Экспертиза трудоспособности и трудовое устройство слепых и слабовидящих
Описание
Слепота относится к одной из тяжелых форм инвалидности. Лицам, лишенным зрения, устанавливается первая группа инвалидности, так как они нуждаются в посторонней помощи.
Исходя из научного определения, слепота — полная потеря зрения на оба глаза, т. е. состояние, при котором зрение равно нулю. Практически же слепота наступает тогда, когда человек теряет способность ориентироваться в окружающей обстановке. Поэтому в практике экспертизы первая группа инвалидности устанавливается не только полностью слепым, но и лицам, у которых сохранилось лишь остаточное зрение: острота зрения лучше видящего глаза не превышает 0,03 (не корригируется) или поле зрения обоих глаз сужено до 5—10°.
Врачебно-трудовая экспертиза слепых обычно не вызывает затруднений. Исключением могут быть случаи, когда в обоих глазах имеется выраженный патологический процесс, приведший к практической слепоте, в связи с чем больному устанавливается первая группа, а через некоторое время выясняется, что он не только не нуждается в посторонней помощи, но даже выполняет работы, требующие зрения. Следует отметить, что не всегда характер патологических изменений в глазу дает возможность точно судить о степени функциональных нарушений. Например, при атрофии зрительных нервов с выраженными изменениями глазного дна трудно сказать точно, насколько снижена острота зрения: до 0,02 или до 0,08. В то же время решение вопроса о группе инвалидности (первая или вторая), а следовательно, и уточнение нуждаемости в постоянной помощи зависит от остроты зрения. В таких случаях необходимо систематическое наблюдение за больными; путем многократных исследований различными контрольными методами надо стремиться определить истинную остроту зрения.
Для вынесения окончательного экспертного заключения в сомнительных случаях, помимо контрольных методов исследования зрения, следует производить тщательное бытовое и производственное обследования, с помощью которых может быть объективно установлено, нуждается ли больной в посторонней помощи. Во избежание ошибочных выводов нельзя забывать и о том, что иногда, особенно при давно развившейся слепоте, человек может ориентироваться в хорошо знакомой ему местности и передвигаться без посторонней помощи. Приходилось наблюдать такие случаи, когда ВТЭК на основании полученных при обследовании на дому данных о том, что больной самостоятельно передвигается, необоснованно отказывала в признании его инвалидом первой группы, несмотря на наличие тяжелого патологического процесса в глазу, приведшего к практической слепоте.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
В практике врачебно-трудовой экспертизы могут встречаться и такие случаи, когда при офтальмологическом исследовании никаких отклонений от нормы не отмечается, а острота зрения больного, по его показаниям, соответствует практической слепоте. В этих случаях врач-эксперт должен быть очень осторожен в своих выводах. Конечно, не следует допускать симуляции, но и нельзя подозревать ее там, где ее нет, так как это чревато тяжелыми последствиями для больного. Из предосторожности в таких случаях не следует ставить окончательный диагноз симуляции на основании одного только исследования глаз: необходимо подробное исследование психоневролога для исключения истерии, травматического невроза, корковой слепоты, агнозии и др. Иногда должно быть не только произведено повторное исследование, но и установлено наблюдение за больным в стационаре.
Кроме того, необходимо обследовать больного на дому, выяснить, чем он занимается, пользуется ли посторонней помощью, какую работу выполняет самостоятельно, читает ли и т. п. Слепота возникает в результате различных заболеваний или травм глаз, а иногда вследствие общих заболеваний организма, ведущих к заболеваниям органа зрения. Достижения советской науки, правильная организация здравоохранения, поднятие культурного уровня населения привели к снижению количества слепых.
В царской России слепым не оказывалось почти никакой социальной помощи. В настоящее время советское правительство приняло все меры к улучшению их быта и вместе со Всероссийским обществом слепых объединило лиц, потерявших зрение, в организации, помогающие своим членам вести самостоятельную трудовую жизнь.
Лица, лишившиеся зрения, могут приспособиться и выполнять разнообразные виды физического и интеллектуального труда. Это возможно потому, что они активно используют слуховые, обонятельные, осязательные,' двигательные и проприоцептивные функции. Как показали исследования М. И. Земцовой (1954), лица, утратившие зрение, применяют в трудовых процессах свои прошлые зрительные представления, которые играют большую роль в компенсаторном приспособлении этих лиц. Рано ослепшие достигают успехов в трудовой деятельности посредством проприоцептивных, осязательных, двигательных и слуховых приемов ориентировки. Поздно ослепшие, у которых такие приемы не успели выработаться, достигают совершенства в труде за счет мобилизации прежних зрительных представлений, облегчающих им ориентировку с помощью осязания и слуха. Как рано, так и поздно ослепшие могут оперировать также сложными пространственными представлениями. Желая выйти из состояния инвалидности, ослепшие проявляют волевые усилия, необходимые для преодоления трудностей.
Главным фактором, способствующим восстановлению трудоспособности слепых, является труд. Поэтому задача врача-эксперта состоит в том, чтобы помочь слепому человеку выбрать подходящий вид работы. При этом следует учитывать общее состояние здоровья, профессиональный опыт, квалификацию, образование, культурный уровень и трудовую направленность слепого. Кроме того, лица с остаточным зрением должны быть трудоустроены так, чтобы выполняемая работа не привела к полной слепоте. Противопоказания к той или иной работе зависят от характера патологического процесса в глазу. Например, при глаукоме, тяжелой прогрессирующей близорукости больные не должны выполнять работы, связанные с подъемом значительных тяжестей.
При трудовом устройстве слепых нужно учитывать период наступления слепоты и интересы лица, потерявшего зрение.
Так, поздно ослепшие, уже имеющие профессию, часто могут продолжать работу по своей специальности, если к этому нет противопоказаний. Известно, что многие ученые, писатели, педагоги, скульпторы, потерявшие зрение в зрелом возрасте, приспособились к изменившимся условиям и продолжают свою научную и практическую деятельность.
Слепые, которые трудоустраиваются на педагогической, научной, литературной, юридической, административно-хозяйственной и культурно-массовой работе, нуждаются в зрячих чтецах-секретарях.
За последние годы труд слепых нашел значительное применение в разнообразных отраслях промышленности. В области металлообработки труд ослепших применяется на металлорежущих станках (токарных, сверлильных, фрезерных, протяжных шлифовальных, резьбонарезных и др.), на ручной обработке (нарезка гаек, и винтов, правка, штамповка, формовка, навивка пружин и пр.), на различных вспомогательных работах (вязка деталей перед никелировкой, промывка и расфасовка мелких деталей), на контрольных операциях (проверка размеров, формы изделий и др.).
В деревообрабатывающей промышленности труд слепых рекомендуется применять на следующих производствах: столярно-мебельном, бондарном, сито-решетном. Труд слепых применяется в электрорадиопромышленности (сборочно-монтажные операции) , на обувном, щеточном, шорном, бумаго-картонажном, валяльно-войлочном и веревочных производствах, в полиграфической, игрушечной, резиновой промышленностях, в сельском хозяйстве и др.
Для слепых необходима специальная организация рабочего места: зрячий персонал должен систематически контролировать работу слепого, снабжать его заготовками и всем необходимым для работы, обрабатываемые детали должны быть несложными и не очень больших размеров и веса; такие принципы организации труда существуют в учебно-производственных комбинатах Всероссийского общества слепых.
В Советском Союзе слепые не оторваны и от культурной жизни: для них печатается литература выпуклым шрифтом, имеются специальные библиотеки.
Членами Всероссийского общества слепых могут быть не только слепые и приравненные к ним лица с остаточным зрением, но и слабовидящие. По данным Л. А. Радушинского (1958) и В. С. Сверлова (1955), в настоящее вре^я около половины этого общества составляют слабовидящие.
Термин «слабовидящий» сложился исторически и получил широкое распространение. Однако официально установленных границ слабовидения нет, и они не совпадают в трактовке различных ведомств. Так, по Министерству просвещения к слабовидящим относят детей с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Дети с таким зрением учатся в школах для слабовидящих. В системе Министерства социального обеспечения, где интересуются не только обучением, а главным образом трудовым устройством, к слабовидящим относят лиц с остротой зрения от 0,04 до 0,08.
В связи с указанным резким снижением зрения такие лица обычно могут выполнять работу лишь в специально созданных условиях. Поскольку слабовидящие в постоянной посторонней помощи не нуждаются, им устанавливается не первая, а вторая группа инвалидности.
Было бы неправильным считать, что снижение остроты зрения обоих глаз до 0,08 (с коррекцией) является всегда той верхней границей, когда устанавливается вторая группа инвалидности. В некоторых случаях и при более высокой остроте зрения, например 0,09—0,1, а иногда и выше, может стоять вопрос о признании больного инвалидом второй группы. Это может иметь место при тяжелых прогрессирующих заболеваниях или резком сужении поля зрения, когда больному всякий труд в обычных профессиональных условиях противопоказан.
В нашей стране люди, лишившиеся зрения, окружены большой заботой и вниманием. Советское правительство предоставило! слепым и слабовидящим (инвалидам первой и второй групп) ряд льгот и преимуществ: шестичасовой рабочий день, месячный отпуск, бесплатный проезд на городском транспорте, освобождение от уплаты налогов (подоходного и за бездетность). В связи с этим в справках, выдаваемых инвалидам первой и второй групп по состоянию их зрения, указывается:«Инвалид по зрению».
Рациональное трудовое устройство слабовидящих имеет важное значение, так как противопоказанная работа может привести к дальнейшему падению зрения и даже к слепоте. Исходя из этого, нельзя разрешать слабовидящему выполнять любую работу. При трудовом устройстве слабовидящих следует исходить не только из состояния остроты зрения, но и из характера патологического процесса в глазу. Здесь необходимо еще раз напомнить, что нельзя слабовидящего, у которого имеется высокая близорукость, с изменениями глазного дна, трудоустраивать на работах, связанных с постоянным напряжением зрения и подъемом значительных тяжестей.
Выбор вида труда (профессии или операции) для слабовидящего определяется также и условиями, в которых этот труд протекает, так, например, освещенностью рабочего места, размером предметов, которыми оперирует рабочий, их весом, физическим усилием и т. д. При соблюдении указанных выше требований слабовидящий может выполнять не только такие работы, как упаковка, фасовка, укладка, наклейка ярлыков и т. п., но даже такую работу, как, например, слесаря-сборщика средних по размерам изделий.
Кроме того, всем слабовидящим независимо от характера патологического процесса в глазу противопоказаны работы, связанные с опасностью повреждения глаз, так как самая незначительная травма глаз может привести к ухудшению зрения. Нам пришлось наблюдать случаи, когда это требование нарушалось, что приводило к весьма тяжелым последствиям для больного. Поэтому лечащие врачи и врачи ВТЭК, под наблюдением которых находится слабовидящий, должны установить строгий контроль за характером выпол-няемой им работы.
Проведенное нами обследование фактического трудоустройства слабовидящих в различных учебно-производственных комбинатах Всероссийского общества слепых показало, что такие лица нередко выполняют противопоказанную им работу, в связи с чем отмечается постепенное падение зрения. Так, например, слабовидящие, страдающие высокой осложненной близорукостью с остротой зрения обоих глаз 0,05— 0,06, наматывали нитки на катушки правильными рядами. Эта работа требует большого напряжения зрения и в данном случае противопоказана. Другой инвалид второй группы по зрению с атрофией зритель-' ного нерва выполнял работу заливщика, имел дело со свинцом, который, как известно, является нейротроп-ным ядом. При наличии уже имеющейся атрофии зрительных нервов такая работа, безусловно,, проти-вопоказана. Подобное не всегда рациональное трудоустройство слабовидящих объясняется отчасти тем, что при вынесении трудовых рекомендаций таким лицам врачи-эксперты не указывают противопоказанных им по состоянию глаз условий труда, а лишь ограничиваются формулировкой: «трудовое устройство в системе ВОС». Мы обращаем внимание на это очень важное обстоятельство потому, что инвалид со справкой ВТЭК, где ничего не говорится о противопоказанных ему работах, поступает в распоряжение начальника цеха или мастера, которые трудоустраивают его по своему усмотрению, а не в соответствии с медицинскими показаниями.
Вопрос о правильном трудовом устройстве слабовидящих является одним из актуальнейших вопросов, связанных с профилактикой слепоты. Одной из задач органов здравоохранения и социального обеспечения является проведение необходимых организационных мероприятий, обеспечивающих врачебный контроль за правильным трудовым устройством слабовидящих.
Комментариев 0