенью выраженности органических поражений центральной нервной системы.
Реализация потенциальных возможностей слабовидящего ребенка обусловлена не только характером и степенью имеющегося у него дефекта, но и отношением его родителей к наличию у него дефекта. Позиции родителей могут сильно различаться. Обнаружение у ребенка глубоких нарушений зрения, как правило, является сильным стрессорным фактором, не все родители справляются со сложившейся ситуацией, и неприятие дефекта ребенка может сочетаться с неприятием самого ребенка.
Психологическое развитие ребенка тормозится и тогда, когда родители смирились с дефектом ребенка, но не приняли самого ребенка. Они мало им занимаются, вследствие чего глубокие нарушения зрения сочетаются с педагогической запущенностью. В семьях, где ребенка воспринимают как личность, обиженную судьбой, доминирует чувство вины. Пытаясь ее «искупить», родители потакают желаниям ребенка, вследствие чего он растет капризным, неприспособленным к жизни. Максимально ограничивая зрительную нагрузку, родители готовят за него уроки, читают учебники.
Некоторые родители пытаются компенсировать зрительный дефект развитием других навыков; ребенка направляют в различные секции и кружки, музыкальную школу, требуя успехов, первенства и не учитывая при этом его реальных возможностей и склонностей. Правильной позицией можно считать восприятие ребенка как нормального, но имеющего ряд особенностей, которые нуждаются в коррекции.
Получение общего образования с профессиональной ориентацией подростков может в значительной степени облегчить им выбор трудовой деятельности. В связи с этим детям в школьный период необходимы специальные устройства для развития запаса зрительных представлений, более четкого дифференцирования объектов внешнего мира, точного восприятия образов. Назначение средств оптической помощи определяется возрастом ребенка и степенью утраты зрительных функций. Основные проблемы детей с нарушениями зрения начинаются при получении общего и специального образования: из числа обращающихся к специальной коррекции зрения 31,9% составляют дети и подростки в возрасте до 19 лет.
Специалисты по коррекции слабовидения у детей единодушны в мнении, что предпочтение следует отдавать наиболее простым для пользования приборам.
---
Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.
Комментариев 0