Методы определения симуляции монокулярной слепоты
Описание
Предложено множество различных методик и приборов, но все они основаны на дезориентации испытуемого и создании условий для исследования зрения "слепым" глазом. Исследования проводятся с применением объективных и субъективных методов.Объективные методы
1. Исследование реакций зрачка. При полной слепоте на один глаз прямая реакция зрачка на свет отсутствует, содружественная сохранена. Применяя это исследование, необходимо не забывать, что при амаврозе, вызванном некоторыми отравлениями (свинец, хинин) , при истерическом амаврозе, при уремии и слепоте центрального происхождения (вследствие разрушения соответствующей области мозговой коры) реакция на свет даже в совершенно слепом глазу может быть сохранена. При некоторых заболеваниях центральной нервной системы (спинная сухотка) реакция на Свет может совершенно отсутствовать, но зрение сохраняется.
2. Кампиметрический метод. При исследовании на кампиметре в случае двустороннего зрения слепое пятно не определяется. При наложении повязки на мнимослепой глаз слепое пятно будет определяться.
3. Проба Шмидт-Римплера. Испытуемого просят фиксировать свою руку, затем незаметно для него прикрывают здоровый глаз. Врач должен определить, фиксируется ли при таком положении рука мнимослепым глазом.
4. Исследование конвергенции. Обследуемому предлагают фиксировать какой-нибудь предмет обоими глазами. Если оба глаза видят достаточно хорошо, они конвергируют без особых усилий. Если же один глаз слепой или видит плохо, со временем он начинает отклоняться. Однако не следует забывать о пороках конвергенции, когда это тоже может наблюдаться. Если закрыть мнимослепой глаз, тут же этот глаз устанавливается, тем самым исключая слепоту, высокую степень амблиопии.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
5. Тест прикрытия. Закрывая испытуемому то один, то другой глаз, следят за установлением фиксации. Если это происходит сразу и уверенно, это является основанием для исключения высокой степени амблиопии и слепоты.
Субъективные методы
1. Больному предлагают смотреть мнимослепым глазом вверх, вниз, направо, налево и сопровождают это движением пальца в соответствующую сторону, а затем, как бы ошибившись, продолжают движения пальцев, сопровождая его словами "теперь сюда". Наличие зрения подтверждается движением глаза за пальцем.
2. Оригинальный метод определения монокулярной слепоты предложен в 1932 г. Я. П. Сандомиром, Угощая испытуемого папиросой, подают ее в тот угол, который соответствует незрячему глазу и просят его закурить. Наблюдают за поведением пациента. Если испытуемый легко выполняет задание (закуривает), значит он видит.
3. Испытуемому в пробную оправу вставляют цилиндрические стекла -2,0 и +2,0 Д, установив оси параллельно (т.е. оптическое действие цилиндров нейтрализовано), предлагают читать буквы по таблице. Затем незаметно перед зрячим глазом один из цилиндров поворачивают на 90°. Таким образом создаются условия для искусственного астигматизма в 4,0 Д. При этом зрение зрячего глаза резко снижается и если исследуемый продолжает читать, то он читаетислепым"глазом,
4. Перед здоровым глазом помещают в пробную оправу +5,0 Д и предлагают читать с расстояния 20 см. Далее незаметно для исследуемого отодвигают книгу дальше. Если же испытуемый продолжает читать, он читает мнимослепым глазом.
5. Испытуемому в пробную оправу помещают выпуклое стекло +8,0 Д и одновременно +0,26 перед "слепым". Предлагают читать пробные знаки таблицы для определения остроты зрения. Если он их читает, то это подтверждает одностороннюю симуляцию слепоты.
6. Обследуемому предлагается прочитать вслух с расстояния 35 ом одну страницу шрифта, строчки которого должны меть не более 10 см длины. Когда пациент читает, на середину страницы помещают вертикально линейку шириной около 3 см. Если он продолжает читать, значит он видит двумя глазами.
7. При бинокулярном зрений обе зрительные оси направлены на фиксируемый предмет. Если один глаз слеп, то он стремится принять покойное положение, т.е. отклонится несколько кнаружи, так как направления осей орбиты расходятся под углом в 23° . Испытуемому предлагается фиксировать какой-нибудь предмет на расстоянии около 2 м и поочередно закрывают то один, то другой глаз. Если один глаз действительно слепой, он не изменит при этом своего положения, в то время как зрячий, будучи открытым, фиксирует предмет, а будучи закрытым принимает покойное положение, т.е. отклоняется несколько кнаружи.
8. Проба Falta(1915). Обследуемому предлагают фиксировать глазами палочку, которую врач держит на расстоянии 15 см от переносицы пациента. Если один глаз слеп или обладает низким зрением, при приближении палочки он отклонится кнаружи. Проба считается отрицательной, если конвергентная способность обоих глаз не нарушена, При этом оба глаза оказываются зрячими. Выполняя эту пробу, Необходимо помнить, что в некоторых случаях конвергенция может быть нарушена даже при наличии достаточного зрения, и, наоборот, при одностороннем снижении зрения иногда сохраняется конвергентная способность обоих глаз.
9. Перед глазами симулянта располагают такие две призмы, которые в сумме давали бы 30° . Таким образом, создается диплопия, которую нельзя подавить мышечным напряжением. Затем на расстоянии приблизительно 60 см от глаз по средней линии помещают объект, который предлагают взять испытуемому. Если пациент не может выполнить задания, жалуясь на двоение, это является подтверждением наличия у него зрения мнимослепым глазом.
10. Исследуемому предлагают читать знаки таблицы, в пробную оправу перед мнимослепым глазом помещают призму от I до 10 Д, направленную основанием к виску. Если больной видит ложнослепым глазом, глаз передвигается к носу (внутрь) для того, чтобы предотвратить двоение, а после удаления призмы глаз передвигается кнаружи.
11. Если предложить симулянту смотреть на пламя и поставить перед его "слепым" глазом аддуцирующую призму в I0°, глаз сделает аддуцирующее движение, если он видит, и не сделает, если он слеп.
12. Закрывают "слепой" глаз больного рукой и вызывают у него монокулярные двойные изображения, держа преломляющее ребро призмы горизонтально перед серединой зрачка здорового глаза. Убедив больного в возможности получения двойных изображений в одном глазу, как бы нечаянно открывают глаз, закрытый рукой, и в то же время отодвигают призму кверху так, чтобы она закрыла весь зрачок. Затем, показывая свечу, спрашивают: "Стоят ли свечи одна прямо над другой?" или что-либо подобное, но не говорят "Вы и теперь видите два огня?", так как такой вопрос вызывает недоумение. Если он и теперь видит два изображения, одно из них он видит мнимослепым глазом,
13. Закрыв здоровый глаз, предлагают исследуемому смотреть прямо перед собой. При этом симулянт будет фиксировать взглядом какой-нибудь предмет. Если перед глазом поставить призму в 10 - 12 Д, фиксируемый предмет "перемещается" в сторону от желтого пятна. При этом глаз рефлекторно делает поворот в сторону вершины призмы, так как иначе нельзя видеть фиксируемый предмет. Если же глаз действительно слепой, он остается неподвижным.
14. Исследуемому дают читать книгу и во время чтения приставляют к одному глазу призму в 5-6 Д основанием кверху или книзу. Если чтение производится двумя глазами, вызванная призмой диплопия настолько мешает процессу чтения, что испытуемый немедленно сбивается, так как чтение становится невозможны. При слепоте или значительном понижении зрения одного глаза чтение продолжается беспрепятственно.
15. Исследуемому предлагают спускаться по лестнице и в то же время надевают очки, в которых перед одним глазом вставлено плоское стекло, а Перед другим - призма в 4-5 Д основанием кверху или книзу. Вызываемая этим диплопия настолько расстраивает бинокулярное зрение, что испытуемый не в состояний разобраться, какая ступенька истинная, а какая ложная, спотыкается и может упасть, поэтому необходимо поддерживать его во время исследования. При действительной слепоте одного глаза надевание таких очков никакого действия не оказывает.
----
Статья из книги: Методы определения симуляций остроты зрения | Жабоедов Г. Д., Скрипник Р. Л.
Комментариев 0