Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Медико-социальная экспертиза и реабилитация лиц с патологией глаз

+ -
0
Медико-социальная экспертиза и реабилитация лиц с патологией глаз

Описание

Слепота — значительное снижение зрения вплоть до его отсутствия. При трактовке слепоты как медико-социального понятия подразумевается состояние, при котором резко снижено или утрачено зрение обоих глаз.

Различают слепоту врожденную и прибретенную. К врожденной относят слепоту, возникшую вследствие нарушения внутриутробного развития органа зрения. Приобретенная слепота может возникнуть в результате различных заболеваний глаз, как локальных, так и обусловленных общими заболеваниями организма и интоксикациями, а также при повреждениях органа зрения, заболеваниях и повреждениях цнс.

При поражении коры головного мозга в области зрительного центра в затылочной доле развивается кортикальная слепота.
Абсолютную слепоту, возникшую без видимых анатомических изменений в глазном яблоке, обозначают термином «амавроз» (греч. атаигоз — темный, слепой). Причинами амавроза в большинстве случаев являются врожденная патология (врожденный амавроз) или приобретенные заболевания ЦНС, а также функциональные расстройства, например, при истерии (истерический амавроз).

По уровню зрения различают частичную, или неполную (практическую), слепоту и абсолютную, или полную, слепоту. При частичной слепоте сохранено остаточное зрение от светоощущения до 0,05.

При абсолютной слепоте острота зрения равна нулю и утрачено даже восприятие света.

Нарушения зрения, когда минимальный показатель остроты зрения (с коррекцией) равен или более 0,05, а максимальный — менее 0,3, обозначают как слабовидение.

В зависимости от причины слепота может быть излечимой (возможно частичное или полное восстановление зрения) и неизлечимой.
По данным ВОЗ, в мире насчитывается 150 млн человек со значительными зрительными нарушениями, в числе которых 40 млн слепых.

Причины слепоты в отдельных странах различны, что в значительной степени обусловлено разным уровнем развития, а также социально-экономическими, географическими и демографическими особенностями. В развивающихся странах основными причинами слепоты являются трахома, онхоцеркоз, ксерофтальмия (особенно у детей), кератомаляция и катаракта, в развитых странах - глаукома, диабетическая ретинопатия, атрофия зрительного нерва, макулодистрофия, катаракта, близорукость и тапеторетинальные дистрофии

В России число слепых и слабовидящих 275 000, среди которых 128 000 полностью или практически слепых и 147 000 слабовидящих. Почти 10 000 слепых и слабовидящих — дети до 18 лет. Основными причинами слепоты и слабовидения являются глаукома, дегенеративная близорукость, атрофия зрительного нерва, ретинопатия недоношенных, патология сетчатки, в том числе диабетическая ретинопатия.

Причины слепоты и слабовидения различны в разных возрастных группах Основными причинами детской слепоты и слабовидения служат атрофия зрительного нерва, дегенеративная близорукость, высокая амблиопия, ретинопатия недоношенных, патология сетчатки, дефекты развития органа зрения, врожденная катаракта.
В большинстве случаев тяжелые зрительные расстройства являются следствием врожденных наследственных заболеваний, в том числе обусловленных внутриутробными нарушениями, осложнениями перинатального периода или наследственными факторами. Более чем в 60% случаев офтальмопатология у этих детей сочетается с нарушениями ЦНС и сердечно-сосудистой системы, отклонениями в психической сфере.

У лиц в возрасте 18—40 лет среди причин слепоты и слабовидения преобладают дегенеративная близорукость, атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, последствия травмы глаз.

В более старшей возрастной группе основными причинами слепоты служат глаукома, дегенеративная близорукость, дистрофия сетчатки, диабетическая ретинопатия, катаракта.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Социальные последствия тяжелых нарушений органа зрения могут привести к инвалидности, которая служит одним из интегральных показателей здоровья населения.

Основными причинами инвалидности вследствие патологии органа зрения в России являются глаукома, последствия травм глаза, дегенеративная близорукость, заболевания сосудистого тракта, сетчатки и зрительного нерва, катаракта.

В России профилактика слепоты и инвалидности по зрению, медико-социальная помощь лицам с тяжелыми зрительными нарушениями рассматриваются как одна из важных государственных задач, к решению которой привлечены научные и практические медицинские учреждения офтальмологического профиля, службы медико- социальной экспертизы (МСЭ) и реабилитации инвалидов, Всероссийское общество слепых и другие ведомства и общественные организации.
МСЭ лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях концепции инвалидности и МСЭ.

Эти положения отражены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181 от 24.01.95), в котором содержатся новые трактовки понятий «инвалидность», «инвалид» и новые позиции определения инвалидности.

В соответствии с ними «инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»
«Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (у детей).
Ограничение способности к игровой деятельности оценивается у детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возрастов по отставанию ребенка в способности к игре не менее чем на 2 эпикризных срока».

Ограничения жизнедеятельности в зависимости от тяжести нарушения здоровья, социальных факторов, способности инвалида осуществлять ту или иную жизнедеятельность ранжируются на 3 степени выраженности.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 965 от 13.08.96 «О порядке признания граждан инвалидами», инвалидность определяется учреждениями МСЭ. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности устанавливается инвалидность. Пили III группы, а лицу в возрасте до 16лет (с 1999г.-до 18 лет) - категория «ребенок-инвалид».

Критерии определения инвалидности изложены в Постановлении Минтруда, социального развития РФ и Минздрава РФ № 1/30 от 29.01.97, где также представлены классификация основных категорий жизнедеятельности, их ограничений по 3 степеням выраженности и классификация нарушений основных функций организма с рубрикацией на 4 степени выраженности.
На учреждения МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной зашиты.

Реабилитация инвалидов
— процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Вопрос о направлении в бюро МСЭ и установлении инвалидности рассматривается после проведения всех диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Определение инвалидности базируется на оценке комплекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов. Тщательное рассмотрение этих факторов необходимо для правильного клинического и социального диагнозов, клинического и социального прогнозов, выяснения реабилитационного потенциала, имеющегося у больного, формирования индивидуальной программы реабилитации.
Требуется установить не только степень утраты либо нарушения медицинского и социального статуса, но и уровень их сохранности, компенсаторно-адаптационные резервы, возможность их мобилизации для полной или частичной реабилитации больного.

В целях объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используют результаты всестороннего обследования, данные функциональных и лабораторных методов исследования, проводят осмотр больного и беседу с ним, изучают представленные документы.

Освидетельствование лиц с патологией органа зрения на предмет определения инвалидности осуществляется в специализированных офтальмологических бюро МСЭ или бюро общего профиля.

Офтальмологическая экспертиза имеет специфические особенности.

Зрение — сложнейший психофизиологический процесс, необходимый для нормальной жизнедеятельности человека. Поскольку' 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор, он имеет первостепенное значение среди других сенсорных систем интегрированной деятельности человека.

При МСЭ лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз определяют с учетом:
  • наследственной отягощенности;
  • анамнеза и катамнеза заболевания, особенностей его течения;
  • сроков наступления зрительных расстройств;
  • нозологической формы офтальмопатологии;
  • детальной характеристики структурных нарушений органа зрения;
  • состояния и динамики зрительных функций;
  • электрофизиологических характеристик зрительно-нервного аппарата;
  • данных зрительной работоспособности;
  • сведений о сопутствующей патологии других органов и систем организма;
  • оценке возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения.

В числе социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, стаж работы, условия и характер трудовой деятельности, размер заработной платы, психологические особенности больного и личностную установку на труд, возможность социальной адаптации, нуждаемость в различных видах социальной помощи.

На основе сопоставления результатов подобного комплексного анализа с содержанием основных категорий жизнедеятельности и выносится суждение о способности освидетельствованного лица к жизнедеятельности. При этом учитывают все медицинские, социальные и психологические факторы.

Ограничения жизнедеятельности, вызванные зрительными расстройствами, можно определить при правильной диагностике клинической (нозологической) формы заболевания, изменений структур глазного яблока, анализе зрительных и иных функций зрительного анализатора, определении клинического прогноза, адаптации к зрительному дефекту, состояния иных сенсорных систем, важных для частичного замещения или компенсации нарушенных зрительных функций.
Нарушение зрения неблагоприятно влияет почти на все проявления жизнедеятельности, но выраженность этого влияния различна.

Способность человека к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от остроты зрения и поля зрения.

При визометрии — исследовании остроты зрения оценивают способность заметить, различить, опознать, для чего применяют буквенные таблицы, политесты, оптотипы, двухразрывные кольца, штриховые миры, нистагм-аппарат и др.
Ценную информацию о разрешающей способности глаза дает исследование контрастной чувствительности с применением визоконтрастометрии, результаты которой позволяют судить и о частотно-контрастных характеристиках, и о разрешающей способности глаза

Для исследования поля зрения используют современные методы кинетической и статической периметрии. При различных формах офтальмопатологии встречаются разнообразные нарушения периферических границ поля зрения, а также скотомы в его центральных зонах, что уменьшает способность к самообслуживанию, передвижению, общению, ориентации.

Зрительные определяются при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при МСЭ выраженность их нарушений оценивается по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции
Оценка возможностей зрительного анализатора применительно к специфическим задачам трудовой деятельности и обучения представляет собой более сложную задачу. Помимо анализа остроты и поля зрения, требуется оценка и иных функций зрительного анализатора, особенно значимых для выполнения различных видов труда, в том числе работ зрительного профиля, а также общего и профессионального обучения.

К этим функциям относятся световая чувствительность (темновая адаптация), цветоощущение, состояние бинокулярного зрения, острота зрения вблизи, аккомодация. зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики.

Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях ЦНС, расстройствах мышечного аппарата глаза, патологии зрительно-нервного аппарата даже при относительно хороших показателях остроты и поля зрения патологическое зрительное утомление, низкая зрительная продуктивность снижают способность к работам зрительного профиля, в том числе требующим постоянного использования компьютеров.

Способность к выполнению работ зрительного профиля, связанных с постоянным использованием компьютерной техники, ограничена у лиц с высокой аметропией, одноглазием. нистагмом
Важное значение имеют данные о состоянии гидродинамики и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к труду, связанному с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой


Таким образом, оценка способности освидетельствуемого к обучению (в том числе приобретение профессии) и к трудовой деятельности основана на соответствии всех параметров его клинико-функционального состояния требованиям, предъявляемым к нему характером и условиями обучения и труда, в том числе санитарно-гигиеническими и психофизиологическими факторами учебной, трудовой деятельности, содержанию и объему выполняемой работы или учебного процесса.
Важную информацию о состоянии зрительного анализатора при определении ограничений жизнедеятельности обеспечивают электрофизиологические исследования (ЭФИ), дающие качественную и количественную оценку функционального состояния различных отделов и компонентов зрительно-нервного аппарата

Особенно важны показатели ЭФИ при заболеваниях зрительного нерва, сетчатки в случаях, когда визуальные методы исследования (офтальмоскопия, офтальмобиомикроскопия, офтальмохромоскопия) не выявляют изменений.

Столь же необходимы данные ЭФИ при помутнениях преломляющих сред, когда визуальное исследование структур глазного дна невозможно. Наряду с контрольными методами исследований зрительных функций результаты ЭФИ дополняют суждение о достоверности показаний освидетельствуемого и его способности к осуществлению жизнедеятельности.

Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора с учетом международной классификации зрительных расстройств (Международная классификация болезней X пересмотра) позволяет рубрицировать тяжесть его нарушений на 4 степени:

  • I — малая степень слабовидения,
  • II — средняя степень слабовидения;
  • III — высокая степень слабовидения;
  • IV — практическая или абсолютная слепота.

Значение различных показателей и соответствующие критерии оценки нарушения функций приведены в таблице.
Комплексная оценка всех вышеперечисленных позиций позволяет установить инвалидность и ее группу в соответствии с общими критериями инвалидности, а также определить нуждаемость инвалида в социальной защите, включая реабилитацию.

Инвалидность I группы устанавливается преимущественно при ограничении жизнедеятельности, обусловленной полной или практической слепотой.

Инвалидность II группы определяется в основном при ограничении основных категорий жизнедеятельности в связи с высокой степенью слабовидения.

Инвалидность III группы устанавливается главным образом при ограничении способности к профессиональной деятельности, обусловленной слабовидением средней или малой степени либо иными умеренными зрительными нарушениями.

При определении инвалидности, помимо состояния органа зрения, учитывают, как указано выше, многие социальные и психологические факторы, клинический и реабилитационный прогнозы.

Помимо определения инвалидности, в задачи бюро МСЭ входит формирование индивидуальной программы реабилитации больных. В проведении реабилитационных мероприятий инвалидов по зрению должны участвовать лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи, предприятия, сами инвалиды и их семьи, а также правления и предприятия Всероссийского общества слепых.

В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических. социологических, педагогических, профессионально-трудовых программ, поэтапное и взаимосвязанное применение которых всемерно способствует восстановлению здоровья, трудоспособности и социальной интеграции незрячих.
В комплексе реабилитационных мер ведущую роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной офтальмологии, многим тысячам слепых возвращено зрение.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых: развитие мобильности. сенсорного восприятия, овладение навыками ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (комбинации 6 выпуклых точек создают 63 знака, достаточных для обозначения букв, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники приспособлениями, приборами и системами, компенсирующими частичную или полную потерю зрения.

Реабилитации способствует психологическая коррекция, преодоление психологического комплекса неполноценности. Для осуществления элементарной реабилитации созданы специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.

Профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих для социально-трудовой реабилитации осуществляется в специальных техникумах, профессионально-технических училищах, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых.

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строятся с учетом своеобразия развития детей при разных формах нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики.

В школах-интернатах осуществляется и трудовая подготовка, имеющая политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо на государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних учебных заведениях и по их окончании работают в различных отраслях народного хозяйства.

Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных (со зрячими) возможностей получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в производстве и общественной жизни общества, полноценной социальной интеграции.
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0